Формирование мотивации к театральным занятиям в системе дополнительного образования
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Называевского муниципального района Омской области
Формирование мотивации к театральным занятиям
в системе дополнительного образования
Составитель: Токарева Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
Называевск – 2018
ВВЕДЕНИЕ
«У каждого человека есть задатки, дарования,
талант к определенному виду
или нескольким видам (отраслям) деятельности.
Как раз эту индивидуальность и надо суметь распознать,
направить затем жизненную практику
ученика по такому пути,
чтобы в каждый период развития ребенок достигал,
образно говоря, своего потолка»
В.А. Сухомлинский
Почему мы говорим о мотивации к занятиям искусством как о важном факторе успешности учебного процесса в дополнительном образовании, и что значит мотивированная и немотивированная деятельность?
Как известно, деятельности без мотива не бывает. Немотивированная деятельность, согласно А.Н. Леонтьеву, – это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Когда обучающийся не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий. Именно эмоциональное притяжение обучающегося к тому или иному виду искусства позволяет говорить о том, что в таком случае наблюдается личностная склонность или направленность личности. Но эмоциональная окраска может лишь маскировать истинный мотив, побуждающий к занятиям искусством, ведь генетически, цель деятельности и мотив не всегда совпадают. Влияние мотивации на поведение обучающегося зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности ребёнка.
– Это значит, то, что получается – то и привлекает! Это закон обратной связи, где сигналом для личности является успех. Сигналы успешности занятий чем-либо трудно переоценить. Они гласят: эта деятельность нас принимает, мы для нее годимся. Значит, влиять на мотивацию можно через внушение веры в себя, в то, что все что делается – все именно это и здорово, и продуктивно, и развивает нас в любом случае, даже если что-то в реальном воплощении задуманного пока не удалось.
– Самое существенное влияние на мотивацию обучающихся к занятиям театральным искусством оказывает та мотивация, которая исходит от взрослых, педагогов, родителей, кумиров в области искусств. Если интерес к новостям в мире искусства витает в воздухе семьи, школы, дополнительного образования, им очень трудно не заразиться.
Тема данной работы актуальна потому, что в дополнительном образовании мало объективных способов формирование мотивации к занятиям театральным искусством. Педагоги дополнительного образования стали внедрять способы и практические советы, чтобы замотивировать обучающегося к занятиям, для дальнейшего успеха.
«Мотивация — дело не менее важное, чем талант. Если человек хочет учиться, он может добиться многого. » Тамара Эйдельман — о том, как нужно учить одаренных детей.
Цель разработки:
- расширение профессиональных знаний педагогов дополнительного
образования о формирование мотивации к занятиям театральным искусством.
Данные методические рекомендации предназначены и могут быть
использованы педагогами дополнительного образования в своей работе.
Важнейшими положительными мотивами к обучению являются:
- мотив «саморазвития»: желание как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, повышать культурный уровень;
- мотив «достижения»: желание получить хорошие результаты своей деятельности;
- мотив «профессионально-жизненного самоопределения»: стремление достичь вершин в будущей профессии;
- коммуникативный мотив: желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать;
- эмоциональный мотив: желание получать положительные эмоции (радость, удовлетворение) от обучения;
- мотив «позиция»: гражданская ответственность за дело, чувство долга.
Основная часть.
Как добиться поставленных целей?
Когда дети приходят заниматься в театральное объединение, зачастую они не имеют ни малейшего понятия о театральном постановочном процессе. Они знают только одно, – хотим играть. Значит, с игры и начинается погружение обучающегося в театральную стихию. Игра – это тот метод нашей работы, при помощи которого педагог легко и незаметно для обучающихся введет ребят в мир театра.
Юные актеры готовы участвовать в любой постановке, все равно какой, лишь бы вместе и лишь бы сейчас. Во время знакомства пришлось объяснить ребятам, что для начала мне нужно их узнать, понять их индивидуальность, а для этого надо начать с этюдов. Я задавала предлагаемые обстоятельства, и просила существовать в них, ничего не выдумывая, вести себя так, как они повели бы себя в реальных ситуациях. И тут выяснилось, что дети обросли комплексами, потеряли искренность и наивность восприятия, они не могут вести себя естественно, а о фантазии и говорить не приходится.
А как добиться сценической выразительности и правдивого существования на сцене в детском театре? Конечно через игру, через ролевую игру. Но прежде, чем мы перейдем к ролевым играм надо решить задачу №1 – сформировать команду единомышленников. Здесь нам поможет актерский тренинг или вернее сказать актерские игры.
