Рабочая программа "Театральные игры"

Нестерова Юлия Олеговна

Рабочая программа по предмету "Театральные игры" для учащихся отделения Раннего эстетического развития (5-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma_teatralnye_igry_klass_rer.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ  ИСКУССТВ

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Предметная область  

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Анива

2018 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

СОСТАВЛЕНА на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области  искусств»,  направленных  письмом  Министерства  культуры Российской Федерации  от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,  а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области театрального искусства  в детских школах искусств.

Рассмотрена на заседании отделения раннего эстетического развития МБУ ДО «ШИ г. Анива» протокол  № 7 от  «28» мая 2018 г.

Одобрена методическим советом МБУ ДО «ШИ г. Анива»                                                                                                                                                                                                                                                              

протокол  №  5 от  «05»  июня  2018 г.

Утверждаю

Директор МБУ ДО

«ШИ г. Анива»

___________ Красовский Г.А.

Разработчик:

Нестерова Ю.О., зав. театральным отделением

Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка            

  - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

  - Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

  - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  - Цель и задачи учебного предмета;

  - Методы обучения;  

  - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.  Содержание учебного предмета          

III.   Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.     Формы и методы контроля, система оценок    

V. Список рекомендуемой методической литературы

I.  Пояснительная записка

1.Характеристика  учебного  предмета,  его  место  и  роль  в образовательном процессе

     Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театральная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театральной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театральной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, такой предмет как театральная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

     Данный предмет позволяет ребёнку, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создавать образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

     Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

     У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязь причин и следствий. Сначала дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок.

     По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

     Основной формой проведения занятий по данной программе  является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С.Станиславский, Л.А.Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

     Программа имеет определённую логику освоения учебного материала: первоначальная ориентация детей в средствах актёрской выразительности и освоение ими элементарных умений музыкально-сценического перевоплощения (импровизации, фантазирование, этюды), развитие и закрепление этих умений в продуктивной деятельности, а именно в музыкально-театральных постановках; формирование базовых знаний о появлении и становлении театрального искусства, в том числе и музыкального театра. Содержание занятий нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, её анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актёрской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.

2.Срок реализации учебного предмета «Театральные  игры»

        Данная программа рассчитана на два года обучения по 1 часу в неделю.       Ученики должны быть одеты в свободную и удобную одежду, на ногах – балетки    (чешки). Ничто не должно мешать раскованно двигаться. Все украшения и часы на уроке должны быть сняты в целях безопасности. Отслеживание результатов обучения осуществляется через систему контрольных уроков и показательных программ, во время которых предлагается продемонстрировать то, чему научились учащиеся.

3. Объем учебного времени и виды учебной работы

Общая  трудоемкость  учебного  предмета  «Театральные  игры»   составляет  69 часов.  

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(от  5 до 10  человек), продолжительность урока – 30 минут.

5. Цель и задачи предмета «Театральные игры»

  • поддерживание интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры
  • становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения
  • Расширение театрально-игрового опыта детей
  • стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми
  • Развивать такие интеллектуальные качества, как внимание, память.
  • Формировать способность к логическому мышлению, развивать умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, формировать способность к комбинированию
  • Развивать пространственное представление и воображение
  • Развивать речь детей
  • Развивать моторику мелких мышц кистей рук.

  1. Методы обучения
    -  использование наглядных пособий,
    -  использование развивающих игр,
    -  частая смена деятельности,
    -  беседа,
    -  использование наглядности,
    -  включение в занятие сюжетно-ролевых игр.

7.  Описание  материально-технических  условий  реализации  учебного

предмета«Театральные игры»

Материально-  техническая  база  образовательного учреждения  соответствует  санитарным  и  противопожарным  нормам,  нормам  охраны труда.

Материально-технические условия реализации предмета:

•  учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм

и правил, желательно с ковровым покрытием;

•  стол;

•  стулья;

•  магнитофон;

•  фортепиано или рояль;  

•  компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

•  фонотека;

•  использование сети Интернет;

•  набор  детских  музыкальных  инструментов:  бубны,  свистульки,

трещотки, молоточки, колокольчики;

•  спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.

