Материалы к аттестации обучающихся
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К ПРОГРАММЕ «ТЕАТР ПЛАСТИКИ И СЛОВА»
Отслеживание уровня освоения программного материала обучающимися осуществляется через тестирование, выполнение практических упражнений, игровых тренингов.
Уровень освоения программы определяется по балльной системе:
- 3 балла - высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации);
- 2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий);
- 1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение (занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога);
- 0 баллов - низкий уровень.
Приложение 1
Стартовая аттестация обучающихся
- Актерское мастерство. Показать 10 эмоций.
7-10 эмоций – 3 балла
4-6 эмоций – 2 балла
1-3 эмоции – 1 балл
0 эмоций – 0 баллов
- Сценическая речь. Проговорить несколько скороговорок.
Бык тупогуб, тупогубенкий бычок, у быка бела губа была тупа.
Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
1-2 ошибки (оговорки) – 3 балла
4-5 ошибок (оговорок) - 2 балла
5-8 ошибок (оговорок) - 1 балл
Не смогли сказать – 0 баллов
- Сценическое движение. Пройти по воображаемому канату.
1 спотыкание и 1 легкое покачивание – 3 балла
2-3 спотыкания и 2-3 легких покачивания – 2 балла
3-6 спотыканий и легких покачиваний – 1 балла
Не смогли пройти – 0 баллов
Тестовые задания
- С чего начинается театр?
- с вешалки
- с покупки билета
- с тапочек
- Кто исполняет роли в театре?
- режиссёр
- билетёр
- актёр
- Где играют артисты?
- на сцене
- в зале
- в холле
- Кто пишет пьесу?
- поэт
- журналист
- писатель
- Кто шьет костюмы для актеров театра?
- костюмер
- гардеробщик
- модельер
- Кто отвечает за звук в театре?
- слухооператор
- звукооператор
- голосооператор
- Кто маскирует актёров перед спектаклем?
- визажист
- гримёр
- стилист
- Кто руководит актёрами на сцене?
- постановщик
- художник
- регулировщик
- Чёткое произношение текста – это..?
- дикция
- громкоговорение
- широкое открывание рта
- Мини-спектакль это..?
- этюд
- натюрморт
- портрет
Приложение 2
Промежуточная аттестация
(Модуль 1)
- Актёрское мастерство
Память
Запоминание ряда слов.
Обучающемуся называют ряд слов (10), которые он должен быстро повторить в той же последовательности.
3 балла – 8-10 слов;
2 балла –5-7 слов;
1 балл - 1-3 слов;
0 баллов – 0 слов.
Эмоции
Смена эмоций
Обучающемуся называют ряд эмоций (10), которые он должен быстро повторить.
3 балла – 8-10 эмоций;
2 балла –5-7 эмоций;
1 балл - 1-4 эмоций;
0 баллов – 0 эмоций.
Жесты, действие
Смена театральных поз
Один обучающийся стоит напротив остальных. Ребята, каждый по очереди показывает ему свою театральную позу. Затем, обучающийся отворачивается от них и 1-2-е минуты говорит на свободную тему или читает стихи, рассказывает истории. За это время дети меняются местами. По истечении 1-2-х минут ребенок должен поставить ребят на свои места и в ту позу, в которой они были.
3 балла – точное выполнение;
2 балла – выполнена половина задания;
1 балл – выполнено меньше половины задания;
0 баллов – не смог выполнить задание.
Работа с партнером
Обучающиеся встают парами и повторяют движения друг за другом.
3 балла – синхронное воспроизведение;
2 балла – средне-синхронное воспроизведение;
1 балл - минимально синхронное воспроизведение, отставание;
0 баллов – нет синхронизации, другие движения.
- Сценическая речь
Речевой аппарат
Воспроизведение сложных звуков (бдрбди-бдрдэ-бдрбда-бдрбдо-бдрбду-бдрбды)
3 балла – полное воспроизведение;
2 балла – почти полное воспроизведение;
1 балл – минимальное воспроизведение;
0 баллов – невозможность воспроизведения.
Воспроизведение пройденных за год скороговорок.
3 балла – полное, чистое воспроизведение;
2 балла – почти полное и чистое воспроизведение;
1 балл – минимальное воспроизведение;
0 баллов – невозможность воспроизведения.
