Дополнительная образовательная программа «Юный актер»
Исследователи подчёркивают особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. Выразительность речи развивается от непроизвольной у малышей к языковой выразительности речи у детей старшего возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_akter_tihonova.docx | 59.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр развития для несовершеннолетних»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО «Ейский СРЦРН» _________ Л.Ф.Омельченко Протокол педагогического совета №1 от _____ __________ 2017 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Юный актер»
на 2017-2018 учебный год
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст несовершеннолетних: 7-18лет
Воспитатель
А.Г. Тихонова
Ейск, 2017 год
Пояснительная записка
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».
Детское творчество – одна из актуальных проблем педагогики и детской психологии. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Исследователи подчёркивают особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям.
Выразительность речи развивается от непроизвольной у малышей к языковой выразительности речи у детей старшего возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают).
Актуальность
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Занятия театральной деятельностью:
- развивают у детей эмоциональную отзывчивость на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
- развивают художественное образование у детей подросткового возраста;
- формируют эстетический вкус;
- воспитывают нравственное начало;
- развивают коммуникативные качества личности;
- воспитывают волю, развивают память, воображение, фантазия, речь.
Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми подросткового возраста:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей.
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи:
- формировать и активизировать познавательный интерес детей;
- совершенствовать внимание, память;
- способствовать раскрепощению детей; развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
- воспитывать культуру поведения в театре.
- развивать музыкальный слух.
- развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- учить детей различать настроение, переживания, эмоциональные состояния персонажей.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы
Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело общаться с друг другом, учиться самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Критерии отслеживания:
- Владение выразительностью речи.
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
- Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
- проявлять познавательный интерес, творческие способности;
- доброжелательность, коммуникабельность, искренность;
- самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки.
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
- воспитывать культуру поведения в театре.
- развивать музыкальный слух.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- диагностирование
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация (фотоотчёты, презентации).
Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Формы проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.
Методологические положения программы
Программа дополнительного образования «Юный актёр» разработана на основе авторской программы Чуриловой Э.Г. «Арт – фантазия».
Методы, используемые при организации занятий:
- Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
- Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
- Практический – импровизации, игры.
Занятия строятся по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).
- Театрализованная деятельность (в разных формах).
- Эмоциональное заключение.
Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых детей;
- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Программа рассчитана на детей 14-17лет, срок реализации 1 год, 36 занятий.
Продолжительность занятия: 1час, перерыв 10 мин. Занятия проводятся во 2- ю половину дня вне основных режимных моментов.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях 2– 10 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и СанПином (Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13).
2 Учебно-тематический план
Специфика работы с детьми школьного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.
№ п/п | Наименования разделов | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Введение в искусство | 2 | 1 | 1 |
2. | Основы актёрского мастерства | 7 | 3.5 | 3.5 |
3. | Культура и техника речи | 4 | 2 | 2 |
4. | Ритмопластика | 9 | 4.5 | 4.5 |
5. | Работа над репертуаром | 6 | 3 | 3 |
6 | Итоговые репетиции постановок по выбору детей. | 3 | 1.5 | 1.5 |
7. | Участие в проведении праздников и развлечений | 5 | 2.5 | 2.5 |
Итого | 36 | 18 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ раздела, темы | Дата проведения | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | Теорети ческие занятия | Практиче ские занятия | |||
1. | Введение в искусство | 2 | 1,5 | 0,5
| |
1.1 | 03.10 | Вводное занятие Презентации для детей «Всё о театре» | 1 | 1 | - |
1.2 | 14.10 | Изготовление афиш «Наши представления» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Основы актёрского мастерства | 7 | 3.5 | 3.5 | |
2.1 | 21.10 | Этюды «Ой,ой,живот болит», «Три характера», «Вкусные конфеты», | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | 24.10 | Этюды «Покупка театрального билета», «Утешение». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | 04.11 | Инсценировка «Спор овощей». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4-2.5 | 12.11 17.11 | Инсценировка «Колобок на новый лад». | 2 | 1 | 1 |
2.6-2.7 | 26.11 10.12 | Этюды по русским народным сказкам («Колобок», «Теремок»). | 2 | 1 | 1 |
