РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Хасанова Кристина Раильевна

Творчество- это высший вид человеческой деятельности, благодаря ему возникают важные ценности в научной, социальной,  технической, художественной области. Коллектив - группа людей с одними идеями, творческими мыслями и увлечениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hasanovoyk.r.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Хасанова К.Р.

                                                           преподаватель

                                                           театрального отделения        

                                                           МБУДО"ДШИ

                                                           им. Г.Кукуевицкого

                              город Сургут

РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Творчество- это высший вид человеческой деятельности, благодаря ему возникают важные ценности в научной, социальной,  технической, художественной области. Коллектив - группа людей с одними идеями, творческими мыслями и увлечениями.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать. Творческий коллектив помогает освоению и созданию его участниками культурных ценностей, развивает чувство прекрасного, хороший вкус, тем самым способствует проведению культурного досуга, удовлетворению потребности «самоутверждение». Человек, занимаясь культурой, открывает для себя новые возможности, духовно обогащается, становится успешным. Сегодня, творческие союзы, профессиональные группы стараются влиять на молодежь и привлекать ее к творческой деятельности.

Совершающиеся организационные  движения в сфере художественного творчества обладают непосредственным влиянием на мировосприятие человека. Креативный поиск, необычный подход  к вопросу формирования и развития таланта, способен пробудить интерес к художественной деятельности. Данная склонность к творчеству присуще человеческой природе. Поэтому XXI столетие устанавливает большое количество задач в осуществлении систематического преподавательского процесса направленного на развитие и формирование творческого потенциала человека, как среди жителей городов, так и жителей деревни. Разнообразие конфигураций  дополнительного  творчества, жанров и видов ставит вопрос перед исследователями искусства о классифицировании определенных  типов ориентации.

К  традиционным видам и жанрам Е.И. Смирнова относит:

  1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
  2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова)
  3. Хореографическое искусство (народного, эстрадного, классического, спортивного, этнографического и бального танца)
  4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладоного искусства)
  5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра)
  6. Киноискусство (фотокружки, любительские детские киностудии)
  7. Техническое искусство (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов)

По ориентации на основные пласты художественной культуры:

  • Ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этнофольклорной культуры);
  • Ориентированная на виды, школу и профессионального искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);
  • Оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве.[5]

Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека, поэтому деятельность творческих коллективов является в нашей стране массовым видом творчества, она восходит к традиционным народным промыслам, устной поэзии, традиционным украшениям и затеям, сельским спевкам и любительским спектаклям.

Члены творческого коллектива, активно соприкасаясь с искусством, стараются познать его тайны, убеждаясь в том, что глубокое понимание искусства возникает лишь тогда, когда человек не просто созерцает его или просто разговаривает о нем, а учится искусству на самом искусстве. Ученые утверждают, что искусство – мощный аккумулятор духовной культуры, хранитель человеческих ценностей.

Художественная деятельность коллектива, дает возможность всем людям заниматься творчеством, без вреда для своих основных дел, в основном это личное желание и стремление человека. Но зачастую возникают проблемы при привлечении большого количество людей в разные творческие объединения. По большей части это касается детей младшего школьного возраста и старшего школьного возраста. На сегодняшний день, есть множество причин, по которым люди не желают заниматься творчеством, многие этого не понимают, кто-то боится «показать себя», некоторые замкнуты и тонут в жизненных проблемах. Все эти проблемы вызывают психологическое расстройство.

Несомненно нравственное воспитание ребенка происходит, прежде всего в семье, но бывают случаи, когда ребенок предоставлен сам себе и это может губительно сказаться на дальнейшей его жизни. Для того и существуют детские сады, школы и дополнительные учебные заведения.  Их задача пробудить интерес к активному образу жизни и приобщить к культуре, так как она непосредственно влияет на развитие личности.

За годы своей профессиональной деятельности можно четко провести  грань между людьми посещающими дополнительные учреждения, а в нашем случае - это именно творческие театральные коллективы и людьми, которые не имеют к творчеству ни какого интереса. В первом случае личность в современных условиях жизни по средствам общения в коллективе, играм, упражнениям, тренингам, всевозможным выступлениям и участиям в конкурсах, смотрах и фестивалях, становиться разносторонне развитой, появляется познавательный интерес, развиваются творческие способности, формируется личность способная к самореализации, развивается фантазия, пробуждается инициатива и самостоятельность принимаемых решений, привычка к свободному самовыражению, уверенность в себе. Во втором личность не имеющая интерес к творчеству, ведущая малоподвижный образ жизни посвящая ее различным гаджитам, начинает испытывать коммуникативные проблемы, замкнутость, равнодушие, агрессию, происходит частичный провал социализации личности, что зачастую приводит к девиантному поведению.

Таким образом вовлекая людей в творческие коллективы, можно сделать вывод о том, что участие в таком виде деятельности является эффективным инструментом профилактики девиантного поведения, может повысить социальную значимость личности, является одним из средств разностороннего развития и способствует творческому прогрессу.

Список литературы:

  1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: [4]кн. 1 / В.И. [33]Андреев. – Казань : Изд-во КГУ, 2006.
  2. Гитман, М. М. Актуальные проблемы развития самодеятельного творчества / М. М. Гитман, И. П. Лейберов // Проблемы развития самодеятельного творчества. – М.:Профиздат , 2002.
  3. Досуговые объединения как средство профилактики девиантного поведения детей группы риска [Электронный ресурс]//Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/dosugovye-obedineniya-kak-resurs-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-gruppy-riska
  4. Культура [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://society.polbu.ru/volkov_sociology/ch19_i.html
  5. Культура досуга молодежи и проблемы регулирования свободного времени [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2035 
  6. Подходы к изучению культуры [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://helpiks.org/3-12959.html 
  7. Эстетика [Электронный ресурс]// http://esthetiks.ru/samodeyatelnost-hudozhestvennaya.html