Методическая разработка. Сценарий музыкального спектакля "По щучьему велению"

Ровенских Елена Олеговна

Сказка о добром и любимом всеми детьми сказочном герое, который однажды, набирая воду из проруби, выловил волшебную щуку, пообещавшую выполнить все его желания и прихоти, в обмен на свободу. А дальше - ведра идут домой сами, печь доставляет героя, куда он пожелает и другие чудеса. Но, однажды сбежавшая от скуки царевна Марья Гороховна встречает в лесу Емелю, преследуемого воеводами…Музыка, песни и танцы придают представлению истинно народный колорит.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел. Музыкально-театральная секция

Методическая разработка сценария.

Музыкальный спектакль

«По щучьему велению»

Детский музыкальный театр «Кантабиле»

Авторы – составители:

Ровенских  Елена Олеговна–

педагог доп. образования,

заведующая музыкально-театральной секцией

Воронович Валентина Геннадьевна–

педагог доп. образования;

Федорова Гульнара Радиковна

педагог-организатор

музыкально-театральной секции

Санкт-Петербург 2018

Пояснительная записка

Идея: Основная идея сюжета спектакля – любовь, которая возвышает человека и делает лучше, благодаря настоящим чувствам и вопреки противостоянию обстоятельств.

        Форма: Сценарий детского музыкального спектакля (мюзикл)

Цель:

- Побуждение детей и родителей верить в прекрасное.                        Показать детям разные стороны жизни.

Задачи:

-        Изменить отношение детей к музыке, как к объединяющему фактору лучших ценностей;

-        Создать условия для изменения мотивации к обучению музыкой;

-        Побуждение к активной организации содержательного музыкального досуга детей и их родителей;

-        Создать условия для формирования слушательской культуры,  развивая общий и музыкальный кругозор воспитанников.

Методы:

-        Наглядный метод (показ театральных декораций, костюмов и видеозаписей);

-        Наглядно-слуховой метод (исполнение музыкальных произведений);

-        Метод положительного примера;

-        Метод эмоционального воздействия и стимулирования;

-        Метод побуждения к сохранению семейных ценностей.

Результат:

•        Дети расширят представление о музыке, как о возможности формирования эстетического вкуса;

•        Дети в большей степени проявят увлеченность и любовь к занятиям, будут сориентированы на позитивное отношение извечным ценностям;

•        Родители повысят культуру воспитания ребенка  и приобретут возможность организовать совместный семейный досуг.

Особенности реализации программы:

1. Место проведения – актовый зал Дома детского юношеского творчества Московского района;

2. Временные рамки – 1 час;

3. Целевая зрительская аудитория: дети от 7лет и их родители.



Сцена 1

Зачин

1к.: Эх, Емеля, ты камаринский мужик

Задрал ножки да на печеньке лежит

Он лежит, лежит, приплясывает

Небылицы нам рассказывает.

2к.: Как безрукий поросеночка украл

Поросеночка за пазуху забрал.

Он у пояса выглядывал

Небылицы он послушивал.

3к.: Эх. Емеля, наш камаринский мужик,

Он собрался, по дорожке бежит.

Он бежит, бежит, пошучивает,

Свои усики покручивает.

4к.: Как пойду я младешенька плясать

Жениха себе я буду подбирать

Эх, плясать, плясать я буду, паренек

Ноги крепкие, хоть тоненький умом.

5к.: Аты-баты наш Емеля дорогой

Умный, ловкий да такой молодой

Он вздыхает, словно лебедь на печи,

Наше сердце к нему пташечкой летит.

6к.: Он  и пляшет и наигрывает

Нашим девушкам подмигивает

А девчата ленты в косы заплетут

За Емелей в след опять плясать пойдут.

Брат 1: Вы послушайте друзья сказ про то, как жить нельзя! Про Емелю-дурака, что отлеживал бока.

Брат 2: Жил-был на свете наш Емеля, на печи всю жизнь лежал, потолок лишь изучал.

