Материал открытых уроков по предметам Актерское мастерство, сообщения
Материал открытого урока по предмету Актерское мастерство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chistyakovoy.pptx | 2.06 МБ |
stsenicheskie_parnye_etyudy_na_vzaimodeystvie_s_partnerom.docx | 25.32 КБ |
formy_prakticheskoy_raboty_po_predmetam.docx | 15.13 КБ |
teatr_yana_amosa_komenskogo.docx | 44.79 КБ |
soobshchenie_na_gorodskoy_simpz.docx | 18.41 КБ |
stsenicheskie_parnye_etyudy_na_vzaimodeystvie_s_partnerom.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Занятия театральным искусством помогают пополнять интеллектуальный багаж человека и дают почву для реализации творческого потенциала, заключенного во многих людях» К.С.Станиславский
Тема урока: «Сценические парные этюды на взаимодействие с партнером» Цель: познакомить обучающихся с видами театральных этюдов.
Задачи: Образовательная: дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»; познакомить с новыми видами театральных этюдов; научить работе на сцене с партнером.
Развивающая : развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами; развивать умения взаимодействовать с партнёром.
Воспитательная: Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры. Научиться анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков сценических образов.
Тип урока: комбинированный Форма урока: парная, групповая. Методы обучения : Здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода, технологии коллективной творческой деятельности.
Продолжительность урока 45 мин Средства обучения: Визуальные: реквизит, костюмы, раздаточный материал. Аудиальные : СД – проигрыватель, ноутбук. Прогнозируемые результаты: В ходе проведенного урока при помощи парных этюдов вырабатывается одно из основных умений – работа с партнером по сцене, что является основополагающим умением в театральном творчестве.
План урока: № Часть урока Время 1. 2. 3. 4. 5. 6. Организационный момент. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач. Первичное закрепление изученного материала. Постановка задания на дом. Рефлексия. 2 минут. 5 минут . 15 минут . 10 минут . 5 минут. 3 минут.
Ход урока: № Часть урока. Содержание. 1. Организационный момент . Проводится с целью - выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия и включить учащихся в познавательную творческую деятельность, настроить на восприятие материала и на продуктивную работу по теме. учащиеся входят в класс и становятся в круг; приветствие; позитивный визуальный контакт с каждым учащимся; выяснение отсутствующих на занятии.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Преподаватель проводит в форме беседы, в которой обучающиеся отвечают на поставленные вопросы: Вопрос: Что вы уже знаете о театральных этюдах? Ожидаемые ответы воспитанников (Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене и т.п.). Вопрос: Чем отличается этюд от упражнения? Ожидаемые ответы воспитанников.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, в нем есть жизненное содержание. В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию. Этюд состоит из: 1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями); 2. События; 3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда); 4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли? Ожидаемые ответы обучающихся: на память физических действий и «Я – в предлагаемых обстоятельства», групповые этюды по мотивам сказок.
3. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач. Преподаватель рассказывает обучающимся о сценическом общении и о парных этюдах на взаимодействие с партнером, в которых так важно уметь понимать, слышать, видеть предлагаемые обстоятельства и уметь действовать совместно с партнером. Во время объяснения новой темы и для закрепления полученных теоретических знаний преподаватель проводит упражнения: Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов). Эти упражнения выполняются с учетом индивидуальных особенностей.
Упражнение «Звуки и шумы вокруг нас» Описание упражнения: обучающиеся при полной тишине слушают звуки исходящие вокруг них – в коридор, на улице. Упражнение «Замороженный» Описание упражнения: обучающиеся застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад, они должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.
Упражнение «Ртутный шарик». Описание упражнения: необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу. Упражнение «Немое кино». Описание упражнения: разыграть в паре с партнером при помощи одних лишь жестов следующие сюжеты: - понравившийся подарок; невыученный урок; угостить друга сладким апельсином или кислым лимоном , накормить младшего брата кашей.
«Сад скульптур» Описание упражнения: обучающиеся разделяются на пары, по ролям – скульптор – глина. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое животное из глины, придумать ему имя и биографию. Затем обучающиеся меняются ролями.
4. Первичное закрепление изученного материала. Практическая часть урока «Работа над этюдами». Создание ряда этюдных работ на тему произведений детской литературы: Николай Носов «Фантазеры». Ирины Пивоваровой «Письмо» Совместное с обучающимися обсуждение творческих работ – парных этюдов. Вопросы для обсуждения: Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина? В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом? Оценка учебной деятельности каждого обучающегося по пятибалльной шкале.
5. 6. Постановка задания на дом. Рефлексия. Продумать постановку парного этюда на тему: «Поздравление друга (подруги) с днем рождения». Беседа с обучающимися на тему: Что было особенно интересное и поучительное на уроке для вас и что произвело наибольшее впечатление? Вам понравилось сочинять и разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?
