Статья "Особенности занятия вокалом с детьми театральной студии"
В данной статье рассматриваются основные особенности работы педагога по вокалу с детьми детской театральной студии. Опыт синтетической деятельности, к которой относится искусство театра, показывает, насколько продуктивным может быть обучение детей театральной студии музыке и вокалу. Музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию творческой личности юного актера, позволяя показать свои скрытые способности и задатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_komarovoy_k.v.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр занимает важное место в ценностной системе координат искусства. Театр – синтетический вид искусства, включающий в себя такие жанры, как художественное слово, драматургия, музыка, пение, пластика.
Занимаясь в театральном коллективе, ребенок обогащается знаниями и духовными ценностями таких видов искусства, как литература, музыка, хореография, изобразительное искусство.
Занимаясь вокальным тренингом, дети формируют представление о разных формах, видах и жанрах музыкального искусства, учатся творчески проявлять себя в любой сфере, «проживать» музыкальный образ ярко и зримо, учатся ценить сам процесс исполнительства как песни, звучащей в настоящую минуту времени, так и театральные этюды и постановки. Пение, знакомство с творчеством разных композиторов, помогает ребенку расширять свой кругозор и развиваться эстетически, а так же обогащает и дополняет сценический образ, воздействуя как на самих участников пения, так и на слушателей. Недаром так востребовано в наше время пение актеров, пусть не обладающее богатыми вокальными данными, но богатое духовно, затрагивающее струны человеческой души, а потому интересное и нужное людям.
Для чего нужно заниматься вокалом в театральной студии? Во-первых, чтобы реализовать духовные потребности ребенка, во-вторых, для развития музыкального вкуса, в-третьих, для привития ему интереса к подлинным ценностям культуры, ее прошлого и настоящего, что позволит ученику в дальнейшем состояться как личности, стать гуманистом, творчески проявить себя в любой сфере, сформировать представление о разных стилях и жанрах музыкального искусства.
Для актуализации занятий вокалом в хоровой студии педагоги основывают занятия на современном музыкальном материале, сочетающем в себе обучающий материал по темам учебно-тематического плана с разнообразными играми, позволяющими ребенку развивать творческие и коммуникативные навыки.
Педагогическим коллективом разделяется принцип единства в освоении образовательной программы, что позволяет всем, и девочкам и мальчикам, вне зависимости от слуховых и вокальных данных, пробовать свои силы в музыкальном тренинге.
Основная цель занятий - формирование творческой личности, общей и художественной культуры обучающегося, что является основой гармоничного музыкально-эстетического воспитания детей. Создание условий для личностного самоопределения и самореализации; обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе; развитие у учащихся мотивации к вокальной и творческой деятельности.
Для реализации данной цели учащиеся постепенно приобретают вокально-хоровые навыки, к которым относятся: певческая установка, дыхание, звукообразование, звуковедение, чистота интонации, дикции, ансамбля, формируют основу певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата, приобретают музыкальный багаж на основе работы над репертуаром и слушания музыки.
Освоение навыков вокальной работы также предполагает развитие и совершенствование музыкальных способностей (ладогармонический слух, музыкальная память, метроритм), образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств, развитие творческой фантазии, понимание языка музыки и приобретение навыков следования дирижерским жестам, освоение осмысленного выразительного исполнения вокальных произведений, построение исполнительской модели и развитие творческих способностей на основе образного и музыкального мышления.
Не менее значимыми являются воспитательные задачи, который ставит перед собой педагог вокала: воспитание культурного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства, личности, способной к творчеству, обладающей художественным вкусом, творческого исполнителя и активного члена театрального коллектива.
Применяя здоровьесберегающие технологии в работе с коллективом, перед педагогом стоит задача формировать способность воспитанников контролировать работу голосового аппарата, приобретать навыки бережного отношения к голосу.