Рабочая программа "Развитие речи"

Нестерова Юлия Олеговна

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" для учащихся отделения Раннего эстетического развития (5-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma_razvitie_rechi_klass_rer.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ  ИСКУССТВ

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Предметная область  

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

Анива

2018 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

СОСТАВЛЕНА на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области  искусств»,  направленных  письмом  Министерства  культуры Российской Федерации  от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,  а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области театрального искусства  в детских школах искусств.

Рассмотрена на заседании отделения раннего эстетического развития МБУ ДО «ШИ г. Анива» протокол  № 7 от  «28» мая 2018 г.

Одобрена методическим советом МБУ ДО «ШИ г. Анива»                                                                                                                                                                                                                                                              

протокол  №  5 от  «05»  июня  2018 г.

Утверждаю

Директор МБУ ДО

«ШИ г. Анива»

___________ Красовский Г.А.

Разработчик:

Нестерова Ю.О., зав. театральным отделением


Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка            

  - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

  - Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

  - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  - Цель и задачи учебного предмета;

  - Методы обучения;  

  - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.  Содержание учебного предмета          

III.   Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.     Формы и методы контроля, система оценок    

  1. Список рекомендуемой методической литературы

I.  Пояснительная записка

1.Характеристика  учебного  предмета,  его  место  и  роль  в образовательном процессе

     Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

     Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой      перестройки психических процессов, орудием мышления.

    Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

    Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. И очень важно научить ребят правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Исходя из особенностей дошкольного возраста, в котором игра является ведущим видом деятельности, занятия проводятся с использованием речевых игр, упражнений и наглядного материала, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.        Педагогическая задача, заключенная в игровую оболочку, решается ребенком на более высоком уровне (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, театрализованная игра, подвижные игры и совместные игры-экспериментирования и др.). Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

     На занятиях по развитию речи обогащается словарь дошкольника. Дети учатся понимать объяснение педагога и отражать в своей речи знания на различные познавательные темы (город, страна, родина, профессии, животные, птицы, времена года, семья, школа и др.), выделять существенные признаки предметов, сравнивать предметы между собой, группировать предметы по признакам, пересказывать, составлять связный рассказ по картине, серии картин, по плану и др. Дошкольники знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами, диалогической и монологической речью и др.

      Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. У детей пяти - шести лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные.

Чтобы помочь раскрыть голосовые и художественные способности учащегося, разработаны специальные упражнения, которые проходят в игровой форме. Формирование необходимых навыков предполагает освоение отдельных разделов предмета. Среди них:

- Дыхание и  голос.

- Дикция.

- Орфоэпия.

- Работа над текстом.

Помимо вышеуказанных навыков у учащихся освобождаются психофизические зажимы; развиваются навыки самостоятельного образного мышления, творческая инициатива; вырабатывается свободное словесное общение в быту и перед аудиторией.

2.Срок реализации учебного предмета «Развитие речи»

        Данная программа рассчитана на два года обучения по 1 часу в неделю.

      3. Объем учебного времени и виды учебной работы

Общая  трудоемкость  учебного  предмета  «Развитие речи»   составляет  69 часов.  

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:              мелкогрупповая  (от  5 до 10  человек), продолжительность урока – 30 минут.

5. Цель и задачи предмета «Развитие речи»

  • научить учащихся свободно общаться друг с другом и другими людьми на вебрально-речевом уровне;
  • научить их личностному освобождению через освобождение голоса;
  • развить и раскрыть голосовые возможности каждого учащегося;
  • научить развивать свои голосовые возможности и поддержать свое дыхание и голос в рабочей форме;
  • освободить природный голос от мышечного напряжения;
  • обучиться различным специальным гимнастикам, укрепляющим речевой, голосовой и дыхательный аппарат;
  • знать что такое логическая пауза, перспектива, ударение;

  1. Методы обучения
    -  использование наглядных пособий,
    -  использование развивающих игр,
    -  частая смена деятельности,
    -  беседа,

-  использование наглядности,
-  включение в занятие сюжетно-ролевых игр.

7.  Описание  материально-технических  условий  реализации  учебного

предмета«Театральные игры»

Материально-техническая  база  образовательного учреждения  соответствует  санитарным  и  противопожарным  нормам,  нормам  охраны труда.