Подбор упражнений для занятий осуществляются из ниже приведенных учебников и сборников упражнений : Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств»; Корогодский З.Я. «Начало». Станиславский К.С. «Работа актёра надо собой», « Работа актёра над ролью ». Чехов М.А. «О технике актёра ».
Список литературы . Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: Санкт-Петербург, 2011. - 365 с. РГБ ОД, 71:07-13/167. Жабровец М.В. Творческий зачин урока. Тюмень. 2013 год Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Текст]: том 3 Р-Я / Т.Ф. Ефремовой. М: АСТ, Астрель , Харвест , 2010. – 976 с . Никитина А.Б. Театр, где играют дети – поиски новой эстетики. Дис . искусст . Наук. Москва, 2012. – 269 с . Попов П.Г. Театральная педагогика. Режиссура [Текст]: учебное пособие / П.Г. Попов. М: АПРИКТ, 2012. - 59 с. Цукасова .В. Театральная педагогика. Принципы. Заповеди. Советы. Москва.2013 год
Спасибо за внимание!!!!!!!
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по предмету «Актерское мастерство».
Чистякова Анися Абдулловна, заведующая театральным отделением, преподаватель театральных дисциплин МБУ ДО « Детская школа искусств»
г. Нефтеюганск ХМАО-Югра
«Учитесь на том, что трудно и не дается, а не на том, что легко и само собой приходит!» К.С.Станиславский
Тема урока: «Сценические парные этюды на взаимодействие с партнером»
Раздел:
Цель:
познакомить учащихся с видами театральных этюдов.
Задачи:
Образовательная:
-дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
-познакомить с новыми видами театральных этюдов;
-научить работе на сцене с партнером.
Развивающая:
-развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
-развивать умения взаимодействовать с партнёром.
Воспитательная:
-воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры;
-научиться анализировать и выстраивать в сценических условиях -последовательность и логику поступков сценических образов.
Тип урока:
комбинированный
Форма урока:
парная, групповая.
Методы обучения:
Здоровье- сберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода,
технологии коллективной творческой деятельности.
Продолжительность урока - 45 мин
Средства обучения:
Визуальные: реквизит, костюмы, раздаточный материал.
Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.
Прогнозируемые результаты:
В ходе проведенного урока при помощи парных этюдов вырабатывается одно из основных умений – работа с партнером по сцене, что является основополагающим умением в театральном творчестве
План урока:
1.Организационный момент – 2 мин.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний – 5 минут.
3. Знакомство с темой урока, постановка его цели и задач – 15 минут.
4. Первичное закрепление изученного материала – 10 минут.
5. Постановка задания на дом – 5 минут.
6. Рефлексия – 3 минуты.
Ход урока
1. Организационный момент: проводится с целью -выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия и включить учащихся в познавательную творческую деятельность, настроить на восприятие материала и на продуктивную работу по теме.
учащиеся входят в класс и становятся в круг;
приветствие;
позитивный визуальный контакт с каждым учащимся;
выяснение отсутствующих на занятии.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний:
Преподаватель проводит в форме беседы, в которой обучающиеся отвечают на поставленные вопросы:
Вопрос: Что вы уже знаете о театральных этюдах?
Ожидаемые ответы воспитанников (Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене и т.п.).
Вопрос: Чем отличается этюд от упражнения?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, в нем есть жизненное содержание. В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли?
Ожидаемые ответы обучающихся:на память физических действий и «Я – в предлагаемых обстоятельства», групповые этюды по мотивам сказок.
3.Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
Преподаватель рассказывает обучающимся о сценическом общении и о парных этюдах на взаимодействие с партнером, в которых так важно уметь понимать, слышать, видеть предлагаемые обстоятельства и уметь действовать совместно с партнером.Во время объяснения новой темы и для закрепления полученных теоретических знаний преподаватель проводит упражнения:
Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов).
Эти упражнения выполняются с учетом индивидуальных особенностей.
Упражнение «Звуки и шумы вокруг нас»
Описание упражнения: обучающиеся при полной тишине слушают звуки исходящие вокруг них – в коридор, на улице.
Упражнение «Замороженный»
Описание упражнения: обучающиеся застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад, они должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.
Упражнение «Ртутный шарик».
Описание упражнения: необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу.
Упражнение «Немое кино».
Описание упражнения: разыграть в паре с партнером при помощи одних лишь жестов следующие сюжеты:
- понравившийся подарок; невыученный урок; угостить друга сладким апельсином или кислым лимоном ,накормить младшего брата кашей.
«Сад скульптур»
Описание упражнения: учащиеся разделяются на пары, по ролям – скульптор – глина. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое животное из глины, придумать ему имя и биографию. Затем учащиеся меняются ролями.
4. Первичное закрепление изученного материала.
Практическая часть урока «Работа над этюдами».
Создание ряда этюдных работ на тему произведений детской литературы:
Николай Носов «Фантазеры».
Ирины Пивоваровой «Письмо»
Совместное с учащимися обсуждение творческих работ – парных этюдов.
Вопросы для обсуждения:
Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?
Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?
