Родные наши,спасибо вам за жизнь! Сценарий детского спектакля, посвященного годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Сценарий написан по материалам, собранным в результате поисковой работы третьеклассников школы №3 г Гуково. Они с помощью родителей записали воспоминания своих родных –
участников Великой Отечественной войны. Все эпизоды представления – реальные события военных лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пинкина Л.Б., педагог
дополнительного образования,
руководитель театра «Страна чудес»
ДДТ г. Гуково
Родные наши, спасибо вам за жизнь!
Сценарий
театрализованного преставления, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Сценарий написан по материалам,
собранным в результате поисковой работы
третьеклассников школы №3 г Гуково.
Они с помощью родителей записали
воспоминания своих родных –
участников Великой Отечественной войны.
Все эпизоды представления –
реальные события военных лет.
Пролог.
Мальчики и девочки выходят па сцену из всех кулис.
Они одеты в черное, но на каждом из них -
яркие пятна шарфов, бейсболок, галстуков и бантиков, которые при необходимости быстро снимаются, надеваются и трансформируются в элементы декораций.
_____Здравствуйте. Мой прадедушка, Андрей Никифорович Смирнов, погиб в Сталинграде. Его имя золотом высечено на стене мемориала Славы на Мамаевом кургане. Я появилась на свет, потому что в станице Багаевской ждала - не дождалась папу с войны маленькая девочка – моя бабушка Нина. Спасибо тебе, прадедушка Андрей, за жизнь!
_____А имя Григория Васильевича Герасимова, моего прадедушки, я с гордостью читаю на третьей плите Гуковского мемориала Славы. Он был разведчик, гармонист, весельчак. Погиб во время разведвыхода 8 ноября 1944 года. Он оставил в Гуково маленькую дочь. Прадед, ты слышишь меня? Я низко тебе кланяюсь.
_____А нашим прадедам повезло. Они выжили на войне. Мой прадед – Альбин Каитанович Цесневич, боец польской армии имени Тадеуша Костюшко…
_____...И мой – сержант Голиков Павел Семенович, стрелок 47~й гвардейской дивизии, которая освобождала Зверево и Красный Сулин...
_____... И прадед моей подруги, Петр Петрович Николаенко, советский офицер. Они все умерли после войны, от старых ран. А если бы на войне?
______Нас бы не было тогда. Ведь наши прадеды ушли на войну совсем молодыми, не успев жениться. Моему прадеду было в 41 году всего 18 лет...
_________: А мой прадедушка – самый лучший прадед на свете – умер пять лет назад. В День Победы он всегда дарил цветы ветеранам войны – благодарил их за спасение. Ему было 20 лет, когда советские солдаты освободили его из концлагеря Маутхаузен.
______ А наш с Юлей прадед, Василий Кириллович, совсем старенький. Он парализован, совсем не помнит, что случилось вчера.
______Но очень хорошо помнит, как его двенадцатилетним пацаном угнали вместе с его мамой Дашей на работу в Германию...
______И мою прабабушку тоже в 43 году отправили на работу в Германию...
______Спасибо им, за то, что они выжили!
______Спасибо им за то, что мы есть!
Все _: Спасибо! (склоняют головы).
2
Затемнение. Нарастает, как бы приближаясь издалека,
музыка 1 части Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Мальчики отдают девочкам свои бейсболки, начинают гонять консервную банку, другие играют через сетку в волейбол.
Одна прыгает через веревочку, другие девочки играют в куклы.
Эпизод 1.
______Эх, хорошо на каникулах!
______Ага! Можно модели строить и запускать сразу!
______Папка сказал, что, наверно, ты центровку плохо сделал, вот твой планер и не полетел вчера!
______Все равно полетит! Я упорный! Вот вырасту, и полечу, как Чкалов, через северный полюс!
______(бросила кукол, подбежала) А я буду твой штурман!
______Фи! Девчонок в летное не берут!
______А вот и берут! А вот и берут! Мою Надю в парашютный клуб взяли!
______Да! А Марию Раскову ты забыл?!
______ А моя Люба уже школу заканчивает. У нее сегодня выпускной вечер. Мама ей платье сшила. Красивое!..
______ Подумаешь, платье... Мой брат Колька тоже школу заканчивает и сразу пойдет учиться в военное училище. Он будет командир танка!