Материально-технические условия реализации предмета:

•  учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм

и правил, желательно с ковровым покрытием;

•  стол;

•  стулья;

•  магнитофон;

•  обучающие карточки с буквами, слогами, словами, картинками.

•  компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

•  фонотека;

•  использование сети Интернет;

•  набор  детских  музыкальных  инструментов:  бубны,  свистульки,

трещотки, молоточки, колокольчики;

•  спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.

Учащиеся  должны  иметь  спортивную  форму;  удобную,  не скользкую

обувь.  

II.  Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

                                                            1 класс

Таблица 1

Наименование

раздела, темы

Общий объем времени  

(в часах)

1.

Гигиенический массаж

4

2.

Вибрационный массаж

4

3.

Точечный массаж

3

4.

Дыхание. Разработка диафрагмально - реберного дыхания  

4

5.

Артикуляционная  гимнастика  

4

6.

Скороговорки

6

7.

Дикция

10

Всего:

35

Краткие методические рекомендации:

-  игровые занятия на развитие правильного диафрагмального-рёберного      дыхания, освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, координационной связи между речевым дыханием    и звуком с учетом возрастных особенностей учащихся.

-  устранение вредных речевых привычек, приобретенные детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ; нижней челюсти, небной занавески.

  • Упражнения по голосу и дыханию, способствующие развитию природных голосовых данных, увеличению объема, силы, звучности, выразительности и гибкости голоса;
  • Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой: «Шаги», «Повороты», «Утки», «Малый маятник», «Кошка».
  • Гигиенический массаж;
  • Вибрационный массаж.
  • Артикуляционная гимнастика: упражнение для активизации губ; упражнения для языка;
  • Изучение скороговорки и коллективный тренинг на внимание, быстроту реакции
  • Упражнения на развитие голоса: «Страшная сказка», «Вопросы и ответы с согласными»;
  • Упражнения на дыхание с использованием мысленных образов: «Пипетка», «Аккордеон», «Воздушный шар с воронкой»;
  • Упражнения на рождение звука: «Баня», «Бамбук»;
  • Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы;
  • Артикуляция гласных звуков а – у – о – э – и – ы
  • Тренинг по разогреву суставов
  • Упражнения для шеи и головы, плеч, бедер, ног
  • Артикуляционная гимнастика для губ: «Улыбка – хоботок», «Часы», «Шторки»; для языка: «Уколы», «Змея», «Чаша»
  • Упражнения «Собачье дыхание и лай»

Учебно-тематический план

2 класс

Таблица 2

Наименование

раздела, темы

Общий объем времени  

(в часах)

1

Гигиенический массаж

2

2

Вибрационный массаж

2

3

Точечный массаж

2

4

Дыхание. Разработка диафрагмально - реберного дыхания

5

5

Артикуляционная  гимнастика        

4

6

 Внутриглоточная артикуляция.  

2

7

Скороговорки

4

8

Дикция. Речевые  игры  на развитие  активности согласных

4

9

Речевые  такты  и  логические паузы.

4

10

Логические  ударения.

6

Всего:

35

краткие методические рекомендации

  • Упражнения по голосу и дыханию, способствующие развитию природных голосовых данных, увеличению объема, силы, звучности, выразительности и гибкости голоса;
  • Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой: «Шаги», «Повороты», «Утки», «Малый маятник», «Кошка».
  • Гигиенический массаж;
  • Вибрационный массаж.
  • Изучение скороговорки и коллективный тренинг на внимание, быстроту реакции
  • Упражнения на развитие голоса: «Страшная сказка», «Вопросы и ответы с согласными»;
  • Упражнения на дыхание с использованием мысленных образов: «Пипетка», «Аккордеон», «Воздушный шар с воронкой»;
  • Упражнения на рождение звука: «Баня», «Бамбук»;
  • Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы;
  • Артикуляция гласных звуков а – у – о – э – и – ы
  • Тренинг по разогреву суставов
  • Упражнения для шеи и головы, плеч, бедер, ног
  • Упражнения «Собачье дыхание и лай»
  • Речь в движении: упражнение «Скакалка»;
  • Успокоение дыхания: упражнение «Посыл привета».
  • Артикуляционная гимнастика для губ: «Улыбка – хоботок», «Часы», «Шторки»; для языка: «Уколы», «Змея», «Чаша», «Коктейль», «Львенок и варенье»
  • Упражнения на активное использование междометий, слов, фраз «Междометия», «Выращивание цветка», «Собачий лай и дыхание»

-      Артикуляция согласных звуков

П – Б, Т – Д, Н, К – Г, Х, М, Л, В – Ф, Р, Ш – Ж, С – З, Ч, Ц, Щ.

