Методическая разработка культурно-образовательной практики «Петроград - Ленинград Тамары Петкевич»
Цель работы: привлечение внимания общественности к личности Т.В. Петкевич путем создания ролика о доме, в котором жила писатель и актриса.
В ходе работы поднимались вопросы нравственного характера: могут ли рядом существовать палачи и их жертвы, прощение – слабость или добродетель, как не сломаться под гнетом чудовищного опыта лагерной ссылки, должны ли мы хранить память о самых страшных страницах истории нашего государства, когда были сломлены судьбы людей? Рассматриваемый архитектурный объект – дом на Набережной реки Карповки, 30 – как отправная точка большой трудной судьбы. Материал может быть использован на уроках литературы, истории, МХК. С этим материалом обучающиеся могут выступить на конференциях в рамках тем «Политическая история ХХ века», «История в лицах и судьбах», «Путеводитель по Санкт-Петербургу», на занятиях театральной студии др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_petrograd-leningrad_tamary_petkevich.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка культурно-образовательной практики «Петроград - Ленинград Тамары Петкевич»
Культурно-образовательная практика «Петроград - Ленинград Тамары Петкевич» призвана привлечь внимание к дому, в котором жила Т.В. Петкевич, а также к личности актрисы и писателя. Идея практики родилась в 2015 году, в год 95-летия Т.В. Петкевич. Был создан ролик о жизни и творчестве Т.В. Петкевич «Женские мемуары ГУЛАГа. Тамара Петкевич», который был представлен учителям и учащимся школы. Фильм вызвал большой эмоциональный отклик: зрители плакали, сопереживая героине. После просмотра ролика возрос интерес к книгам Петкевич.
Наша вторая работа – фильм о доме Петкевич, – также не оставила равнодушными новых участников проекта, подхвативших «эстафетную палочку». Заинтересовавшись необыкновенной историей жизни известной петербурженки, они с интересом прочли ее мемуары.
В ходе работы поднимались вопросы нравственного характера: могут ли рядом существовать палачи и их жертвы, прощение – слабость или добродетель, как не сломаться под гнетом чудовищного опыта лагерной ссылки, должны ли мы хранить память о самых страшных страницах истории нашего государства, когда были сломлены судьбы людей? Рассматриваемый архитектурный объект – дом на Набережной реки Карповки, 30 – как отправная точка большой трудной судьбы.
Тамара Владиславовна Петкевич (1920-2017) – жительница Санкт-Петербурга, наша современница, бывшая узницей ГУЛАГа, актриса, театровед, писатель – известна в России и за рубежом благодаря своим мемуарам.
В воспоминаниях Тамары Петкевич – драматичная история женщины, пережившей арест и гибель отца, смерть матери и сестры в блокадном Ленинграде, 7 лет лагерей, предательство близких, похищение маленького сына, рождённого в лагере. Ее книги «Жизнь – сапожок непарный» и «На фоне звезд и страха» повествуют не только о событиях ее жизни, но и об истории страны в ХХ веке.
Результатом практики стало создание видеоролика.
