Конспект занятия по теме: «Артикуляционная гимнастика».

Артёмова Ольга Юрьевна

 Конспект занятия по разделу «Культура и техника речи» ,  позволяющий  познакомться с основными элементами зарядки для нашего речевого аппарата через артикуляционную гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyac.gimnastika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия   по теме:  «Артикуляционная гимнастика».

(для учащихся начальной школы 1-4 классов)

                   

Цель занятия:  Научить детей артикуляционной гимнастике, для развития речевого аппарата.

Задачи:  - обучить  упражнениям артикуляционной гимнастики

               -  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию

               -   воспитание культуры  сценической речи.

Оборудование: компьютор, мультимедийный  проектор, экран, раздаточные карточки.

Литература: Л.Д. Алферова  Речевой тренинг. Дикция и произношение.

                    Е. Головинская  Сценическая речь.

                      Сайт Драматешка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент, сообщение темы и цели занятия.

   Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим занятия по разделу «Культура и техника речи» и познакомимся с основными элементами зарядки для нашего речевого аппарата.

 2. Вступительная беседа, повторение пройденного.

   На прошлом занятии мы познакомились и выполняли упражнения на дыхание. Сейчас мы повторим некоторые из них.

                   Все встали в круг и сделали вдох. На секунду задержали воздух и спокойно сделали выдох, произнеся звук «ф». Не надо стараться взять воздух до предела и не нужно напрягаться!  На 3 секунды – вдох, секунда – задержка, на 5 секунд спокойный плавный выдох на «ф». Некоторые из вас поднимают плечи – это неверно, так вы быстро устанете. Дышать нужно, как космонавты в полете. Давайте попробуем еще раз. 5 человек лягут на ковер и положат ладошку на живот. Теперь спокойно сделайте  вдох и выдох. Чувствуете, как ладошка поднимается и опускается? Глядеть на ладонь не надо, не напрягайтесь! Теперь другая пятерка будет « космонавтами», а вы попробуйте, уже стоя, сделать вдох,

                 Чтобы ладошка отталкивалась от живота при вдохе. Диафрагматическое дыхание совершается главным образом при помощи  опускания  диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота  несколько выпячиваются  вперед. Это не  исключает реберного дыхания, когда расширяются боковые стенки грудной клетки. Правильным дыханием является смешанно-диафрагматическое.  

                  Все  встанем в круг и выполним упражнение «Свечка». Цель  упражнения – развитие  речевого  дыхания.

    Вытянем вперед руку и согнем в локте,  ладонь будет воображаемой свечкой .

            Все делают бесшумный вдох через нос, затем подуем  на воображаемую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать « пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, это мы проверяли и видели, как распределяются потоки воздуха от того, как   плавно, правильно распределено и расходуется дыхание.

          А теперь сделаем упражнение для голоса, которое неразрывно связано с дыханием. Поэтому мы продолжаем следить за добором дыхания, положив ладонь на живот. Некоторые ребята говорят глухо, как бы «в живот».  Итак, 1 упражнение: Прикрыть рот, чтобы произнести звук «м». Губы сжимать не надо, они расслаблены. Вдохнуть, затем промычать этот звук до выдоха, стараясь вывести его вперед, чтобы было щекотно губам.  Запомним это упражнение,  мы сегодня вернемся  и попытаемся сделать его немного усложнив, с учетом нового материала .

 3. Изучение нового материала.        

        Сегодня мы продолжим знакомство с упражнениями по развитию  речи, и узнаем об артикуляционной гимнастике.

  •   Для достижения выразительности речи нужно иметь хорошо развитые губы. Произнести скороговорку с вялыми губами нельзя, а для этого нам их нужно «размять», как разминается спортсмен перед соревнованиями. Некоторые упражнения могут показаться смешными, но нужно сдерживаться и старательно выполнять эти движения.  

                                       Зарядка для шеи и челюсти.                             

  •  наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
  • «удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно;
  • «зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау,вау»,подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться;
  •  «горячая картошка»: положить в рот воображаемую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена)

                                               Зарядка для губ.

  • сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку;
  • «трубочкой» попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку;
  • круговые движения «трубочкой» в одну сторону, потом в другую;
  •  почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять ее вверх;
  •  почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить ее вниз;
  • «Веселый пятачок»: на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок  у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке не обнажая зубов;
  • сомкнутые вытянутые   губы (пятачок) двигаются  сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
  •  «пятачок» делает круговые движения сначала в одну  сторону, потом в другую.        

      КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЕЛАЕТСЯ ПО 5-8 РАЗ, ПОСЛЕ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ПАУЗА ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ ГУБЫ РАССЛАБЛЯЮТСЯ.                          

         Зарядка для языка.

  • «Жало змеи»:  рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево;
  • «Конфетка»:  губы сомкнуты, языком за ними перемещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу;
  • «Колокольчик»: рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика;
  • «Уколы»:  острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна;
  • «Самый длинный язычок»: высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
  • теперь все вместе  полностью освободим мышцы губ, фыркнув,как  лошадка.

Для закрепления   темы  нужно знать  артикуляционные гласные – И, Э, А, О, У, Ы , которые в сочетании с согласными дают артикуляционные звуки. Например: БИ- БЭ- БА-БО- БУ- БЫ.   Итак, повторим гласные………., а теперь чередование с согласной Б четко проговаривая звуки и делая артикуляцию.  

 В первой части нашего занятия мы делали упражнение со звуком «М». Теперь мы согласно артикуляции произнесем слоги : М-М-М-И ;      М-М-М-Э;

М-М-М- А;  М-М-М-О; М-М-М- У;  М-М-М- Ы.

     Упражнения  с    артикуляционными гласными      будут повторяться на каждом нашем занятии, поэтому  все должны знать   их наизусть .

   Попробуем  закрепить сегодняшний материал на скороговорках.  Чтобы  четко произнести скороговорку, надо несколько раз делать это беззвучно,   активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло. Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – 3 раза подряд.

  - Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ежа.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

- Три сороки, три трещотки,   потеряли по три щетки.

- Мокрая погода размокропогодилась.

    4.  Подведение итогов занятия. Рефлексия.

    Итак, сегодня мы познакомились с упражнениями артикуляционной гимнастики, которая важна для  четкости и выразительности  сценической речи.

       Домашнее задание: Знать артикуляционные гласные, уметь чередовать их с согласными, уметь произносить скороговорки с учетом разминки упражнений на дыхание  и артикуляционной гимнастики.