Учащиеся  должны  иметь  спортивную  форму;  удобную,  нескользкую

обувь.  

II.  Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

                                                            1 класс

Наименование

раздела, темы

Общий объем времени  

(в часах)

1

Игровые комплексы на снятие мышечных зажимов

4

2

 Игровой тренинг на координацию движений

4

3

Игровые комплексы для развития  внимания и памяти

6

4

Движение и музыка: мажор, минор

4

5

Движение и музыка: внутреннее созерцание образов в движении под музыку

4

6

Игровые комплексы для развитие фантазии и воображения

6

7

Азбука театра

7

Всего:

35

краткие методические рекомендации

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Пластические  подвижные  игры  «Море»,  «Лес»,  «Пушинки», «Кукольный  магазин»,  «Змейка»  и  другие  в  музыкальном  сопровождении.
  • Игры  построены  по  принципу  -  расслабление-напряжение  определённых групп мышц, чему способствуют музыкальные акценты, смена темпа и ритма музыкального  сопровождения.  Действуя  в  соответствии  с  методикой  «от простого - к сложному» можно включать в игровые упражнения дыхательные упражнения и  текст.  Например,  в  игре  «Лес  шумит»  -  от  звуков  шелестящих на ветру листвой деревьев (звук «шшшшш…») до звуков пения птиц («ку-ку, фьюить-фить…», зверей («ррр, фррр и т.п.) до поговорок «В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо», «Что в лесу родится, дома пригодится», «Тишь да камыш, лесная глушь, слышь…».
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  •  Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • А так же упражнения: «Марионетки», «Оживание», «Восковые фигуры», «Я – мир», «Ёжик», «Кошечка», «Восходящее солнце», «Замкнутый круг», «На балу у Золушки», «Зарождение», «НЛО», «Оживи картинку», «Строгая бабушка», Найти 5 отличий», «Сиамские близнецы», «Перемигивание» и др.        

   

  • Темпо-ритмические упражнения - заданный хлопками

ритмический рисунок посыл хлопка «с отношением» (пощёчина, комплимент, дружеское приветствие, сплетня, укол…)

отставание на такт связь с партнёром глазами и смена на счет 8,6,4,2…

  • Упражнения: «Дополни картинку», «Одно и то же по-разному»,  «Маятник», «Нитка-иголка», «Тень», «Летающие ядра», "Ябеды – корябеды" «Скрипичный ключ», «Радио», «На балу у Золушки», «Сыщик», «Переменное отношение к предмету»; «Глаза в глаза», «Полёт на облаке», «Бросок камня», «Пропасть с крокодилами», «Поющие руки».

Учебно-тематический план

2 класс

Наименование

раздела, темы

Общий объем времени  

(в часах)

1

Игровые комплексы на снятие мышечных зажимов

4

2

 Игровой тренинг на координация движений

4

3

Игровые комплексы на развитие сценического внимания и памяти

4

4

Сценическая свобода

4

5

Предлагаемые обстоятельства

4

6

Игровые комплексы на развитие фантазии и воображения

6

7

Основы театральной этики

1

8

Игровые тренинги на развитие взаимодействия и общения

4

9

Азбука театра

4

Всего:

35

краткие методические рекомендации

  • Приёмы релаксации, концентрации внимания, дыхания  - «Прыжок со дна океана», «Полёт на облаке», «Бросок камня», «Пропасть с крокодилами», «Поющие руки»

  • Игровые  упражнения,  игры  для  развития  слуховой  и  зрительной памяти.  Игровые  упражнения  на  память  физических  действий.    Например, упражнение  «Подготовка  к  Новому  году:  украшение  ёлки,  комнаты, новогоднего  стола,  упаковка  подарков»  с  беспредметными    действиями. Можно  играть  в  эту  игру,  распевая  новогодние  песенки  в  музыкальном сопровождении.