Невестка 1: Были братья у Емели, те – работали, как звери.

Невестка 2: А Емеля не работал, а зевая громко выл.

Невестки: Но за это не лентяем, а лишь дураком прослыл.

Брат1: Эй, Емеля, хватит спать! А то только спишь да сопишь!

Брат2: Ты своим сопением всю хату закоптил! Эгей, брат, ты давай-ка вставай!

Емеля: Братцы, сил нет вставать, да и зачем? Все равно ж вечером снова лягу.

(братья машут рукой. Уходят)

Невестка 1: Как зачем?

Невестка 2: А воды кто натаскает?

Трио Емели с невестками

Невестки: Мы Емеле не враги,

Нам, Емеля, помоги.

Работенка есть одна,

Воду выбрали до дна.

Ты с печи слезай, Емеля.

За водой иди немедля,

Братья с ярмарки придут

И подарки принесут.

Емеля: Мне не нравится работа

На печи лежать охота,

Тай, даридарай, даридарай, даридариндада.

Невестки: Ну, лежи на печи,

Пролежал все кирпичи,

Братья с ярмарки придут

И гостинцев не дадут.

Нет так нет, нет так нет

Расстегаев на обед.

Нет так нет, нет так нет

Ни изюма, ни конфет.

Емеля: Это как это? Это как без расстегаев и без конфет? Да я…!!!! Ах, вон вы как… Ну, ладно, принесу я воды. Да не ведро, а два ведра!!!

Невестка 1: Молодец, дружок!

Невестка 2: Обещал, так иди.

Невестка 1: И поживей, лентяй!

Невестка 2: Ты давай нас не зли!

Картина 2

Колыбельная щуки

1к.: Маленький сыночек,

Сколько дней и ночек

Сон твой охраняет

Ласковая мать!

Вот такая шутка,

Знает мама Щука,

Чтоб росли детишки, нужно много спать.

Припев: Баю-бай, баю-бай,

Нужно много спать.

2к.: Тихо в нашем доме, все в безмолвье тонет,

Белою, холодной, вьюгой замело,

Ты еще малечек,

Баю-бай, сыночек,

Нам на дне с тобою

Подо льдом тепло

Припев:

Емеля: Что за странности такие – не понять: где-то сына убаюкивает мать. На певицу поглядеть охота мне – Аль не диво, что живет она на дне?

(долбит лед. Набирает в ведра воду)

Емеля: Ух, ты, щука! И кто теперь дурак? Кто щуку ведром поймал? Кто ухи теперь наварит, а? Вот так удача! Емеля – лентяй, да зачем мы его кормим? Это еще посмотреть нужно, кто из нас кормилец! Эх, а глаза то какие печальные… Ладно, плыви-ка ты лучше ко своим щурятам. (выливает воду из ведра)

(появляется Щука)

Щука: Ох, Емеля – молодец! За доброту твою, за бескорыстие – отблагодарю тебя. Как только чего-нибудь пожелаешь, скажи «По щучьему веленью, по моему хотенью!», и желание твое вмиг исполнится!

Емеля: Чего-сь? Это кто сказал?

Щука: Эх, Емеля – дурачок, лежишь себе на печке и про чудеса не ведаешь. Ступай с миром. Да помни слова заветные!

Емеля: Вот те раз, вот те два, идет кругом голова! Как же быть? О чем просить? Эх, по щучьему велению, по моему хотению, ступайте ведра в дом, да воды не расплещите!

Частушка Емели

Ой, ты, скука, скукотище,

Рядом бродишь ты всегда,

Я один такой на тыщу,

Раскрасавец хоть куда,

Мне б невесту побогаче,

Во дворце доходный пост.

Птицу счастья на удачу,

Ухватить ее за хвост.

Тринди, бринди, балалайка.

Ты Емеле поиграй-ка.

Картина 3

Девушка1: Вы думаете тут и кончился сказ?

Девушка 2: Э, нет, тут все только начинается!