Воспроизведение звука «А», при этом рот открыт, верхнее небо максимально поднято.
3 балла – хорошее, глубокое и сильное звучание, хорошая вибрация в грудной клетке;
2 балла – глубокий звук, глухое гудение, средняя вибрация в грудной клетке;
1 балл - низкое звучание, вибрация в грудной клетке;
0 баллов – невозможность звучания.
Работа со стихами
Ребятам даются незнакомые, небольшие стихи, которые они должны прочесть в разном характере, с разным отношением, без подготовки. Умение погружаться в образ: «Диктор телевидения», «Капризный ребенок», «Мама», «Сказочник», «Оправдывающийся человек», «Пугающийся человек», «Пугающий человек», «Ябеда».
3 балла – отличная передача характера, образа;
2 балла – хорошая передача характера, образа;
1 балл – прочтение с минимумов передачи характера, образа;
0 баллов – невозможность передачи характера, образа.
- Сценическое движение
Координация движения
- простоять минуту на одной ноге, затем на другой;
- пройти «по веревочке одному» (максимальное расстояние по диагонали комнаты);
- пройти по следам другого человека.
3 балла – правильное, чистое исполнение;
2 балла – частично правильное исполнение;
1 балл – минимальное исполнение;
0 баллов – невозможность исполнения.
Распределение себя в пространстве
Ребенок должен выполнить ряд движений, который предлагает педагог. Например – подними правую руку, поднимите левую ногу, опустите левую ногу, правую руку положите на левое плечо, повернитесь на право, сделайте два шага влево и т.д.
3 балла – правильное и быстрое воспроизведение;
2 балла – частично правильное и почти быстрое воспроизведение;
1 балл - минимальное воспроизведение;
0 баллов – невозможность воспроизведения.
Ритмопластика
Ребёнок должен выполнить ряд упражнений:
- наклонить спину параллельно полу (спина должна быть прямой);
- сделать наклон туловища, дотянуться кончиками пальцев рук до пола;
- встать на мостик с позиции лежа;
- сесть на правый и левый шпагат;
3 балла – правильное, чистое исполнение;
2 балла – частично правильное исполнение;
1 балл - минимальное исполнение;
0 баллов – невозможность исполнения.
Приложение 3
Промежуточная аттестация
(Модуль 2)
- Актерское мастерство
Театральные тренинги
Работа с эмоциями, жестами, мимикой, воображаемыми предметами.
Обучающийся должен представить показать жестами эмоцию, ситуацию или воображаемый предмет, а также совершить простейшие физические действия с ним.
Игра «Мы не скажем, а покажем»: дети, действуя одними жестами и эмоциями демонстрируют ту или иную ситуацию, задачу: злость, раскаянье, «Рубаха-парень», задавака, забияка, пижон/интеллигент, обида, радость, зависть. Также показывают действия различных профессий: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры, делают макияж, готовят бутерброды, работают диктором на ТВ, сторожат склад, экскурсовод в музее, гладят белье.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не представляет эмоцию, ситуацию, воображаемый предмет. | Обучающийся представил эмоцию, ситуацию, но не передал нам ее полноценно, представил воображаемый предмет, но с неправильными формами. | Обучающийся представил эмоцию, ситуацию и правильно передал ее зрителю, представил, но не каждый зритель понял его. Представил воображаемый предмет, почти правильно, показал его формы и произвел действие с ним, но не каждый зритель понял его. | Обучающийся представил эмоцию, ситуацию, раскрыл ее в полном объеме, в зале 100% понимание его работы. Показал воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действие с ним в согласованности с партнером, а также 100% понимание работы зрителем. |
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Умение представить себя и партнера в воображаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Игра «Путешествие» – обучающиеся действуют по группам или по одному, детям предлагаются различные предлагаемые обстоятельства, например: вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся по предложенной теме не может придумать и рассказать какие действия можно в этих предлагаемых обстоятельствах совершить. Не убедительны. | Обучающийся не может представить себя и других в вымышленных и предложенных обстоятельствах. Плохо убеждают зрителя. | Обучающийся может представить себя и других в предложенных обстоятельствах, но не может показать все в действия. Зритель верит им не полностью. | Обучающийся представляет себя и других в предложенных обстоятельствах, придумывает самостоятельно действия и разыгрывает их в согласованности с партнером. Зритель полностью верит им. |
Основы грима
Нанесение грима различных персонажей: животные, гномы, волшебники, старики, современные герои.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не знает как подготовить лицо к нанесению грима, не может нанести грим. | Обучающийся может нанести грим, отдаленно напоминающий персонажа, но не подготовил лицо. | Обучающийся может нанести грим, отдаленно персонажа, подготовил лицо. | Обучающийся может нанести грим любого персонажа как себе, так и другим, правильно подготавливает лицо. |
Основы сценографии