В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?
Оценка учебной деятельности каждого учащегося по пятибалльной шкале.
5. Постановка задания на дом.
Продумать постановку парного этюда на тему: «Поздравление друга (подруги) с днем рождения».
6. Рефлексия.
Беседа с учащимися на тему:
Что было особенно интересное и поучительное на уроке для вас и что произвело наибольшее впечатление?
Вам понравилось сочинять и разыгрывать этюды?
Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?
Предварительный просмотр:
Формы практической работы по предметам “Художественное слово» и «Актерское мастерство» как фактор мотивации к обучению.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
План выступления:
1. Введение. Актуальность темы.
2. Подготовка постановки и показа литературно-музыкальной композиции.
3.Творческий показ.
4. Конкурсная и фестивальная деятельность.
1. Введение. Актуальность темы.
Обучение театральному искусству определяет будущее взаимоотношение человека с Театром, и то, выберет ли он театральную профессию или станет прекрасным и понимающим театральное искусство зрителем. И поэтому всегда остро стоит вопрос поиска новых форм и подходов для увеличения интереса к обучению у учащихся и их мотивации. Исходя из многолетнего практического опыта могу выделить несколько практических форм работы:
- литературно-музыкальные композиции и постановки драматических отрывков;
- конкурсная деятельность;
- Творческие Театрализованные показы-концерты учащихся театральных классов для родителей друзей, учителей.
Много лет работая с учащимися – преподавая актерское мастерство и искусство звучащего слова, убедилась в необходимости подготовки постановки и показа именно литературно-музыкальных композиций.
(показ фото и видео слайдов композиций)
Прежде всего, необходимо определить тему для композиции. Они могут быть разными, например: «Наше Детство», «Любовь – загадочное слово» «Что за чудо – эти басни».
Далее, совместно с учащимися, мы составляем сценарий: читаем и обсуждаем стихотворные и прозаические произведения разных авторов, прослушиваем и отбираем музыкальное сопровождение для номеров и чтения стихов или прозаических отрывков, придумываем элементы сценографического оформления, что в свою очередь, способствует формированию потребности у учеников самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность, создает прекрасные условия для
самореализации каждого ученика. А какое при этом происходит Открытие того или иного Классика детьми?! И вот он уже звучит по другому и понят иначе – театрально – и в школе не будет проблем с предметом Литература, и, значит с ЕГЭ.
Самое забавное для меня занятие видеть, как будущие наши актеры постепенно начиная с первых уроков первого класса учатся читать вслух – эмоционально и художественно образно, а ведь, со мной согласятся педагоги, сейчас многие дети и читать то грамотно не всегда умеют вслух. И вот – постепенно повышается скорочтение, затем приходит понимание, и остается интерес к чтению.
Это ли не самая большая мотивация к участию и обучению в театральном классе ДШИ.
В нашем городке нет музеев писателей и поэтов, масштабных выставочных залов – и поэтому в процессе подготовки композиции или постановки спектакля - мы совершаем виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, и это способствует развитию навыков самостоятельной работы у учеников.
Эффективной формой поддержания интереса к обучению театральному искусству у учащихся и их родителей является - Творческий Показ. Здесь создается атмосфера Театра и Творческого семейного Праздника, где для каждого учащегося есть своя ситуация Успеха и сотрудничества со своими одноклассниками по театральному классу. Это первое проявление интереса к театральным спектаклям у первоклассников, это подготовка к спектаклям и большим постановкам- проектам у старшеклассников, это премьерные показы литературно-музыкальных композиций.
Участие в творческих показах помогает преодолевать страхи и комплексы, ребенок, не только смотрит номера в исполнении учащихся других театральных классов, но и сравнивает, анализирует свое творческое участие – и это способствует потребности анализировать свои действия и действия других людей, расширяет кругозор и повышает самооценку ребенка и в собственных глазах так и в глазах Родителей и друзей.
И из всего сказанного выше вытекает самый, наверное, объемный по энергозатратам педагога и учащихся метод практической формы работы по привлечению и увеличению мотивации к учебному процессу у учащихся – это конкурсная и фестивальная деятельность.
Мы очень часто вывозим на фестивали наши готовые практические работы – литературно-музыкальные композиции на Большие фестивальные конкурсы в города Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. А также наши учащиеся являются участниками городских и областных конкурсов, которые проходят в нашем городе. И выступление учащихся могут видеть их родители – это очень сильная мотивация для родителей – видеть своего ребенка на сцене в качестве конкурсанта и победителя.
( примеры работ и название Конкурса и Фестиваля на слайдах)
Ребята видят результат своего труда, испытывают сильные творческие эмоции, что также является дополнительным стимулом к занятиям. В ходе
участия в конкурсе участники композиции или отдельные исполнители получают творческий стимул к внутреннему переживанию и это способствует, помимо более глубокого усвоения материала, его ценностному переосмыслению, моделирует и совершенствует все личностные и профессиональные способы поведения – коммуникативные навыки, расширяет кругозор и повышает самооценку. При этом вовлеченность в деятельность и активность в ней, удовлетворенность собой и своими результатами обеспечивают переживание и осмысление значимости происходящего и это тоже является основой для дальнейшего самосовершенствования и значит повышения мотивации в обучении на уроках актерского мастерства и художественного слова.
