Статья "Как нас "жюрили" - или что у нас НЕ ТО"
В этой статье мне хочется поделиться своими предположениями и сомнениями по поводу участия в конкурсах коллектива Кукольный театр. Есть некий психологический барьер восприятия, преодолеть который взрослые члены жюри не могут. Или не хотят? Хотелось бы узнать мнение коллег - руководителей театральных коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья посвящена психологическому восприятию "неживого" спектакля | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Как нас «жюрили» - или что у нас НЕ ТО?
В жизни нашего творческого коллектива много разных событий, это выставки, концерты, Театральная гостиная, где мы ежегодно показываем что-нибудь новое. Нам предлагают также участвовать в конкурсах и фестивалях – и мы участвуем. Но не все эти события оказываются радостными для нас. Есть один наболевший вопрос - как оценивает наши выступления жюри конкурсов. Замечено: будь то актёрская работа или прикладная – всегда по отношению к кукольному театру у жюри есть «но». Например, объявлена тема конкурса «Правила дорожного движения – правила жизни» для театральных студий и агитбригад. Наш коллектив включается в подготовку к конкурсу. По сценарию у нас разные куклы-звери попадают в сложные дорожные ситуации. Для этого нужно изготовить комплект кукол, нарисовать необходимые декорации (дом, автобус, «скорую», самосвал, машины и велосипеды, знаки дорожного движения и т.д.). Потом мы учим текст, многое из сценария поётся под «живую» музыку – значит, репетируем под гитару… И вот мы готовы и приходим на конкурс. Все команды выступающих выходят на сцену в костюмах или без, их видно, а мы – за переносной «грядкой» (разновидность ширмы). Все дети читают стихи или играют сцены из дорожной жизни, и мы играем всё то же, но куклами. И вот жюри оценивает номера, и начинается нечто странное: «Но они же не сами, а с куклами…» «Может, дать им номинацию «оригинальный жанр?..» «Да, конечно, было очень смешно, но… такая-то команда лучше» Почему лучше – никто не может вразумительно ответить. «Не совсем то» - и только. Возвращаемся к Положению конкурса, в котором прописаны критерии оценок: соответствие теме, музыкальное и художественное оформление номера, актёрское исполнение, костюмы (а куклы? мы сами их сшили – каждый себе на руку! Чем не костюмы?), даже юмор упомянут. И вот жюри, нахохотавшись над нашей пострадавшей обезьяной и бегемотом, пробкой вылетевшим из дверей автобуса, начинает сомневаться: да… здорово… но как-то не совсем ТО. А что мы сделали не ТО? Если с самого начала мы не показали лица, то в конце у нас «немая сцена» - с помощью наших старших «грядка» резко опускается – и все мы в разных позах застываем в стоп-кадре. Смотрите! Вот и мы САМИ, те, кто выучил стихи и песни, кто водил кукол и поднимал декорации, кто пел и играл для вас. Всем критериям конкурса номер соответствует, чёткая речь и выразительность отмечены всеми членами жюри, спели весело и громко, в ноты попали. Но… что-то «но». И в итоге – диплом 3 степени.
Самое интересное: через пару лет этот же сценарий и с этими же декорациями сыграли те же, но подросшие дети – что называется, «живьём». То есть, дети вышли без кукол и ширмы, но использовали этот текст и оформление. И жюри (за малым исключением - в том же составе) присудило им первое место. Победители районного конкурса участвуют потом и в городском, и там ребята заняли 4 место среди 18 команд, собравшихся со всего города. В чём секрет? Дети победили, куклы – нет. Взрослые не понимают «детского» жанра? Но именно потому, что судьи взрослые, они бы должны просто арифметически просчитать, сколько работы при подготовке кукольного представления – и насколько это больше, чем надеть одинаковые футболки и кепки…
Принимаем участие в конкурсе прикладного творчества в номинации «Народные ремесла». Куклы выполнены с любовью – это понятно, но они к тому же сложные, многодельные, ведь каждая маска со своим особенным выражением лица, каждая выполнена в технике папье-маше, собрана перчатка, ручки, шерстяные волосы. Куклы наряжены в национальные костюмы – и каждая деталь учтена: Дед в соломенной шляпе, вышитой рубахе, полосатых портках и в лаптях сетью ловит золотую рыбку, а Бабка в сарафане примеряет перед зеркалом корону, откинув в сторону корыто и прялку. Их тоже сделали из подручных материалов: корыто из пластикового контейнера, оклеенного текстурой «под дерево», а прялка – это деревянная лопатка для теста, на которую привязана кудель и веретено – палочка для суши с намотанной нитью. Ещё во время расстановки экспонатов поахали над куклами: «Какие у вас шикарные!» - а после конкурса снова «но»! «Но они же у вас не совсем к народным промыслам… нет, они, конечно, шикарные, но… Там были «крупенички», соломенные куклы, «закрутки», «ведучки» - вот это народные промыслы. А у вас театральные… Не совсем ТО». И снова диплом 3 степени. Так сказать, чтобы не было совсем уж обидно.
А кукольный театр Петрушки откуда к нам пришёл – не из народа? Почему театральная кукла «не народная»? Орнаменты берём из альбомов «Хохлома», «Гжель», «Жостово», если нужно – находим в интернете национальные украинские, якутские, японские, турецкие. Работы выполнены тщательно, аккуратно, - у нас не принято делать «тяп-ляп», все ребята понимают, что такое качество, но главное – все понимают, что значат слова «стиль» и «народный». И все-таки – «НО…»
Отправляли файлы на интернет-конкурс. Сколько раз отправляли – столько раз лауреаты. Победителями ни разу не стали, но уже не выясняем, что и почему. Наверное, снова какое-нибудь «НО».
Не понимаем , и никто не может чётко сказать, что именно не так, а у нас после всех этих «НО» нет никакого стимула для участия в каких бы то ни было конкурсах. Детям сейчас всюду внушают идеи «успешности» - и они хотят побеждать. А когда они от конкурса к конкурсу не первые, опять не первые, и далеко не первые – они чувствуют, что их усилия явно недооценивают, и кое-кто остывает и отступает. Специальных конкурсов для кукольных театров никто в городе не проводит, вышли с инициативой на ГУМО – никто не поддержал. Почему? Потому что кукольных коллективов мало, с кем соревноваться… во многих коллективах кукол не делают, а покупают…
Было бы очень интересно узнать мнение коллег, что делать, во что включиться, чтобы это было продуктивно. Работа у нас кропотливая, подготовка спектаклей и выставок многодельная – и результаты хорошие, кто бы только это объективно оценил? Вдруг мы просто недостаточно информированы, кто знает – подскажите! В принципе, родители и дети довольны тем, что получается. Казалось бы, что ещё нужно? Но есть одно «НО» - баллы для портфолио. Нет побед – нет баллов в разделе «достижения». Нет «весомых» дипломов. Все нас любят и хвалят, но… нет «достижений». Или вот такие скромные, как «Диплом 3 степени». Никогда не могла понять, почему баллы важнее, чем одобрение родителей, одноклассников, учителей той школы, где учатся начинающие кукловоды. Все довольны – а «достижений» нет? Формально - нет. Как можно оценивать творческий коллектив по баллам, не видя, что же он, собственно, делает? Но это уже тема для другой статьи.