статья

Рожкова  Екатерина Владимировна

статья по актерскому мастерству "Развитие фантазии и воображения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фантазии и воображения у детей на занятиях в театральной студии.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. Значимая роль развития творческого стимула детей отводится искусству. Очень ярко сказано о роли искусства в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», одобренной решением Правительства РФ от 29.12.2001 г. В разделе «Приоритеты образовательной политики»: указывается: «Более точно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

       Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед  образовательными учреждениями  и учреждениями дополнительного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

       Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В наше время на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

       Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека.  А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

       Значение воображения, фантазии в жизни  ребенка отмечали практически все психологи. Некоторые из них (Д. Дьюи, В. Штерн) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

       Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Формирование этих способностей – важное условие развития творческой личности и в детском театральном коллективе. Для того чтобы развивать творческое воображение и фантазию у детей, необходима особая организация театральной  деятельности.

      Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

       Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствуется и воображение: оно рисует картины более далекого будущего, дальние результаты. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир.

Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

       Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

Следовательно воображение является основой творческой деятельности, а творчество один из существенных показателей развития личности. Конечным продуктом воображения является создание нового образа. И это создание образа очень важно в театральной деятельности.

Главная задача самодеятельного театра — раскрытие и совершенствование творческих способностей обучающихся при помощи актерского мастерства и сопутствующих дисциплин.

        Изучение актерского мастерства в театральной самодеятельной студии отличается от преподавания в специальных учебных заведениях.

        В самодеятельной театральной студии могут заниматься все желающие учащиеся независимо от возраста, уровня подготовки, способностей. Руководитель обязан предоставить  каждому желающему возможность раскрыть свои творческие способности. Наиболее продуктивна в этом плане тема «Воображение».

        «Воображение» - та область актерского мастерства, которая интересна сама по себе, при изучении этой темы может проявить свои способности даже не обладающий особыми талантами студиец. Ведь  воображением обладает абсолютно любой человек. Правда, далеко не любой человек (особенно это относится именно к детям) умеет грамотно использовать свое воображение для создания сценического образа. Именно поэтому целью всех занятий в детской театральной студии, так или иначе касающихся темы «Воображение», является  - развитие творческого активного воображения учащихся и преподавание, умения использовать его для создания сценических образов. Главный тезис – ученики активизируют свое воображение. Педагог создает для этого условия.

  Упражнения для начала должны основываться на имеющемся у детей жизненном опыте;

Пусть пока этот опыт невелик (особенно у младших школьников), но ведь он есть! Поэтому, объясняя какое-либо упражнение, желательно приводить примеры из обычной жизни; ситуации, в которых дети наверняка бывали. ( школьная жизнь, окружающая повседневность, и.т.д.) Так учащимся гораздо проще, ведь сначала они используют свое воображение, лишь изменяя или дополняя что-то хорошо знакомое. Например, тема этюда может звучать так – «Случай на уроке», затем, после показа и разбора сыгранных этюдов, задание слегка видоизменяется – «Случай на уроке в выпускном классе» Или «Случай на уроке в первом классе». Ученикам и это знакомо, хоть и не так хорошо, они потихонечку начинают фантазировать, «включают» воображение. Далее задание вновь усложняется – «Случай на уроке в первом классе. Все неожиданно запели». Надо сказать, что все зависит от состава группы, уровня подготовки детей и от фантазии самого педагога.

        Что же еще может заставить работать воображение учащихся? Из практики театра известно, что это эмоции. Чем ярче эмоции, которые испытывает актер, тем продуктивнее работает его воображение. И наоборот, развитое воображение провоцирует появление различных чувств. Чем подробнее нафантазированы различные предлагаемые обстоятельства роли, исполняемой учащимся, тем более правдиво и с более ярко выраженными чувствами он сыграет эту роль.

      Одна из функций воображения – представление действительности в образах. В силу возраста учащимся не всегда легко мыслить абстрактно, поэтому можно настаивать на том, чтобы результат их воображения был представлен зримо. Приветствуются любые формы актерского творчества, а также изобразительные решения. Кроме того, зримый результат воображения легче обсуждать вместе с группой, что тоже стимулирует развитие фантазии и воображения.