Ребята должны придумать сценографию к любой сказке, басне или истории: «Репка», «Красная шапочка», «Ворона и сыр» и др.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не может, ни представить, ни придумать, ни разработать сценографию. | Обучающийся может стандартную придумать сценографию к определенной сказке или истории, но не может разработать и нарисовать. | Обучающийся может стандартную придумать сценографию к определенной сказке или истории, может разработать и нарисовать. | Обучающийся может придумать не только стандартную сценографию, разработать и нарисовать ее. Может добавить что-то интересное, свое. |
- Сценическая речь
Скороговорки в движении
Топали мы топали, дотопали до тополя, до топаля дотопали, да ноги то отопали. Параллельно с проговариванием обучающиеся делают ряд действий: топают ногами, хлопают руками, кладут руки на плечи партнеру.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не выполнил задание. | Обучающийся выполнил задание но со множеством ошибок. | Обучающийся выполнил задание, сделав не более двух-трех ошибок. | Обучающийся выполнил задание чисто. |
Батл со скороговорками
Коси коса пока роса – ребята становятся в круг и по очереди произносят скороговорку. В это время они кидают произвольно мяч в любые руки, скороговорку же говорят по часовой стрелке. В звуковом посыле должны быть задействованы два регистра: средний и нижний.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не выполнил задание. | Обучающийся выполнил задание но со множеством ошибок. | Обучающийся выполнил задание, сделав не более двух – трёх ошибок. | Обучающийся выполнил задание чисто. |
Звучание
Обучающийся показывает свои голосовые возможности. Стоя на сцене он произносит текст сначала тихо, потом по нарастающей до очень громкой подачи, но не переходя на крик.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не выполнил задание: говорит тих, только на уровне среднего регистра. | Обучающийся выполнил задание но слышно его было плохо, использовал только средний регистр, часто переходил на связки. | Обучающийся выполнил задание, использовал два регистра, слышно его было неплохо, но «переходил» иногда на связки. | Обучающийся выполнил задание чисто: использовал два регистра, «не переходил» на связки, слышно было хорошо. |
- Сценическое движение
Распределение себя в пространстве, координация, работа над ритмом
Индивидуальная работа - показ музыкально – театральных миниатюр, связанных с музыкальной темой (грустная, торжественная, веселая, ритмичная).
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся, не понимает настроения, заданного музыкальным сопровождением, не слышит ритм, не может грамотно распределить себя в сценическом пространстве. | Обучающийся не слышит заданный музыкой ритм, но уверенно чувствует себя в сценическом пространстве, пытается подстроиться под настроение музыкального сопровождения. | Обучающийся понимает настроение музыки, слышит ритм, гармонично ведет себя на сцене. | Обучающийся хорошо движется под музыку, передает нам через свою пластику ее настроение, умеет распределить себя в пространстве. |
Групповая работа - под музыкальное сопровождение двигаются все дети, в заданном музыкой характере, распределяет себя в пространстве.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающиеся, не понимают настроения, заданного музыкальным сопровождением, не слышат ритм, не могут грамотно распределить себя в сценическом пространстве между партнерами, постоянно задевают друг в друга. | Обучающиеся не слышат заданный музыкой ритм, но уверенно чувствует себя в сценическом пространстве между партнерами, пытаются подстроиться под настроение музыкального сопровождения, не сталкиваются, но передвигаются пока еще шумно. | Обучающиеся понимают настроение музыки, слышат ритм и следуют ему, даже в случаях резких перемен, гармонично ведут себя в пространстве между партнерами, не сталкиваются, но видны лишние движения и слышен шум. | Обучающиеся хорошо двигаются под музыку, передает нам через свою пластику ее настроение, молча контактируют с партнерами, умеют распределять себя в пространстве между партнерами, не сталкиваются, не производят шум и лишних движений. Действуют чисто и своевременно. |
Приложение 4
Итоговая аттестация
(Модуль 3)
- Актерское мастерство
Работа актера над собой, над ролью, «Если бы»
Игра «Превращение комнаты»: дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. В каждом превращении учащиеся придумывают свою роль и разыгрывают вместе с партнерами. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты: магазин, театр, берег моря, лес, поликлиника, зоопарк, замок спящей красавицы, пещера дракона.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не может представить себя воображаемым героем, не может отгадать в кого превратились другие. | Обучающийся может представить себя воображаемым героем, но не может действовать в предлагаемых обстоятельствах. | Обучающийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, но не может согласованно действовать с партнером. | Обучающийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, согласованно действует с партнером в воображаемых обстоятельствах. |
Этюды на воображение и фантазию (индивидуальные и групповые).