Все эти практические формы позволяют учащимся лучше узнать друг друга, способствует формированию дружеских отношений и удерживают их в ДШИ на протяжении 4.5 и 8 летнего процесса обучения.
Предварительный просмотр:
Театр Яна Амоса Коменского.
В огромном неисчерпаемом наследии Яна Амоса Коменского для нас представляет особенный интерес тема, связанная с применением в его педагогической системе школьного театра.
Школьный театр не был изобретением Коменского. В XV-XVII вв. в западной Европе под влиянием идей возрождения античной культуры в университетах учёные-гуманисты Италии, Англии, Германии, Испании изучали со своими студентами пьесы драматургов римской античности Плавта и Теренция и ставили их на сцене (2, с.156), (1, с.484), (9, с.556), (10, с.280). Пьесы нужны были не только ради изучения классиков, но и для совершенствования в латыни и в ораторском искусстве. Среди схоластических методов обучения, основанных на зубрёжке, театр как метод дидактики заметно выделялся. С XVI века школьный театр прочно утвердился в педагогической системе иезуитов как средство обучения латинскому языку, риторике, поэтике, как средство воспитания в духе католицизма. В педагогической практике протестантских педагогов XVI в. театр так же представлен: его применяли, например, в своей деятельности Йоган Штурм и Филипп Меланхтон.
Какое место отводил театру Ян Амос Коменский в своей педагогической системе? Каким был школьный театр великого дидакта?
Роль театра в методической системе воспитания и обучения Коменского не была главной, но, безусловно, была значимой, ключевой. Об этом красноречиво свидетельствует сам учёный. Описывая в «Автобиографии» опыт педагогической деятельности в Шарош-Патаке, в частности, он упоминает о возникших разногласиях с ректором школы Толнаем, которые касались невозможности полностью воплотить в жизнь «метод», в том числе, и такую его часть как театральные представления. Коменский «с самого начала советовал, чтобы были введены какие-нибудь театральные представления, имея определённый опыт, что это самое эффективное средство для изгнания душевной вялости и для возбуждения живости» (3, с.64-65), но этому всячески препятствовали. Когда же конфликт был улажен, и педагогу была предоставлена свобода действий по применению метода, то Коменский реализует его в постановке спектакля на материале первых 20 глав «Двери». Триумф постановки Коменский расценивает как торжество всего «метода». Он пишет об этом в конце жизни с нескрываемой гордостью, приводя отзывы господ схолархов, присутствовавших на премьере: «Признаемся, Коменский, что мы до сих пор не знали, сколько тайн содержит твоя книга «Дверь языков» и сколько пользы приносит она юношеству; ныне же мы были очевидцами этого»; «Радуйтесь и вы, братья, что вам довелось видеть собственными глазами, каким способом вы сможете впоследствии, умело руководя, воспитывать с наибольшим успехом вверенное вам юношество» (Там же с.66). Безусловно, спектакль не только продемонстрировал метод обучения, но и стал яркой впечатляющей презентацией содержания обучения.
Постановка эта положила начало сборнику пьес «Школа-игра».[1] «Школа-игра» представляет собой драматическое переложение содержания «Открытой двери языков». Она даёт нам представление о том, на каком материале разыгрывались пьесы, как строит диалоги автор, какие действующие лица введены в пьесы дополнительно в сравнении с материалом «Двери», о языке драматурга. Например: обрабатывание полей (Часть III, действие 2, явление 2) подаётся в виде отчёта о работе пахаря с погонщиком, жнецов, молотильщиков и счетовода перед королём (7, с.222-224). Короткая сценка, написанная живым языком, предполагает активное действие в простых и в то же время интригующих предлагаемых обстоятельствах. Образы персонажей, одновременно такие разноплановые и знакомые актёрам-школьникам позволяют играть их естественно и выразительно. Ремарки авторы указывают на обязательное применение реквизита: персонажи появляются в королевском замке со своими орудиями труда, что в свою очередь является не только театральным, но и дидактическим приёмом.
Театральные представления не являются по замыслу Коменского разовыми мероприятиями. Среди «законов хорошо организованной школы» сформулированы им и «законы о театральных представлениях», сообразно которым, предполагалось, «чтобы каждый класс ежегодно четыре раза выставлял своих учеников на подмостки театра»; «чтобы, распределённое по различным ролям, было представлено всё, пройденное в течение триместра»; «чтобы самые торжественные представления давались в конце года, перед переводом из класса в класс» (5, с.140). В работе «Пансофическая школа» Коменский подробно останавливается на содержании драматизаций и их форме во всех семи классах от подготовительного до богословского (6, с. 75, 77, 78, 80, 83, 85, 88).
