Рабочая программа "Развитие речи"
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" для учащихся отделения Раннего эстетического развития (5-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_razvitie_rechi_klass_rer.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Предметная область
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Анива
2018 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»
СОСТАВЛЕНА на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области театрального искусства в детских школах искусств.
Рассмотрена на заседании отделения раннего эстетического развития МБУ ДО «ШИ г. Анива» протокол № 7 от «28» мая 2018 г.
Одобрена методическим советом МБУ ДО «ШИ г. Анива»
протокол № 5 от «05» июня 2018 г.
Утверждаю
Директор МБУ ДО
«ШИ г. Анива»
___________ Красовский Г.А.
Разработчик:
Нестерова Ю.О., зав. театральным отделением
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. И очень важно научить ребят правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Исходя из особенностей дошкольного возраста, в котором игра является ведущим видом деятельности, занятия проводятся с использованием речевых игр, упражнений и наглядного материала, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Педагогическая задача, заключенная в игровую оболочку, решается ребенком на более высоком уровне (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, театрализованная игра, подвижные игры и совместные игры-экспериментирования и др.). Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
На занятиях по развитию речи обогащается словарь дошкольника. Дети учатся понимать объяснение педагога и отражать в своей речи знания на различные познавательные темы (город, страна, родина, профессии, животные, птицы, времена года, семья, школа и др.), выделять существенные признаки предметов, сравнивать предметы между собой, группировать предметы по признакам, пересказывать, составлять связный рассказ по картине, серии картин, по плану и др. Дошкольники знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами, диалогической и монологической речью и др.
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. У детей пяти - шести лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные.
Чтобы помочь раскрыть голосовые и художественные способности учащегося, разработаны специальные упражнения, которые проходят в игровой форме. Формирование необходимых навыков предполагает освоение отдельных разделов предмета. Среди них:
- Дыхание и голос.
- Дикция.
- Орфоэпия.
- Работа над текстом.
Помимо вышеуказанных навыков у учащихся освобождаются психофизические зажимы; развиваются навыки самостоятельного образного мышления, творческая инициатива; вырабатывается свободное словесное общение в быту и перед аудиторией.
2.Срок реализации учебного предмета «Развитие речи»
Данная программа рассчитана на два года обучения по 1 часу в неделю.
3. Объем учебного времени и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебного предмета «Развитие речи» составляет 69 часов.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 5 до 10 человек), продолжительность урока – 30 минут.
5. Цель и задачи предмета «Развитие речи»
- научить учащихся свободно общаться друг с другом и другими людьми на вебрально-речевом уровне;
- научить их личностному освобождению через освобождение голоса;
- развить и раскрыть голосовые возможности каждого учащегося;
- научить развивать свои голосовые возможности и поддержать свое дыхание и голос в рабочей форме;
- освободить природный голос от мышечного напряжения;
- обучиться различным специальным гимнастикам, укрепляющим речевой, голосовой и дыхательный аппарат;
- знать что такое логическая пауза, перспектива, ударение;
- Методы обучения
- использование наглядных пособий,
- использование развивающих игр,
- частая смена деятельности,
- беседа,
- использование наглядности,
- включение в занятие сюжетно-ролевых игр.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета«Театральные игры»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-технические условия реализации предмета:
• учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм
и правил, желательно с ковровым покрытием;
• стол;
• стулья;
• магнитофон;
• обучающие карточки с буквами, слогами, словами, картинками.
• компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
• фонотека;
• использование сети Интернет;
• набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки,
трещотки, молоточки, колокольчики;
• спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Учащиеся должны иметь спортивную форму; удобную, не скользкую
обувь.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
1 класс
Таблица 1
№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени (в часах) |
1. | Гигиенический массаж | 4 |
2. | Вибрационный массаж | 4 |
3. | Точечный массаж | 3 |
4. | Дыхание. Разработка диафрагмально - реберного дыхания | 4 |
5. | Артикуляционная гимнастика | 4 |
6. | Скороговорки | 6 |
7. | Дикция | 10 |
Всего: | 35 |
Краткие методические рекомендации:
- игровые занятия на развитие правильного диафрагмального-рёберного дыхания, освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, координационной связи между речевым дыханием и звуком с учетом возрастных особенностей учащихся.
- устранение вредных речевых привычек, приобретенные детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ; нижней челюсти, небной занавески.
- Упражнения по голосу и дыханию, способствующие развитию природных голосовых данных, увеличению объема, силы, звучности, выразительности и гибкости голоса;
- Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой: «Шаги», «Повороты», «Утки», «Малый маятник», «Кошка».
- Гигиенический массаж;
- Вибрационный массаж.