Девушка 3: Во дворце жил царь Горох, славный был мужчина!

Девушка 4: Только дочка у него чересчур слезлива!

Выход царя.

Царь: Солнце всходит и заходит

По веленью моему.

Слуги: Все на свете происходит

По веленью твоему.

Царь: Птицы по небу летают

По веленью моему.

Слуги: В поле хлеб произрастает

По веленью твоему.

Царь: Аты-баты, аты-баты

По веленью моему.

Слуги: На войну идут солдаты

По веленью твоему.

Царь: Гром гремит, земля трясется

По веленью моему

Слуги: Даже курица несется

По веленью твоему.

Царь: Да-да-да! По веленью моему! Только дочка вот грустит, я не знаю почему. Эге-гей, советники верные! Подхалимы бессовестные!

Воевода: Ать, два, царь батюшка, звал?

Царь: Да, звал! Советники мои хорошие, друзья мои верные, чиновники честные, а придумали ли вы, как нам царевну развеселить?

Царица: Или решили, что головы вам больше не нужны?

Воевода: Я думаю, что сердечными радостями, царь батюшка.

Царь: Чего это ты там бормочешь?

Царица: Это какими такими радостями?

Слуги: Дак замуж ее выдать нужно, матушка.

Царь: Как же это я раньше не догадался? Пишите указ: «Мое самодержавное Я, великое и ужасное, справедливое и беспощадное благородство и мудрейшество, царь – всех-всех - Горох, ответственно заявляю: тому, кто сможет рассмешить царевну, утолит ее естественное желание романтики, а также – исчерпает всю грусть ее молодого сердца, я – великое и беспощадное благородство и мудрейшество, царь всех-всех – Горох – отдам ее в жены…

Царица: И пол-царства в придачу!

Царь: Эх, и пол-царства в придачу».

Воевода: Дерзнувшим согласиться участвовать в авантюре, назад пути нет?

Царица: Дерзнувшим согласится участвовать в авантюре – назад пути нет! Подпись – Горох.

Царь: Уффф, осталось сил набраться и сидеть дожидаться. Надеюсь, до зимы успеем дело сладить?

Воевода: Уладим, царь батюшка, ать-два!

Царь: А иначе, лужи слез царевны замерзнут, и придется надевать коньки.

Слуги: Царевна проснулась!

Песня Несмеяны

1к.: Посею лебеду на берегу 2р.

Мою крупную рассадушку.

Мою крупную, зеленую.

2к.: Погорела лебеда без дождя 2р.

Моя крупная рассадушка.

Моя крупная, зеленая.

3к.: Кабы мне, младой, ворона коня 2р.

Я бы вольная царевна была. 2р.

4к.: Скакала бы, плясала по лугам 2р.

По зеленым лес-дубравушкам. 2р.

Царица: Доченька, хорошая, а к тебе свататься едут женихи заграничные с сюрпризами невиданными!

Царь: Ну, светик, улыбнись!

Царица: Ну, посмотри на них хотя бы. Негоже всех прочь гнать.

Царь: Люди ведь издалека приехали. Неудобно…

Невестка 1: Жених первый! Ибрагим Бей – заклинатель змей.

Невестка 2: Из-за семи морей!

Номер со змеей

Воевода: На царя покушаешься? Пошел вон со двора! Ать-два!

Слуги: Караул! Царевна сбежала!!!!

Царица: Что???? Найти!!!

Слуги: Есть!

Царь: Привести!

Воевода: Есть!

Царь и царица: вернуть!

Все: Есть! Есть! Есть!

Картина 4

Воевода: И куда же мне идти?

Девушка 1: К Емеле иди!

Девушка 2: У него ведра сами в дом с реки ходят.

Воевода: Ну, раз ведра идти заставил, может и царевну обратно во дворец приведет? Вперед, ать-два!

Воевода с народом

1к.: Воевода: Эх, кто бы, кто бы нам, ребята

Веселушку свеселил?

Все: Вот и ли да, любо, да люли

Веселушку свеселил!