Идея оформления в форме пьесы и постановки на сцене всего учебного материала позволяет выделить театр Коменского как отличный от театра иезуитов, где тематика школьного театра была исключительно религиозного характера. Естественно, что материал «Преддверия», «Двери», «Зала», предполагаемых к постановкам в первых трёх классах, диктовал и совершенно особый жанр драматургии, отличный от распространённых в иезуитской школе жанров моралите и миракль. Хотя, несомненно, в содержание спектаклей в философском, логическом, политическом и богословском классах должно было воплотиться с этих ведущих жанрах эпохи. Например, в логическом классе Коменский предлагает построить представление на основе состязания триединого искусства Грамматики, Логики и Метафизики, что соответствует моралите. «Сперва борьба из-за первенства, а затем их мирное соглашение – мудро управлять всем в царстве Мудрости – и их поцелуй. Эта драма, в которой пятьдесят человек участвующих, представляет много привлекательного. Кроме того, она проливает свет на то, как правильнее понимать самые основы искусства речи, рассуждения и действия» (Там же, с.83). А вот постановка о Соломоне в политическом классе явно тяготеет к жанру миракля: «Соломон – благочестивый, мудрый, богатый и славный, а затем заблуждающийся, нарушитель закона, привлечённый к наказанию и снова образумившийся» (Там же с. 85).
Рекомендуя к постановке сценическую обработку учебных курсов, Коменский решал важнейшую задачу: тщательного подбора материала для пьес, «устраняя посторонние истории», могущие повредить процессу воспитания (Там же с.71).
Доказывая желательность драматических представлений, Коменский приводит несколько аргументов. «Прежде всего – считает он – этими публичными представлениями на сцене перед зрителями можно развивать остроту человеческого ума более мощно, нежели какими бы то ни было наставлениями или всей силой дисциплины» (Там же с.70). В данном случае речь идёт о влиянии театрального действия на зрителей. Коменский отмечает облегчение процесса «усвоения памятью» при помощи театра: « …вещи… легче запечатлеваются в ней, если они таким образом, представляются в живой форме, нежели их только слышат и читают» (Там же с.70). Как достойные основания для того, чтобы вводить в школах театр, Коменским выделяются: возможность публичного поощрения или порицания учеников; возможность для учителей, организующих представления, продемонстрировать усердие в работе; предоставление родителям радости за своих преуспевающих чад; выявление наиболее талантливых детей и определения их специфических способностей, в том числе и у бедных детей.
Но главной целью драматических представлений является, по мысли педагога, подготовка детей к тому, чтобы «благопристойно выполнять всякую роль и во всём вести себя непринуждённо». Исходя из распространённого в ту эпоху положения, что, «то, что происходит в жизни общественной, само по себе носит характер зрелища» (Там же с.88), Коменский пишет, что «тех, кого в скором времени надо будет послать в общественную жизнь, следует приучать к тому, чтобы они умели прилично держаться в обществе и искусно подчинять себе выпадающие им на долю обязанности» (Там же с.88). Так как жизнь, тех юношей, кто предназначается для церкви, государства и школы «должна быть посвящена беседам и действиям», театр – это естественное и эффективное педагогическое средство: «посредством примера и подражания юноши кратким и приятным путём приучаются наблюдать в вещах различные стороны, сразу отвечать на различные вопросы, искусно владеть мимикой, держать лицо, руки и всё тело сообразно с обстановкой, управлять своим голосом, изменять его» (Там же с.70).
Театр Коменского задуман как педагогическое средство могущее приносить «более, чем один результат» (4, с.378). Полифункциональность театра, конечно, заложена уже в самом этом искусстве. Но Коменскому удалось усилить дидактическую функцию без ущерба для эстетической. В первую очередь, это произошло благодаря его литературному таланту, и удивительному качеству учебного материала, который, отражая настоящую жизнь, легко трансформировался в пьесы. Не менее важна, вызывающая у нас особенный интерес, взаимосвязь театра и игры. Не случайно книга пьес названа Коменским «Школа-игра»! «Весь мой метод – пишет Коменский – направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в забаву» (3. с.64). Путь к актёрскому воплощению образа лежит через подражание, которое лучше всего осуществляется в игре, и не только на сцене, но и во время урока. «На уроках можно играть в ремесленника, в купца, в садовника. Итак, представьте себе, что класс – это кузница, кругом инструменты, плуги, мотыги, тележные решётки, молодой «плотник» и молодой «кузнец» доказывают друг другу преимущества и особенности своего ремесла» – пишет исследователь жизни и творчества Коменского Милош Кратохвил. (8, с.64-65). Для нас нет сомнения в том, что в основе школьного театра Коменского лежит сюжетно-ролевая игра, а не актёрский тренинг, или отбор только творчески одарённых детей. В постановках принимали участие сразу около 50 учеников! И среди них были те, кто «прежде едва могли выдержать взгляд взрослого и ничего не могли сказать без заикания» (3, с.66). Большого количества репетиций система драматических представлений так же не предполагала. Театр-игра, школа-игра – это один из секретов неувядающей педагогической привлекательности метода Коменского.
