Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация.
- Что такое театр.
- Общие прописные истины.
- Основные виды театрализованной деятельности.
- Варианты театрализованной деятельности, которые мы проводим (или можем проводить) ежедневно.
- Работа с родителями.
Что такое театр. С чего он начинается.
Общие прописные истины участия ребенка в театральной деятельности.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Занятия театрализованной деятельностью помогают
- развивать интересы и способности ребенка;
- способствуют общему развитию;
- проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
- настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей;
- реализовать творческий потенциал;
- раскрепощению и повышению самооценки;
- развивать эмоциональную активность и отзывчивость.
Как ребенок развивается физически, занимаясь театрализованной деятельностью
- Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.
- Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
- В процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.
- Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического.
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
- Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целеноправленность движений.
- Развивается эмоционально-волевая сфера.
- Происходит коррекция поведения.
- Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
- Участие в театрализованной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Основные виды театрализованной деятельности
Театральная игра
Задачи:
- учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;
- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев спектаклей;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление;
- развивать интерес к сценическому искусству;
- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
- воспитывать нравственно-этические качества.
Ритмопластика
Задачи:
- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действия одновременно или последовательно;
- развивать координацию движений;
- учить запоминать позы и образно передавать их;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
- учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Развитие речи (культура и техника речи)
Задачи:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
- связную образную речь, творческую фантазию;
- учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- произносить скороговорки и стихи;
- тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- пополнять словарный запас.
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Задачи:
- познакомить детей с театральной терминологией;
- с основными видами театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения в театре.
В этом разделе работы следует знакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства, виды театрального искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя).
Варианты театрализованной деятельности, которые мы проводим (или можем проводить) ежедневно.
Выразительное чтение.
Музыкально-методические игры. Пример: игра «Музыкальный рассказ».
Игра «Музыкальный рассказ»
Игровой материал: металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан, трещотки, маракасы, шейкеры, колокольчики, бубенчики.
Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о героях, изображенных на карточках. Действие рассказа сопровождается игрой на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: «Послушайте, я вам расскажу историю! Маша вышла из домика, спустилась по лесенке (играет на металлофоне). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Маше тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ».
Музыкальный руководитель: «Жил-был рыцарь. Однажды рано утром он услышал – труба зовет (играет на трубе), - это рыцари собираются в поход. Рыцарь надел доспехи и тяжелыми шагами двинулся к воротам своего замка (играет на бубне). Накануне шел сильный дождь и ворота замка немножко заржавели. Рыцарь с трудом открыл ворота (играет на трещотке). За воротами он оседлал коня и поскакал в поход со своими друзьями-рыцарями (играет на ложках)».
Музыкально-хороводные игры.
Работа с родителями
Какие бывают родители?
Родителей, условно, можно разделить на три группы:
Родители –лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители –исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители –критические наблюдатели.
Типы семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.
Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду -наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями.
Работа с родителями
Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.
- Проведение бесед, консультаций, анкетирования.
- Организация выставки – конкурса театральных кукол, кукол для пальчикового или теневого театра и декораций (сделанных руками родителей).
- Организация выставки семейных «газет» «Культпоходы семьи Петровых». (можно проводить 1 раз в месяц).
- Организация совместного развлечения с использованием элементов театральной деятельности.
- Организация конкурсов семейных талантов.
Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях
Инсценировка песен; театральные этюды; развлечения; фольклорные праздники; сказки, театрализованные представления.