Игра-драматизация в развитии ребёнка

Ярушкин Евгений Викторович

Игра-драматизация в исследованиях отечественных педагогов и психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-dramatizatsiya_v_razvitii_rebenka.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация в развитии ребёнка

       Исследованием игры занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Л.С. Выгодский, В. Вундт, А.Н. Леонтьев, Г. Спенсер, Д.П. Эльконин), рассматривая ее своеобразие, роль и значение в жизни, в человеческой культуре.

        По мнению многих отечественных исследователей (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.П. Эльконин), игра является «ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходят главнейшие изменение в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития».  Игра используется педагогами в целях обучения и воспитания детей, в ней происходит    развитие личности ребенка, речи, психических процессов, нравственных качеств.

          Для подбора игр-драматизаций для детей следует проанализировать роль игры-драматизации как вида театрализованной деятельности.

            В работах отечественных психологов и педагогов игра-драматизация или театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая играет большую роль в развитии детей и является разновидностью творческой игры.

           Игра-драматизация широко используется в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является процессом становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

           Л.С. Выготский рассматривает драматизацию, как самый распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей. Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается с одной стороны, как вид деятельности, а с другой, как средство развития. Исследователи М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми».

          В педагогической литературе особое внимание уделяется игре-драматизации, как средству развития детей, посредством которой раскрываются творческие способности ребенка, происходит положительное влияние на звуковую культуру речи и ее интонационный строй.  

          В процессе драматизации  развивается речь, что является необходимым условием для адаптации ребенка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой.

        Многие ученые считают (С.И. Мерзлякова, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокина), что игра – драматизация носит универсальный характер, поскольку способствует развитию двигательной, познавательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей.

         В своем исследовании театрализованной игры Л.В. Артемова, ссылается на  мнение Л.С. Выготского, говорящего о том, что театрализованная игра – это необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление. «театр» - эти слова указывают на родство театрализованных игр с театром. Театр – всеобъемлющий вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец. Ему присущи особый, характерный лишь для него познавательный момент, свое отражение мира в отличие от других видов искусства». (К.С. Станиславский)

        В ряде исследований содержательный компонент театрализованных игр рассматривается как возможность создания разных сценариев: имровизации, коротких сценок, инсценировок литературного текста. (О.А. Акулова , Е.Е. Кравцова)

        Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, через поставленные вопросы они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развитие речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний обогащается словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Произносимые реплики и исполняемая роль ставят ребенка перед необходимостью четко и ясно выражаться.

         Таким образом, целью игры-драматизации является раскрепощение каждого вовлеченного в нее ребенка, а основной задачей развитие у детей интонационной и мимической выразительности. Драматизация может проявляться в самых разных формах: как  импровизация и сочинение сценок по содержанию сказки, ее инсценировка и театральная постановка сказки.