Система применения театра как педагогического средства, созданная Яном Амосом Коменским, чрезвычайно интересна и актуальна для современного образования. Одним из удачнейших примеров развития этих идей Коменского в XX веке, на наш взгляд, является использование театра в вальдорфской педагогике.
Мы также пытаемся использовать театральную деятельность дошкольников и младших школьников в процессе обучения. Следуя идее Коменского обучать риторике уже на этапе материнской школы, мы начинаем пропедевтичекий курс риторики с трёхлетнего возраста, применяя при этом принцип природосообразности. В соответствии с психофизическими особенностями детей младшего возраста, их желанием действовать, слабо развитым аналитическим мышлением, ситуативностью и диалогичностью их речи, мы пошли путём развития художественно-игровой деятельности через обогащение театральным искусством сюжетно-ролевой игры. Опорой для этого служит, в первую очередь, ярко проявляющаяся в каждом ребёнке ранняя способность к драматическому переживанию, к продуктивному, естественному и оправданному действию. А именно действие и есть то своеобразное выразительное средство театрального искусства, которое делает его театром. В организации игры-драматизации мы также опираемся на современную теорию театрального искусства, в частности, на этюдный метод работы над спектаклем, предложенный К.С.Станиславским.
Продолжая традиции Яна Амоса Коменского, используя так любимое им средство – театр-игру – мы стараемся сделать так, чтобы можно было довести наших учеников «до вершин наук без трудности, скуки, окриков…, а как бы играя и шутя» (4, с.243).
Опираясь на деятельностный подход, повторяем вслед за Коменским: «деятельности мы учимся путём деятельности исполнения различных действий именно в то время, когда мы их исполняем» (6, с.68). Риторике общения необходимо учиться в процессе самого общения, поэтому ключевой особенностью методики игры-драматизации является то, что она позволяет придать деятельности театральной характер речевой деятельности. Метод речевой импровизации, основанный на естественном и оправданном действии в предлагаемых обстоятельствах, соответствует психолингвистическому подходу к развитию речи детей, охватывает весь процесс порождения высказывания. Решая актёрскую задачу, ребёнок «рождает» текст реплики в момент игры, что позволяет ему развивать речь, а не только память. Развивается при этом и стилистическое чутьё – ведь реплика должна соответствовать не только ситуации, но и стилю сказки и особенностям речи персонажа. Это выполнимо, т.к. проигрываемый эпизод невелик по размеру, а актёрские задачи, сформулированные педагогом, чёткие и ясные. Возможность импровизации позволяет сохранить естественность поведения, не даёт возникнуть страху неправильно произнесённого текста. Импровизация – один из приёмов сохранения игры. К тому же она развивает внимание к речи партнёра, умение реагировать на услышанную, а не на ожидаемую реплику. Всё это отвечает задачам обучения риторике общения.
Процесс игры-драматизации по сказке имеет и другую принципиальную особенность. Важно то, что мы никогда не занимаемся распределением ролей. Осваивая сказку, эпизод за эпизодом, мы позволяем всем детям сыграть в каждом эпизоде все роли. Таким образом, технология игры-драматизации позволяет каждому ребёнку, даже самому слабому, сыграть все роли в сказке. И испытать удовольствие оттого, что и у него тоже получилось! Следуя завету Коменского, мы учим всех всему, если применить этот принцип к отдельному классному коллективу.
Развитию памяти Коменский придавал огромное значение и указывал, как мы уже упоминали, на плодотворное влияние театральных представлений на процесс запоминания. Наши исследования подтверждают, что пересказ текста, проигранного в игре-драматизации, получается у дошкольников с удивительной лёгкостью и с высокой степенью мотивации к этой учебной деятельности. Материал, когда-то проигранный детьми, сохраняется в памяти годами в вербальной, кинетической и эмоциональной памяти. Значительно повышается мотивация к занятиям риторикой, когда в программе основным средством развития коммуникативно-риторических умений является театр. Мы пробуем создавать вместе с детьми и дидактические пьесы для изучения истории, и инсценировать их. Использование театральной деятельности принесёт свои плоды в изучении любого школьного курса.
Исследование творческого метода применения театра в школе, предложенного Коменским, незаслуженно обойдено вниманием отечественных учёных. Театр-игра на уроке и вне него – абсолютно современное, природосообразное, культуросообразное и гуманистическое средство. Для того, чтобы сделать театр процветающим в нашем образовании, необходимо поучиться у Коменского: проанализировать методику перевода учебного прозаического текста в драматургический, исследовать технологию самой театральной деятельности. Безусловно, Ян Амос Коменский и его эпоха, глубоко пропитанная идеями театра, может раскрыть нам множество интереснейших путей в педагогике.
Список использованной литературы:
1.Аникст А.А. Английский театр эпохи возникновения буржуазных
отношений // История западноевропейского театра / Под общ. ред.