______ Ух ты! А я хочу, как Чапаев, на коне - в атаку - ура!
______ Ага! И чтоб никаких там девчонок! Играйте в свои куклы - тряпочки!
______ Куклы? Тряпочки? Да я раньше тебя в летный клуб запишусь!
Взрывы. Вой самолетов.
Дети сбиваются в плотную группу.
Испуганно смотрят на небо. Мальчики прикрывают девочек.
______ Это война...
______ Ой, мамочка, страшно как!
______ Эх, а мы еще такие маленькие...
______ И маленькие на войне пригодятся!
______ (вбегает стремглав) Там... Там в теть Зинин дом бомба попала! И там теперь яма... А там все были: и бабушка, и дядя Вася, и маленькие...
Ой, мамочка! Страшно!
______ А теть Зина на фабрике... Она с мамкой в одну смену! Я туда!
______ Как же ты ей скажешь?
Звук летящих самолетов.
______ Летят... Бежим!
Разбежались...Звук летящих самолетов сменяется мощно звучащей музыкой Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Эпизод 2.
По сцене пробегают мальчишки. Говорят на бегу.
______ Побежали скорей! А то она опять за нами увяжется.
______ Ага! И все мамке расскажет...
______ Надо искать в балке. Там, где бой был. Там гильз много, и снаряды найдем...
Убежали. Выбегает, размазывая слезы,
маленькая Лена.
______ Мамка ему приказала со мной быть, а они опять убежали. Говорят, я маленькая. А маленьких нельзя одних дома оставлять. Они все чего-то ищут и прячут где-то за сараями... Вот пойду сейчас, найду, все мамке расскажу!..
______ (появляется вместе с группой девочек) Лен, ты опять плачешь? Брось, я тебе говорю. Не бегай ты за хлопцами.
______ Слушайте, а я знаю, что они ищут. Они снаряды ищут. Те, что не взорвались.
______ (испуганно) Зачем?
______ А кто их знает? Может, их за это на фронт возьмут, воевать с немцем...
Отдаленный взрыв.
______ Ой! Неужто опять станцию бомбят?
Мощный взрыв. Настя присела от страха.
______ Это не они! Самолеты не гудели! Это что-то в балке взорвалось!
______ Побежали, поглядим!
Лена (кричит истошно) Димка! Димка там!
Идет медленно в сторону взрыва. Протягивает руки.
Нарастает музыка.
Эпизод 3.
Волейбольная сетка превращается в колючую
проволоку. К ней из глубины сцены постепенно
подходят один за другим дети, одетые в концлагерные робы.
______ Я хлебушка хочу...
______ Он бросил что-то собаке. Смотри, как жрет!.. Это не хлебушек. Это мясо.
______ Я хлебушка хочу...
______ Не плачь... Нельзя плакать... Часовой идет...
______ Если не будешь плакать, тебя отберут для опытов и накормят...
______ Я все равно убегу. Как тот убежал, молодой и седой…
______ Его поймали и бросили собакам… Как мясо...
______ Он все равно живой. Он стонал. Я слышал.
______ Я все равно убегу. Я маленькая. Меня не поймают...
______ Я запомнил его номер – сорок девять, сорок восемь и двойка.
______ Я хлебушка хочу...
______ Мамка вон в том бараке...
______ Труба дымит… Дым черный...
______ Надо сидеть. Или лежать. Так легче. Меньше сил уходит. Садитесь.
Все по очереди опускаются па землю.
______ Я все равно убегу...
Эпизод 4.
Через сцену понуро бредут две девушки. Остановились на авансцене. Руки устало уронили. Одна смотрит грустно вдаль. Другая заглядывает ей в лицо.
______ Опять ты, Анка, молчишь!.. Говори уж лучше, что задумала...
______ Слушай, Настя... Мы с тобой – гадюки!
______ Опять ты!.. Ну мы же не виноваты, что тут оказались, в этом проклятом Аугсбурге! Ты же не виновата, что тот гад - полицай вытащил тебя из погреба и отправили на этот завод! Что мы можем?
_______ Мы виноваты с тобой, что живые. Вон там, где солнышко всходит, наша страна... Мое село... Твой город... Моя мамка... Отец воюет, а мы тут снаряды на фашистском заводе делаем... А фашист теми снарядами в моего отца стреляет. ..Ив твоего брата...
______ (в отчаянии) Что же делать? Куда бежать? Тут разве убежишь?
______ Не бежать... Слушай...(шепчет на ухо ей).
______ (испуганно отшатывается) Чего удумала! А как не выйдет?
______ Ну, там как Бог даст...
Этюд-эпизод «Пожар». Луч прожектор мечется.