Показ музыкально – театральных миниатюр.
Темы: «На уроке», «Потерянный кошелек», «Встреча», «Мама и дочка», «На почте», «В парке».
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не может представить себя воображаемым героем, не представить в предлагаемых обстоятельствах. | Обучающийся может представить себя воображаемым героем, но не может действовать в предлагаемых обстоятельствах. | Обучающийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, но не может согласованно действовать с партнером. | Обучающийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, согласованно действует с партнером в воображаемых обстоятельствах. |
- Сценическая речь
Проговаривание сложных скороговорок
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
- У короля Кларика краля, У королевы Карлайлы карлик.
- Карлик – Карл, а краля – Клара, У Клары кларнет, у Карла кораллы.
- Клара украла кораллы у Карла, А Карл у Клары украл кларнет.
- Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла - кларнет, а кораллов нет.
- Королева Карлайла карала Клару. За кражу кораллов у карлика Карла,
- А Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл.
- Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы.
- Слушал бы Кларик кларнет своей крали, А Карл подарил кораллы Карлайле.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не выполнил задание. | Обучающийся выполнил задание но со множеством ошибок. | Обучающийся выполнил задание, сделав не более двух-трех ошибок. | Обучающийся выполнил задание чисто. |
Работа с текстом
Педагог читает детям сказку. Обучающиеся должны показать умение работать с текстом.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не может определить: место действия, эпоху/время, характер, цели и задачи героев, предлагаемые обстоятельства. Не может определить идею и сверхзадачу автора: (Идея – о чем. Сверхзадача – для чего я ставлю). | Обучающийся справляется с определением времени/эпохи, объясняет характер героев, определяет их задачу, рассказывает о предлагаемых обстоятельствах. Не может определить идею и сверхзадачу автора. | Обучающийся справляется с определением времени/эпохи, объясняет характер героев, определяет их задачу, рассказывает о предлагаемых обстоятельствах. Пытается определить идею и сверхзадачу автора. | Обучающийся справляется с определением времени/эпохи, объясняет характер героев, определяет их задачу, рассказывает о предлагаемых обстоятельствах. Может определить идею и сверхзадачу автора и оспорить ее, предложив свои версии. |
- Сценическое движение
Координация и распределение себя в пространстве
Обучающиеся работают всей группой, реагируя на хлопок педагога. Они должны распределять себя в пространстве, согласно заданным характерам или ситуациям: «носит тяжесть», «боль в животе», «очень голодный», «трудно проходимый путь», «нетерпение».
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не понял смысл задания, характер и действия не понятен, сталкивался с партнерами. | Обучающийся действовал, но не распределил себя в пространстве, характер не понятен, сталкивался с партнерами. | Обучающийся хорошо действовал, распределял себя в пространстве, но характер и ситуация не понятны, сталкивался с партнерами. | Обучающийся отлично действовал, характер понятен, пространство было заполнено им полностью, с партнерами не сталкивался. |
Ритмопластика
Показ пластических зарисовок (этюдов, миниатюр) под музыкальное сопровождение.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не понял смысл задания, начал движение не под музыку всеми, не закончил картинку, этюд не понятен. | Обучающийся вовремя вступил, но не распределил себя в пространстве, этюд не понятен. | Обучающийся вовремя вступил, распределил себя в пространстве, но этюд не понятен. | Обучающийся вовремя вступил, распределил себя в пространстве, этюд не понятен. |
Тот же самый тест следует проводить с группой: главный критерий умение работать с партнерами.