С.С.Мокульского, в 8 т. − Т.1. – М.: Искусство, 1956.
2.Бояджиев Г.Н., Дживелегов А.К. Театр эпохи возникновения
буржуазных отношений // История западноевропейского театра, в 8 т.
Т.1. − М.: Искусство, 1956.
3. Коменский Я.А. Автобиография // Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.: Просвещение, 1982.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.: Просвещение, 1982.
5. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Избранные
педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
6. Коменский Я.А. Пансофическая школа // Избранные педагогические
сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
7. Коменский Я.А. Фрагменты из учебника «Школа-игра» // Избранные
педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
Кратохвил М. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: Посвещение, 1991.
Мокульский С.С. Французский театр эпохи становления буржуазных отношений // История западноевропейского театра, в 8 т. / Под общей редакцией С.С.Мокульского. – Т.1 – М.: Искусство, 1956.
Узин В.С. Испанский театр эпохи возникновения буржуазных
отношений // История западноевропейского театра / Под общ. ред.
С.С.Мокульского, в 8 т. – Т.1.– М.: Искусство, 1
Предварительный просмотр:
О термине внимание.
Внимание – необходимое свойство сознания человека, именно сих помощью он ориентируется в окружающем мире, в его явлениях и процессах. Его необходимо развивать с самого раннего детства в ходе специальных занятий.
Театрализация – психотехника организации коммуникативных действий личности в роли, то есть техника исполнения коммуникативной роли.
Практическое назначение театрализации:
- организация физического пространства для общения таким образом, чтобы взаимодействие могло стать зрелищем увлекшим зрителей.
Театральные занятия являются одним из средств воспитания и развития таких процессов , как внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь и пластика. Занятия по содержанию могут быть сходны, но по глубине познавательного материала и умственной деятельности различны, вместе с тем связаны между собой.
Занятия называются театрализованными потому, что в их основе лежат театрализованные игры. Игра для ребенка – ведущий вид деятельности. Ребенок в таких театрализованных играх ищет свое собственное решение задачи, творит, не прибегая к готовым решениям и штампам. Ребенок перевоплощается в кого-либо и ему это очень нравится. Таким образом, на театрализованных занятиях создаются условия, в которых ребенок чувствует себя хорошо и свободно. На наши занятия выбираются игры, которые интересны младшим школьникам и соответствуют их возможностям.
В театрализованные занятия включены:
1. Игры на развитие внимания.
2.Игры на освоение коллективных действий. Под коллективными действиями понимается умение концентрировать внимание на окружающих и адекватно взаимодействовать с ними, умение контролировать свои действия, соизмеряя их с действиями других.
3. Игры – импровизации.
В ходе занятий используются методы:
1. Словесный методы, такие как рассказ или беседа. Чтобы вызвать интерес у школьников перед началом выполнения какого-либо задания или действия, нужно им рассказать о воплощаемой игре. Главное здесь – интонация педагога, которая помогает сделать рассказ загадочным ( А что же будет дальше?).
2. Импровизация. Когда детям рассказывается сказка, дается развитие сюжета, а затем предлагается «превратиться» в персонажа из сказки и действовать, в соответствии с его характером, настроением, понимая его роль в развитии сюжета.
Такие игры рассчитаны на активное участие ребенка. Особое внимание уделяется созданию непринужденной атмосферы, подбадриванию и стимулированию сжатых и скованных детей. Это помогает им чувствовать себя свободно а значит и показать наиболее оптимальные результаты. В ходе проведения театрализованных игр важно создать условия, в которых каждый ребенок ощущает себя непосредственным участником общего процесса, чувствует значимость своих действий при взаимодействии с другими детьми и педагогом.
С младшим возрастом можно повторять одни и те же упражнения по несколько раз. Они будут реагировать на знакомое радостно. Работая с ними, новое следует вводить очень медленно, незаметно, чтобы оно усваивалось без заметных усилий, но был очевиден положительный результат. Ребята должны чувствовать, что движутся вперед. Педагоги нашего отделения рукодствуются формулой успеха: внимание акцентируется не на промахах и ошибках, а на тех детях, у кого получалось хорошо» Сейчас мы посмотрим, кто умеет так же красиво стоять?» И дети начинают подтягиваться за лучшими. На уроках всегда действует принцип некоего соревнования, где, однако, не бывает проигравших. И детей оценивают не только педагоги. Предоставляется возможность ребятам оценить себя самим. Поделив детей на две подгруппы, договариваемся, что одна подгруппа – это зрители, которые внимательно смотрят на участников, а потом рассказывают, что получилось, а что, нет и почему? Затем погруппы меняются, зрители становятся участниками, а участники – зрителями. Такое разделение эффективно, так как дети учатся аргументировать свой ответ.
ИГРЫ на развитие внимания:
1.Игра на развитие переключаемости внимания –
Узнай цифру ».