Одной из важнейших задач методики воспитания актёра в театральной студии является овладение почти нормальным человеческим самочувствием и поведением, позволяющим на сцене мыслить, действовать и чувствовать по тем же законам, по которым мыслит, действует и чувствует каждый человек в реальной жизни. На сценической площадке - необычные условия жизни: вымысел, публичное творчество, специальные его задачи, забота, чтобы всё было видно и слышно. Задача педагога студии - научить актёров вести себя в этих условиях обычно, по органическим законам жизни. В этом весь смысл обучения актёрскому мастерству.

         Будущие актеры должны в себе воспитать способность приводить себя в правильное сценическое самочувствие, а это - натренированная способность в нужное время начать «действовать» в соответствии с заданным материалом этюда и роли. Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов или звеньев, которые вместе составляют необходимые условия для сценического действия. Этими элементами являются:

сценическое внимание;

свободное от излишнего напряжения тело (свобода мышц);

податливая фантазия и воображение;

сценическая вера в правду вымысла;

отношение, оценка факта;

общение.

         Первая трудность, с которой можно столкнуться при проведении занятий по теме «Воображение» - это существование определенных шаблонов в сознании учащихся. Часто они загоняют свое воображение в рамки «Как надо» и «Как хотят услышать и увидеть взрослые». Этические и моральные ограничения, конечно, должны существовать. Но не более. Все, что за эти рамки не выходит, приветствуется!

          Следующая трудность, лидеры не дают проявлять инициативу остальным. Выход – работа в малых группах. Публичное поощрение самых стеснительных детей. Создание ситуации успеха.

          Еще одна проблема – отсутствие связи воображения с реальностью. На каком-то этапе это даже хорошо. Ведь именно так дети учатся «отпускать» свою фантазию, избавляясь от стереотипов воображения. Но постепенно, для работы над образами, нужно вновь искать точки соприкосновения между воображением и действительностью, уже на качественно новом уровне.

         Поэтому в работе с детским театральным коллективом возникла потребность создать комплекс игр и упражнений на развитие фантазии и воображения с использованием музыкального сопровождения, а так же театрального реквизита.

 Комплекс игр и упражнений на развитие фантазии и воображения на занятиях в детской театральной студии.

         Цикл данных игр был разделён на 3 блока:

1 блок «Музыкально-пластические игры – импровизации»

2 блок «Игра с предметами (театральным реквизитом)»

3 блок «Словесные игры»

Игры предназначены как для групповой, так и для индивидуальной работы. Музыка дана, как вариант, но педагог может применять и своё музыкальное сопровождение.

  1. Музыкально-пластические игры-импровизации.

Цель: передать пластически характер воображаемого образа, чувствовать настроение музыкальных произведений.

«Семечко»

Задание: Каждый ребёнок это маленькое семечко, которое посадили в землю. И вот оно начинает расти, пробиваться сквозь землю, тянется к солнцу, вырастает, цветёт и т. д. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают этюд на заданную тему.

Рефлексия: что это за растение, какого цвета, большое или маленькое, где вы росли в лесу или на поле, трудно ли было пробиваться сквозь землю и т. д.

Музыкальное сопровождение: Д. Шостакович Прелюдия № 5

«Подарок»

Задание: Дети свободно и эмоционально передают настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют когда, от кого и что именно получили в подарок.

Рефлексия: Что это был за праздник, кто вам подарил подарок, понравился или нет этот подарок и т.д.

Музыкальное сопровождение: Д. Шостакович «Вальс-шутка»

«Старое платье»

Задание: Дети получают костюмы, платья разных эпох и времени. Играют, танцуют, примеряют, воображают себя героями того времени.

Рефлексия: Кому принадлежало это платье, сколько лет этому платью, и т. д.

Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Новая кукла»

«Морское дно»

Задание: Каждый ребёнок превращается в обитателя морского дна. Все заняты своими делами6 плавают рыбки, извиваются водоросли, бегает по дну краб…..

Рефлексия: кто вы, что вы делаете, какого цвета море на дне и т. д.