Все начинается с круга. Круг – наше внимание, круг – это наш маленький мир, в который непосвященным вход заказан. Круг – это возможность оставить за его пределами все, что отвлекает нас от творчества.
«Круг – это мои партнеры, которым я, не боясь, смотрю в глаза, т.к. глаза – зеркало души» - как говорил К.С. Станиславский.
Все ниже перечисленные упражнения выполняются в кругу.
Поймай хлопок.
Участники перебрасывают воображаемый маленький мячик друг другу. Один хлопок – я поймал мяч, другим хлопком – отправляю его следующему партнеру. Очень важно обратить внимание ребят на то, что реального мяча у нас нет, поэтому следить за его траекторией полета нужно непрерывно. Это очень хорошее упражнение на сбор внимания и начало общения.
Найди партнера
В этом упражнении ребята, не сговариваюсь заранее, должны найти глазами партнера, понять что партнер вас понял, и начав одновременно движение навстречу друг другу поменяться местами. Здесь главное обратить внимание на следующие аспекты:
а) движение должно быть начато одновременно и законченно одновременно,
б) пока одна пара двигается, никто не имеет права начать свое движение,
в) договариваться с партнером надо так, чтобы другие не заметили (кратким взглядом).
Со временем, когда обучающиеся научаться, довольно быстро, находить партнера, сговариваться с ним и меняться местами, этот тренинг можно усложнить. Например, каждая следующая пара должна найти свой способ передвижения на площадке или каждый из партнеров начинает движение в своей пластике и со своим звуком до центра круга. За тем они останавливаются на две-три секунды и как бы обмениваются своими действиями, т.е. на место возвращаются уже с пластикой и звуком партнера.
Снежный ком.
Это очень хорошее упражнение на развитие памяти, эмоций и внимания. Так же хорошо с него начинать знакомство в коллективе.
Первый ребенок называет свое имя, второй должен повторить имя первого и добавить к сказанному свое. И так дальше по кругу. Последний участник, соответственно, называет всех участников круга и добавляет свое имя.
Можно таким образом работать на разные темы, например снежный ком на тему цветов (красный, зеленый и т.д.). На тему ассоциаций – весна, зима, спорт, транспорт, школа, предметы сделанные из дерева, флора, фауна и др. Любая тема, которую подскажет ваша фантазия или фантазия ребят.
Постепенно усложнять это задание можно введением дополнительных заданий, например: поздороваться в определенном настроении и сделать какой-нибудь жест (поднять руку, например). Соответственно следующим участникам надо будет повторить жест, эмоцию партнера и добавить свою. Получается всегда интересно и весело.
В моей практике, начиная эти упражнения, ребята не всегда могут повторить первые 3-6 слов, но по прошествии времени наш снежный ком достигает 3- 4 кругов из 10 человек, т.е. 30- 40 слов подряд запоминается в ходе тренинга.
Ходьба плюс.
Для того, чтобы нам научиться чувствовать пространство сценической площадки, побороть страх, выхода, на нее, а так же научиться снимать мышечные зажимы существует целый цикл упражнений, которые я условно назвала «ходьба плюс».
Все начинается с «броуновского движения» - хаотичное движение по классу или сцене. В какой-то момент педагог дает команду: «Хей!» и все актёры должны подпрыгнуть и громко крикнуть «Хо-у!», после чего все замирают в каких-нибудь позах. Следующим действием будет оправдание позы, – т.е. что я могу делать в таком положении. По команде педагога дети оживают и начинают показывать, что они делают. Очень часто, особенно по началу маленькие актеры пытаются рассказать, что они делают. Задача педагога в этой ситуации направить их на действие, а не на рассказ. Я говорю: «ты показывай, а я пойму»,- это им очень нравится.
Важно так же обратить ваше внимание на то, что учащиеся в процессе ходьбы должны выполнять несколько правил:
- ходьба должна быть безопасной для ее участников, т.е. они не должны сталкивать;
- сценическая площадка должна быть заполнена ребятами равномерно, чтоб не было пустых мест;
- внимательно слушать задания педагога и моментально их выполнять.
Задания при ходьбе могут быть разнообразными, например: найти в зале или на сцене, где занимаетесь предмет на какую-нибудь букву. Можно назвать цвет, который необходимо найти. Можно назвать части тела, которыми должна соединиться по парам с ближайшим партнером, кто последний – проиграл. Можно назвать цифру от 1 до количества обучающихся на площадке, и тогда они должны образовать круг из этого количества людей. И многое другое. Если включить фантазию можно разнообразить это упражнение до бесконечности.
