Открытый урок по предмету "Театральные игры" с учащими класса РЭР, 2017г.
План открытого урока и методическое сообщение по предмету "Театральные игры" с учащимися класса ранненго эстетического развития, 2 год обучения. Тема "Актёрский тренинг - один из главных компонентов творческого развития ребёнка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.soobshchenie_i_plan_otkrytogo_uroka_dlya_uchashchihsya_klassa_rer_2017.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Школа искусств г.Анива»
Открытый урок по предмету «Театральные игры»
с учащимися раннего эстетического развития
2 год обучения
Тема: «Актерский тренинг — один из главных компонентов творческого развития ребенка»
Преподаватель
театральных дисциплин
Нестерова Ю.О.
г.Анива
2017г.
Тема – Актерский тренинг — один из главных компонентов творческого развития ребенка.
Цель – развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений
Задачи:
Образовательные –
- познакомиться с основными теоретическими понятиями по теме «Актерский тренинг» и их значением в практической работе;
- научить грамотно пользоваться мимикой;
- помочь адаптации к резкой смене предлагаемых обстоятельств;
- выработать навыки взаимодействия с партнёром.
Развивающие –
- развить веру в заданные предлагаемые обстоятельства;
- развить фантазию и воображение;
- сформировать способности к импровизации;
- развить пластические возможности тела;
- развитие навыков общения и коммуникации.
Воспитательные –
- воспитать волю и целенаправленность;
- активизация познавательных интересов учащихся;
- формирование партнерских отношений в группе.
Тип урока – комбинированный.
Ожидаемый результат - избавить учащихся от комплексов, научить
творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять
творческий подход в театральных играх и упражнениях.
Методы – практический (упражнения), наглядный (демонстрация),
словесный (объяснение), технический (магнитофон).
Содержание урока:
Название упражнений | Краткое описание | Примечание |
| 1. «Паучок»
| Подготовка психофизического аппарата к работе. |
| Учащиеся передают по кругу мяч, представляя, что он превращается в:
| Упражнение развивает веру в п.о. и резкую смену п.о., формируются партнёрские отношения; |
| Учащимся предлагается представить, что они идут по: - сугробам - раскалённому песку - битому стеклу - тоненькому и скользкому брёвнышку - мимо спящего медведя - в темноте - через лужи - как старички - в невесомости - как инопланетянин | Упражнение развивает веру в п.о. и резкую смену п.о., развивает фантазию и воображение. |
| Учащиеся надевают на себя «волшебные маски», изображая на лице определённые эмоции: - радость
Учащимся по очереди предлагается изобразить одну из «масок», задача остальных — отгадать представленную «маску» | Упражнение за развитие веры в п.о., мимикой лица, умение перевоплощение в предлагаемые образ, импровизации. |
| Имитация известной игры «Море волнуется раз...» | Традиционная игра на развитие фантазии и воображения. |
| Заполняются дневники, отмечая при этом удачные моменты, а так же обращается внимание на возможные ошибки и недочёты каждого ребёнка. | |
|
МБУ ДО «Школа искусств г.Анива»
Методическое сообщение
к открытый урок по предмету Театральные игры
с учащимися раннего эстетического развития
2 год обучения
Тема: «Актерский тренинг — один из главных компонентов творческого развития ребенка»
Преподаватель
театральных дисциплин
Нестерова Ю.О.
г.Анива
2017г.
Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Без развития таких качеств, как внимание и наблюдательность, невозможно творческое осмысление окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.
Ни для кого не секрет, что игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. А в дошкольном и младшем школьном возрасте весь актёрский тренинг выстраивается именно в виде театральных игр. Театральная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театральной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение актёрского тренинга и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, именно тренируя свой психофизический аппарат, ребёнок в полной мере для себя может самовыражаться и самореализовываться в коллективе.
Важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, научится пониманию согласовывать свои действия с партнерами, активно мыслить.
Как ни странно, но в наше время все чаще появляются дети вообще не умеющие играть. Если нет лидера среди детей или организатора-взрослого, то дети просто бегают с криками друг за другом, в лучшем случае играют в сюжеты детективных сериалов. Можно воспринять эту ситуацию как «ситуацию потери навыков игры».
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.
Актёрские тренинги за занятиях обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения.
Возьмем в качестве примера развитие такого важного качества, как смелость публичного выступления. Ребенок начинает учиться в коллективе, и оттого, что на него обращено внимание нескольких десятков слушающих, он плохо формулирует свои мысли и вопросы, не может вступить в общение со сверстниками, а попросту бывает «зажат». И это происходит не от отсутствия способностей, а от страха.
Очень часто дома, в комфортной для него обстановке, ребенок ведет себя раскованно и естественно. Но вот он попадает в непривычную для него среду, и сразу теряется – не знает, что сказать и как сказать, как ответить, как двигаться. Именно тренинги хорошо помогают в борьбе с этими страхами и зажимами. . Ребенок учится преподносить и вести себя свободно, независимо от обстановки. Учить детей коммуникабельности и общению просто необходимо. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы не видим и не чувствуем окружающих, а это неправильно. Театр же – это всегда партнерство, существование в коллективе. Даже самые талантливые спектакли не делаются одним актером. Игра помогает настроиться на другого человека, почувствовать его.
Снять такое напряжение можно только путем многократного погружения в подобную обстановку. Тогда она станет привычной. Решая все эти задачи, театральные игры, включенные в актёрский тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах. Для детей возраста 6–8 лет обязательное условие: проводить занятия эмоционально и увлекательно. Теоретизирование и подробный разбор ошибок снижают интерес детей к занятиям.
Проводя коллективный актёрский тренинг , необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
По средствам актёрского тренинга ребята с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. В результате ребенок становится раскрепощеннее, контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Уже к пяти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа. Дети в этом возрасте умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Дети седьмого года жизни отличаются способностью устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер. Ребята умеют самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют обязанности, готовят атрибуты декорации. К.С.Станиславский создал своеобразный актерский тренинг, который стал школой актерского мастерства во всех театральных учебных заведениях, в том числе и в детских театральных объединениях. Понятие тренинг определено как процесс совершенствования организма, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей сложности. Тренинг - тренировать, тренироваться. Это обучение чему-либо, развитие у человека умений и навыков. Станиславский понимал, что актеры должны заниматься психотехникой и поэтому сценическое действие условно разделил на элементы. Основными, которые нужно осваивать уже на начальном этапе, являются:
- Сценическое внимание
- Общение
- Воображение, фантазия.
- Мышечная свобода и пластичность
- Логичность и последовательность действий и чувств;
- Задача преподавателя научить ребёнка в тренинге не только понять, но и почувствовать.
Станиславский говорил: «Когда занимаетесь техникой – в тренинге, в репетициях, - добивайтесь точности. А когда вы играете на сцене, забудьте о точности и о технике. Искусство - это нарушение точности, нарушение догм!» Очень важно, чтобы любое, самое незначительное упражнение, было доведено до внутреннего ощущения правды и убедительности действия и в каждом бы присутствовало творческое начало.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Буров А.Г. Труд актера и педагога - М., 2007
- Выготский, Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте.- М.: 2006.
- Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду - М.:- 2005.
- Казакова, Т.Т. Развитие творчества у дошкольников - М.: Просвещение, -2011.
- Кнебель М.О. Слово в творчестве актера - М., 1970
- Кристи Г.В. Основы актерского мастерства - М., 1971
- Новицкая Л.П. Уроки вдохновения - М., 1984
- Соснова М.Л. Искусство актера - М., 2008
- Станиславский К.С. Собрание сочинений - М., 1954
- Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2000.