- Артикуляционная гимнастика: упражнение для активизации губ; упражнения для языка;
- Изучение скороговорки и коллективный тренинг на внимание, быстроту реакции
- Упражнения на развитие голоса: «Страшная сказка», «Вопросы и ответы с согласными»;
- Упражнения на дыхание с использованием мысленных образов: «Пипетка», «Аккордеон», «Воздушный шар с воронкой»;
- Упражнения на рождение звука: «Баня», «Бамбук»;
- Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы;
- Артикуляция гласных звуков а – у – о – э – и – ы
- Тренинг по разогреву суставов
- Упражнения для шеи и головы, плеч, бедер, ног
- Артикуляционная гимнастика для губ: «Улыбка – хоботок», «Часы», «Шторки»; для языка: «Уколы», «Змея», «Чаша»
- Упражнения «Собачье дыхание и лай»
Учебно-тематический план
2 класс
Таблица 2
№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени (в часах) |
1 | Гигиенический массаж | 2 |
2 | Вибрационный массаж | 2 |
3 | Точечный массаж | 2 |
4 | Дыхание. Разработка диафрагмально - реберного дыхания | 5 |
5 | Артикуляционная гимнастика | 4 |
6 | Внутриглоточная артикуляция. | 2 |
7 | Скороговорки | 4 |
8 | Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных | 4 |
9 | Речевые такты и логические паузы. | 4 |
10 | Логические ударения. | 6 |
Всего: | 35 |
краткие методические рекомендации
- Упражнения по голосу и дыханию, способствующие развитию природных голосовых данных, увеличению объема, силы, звучности, выразительности и гибкости голоса;
- Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой: «Шаги», «Повороты», «Утки», «Малый маятник», «Кошка».
- Гигиенический массаж;
- Вибрационный массаж.
- Изучение скороговорки и коллективный тренинг на внимание, быстроту реакции
- Упражнения на развитие голоса: «Страшная сказка», «Вопросы и ответы с согласными»;
- Упражнения на дыхание с использованием мысленных образов: «Пипетка», «Аккордеон», «Воздушный шар с воронкой»;
- Упражнения на рождение звука: «Баня», «Бамбук»;
- Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы;
- Артикуляция гласных звуков а – у – о – э – и – ы
- Тренинг по разогреву суставов
- Упражнения для шеи и головы, плеч, бедер, ног
- Упражнения «Собачье дыхание и лай»
- Речь в движении: упражнение «Скакалка»;
- Успокоение дыхания: упражнение «Посыл привета».
- Артикуляционная гимнастика для губ: «Улыбка – хоботок», «Часы», «Шторки»; для языка: «Уколы», «Змея», «Чаша», «Коктейль», «Львенок и варенье»
- Упражнения на активное использование междометий, слов, фраз «Междометия», «Выращивание цветка», «Собачий лай и дыхание»
- Артикуляция согласных звуков
П – Б, Т – Д, Н, К – Г, Х, М, Л, В – Ф, Р, Ш – Ж, С – З, Ч, Ц, Щ.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся приобретут:
- умение внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному им плану, самостоятельно выполнять поставленную педагогом задачу;
- умение пользоваться краткой и распространённой формами ответа, дополнять высказывания товарищей, правильно оценивать результаты своей деятельности;
- умение составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии картинок, из опыта;
- навыки пересказа небольших литературных произведений без пропуска важных моментов, без искажения смысла, придумывать и рассказывать сказки, рассказы, выразительно читать наизусть стихи.
- навыки выразительного прочтения стихотворений и маленьких рассказов , сказок;
- умение управлять силой своего голоса;
- навыки правильного дыхания и его добора во время чтения произведений;
- умение найти и выделить ударные слова, паузы.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В процессе освоения обучающимися предмета «Развитие речи» преподаватель контролирует качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями показателей, а также осуществляет оперативное управление учебным процессом, обеспечивает выполнение обучающей, проверочной, воспитательной и корректирующей функций.
Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков.
Основной формой промежуточной аттестации по программе «Развитие речи» является итоговое занятие в форме показа творческих работ с элементами концерта-спектакля.
Данная программа создана, в первую очередь, для развития заинтересованности и работоспособности детей дошкольного возраста, подготовки их к следующему, основному этапу обучения по
предпрофессиональной программе «Основы театрального искусства». Поэтому уровень освоения программы детьми может определяться не дифференцированной оценкой, а по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям:
Высокий уровень освоения программы. Обучающийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на высоком уровне. Инициативен. Сценически выразителен. Владеет сценическим вниманием, общением. Может управлять диапазоном своего голоса. Может определить и выделить ударное слово. Принимает и развивает игровую роль. Поддерживает ролевой диалог. Использует разные сюжеты игры. Активен при перемене ролей. На высоком уровне владеет словесным действием.
Средний уровень освоения программы. Обучающийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется. Материал усваивается частично. Знает об элементах сценическое внимание, общение. Фантазия и воображение не достаточно развиты. Сам не может определит ударное слово и паузы, но слышит преподавателя и может воспроизвести услышанное. Частично владеет словесным действием.
V. Список рекомендуемой методической литературы
- Бородич А.М.«Методика развития речи детей»– М., 1963
- Введенская Л.. «Культура речи»– М., 1988
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. – М., 2009
- Лавров Н., Бубличенко М.«Дыхание по Стрельниковой»– М., 1971
- Почикаева Н. М. «Искусство речи»– М., 1998
- Почикаева Н.М. «Основы ораторского искусства и культуры речи»– М., 1992
- Сорокина Г. И.«Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах»– М., 2005
- Учебно-Методическое пособие «Театр, где играют дети» под ред. А.Никитиной– М., 2002
- Цабе-Рябая Н.А.«Методика и практика работы над дикцией в условиях театральной школы»– М., 2000
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников»– М., 1975
- Щербакова Г. «Искусство звучащего слова»– М., 1962