III.   Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы   обучающиеся приобретут:

  • умение внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному им плану, самостоятельно выполнять поставленную педагогом задачу;
  • умение пользоваться краткой и распространённой формами ответа, дополнять высказывания товарищей, правильно оценивать результаты своей деятельности;
  • умение составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии картинок, из опыта;
  • навыки пересказа небольших литературных произведений без пропуска важных моментов, без искажения смысла, придумывать и рассказывать сказки, рассказы, выразительно читать наизусть стихи.
  • навыки выразительного прочтения стихотворений и маленьких рассказов , сказок;
  • умение управлять силой своего голоса;
  • навыки правильного дыхания и его добора во время чтения произведений;
  • умение найти и выделить ударные слова, паузы.

IV.  Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

   В процессе  освоения  обучающимися    предмета  «Развитие речи»  преподаватель  контролирует    качество  полученных  знаний,  умений  и навыков  в  соответствии  с  определёнными  критериями  показателей,  а  также осуществляет  оперативное  управление  учебным  процессом, обеспечивает выполнение  обучающей,  проверочной,  воспитательной  и  корректирующей функций.

   Освоение  разделов  программы  могут  контролироваться  в  форме проведения открытых уроков.

   Основной    формой  промежуточной    аттестации  по  программе «Развитие речи»    является  итоговое  занятие  в  форме  показа  творческих работ  с  элементами  концерта-спектакля.

  Данная  программа  создана,  в  первую  очередь,  для  развития заинтересованности  и  работоспособности  детей дошкольного возраста,  подготовки  их  к  следующему,  основному  этапу  обучения  по

предпрофессиональной  программе  «Основы театрального искусства».  Поэтому  уровень освоения  программы  детьми  может  определяться  не  дифференцированной оценкой,  а  по  их  работе  в  течение  всего  процесса  обучения  по  следующим критериям:

   Высокий  уровень  освоения  программы. Обучающийся  активно,  с  творческим  интересом  занимается  в  коллективе.  Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на  высоком  уровне.  Инициативен.  Сценически  выразителен.  Владеет сценическим  вниманием,  общением.  Может управлять диапазоном своего голоса. Может определить и выделить ударное слово.  Принимает  и  развивает  игровую  роль.  Поддерживает ролевой  диалог.  Использует  разные  сюжеты  игры.  Активен  при  перемене ролей.  На  высоком  уровне  владеет  словесным  действием.  

  Средний  уровень  освоения  программы. Обучающийся  достаточно активно,  занимается  в  коллективе.  Уважительно  относится  к  другим  детям, но  замкнут.  Тяжело  идёт  на  контакт.  Не  слишком  работоспособен,  т.к. быстро  утомляется.  Материал  усваивается  частично.  Знает  об  элементах сценическое    внимание,  общение.  Фантазия  и  воображение  не  достаточно развиты.   Сам не может определит ударное слово и паузы, но слышит преподавателя и может воспроизвести услышанное. Частично владеет словесным действием.

V. Список рекомендуемой методической литературы

  1. Бородич А.М.«Методика развития речи детей»– М., 1963
  2. Введенская Л.. «Культура речи»– М., 1988
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. – М., 2009
  4.  Лавров Н., Бубличенко М.«Дыхание по Стрельниковой»– М., 1971
  5. Почикаева Н. М. «Искусство речи»– М., 1998
  6. Почикаева Н.М.  «Основы ораторского искусства и культуры речи»– М., 1992
  7. Сорокина Г. И.«Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах»– М., 2005
  8. Учебно-Методическое пособие «Театр, где играют дети» под ред. А.Никитиной– М., 2002
  9. Цабе-Рябая Н.А.«Методика и практика работы над дикцией в условиях театральной школы»– М., 2000
  10. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников»– М., 1975
  11. Щербакова Г. «Искусство звучащего слова»– М., 1962