- Паспорт проекта
1 | Тема практики | «Петроград-Ленинград Тамары Петкевич» |
2 | Тип практики | Социокультурная практика |
3 | Проблемы социального и культурного характера, которые предполагалось решить в ходе практики | Популяризация личности Тамары Владиславовны Петкевич, привлечение внимания общественности к сохранению архитектурного объекта – дома, в котором жила Петкевич (сам дом также представляет собой интерес в плане архитектурной привлекательности). |
4 | Краткое описание практики | Цель: - Формирование чувства причастности к исторической жизни страны на примере жизни отдельного человека, осознания ценности человеческой личности и значимости нравственного выбора и гражданской позиции человека, привлечение внимания общественности к личности Т.В. Петкевич (цель для педагога). - Привлечение внимания общественности к личности Т.В. Петкевич путем создания ролика о доме, в котором жила писатель и актриса (цель для обучающихся); Задачи: - расширить представление об истории и культуре страны в ХХ веке; - познакомиться с особенностями архитектурных строений начала ХХ века; - сформировать ценностные ориентации подростков-сверстников в процессе изучения «исторической жизни отдельного человека» в контексте большой истории страны; - познакомиться с творчеством Т.В. Петкевич; - рассмотреть ряд тем нравственного характера; - приобрести навыки проектной и исследовательской деятельности; - научиться создавать мультимедийные проекты и видеоролики; - способствовать повышению социальной активности и инициативы школьников, их желанию принимать участие в улучшении жизни современного общества; - создать условия для развития «чувства взрослости» на основе формирования самостоятельности, ответственности. Используемые методы и технологии в ходе практики: - на этапе установочной беседы: обсуждение проблемы, передача информации, закрепление информации и обозначение нового направления информирования; - на этапе подготовки реализации практики: экскурсия, освоение и осмысление информационного материала; - на этапе разработки сценария: мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, коллективное обсуждение; - на этапе реализации практики: работа в подгруппах; дискуссия, фасилитированная беседа, обратный мозговой штурм - обсуждение промежуточных результатов в беседе в социальной сети ВКонтакте; - на этапе презентации в авторской группе: дискуссия – обсуждение результата; - на этапе презентации общественности: дискуссия, ответы на вопросы. |
5 | Вопросы, актуальные для учащихся в контексте практики | - интерес к судьбе героини; - ценность командной работы; - попробовать себя в новом амплуа; - презентация своей работы сверстникам. Данная социокультурная практика способствует созданию условий для развития у обучающихся потребностей и способностей к: - самопознанию — «Узнай себя»; - самоопределению – «Выбирай себя»; - самореализации – «Проявляй себя»; - саморегуляции – «Контролируй себя»; - совместной деятельности с другими – «Действуй совместно». |
6 | Культурный контекст практики | В ходе практики обучающиеся познакомились с такими понятиями как «жизнь человека и власть в государстве», «культурное наследие», «сохранение», «творчество», «реставрация». |
7 | В чем заключается самостоятельная деятельность учащихся | Самостоятельно: - голосовое закадровое озвучивание; - наложение музыкального фона; - монтаж ролика. С помощью руководителя: - составление сценария ролика; - отбор фрагментов книги Петкевич; - разметка планов съемки, ракурсов. |
8 | Авторский коллектив реализуемой практики | Неверко Алена Евгеньевна, учитель Обучающиеся 9.11 классов |
9 | Сроки реализации практики | Октябрь – декабрь 2018 г. |
10 | Действия по развертыванию практики – перечень мероприятий, которые были предприняты для того, чтобы реализовать практику | - просмотр ролика «Женские мемуары ГУЛАГа. Тамара Петкевич», снятого в 2015 году школьниками; - установочная беседа по созданию ролика о доме Петкевич (педагог рассказала об истории создания первого ролика об актрисе и писателе, узнице ГУЛАГа, снятого в 2015 году, и предложила продолжить работу по изучению данной темы, познакомила с положением конкурса «Жил-был»); - экскурсия на набережную реки Карповки: знакомство с домом Петкевич, соотнесение печатного и наглядного материала, обсуждение планов и ракурсов съемки (педагог помогла найти в книге описание элементов дома и прилегающих объектов, которые предстояло снять; вместе с детьми обсуждала наиболее выгодные планы и ракурсы); - составление сценария ролика (педагог помогла выделить смысловые акценты по раскрытию темы); - отбор фрагментов текста произведений Петкевич, которые должны прозвучать в ролике (педагог помогла сориентироваться в главах книги); - обсуждение вступительной и заключительной частей фильма (педагог помогла выделить главное); - подготовка к видеосъемке (педагог провела репетиции, помогла найти петличный микрофон); - видеосъемка ролика (педагог помогла в организации съемки на улице, в подъезде дома); - запись закадрового текста (педагог помогала в организации записи закадрового текста в условиях улицы: оценивала качество звука и отчетливость звучания речи); - подбор музыкального сопровождения (педагог помогла сделать правильный выбор, соответствующий содержанию отснятого материала); - монтаж ролика (самостоятельная работа обучающихся); - обсуждение промежуточных результатов (педагог организовала работу по критической оценке представленного материала); - доработка материала (самостоятельная работа обучающихся); - рефлексия: оценка проделанной работы (педагог организовала работу по критической оценке итогового продукта практики); - презентация ролика. |
11 | Результаты практики: какие навыки и опыт приобрели учащиеся? | В ходе практики дети научились: - составлять сценарий видеороликов; - выбирать ракурсы и планы видеосъемки; - монтировать видеофрагменты; - подбирать соответствующий музыкальный фон, гармонирующий с действием в кадре; - накладывать аудиофайлы на видео; - оценивать промежуточные результаты работы; - вырабатывать критерии изменения хода работы; - гибко менять план по созданию итогового продукта практики. |
12 | Результаты практики: что изменилось в социуме? | Проявление интереса к личности Т.В. Петкевич, интерес к ее книгам. |
13 | Ресурсы, которые были привлечены для реализации практики | Кадровые ресурсы: для реализации практики необходимо было прочитать книгу Т.В. Петкевич; иметь высокий мотивационный посыл; иметь навыки видеосъемки и видеомонтажа; способность работать в группе, быть ответственным, толерантным. Материально-технические ресурсы: аппаратура для видеосъемки, петличный микрофон, программы для видеомонтажа. Финансовые ресурсы: приобретение флеш-накопителя. Информационно-методические ресурсы: книги Т.В. Петкевич, электронные ресурсы по данной теме, ролик 2015 г., снятый школьниками. Иные: беседа, созданная в социальной сети ВКонтакте для обсуждения текущей работы и промежуточных результатов практики. |
14 | Социальное партнерство | Библиотека «Интеллект» предоставила петличный микрофон для съемки на улице. Участие в практике студента Иванова Михаила. |
15 | Проблемные зоны, риски, открытые вопросы в ходе реализации / по результатам реализации практики; варианты развития и коррекции практики | Дискутировали, на что сделать больший акцент: на судьбу ссыльной или личность писателя и актрисы; где записывать закадровый текст: на улице с естественным фоном или в помещении. |
16 | Описание творческого продукта, полученного в результате практики |
|
17 | Дальнейшая жизнь продукта практики | Ролик может быть использован на уроках литературы, истории, МХК, на занятиях театральной студии. С этим материалом обучающиеся могут выступить на школьной конференции в рамках темы «Путеводитель по Санкт-Петербургу». |
- Список литературы, иных источников, использованных при реализации культурно-образовательной практики:
- Андреевский А. А душу оставить себе... Тамаре Петкевич [Электронный ресурс] / А. Андреевский. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2010/10/30/10.
- Воспоминания о ГУЛАГе: [сайт]. Режим доступа: http://www.sakharovcenter.ru/asfcd/auth/?i=162&t=author .
- Петкевич Т.В. Жизнь – сапожок непарный / Т.В. Петкевич. – Санкт- Петербург: АСТРА-ЛЮКС. АТОКСО, 1993.
- Петкевич Т. В. На фоне звезд и страха / Т.В. Петкевич. – СПб.: Балтийские сезоны, 2008.
- ТАМАРА ПЕТКЕВИЧ « ЖИЗНЬ-САПОЖОК НЕПАРНЫЙ»: [сайт]. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post318446770/.
Кроме перечисленного: Впечатления от личной встречи с Т.В. Петкевич на презентации книги «На фоне звезд и страха» в Центральном Доме литераторов в ноябре 2008 года.