  • Внимание, воображение - «Перестановка», «Сладкое, кислое, горькое» (мимика), «Лимон», «Сыщик», «Переменное отношение к предмету»; «Глаза в глаза», «Я – мир», «Ёжик», «Кошечка», «Восходящее солнце», «Замкнутый круг», «На балу у Золушки», «Зарождение», «НЛО»,  «Оживи картинку», «Строгая бабушка», Найти 5 отличий», «Сиамские близнецы», «Перемигивание».
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  •    Однотомная бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает педагог («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  •   Игры  в  развёрнутой  форме.  Игры-путешествия.  Комплексы  сюжетно-ролевых  игр,  в  которые  включены:  элементы  подвижных,  спортивных,  игр; развивающих, интеллектуальных, музыкальных игр.
  •    Игра-импровизация но текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает педагог (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей». «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  •   Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).

  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Репка» и т.д.).

  • Однотомная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

III.   Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы   обучающиеся приобретут:

•  знание видов и типов игр;

•  умение объяснять правила проведения игры;

•  умение  самостоятельно  планировать  свои  действия  в  соответствии  с

поставленной задачей;

•  умение координировать свои действия с участниками игры;

•  навыки  коллективного  творчества  при  реализации  события  в  игровом

задании;

•  навыки  владения  голосом,  средствами  пластической  выразительности

при создании игрового образа;

•  навыки координации движений.

IV.  Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В  процессе  освоения  обучающимися    предмета  «Театральные  игры»  преподаватель  контролирует    качество  полученных  знаний,  умений  и навыков  в  соответствии  с  определёнными  критериями  показателей,  а  также осуществляет  оперативное  управление  учебным  процессом,  обеспечивает выполнение  обучающей,  проверочной,  воспитательной  и  корректирующей функций.

Освоение  разделов  программы  могут  контролироваться  в  форме проведения открытых уроков.

Основной    формой  промежуточной    аттестации  по  программе «Театральные  игры»    является  итоговое  занятие  в  форме  показа  творческих работ  с  элементами  концерта-спектакля.

Итоговые  занятия  в  форме  показа  творческих  работ  с  приглашением зрителей    проводятся  в  конце  каждого учебного года.

Данная  программа  создана,  в  первую  очередь,  для  развития заинтересованности  и  работоспособности  детей дошкольного возраста,  подготовки  их  к  следующему,  основному  этапу  обучения  по

предпрофессиональной  программе  «Основы театрального искусства».  Поэтому  уровень освоения  программы  детьми  может  определяться  не  дифференцированной оценкой,  а  по  их  работе  в  течение  всего  процесса  обучения  по  следующим критериям:

Высокий  уровень  освоения  программы. Обучающийся  активно,  с  творческим  интересом  занимается  в  коллективе.  Уважительно  относится  к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на  высоком  уровне.  Инициативен.  Сценически  выразителен.  Владеет сценическим  вниманием,  общением.  Фантазия  и  воображение  активно развиты.  Пластичен.  Принимает  и  развивает  игровую  роль.  Поддерживает ролевой  диалог.  Использует  разные  сюжеты  игры.  Активен  при  перемене ролей.  На  высоком  уровне  владеет  словесным  действием.  Может  обучить театральным играм других.

Средний  уровень  освоения  программы. Обучающийся  достаточно активно,  занимается  в  коллективе.  Уважительно  относится  к  другим  детям, но  замкнут.  Тяжело  идёт  на  контакт.  Не  слишком  работоспособен,  т.к. быстро  утомляется.  Материал  усваивается  частично.  Знает  об  элементах сценическое    внимание,  общение.  Фантазия  и  воображение  не  достаточно развиты.   Не достаточно пластичен. Частично владеет словесным действием.

V. Список рекомендуемой методической литературы

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.:   Просвещение, 1987.
  2. Барро Ж. Размышление о театре. – М., 1963
  3. Белюшкина И.Б. Театр, где играют дети. – М., 2001
  4. Буров А.Г. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре.             – М.: ВНМЦ, 1985
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966.
  6.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –          С-Пб.:Союз, 1997.
  7. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. – М., 1986
  8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
  9. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1972
  10. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актёра. – М., 1984
  11. Станиславский К. Работа актёра над собой. Собр. Соч., т.2 – М., 1954
  12.  Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.:     НПО “Модек”, 1995.