В луче мечутся оранжевые ленты.
Звучит 2 часть Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
От задника на авансцену через это мелькание медленно идет Аня, медленно опускается на пол. К ней подбегает Настя.
______ Что ты наделала, дурная? (Восхищенно) Что ты наделала!!! Родная ты моя! А рученьки-то, рученьки-то обгорели... А головочка... А волосы твои, все кудри твои... (склоняется над ней, причитая; свет гаснет, музыка звучит победно).
Эпизод 5.
Мальчишки опять гоняют консервную банку вместо мяча.
Один из них раскручивает шест - гоняет голубей.
Диана начинает звать Таню из-за кулис.
______ Танька! Тань! Да где ж она? Не видали Таньку Герасимову?
______ А они с Женькой и Наташкой на терриконик пошли...
______ А на что она тебе?
______ Слушайте, они ж полгода писем от дяди Гриши не получали! А тут тетя Николаевна – почтальонка к ним пошла, веселая такая. Видать, письмо пришло. Так я хотела ее кликнуть...
______ Айда, сбегаем!
Мальчики и девочки убежали, на сцене остались 3 ребят,
стоят, низко опустив головы.
______ А мы уже никогда не получим с фронта письмо...
______ И мы...
______ И мы...
Резко поворачиваются и уходят. Выходит группа
ребят, оживленно разговаривают между собой.
______ Ну как там? Что в письме?
______ Чего дядь Гриша пишет?
______ Ой, такое письмо хорошее, такое хорошее! Мамка все читает и плачет, читает и плачет...
______ Чего ж плакать, если хорошее?
______ Да ведь полгода не знали, где, что, живой ли.
______ Я хотела принести вам почитать, да мамка не дает, письма из рук не выпускает. А и не надо! Я три раза послушала – все на память знаю! Главное, что войне скоро конец! Они сейчас в Австрии. А письмо он писал - нипочем не отгадаете - когда! Еще аж в прошлом году, седьмого ноября!
______ Ух ты! Аккурат на день Октябрьской революции!
______ Во, во! Он же у нас гармонист. Он в концерте полковом выступал. Пел и на гармошке играл. И еще другим там солдатам играл, которые пели. И ему все бойцы сильно хлопали и кричали, мол, давай еще, Гриша! А полковник ему руку пожал и говорит: «Слушал бы твою гармонь, товарищ разведчик, и слушал с дорогою душою. Да надо вот нам добивать проклятых фрицев, а потому идти тебе завтра в разведку вместе с твоим геройским взводом.» И папка стал в разведку собираться, а перед тем письмо нам написал. И скоро войне конец. И он домой придет. И меня научит на гармони играть!
______ Ура! (бросает вверх шапку)
Дети радуются от души. Замирают. Музыка
нарастает, затем затихает. Девочка выходит на
авансцену.
______ Только не вернулся с войны Григорий Васильевич Герасимов. Убил его фашистский снайпер в той самой разведке, 8 ноября 1944 года...
Эпилог.
Ребята выходят на авансцену один за другим,
в руках у них – цветные платки, шарфы и галстуки.
______ Наши бабушки и дедушки родились после войны.
______ Мы живы сегодня благодаря нашим прадедам. Нашим героическим прадедам!
______ Дорогие наши! Родные наши! Я знаю, вы слышите нас. Мы вас не забудем...
______ Мы вас не предадим...
______ Мы будем достойными вас...
______ Пусть в вашу честь в каждом городе, поселке, селе горит и ни на минуту не гаснет пламя Вечного огня!
______ Пусть люди, дети, потомки вспоминают о вас не только в дни юбилеев!
______ Детям своим мы расскажем о вас, чтоб запомнили!
______ Детям детей мы расскажем о вас, чтобы тоже запомнили!
______ Встречайте трепетную весну, люди земли!
______ Убейте войну! Прокляните войну, люди земли!
______ Мечту пронесите через года и жизнью наполните,
Но о тех, кто уже не придет никогда...
Все : Заклинаем: помните!
Звучит заключительная часть Седьмой симфонии
Д. Шостаковича. С помощью шеста и красных
галстуков ребята моделируют Вечный огонь, по
очереди кладут к нему «цветы» - яркие пятна своих
шарфов, бантов и бейсболок.
Склоняют головы. Уходят. Свет гаснет.
Музыка стихает.