3. | Культура и техника речи | 4 | 2 | 2 | |
3.1-3.2 | 12.12 17.12 | Произношение скороговорок с разным темпом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | 13.01 20.01 | Речевая сказка-игра: «Про ёжика». | 2 | 1 | 1 |
3.4-3.5 | 26.01 | Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Ритмопластика | 9 | 4.5 | 4.5 | |
4.1 | 04.02 | Игры на напряжение и расслабление мышц. Упражнения-пантомима. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.2 | 11.02 | Игры на развитие двигательных способностей | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3-4.4 | 13.02 24.02 | Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча». | 2 | 1 | 1 |
4.5 | 11.03 | Игры на развитие двигательных способностей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.6-4.7 | 13.03 18.03 | Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча» | 2 | 1 | 1 |
4.8 | 25.03 | Пластические движения под музыку «В деревне» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.9 | 01.05 | Жесты: иди сюда – уходи, согласие – несогласие, плач – утешение, приветствие – прощание. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Работа над репертуаром | 6 | 3 | 3 | |
5.1-5.2 | 08.05 09.05 | Выбор пьесы или инсценировка. Работа над эпизодами | 2 | 1 | 1 |
5.3-5.4 | 11.05 13.05 | Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. | 2 | 1 | 1 |
5.5-5.6 | 18.05 | Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита | 2 | 1 | 1 |
6. | Итоговые репетиции постановок по выбору детей. | 3 | 1.5 | 1.5 | |
6.1 | 20.05 | Выявление творческих способностей детей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.2 | 24.05 | Выявление творческих способностей детей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.3 | 28.05 | Выявление творческих способностей детей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Участие в проведении праздников и развлечений | 5 | 2.5 | 2.5 | |
24.12 | Участие в подготовке и проведении новогоднего утренника | 2 | 1 | 1 | |
04.01 | Участие в подготовке и проведении развлечений «Зимние каникулы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
05.03 | Участие в празднике, посвященном 8 Марта. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
07.05 | Участие в празднике, посвященном дню Победы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итого | 36 | 18 | 18 |
1 Содержание разделов:
В каждом модуле образовательная программа «Театр и дети» раскрывается через следующие разделы:
Раздел 1.Введение в искусство. Раздел направлен на знакомство детей с работой на театральных подмостках великих актеров и режиссеров, на воспитание культуры поведения в театре.
Раздел 2.Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонационной выразительностью и логикой речи.
Раздел 3. Основы актерского мастерства. Развивает навыки действий с воображаемыми предметами. Раздел обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Раздел 4. Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, импровизации, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Раздел 5. Работа над репертуаром. Является вспомогательным, базируется на авторских спектаклях, включает в себя знакомство с этюдом, пьесой, сказкой,
Раздел 6. Театральная игра. Раздел направлен на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Раздел 7. Проведение праздников и развлечений. Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, развлечений. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.
4 Материально – техническое и методическое обеспечение
1. Музыкальный зал
2. Учебно-методические пособия
3. Музыкальный центр
4. Ноутбук
5. Телевизор
6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе
7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
8. Презентации
9. Декорации
10. Театральные костюмы
11. Маски
12. Атрибуты для игр
13. Мягкие игрушки
14. Книги со сказками
15. Ширма
16. Фотографии, картинки, иллюстраци
5 Литература:
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в школе.[Текст]: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Учитель СОШ»).
- Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок для детей. / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
- Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей . / - Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр».Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
- Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
- Мигунова, Е. В. Театральная педагогика, [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Учитель »).
- Петрова, Т. И. Театрализованные игры .[Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
- Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с. с ил.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у школьников. (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
- Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности младших школьников : Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
- Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 112с.
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в СОШ. Мозаика – Синтез, 2008 год.
- Ежемесячный познавательный журнал для детей «Отчего и почему» (статья «Дом, в котором живёт сказка» с.4) / главный редактор: Е.Бакурская, март.
Приложение №1
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
1.Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
- 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
- 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Приложение №2
Диагностическая карта
№ | Фамилия и имя | Владение выразительностью речи | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки | Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения | Общий балл | |||||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
Итого: | ||||||||||
Средний балл | ||||||||||