Пристройки и работа всем коллективом. Эти тренинги нацелены на воспитание чувства локтя, чувства партнерства и умение найти свое место в композиции, а так же не боятся прикоснуться к другому человеку.
Скульптура на тему.
Педагог задает какую-то тему, например «У Лукоморья дуб зеленый». Так будет называться наша композиция. Задача ребят , не сговариваясь между собой, по очереди выходить на площадку и занимать место в скульптуре, при чем кто кого изображает, мы догадываемся сами. Повторяться не следует. Понятно, что у нас не может быть 10 дубов или 5 русалок. Однако, особенно по началу, именно это и происходит. Все девочки – русалки, все мальчики – ученые коты. Не сразу дети хотят играть необычные роли, например, изобразить дуб, или солнышко. Но постепенно фантазия ребят начинает работать именно в направлении усложнения задачи для себя. Наблюдать это развитие очень интересно.
Данное упражнение развивает не только фантазию, но так же композиционный «глаз». Поначалу ребята могут стесняться вставать друг к другу близко, и поэтому композиции могут получиться несколько разрозненными в пространстве. Но постепенно боязнь сближения пройдет, и вы получите удивительные результаты.
Важно следовать нескольким правилам: название композиции-скульптуры должно быть понятно детям, пристраиваться нужно по очереди, не перекрывая остальных участников композиции и не заваливаться на партнеров.
Механизм.
Таким тренингом очень хорошо заканчивать занятие. После того, как мы освоились с жестами, с пространством сцены и друг с другом, можно приступить к отработке сценической смелости. Задача включить в этот процесс всех обучающихся. Первый, смелый, выходит на площадку и начинает какое-либо законченное повторяющееся действие, например, хлопает ритмично в ладоши и издает какой-нибудь звук, например – «ду-ду-ду». Следующий участник должен пристроится к первому, но уже со своим движением и звуком. И так до последнего обучающегося. В итоге у нас может получиться необычный механизм, который имеет свою двигающуюся пластическую форму и своё неповторимое звучание.
Здесь главное держать свой ритм, не сбиваясь на других, и уметь пристроиться к механизму, своим действием не разрушив общей композиции.
Детское объединение « Театр и Компания» обучается по программе « Учимся играть в театр» второй год. Основным условием набора в детское объединение является мотивация ребенка — «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении нет. Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и создании условий для выявления их творческих возможностей. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актеров. Важно, что ребята, приобретая навыки в процессе актерских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, и даже логически мыслить и рассуждать. Ни что так не мотивирует, как получение поощрительные грамоты и дипломы. За это время мы с ребятами положили в свою накопительную копилку 10 дипломов 1 степени, 2 диплома второй степени и 1диплом третьей степени. При этом мы участвуем не только в муниципальных конкурсах, но и в областных и всероссийских. Результаты нескольких конкурсов ещё не известны. В данный момент к нам из Москвы по почте России скоро придёт поощрительная грамота и наградные материалы, после окончательного подведения итогов конкурса. Ребята активно участвуют в акциях « Дети - детям», « Неделя добра», где мы ходили в детские сады с кукольным театром, включая в программу развлекательную игровую программу. Но в этом году у нас новая награда. Мы прошли заочный тур в областном конкурсе « Весь мир – театр! Надеемся, что мы не подведём, и наши очаровательные куклы смогут вызвать радостную улыбку на лицах компетентного жюри.
Заключительная часть
Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр.
Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности.
Почти все дети, которые приходят в детское объединение « Театр и Компания» неуверенные, зажатые. Приходится тратить много усилий, чтобы научить юного актёра правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.
Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности юного артиста, способствует выбору его индивидуального образовательного пути. Театр сможет обеспечить каждому обучающему «ситуацию успеха», содействует самореализации личности ребенка и педагога. Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе.
Сама атмосфера театра безопасная и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще.
За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни каждого воспитанника в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности обучающихся, а опыт показал необходимость театра для детей.
Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между обучающимися и родителями, обучающимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер.
Театр, как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость ребят во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию само организованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.
Список используемой литературы:
1. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
2. Б.Захава «Мастерство актера и режиссера». ГИТИС М.: 1997 г.
3. М.О.Кнебель «Поэзия педагогики». – М.: 1976 г.
4.Шильгави В.П. Начнём с игры. – М., 1980.
5.Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации»: АСТ; Москва; 2011
ISBN 978-5-17-071779-8