В начале игры участники под руководством педагога рассуждают о том, что на свете нет одинаковыхлюдей, что помимо индивидуального характера каждый человек имеет свою особенную внешность. Педагог предлагает участникам определить, чем они отличаются друг от друга ( волосы. Одежда.Обувь)
Обсуждаются особенности внешности каждого участника.
2. Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания – «НЕ СОБЬЮСЬ».
Педагог предлагает считать вслух от 1 до 31, но участник не должен называть числа, включающие 3 или кратное 3. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь» Например: « 1,2, Не собьюсь, 4,5, НЕ собьюсь и тд.»
Игра "Что изменилось?".
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.
В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по предмету «Актерское мастерство».
Чистякова Анися Абдулловна, заведующая театральным отделением, преподаватель театральных дисциплин МБУ ДО « Детская школа искусств»
г. Нефтеюганск ХМАО-Югра
«Учитесь на том, что трудно и не дается, а не на том, что легко и само собой приходит!» К.С.Станиславский
Тема урока: «Сценические парные этюды на взаимодействие с партнером»
Раздел:
Цель:
познакомить учащихся с видами театральных этюдов.
Задачи:
Образовательная:
-дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
-познакомить с новыми видами театральных этюдов;
-научить работе на сцене с партнером.
Развивающая:
-развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
-развивать умения взаимодействовать с партнёром.
Воспитательная:
-воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры;
-научиться анализировать и выстраивать в сценических условиях -последовательность и логику поступков сценических образов.
Тип урока:
комбинированный
Форма урока:
парная, групповая.
Методы обучения:
Здоровье- сберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода,
технологии коллективной творческой деятельности.
Продолжительность урока - 45 мин
Средства обучения:
Визуальные: реквизит, костюмы, раздаточный материал.
Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.
Прогнозируемые результаты:
В ходе проведенного урока при помощи парных этюдов вырабатывается одно из основных умений – работа с партнером по сцене, что является основополагающим умением в театральном творчестве
План урока:
1.Организационный момент – 2 мин.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний – 5 минут.
3. Знакомство с темой урока, постановка его цели и задач – 15 минут.
4. Первичное закрепление изученного материала – 10 минут.
5. Постановка задания на дом – 5 минут.
6. Рефлексия – 3 минуты.
Ход урока
1. Организационный момент: проводится с целью -выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия и включить учащихся в познавательную творческую деятельность, настроить на восприятие материала и на продуктивную работу по теме.
учащиеся входят в класс и становятся в круг;
приветствие;
позитивный визуальный контакт с каждым учащимся;
выяснение отсутствующих на занятии.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний:
Преподаватель проводит в форме беседы, в которой обучающиеся отвечают на поставленные вопросы:
Вопрос: Что вы уже знаете о театральных этюдах?
Ожидаемые ответы воспитанников (Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене и т.п.).
Вопрос: Чем отличается этюд от упражнения?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, в нем есть жизненное содержание. В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли?
Ожидаемые ответы обучающихся:на память физических действий и «Я – в предлагаемых обстоятельства», групповые этюды по мотивам сказок.
3.Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
Преподаватель рассказывает обучающимся о сценическом общении и о парных этюдах на взаимодействие с партнером, в которых так важно уметь понимать, слышать, видеть предлагаемые обстоятельства и уметь действовать совместно с партнером.Во время объяснения новой темы и для закрепления полученных теоретических знаний преподаватель проводит упражнения:
Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов).
Эти упражнения выполняются с учетом индивидуальных особенностей.
Упражнение «Звуки и шумы вокруг нас»
Описание упражнения: обучающиеся при полной тишине слушают звуки исходящие вокруг них – в коридор, на улице.
Упражнение «Замороженный»
Описание упражнения: обучающиеся застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад, они должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.
Упражнение «Ртутный шарик».
Описание упражнения: необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу.
Упражнение «Немое кино».
Описание упражнения: разыграть в паре с партнером при помощи одних лишь жестов следующие сюжеты:
- понравившийся подарок; невыученный урок; угостить друга сладким апельсином или кислым лимоном ,накормить младшего брата кашей.
«Сад скульптур»
Описание упражнения: учащиеся разделяются на пары, по ролям – скульптор – глина. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое животное из глины, придумать ему имя и биографию. Затем учащиеся меняются ролями.
4. Первичное закрепление изученного материала.
Практическая часть урока «Работа над этюдами».
Создание ряда этюдных работ на тему произведений детской литературы:
Николай Носов «Фантазеры».
Ирины Пивоваровой «Письмо»
Совместное с учащимися обсуждение творческих работ – парных этюдов.
Вопросы для обсуждения:
Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?
Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?
В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?
Оценка учебной деятельности каждого учащегося по пятибалльной шкале.
5. Постановка задания на дом.
Продумать постановку парного этюда на тему: «Поздравление друга (подруги) с днем рождения».
6. Рефлексия.
Беседа с учащимися на тему:
Что было особенно интересное и поучительное на уроке для вас и что произвело наибольшее впечатление?
Вам понравилось сочинять и разыгрывать этюды?
Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?