Музыкальное сопровождение: К. Сен-Санс «Аквариум»

  1. Игры с предметом или театральным реквизитом.

Цель: Развивать фантазию и воображение, познакомить с театральным реквизитом.

«Из одного в другое»

Задание: Из сундука или коробки, где лежит разный театральный реквизит ребёнок достаёт один предмет. Его задача превратить этот предмет в другие такие же по форме, но разные по предназначению.  (нпр. Карандаш превращается в дирижёрскую палочку, затем в дудочку, затем в соломинку для коктейля и т. д.) Как вариант дети могут соревноваться между собой кто больше придумал вариантов на один предмет.

Рефлексия: трудно было или нет, почему к одному предмету легко придумывать, а к другому нет и т. д.

«Предмет по кругу»

Задание: Дети сидят в кругу, выдаётся один предмет, и сразу оговаривается что это. (нпр. Варежка это котёнок; ложка –зеркало и т.д) Дети передают по кругу этот предмет со своим отношением к нему, проделывая с ним разные действия.

Рефлексия: легко ли вам было держать в руках один предмет, а воображать другой; легко ли было придумывать действия к воображаемому предмету и т.д.

«Сказочный герой»

Задание: Дети получают один предмет и одно и тоже действие к нему, (нпр. Предмет-расчёска, действие-расчёсывать волосы) но расчёсываться они должны как сказочные герои. Героев дети придумывают сами или вытягивают заранее приготовленные варианты. (нпр. Как расчёсывается Буратино, а как Карабас Барабас, а как Баба Яга, а как Златовласка и т. д.)

Рефлексия: какая у вас причёска, какой длины волосы, какого цвета и т. д.

«Кто под шапкой»

Задание: Дети получают разные головные уборы. Задача детей нафантазировать что это за герой, какой у него характер, как ходит, как смеётся и показать этюд.

Рефлексия: как зовут вашего героя, помог вам головной убор или нет, и т.д.

  1. Словесные игры.

Цель: обогащать словарный запас, развивать фантазию и воображение, уметь логически выстраивать сюжетную линию, работать в команде.

«Слова, слова»

Задание: педагог задаёт общую тему (весна, кухня, праздник и т.д.), дети по очереди называют одно слово, которое у них ассоциируется с этой темой. Затем по кругу из заданных слов составляется небольшой рассказ или сказка, каждый ребёнок придумывает предложение логически дополняющее предыдущее. Главное что бы все слова были в этом произведении, и каждый смог внести вклад в него.

Рефлексия: помогали вам слова или мешали, в чём было тяжело и т. д.

«Новый финал»

Задание: придумать и рассказать новый финал для старой сказки. (нпр.: а что если мышка не разбила яичко; а что если красная шапочка пришла быстрее волка; а что если колобок убежал от лисы и т.д.)

Рефлексия: в чём было тяжело, почему выбрали именно эту сказку, что получилось, что нет и т.д.

«Превращения»

Задание: Логической цепочкой превратить одно слово в другое с помощью ассоциативного ряда. (нпр.: из облака сделать слона. Облако-небо-туча-дождь-земля-трава-слон ест траву. Телефон-роза; самолёт-зима и т.д.)

Список литературы

  1. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре/А.К, Бондаренко, А.И. Матусик.- М.: Просвещение, 1983.- 192с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил.
  3. Дьяченко O. М. Развитие воображения дошкольника. - М. .Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. -197 с.
  4. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005.-354с.
  5.  Игнатьев Е. И. В царстве смекалки / Под редакцией М. К. Потапова, — 2-е изд. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1979, 208 с.
  6. Коршунова Л. С. - Москва : Издательство Московского университета,   1979.  - 143 с.
  7. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983. – 354с.
  8. Михайленко//Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011г.). Т. I.- Челябинск: два комсомольца 2011.
  9. Смирнов, В. И. Теория и методика воспитания. Часть II. Воспитательные технологии: учебное пособие / В. И. Смирнов. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 483 с.
  10. Субботина "Развитие воображения у детей". Популярное издание для родителей и педагогов. Ярославль: Издательство:  "Академия развития", 1997 г.- 258с.