Барабан громко бьет

Наша рота в строй идет

Наша рота в строй идет, идет, идет.

2 к.: Воевода: Свеселил бы нам беседу

Разудалый молодец.

Все: Вот и ли да, любо, да люли

Разудалый молодец!

Барабан громко бьет,

Наша рота в строй идет,

Наша рота в строй идет, идет, идет.

3 к.: Воевода: Разудалый, парень бравый

Воевода удалой!

Все: Вот и ли да, любо, да люли

Воевода удалой!

Барабан громко бьет,

Наша рота в строй идет,

Наша рота в строй идет, идет, идет.

4к.: Все: воевода удалой

Ведет войско за собой

Вот и ли да, любо, да люли

Ведет войско за собой!

Барабан громко бьет,

Наша рота в строй идет,

Наша рота в строй идет, идет, идет.

Воевода: Ты что ль мужик – Емеля, у которого ведра пляшут?

Емеля: Да, дружинник, я – Емеля!

Воевода: Послушай, кудесник, тебя желает видеть Великое, и Ужасное, Справедливое и….. короче, царь с царицей.

Емеля: Хм, да коли желают, пущай приходят. А то странно, видеть жеклают, а сами не пришли.

Воевода: Ану, цыц, ты должен найти царевну, явиться во дворец, рассмешить ее и получить барана на всю жизнь. До старости! Или на кол!

Емеля: Вот те раз, вот те два, идет кругом голова! Передай царю, что кола я не боюсь.

Воевода: А если я швырну тебя в темницу, чтоб ты подумал хорошенько над предложением царя! Что скажешь?

Емеля (хохочет) А вот что (показывает фигу). По щучьему велению, по моему хотению, выручай меня, печка!

(печка прогоняет Воеводу)

Воевода: Хватит! Сдаюсь! Но мы с тобой еще свидимся!

Картина 6

Невестка 1: Очутилась царевна в дремучем лесу.

Невестка 2: А в лесу – тишь, даже птицы не поют.

(Царевна бродит по лесу. Плачет. Появляется Емеля)

Емеля: Эй, девица – краса, что ж ты плачешь без конца?

Царевна: Ты кто такой?

Емеля: Я – Емеля! Будем знакомы!

Царевна: Емеля? Ты тот парень, у которого ведра сами на речку гуляют.

Емеля: И печь сама ходит, и дрова без топора колются.

Царевна: Врешь!

Емеля: Зачем же мне врать?

Царевна: Чтобы похвастаться передо мною.

Емеля: А зачем?

Царевна: Как зачем? Ты что, не знаешь кто я?

Емеля: Нет. А кто ты?

Царевна: Я – Марья Гороховна!

Емеля: А, царевна?

Царевна: Ага.

Емеля: А чего ты здесь делаешь?

Царевна: Прячусь.

Емеля: От кого?

Царевна: От дружины. Хотят меня найти и обратно в терем царский посадить. На женихов глядеть.

Емеля: А я вот тоже от дружины прячусь. Тоже хотят меня в терем посадить. Вот только, чтоб тебя развлекал.

(Емеля и Царевна смеются. Выбегает царь и воевода с разных сторон)

Царь: Доченька!

Воевода: Кудесник!

Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью…!!!

(царь и воевода ударяются лбами и падают. Емеля и царевна смеются)

Царь: Я так сильно ударился, что мне показалось будто я слышу твой смех.

Царевна: Тебе не показалось, батюшка!

Царь: Все сюда! Царевна смеялась!!!! Какое чудо!!! Знал бы, что сработает – сделал бы раньше!

Царевна: Да, нет же! Это Емеля меня рассмешил!

Царь: Это что ли ты, Емеля? (Емеля кивает) Ну, что ж, по заслугам, обеспечить Емелю ватрушками чайными до конца жизни указом самодержавного Я, великого и ужасного, справедливого…!!!!

Царевна: Отец! Но ты обещал пол царства и меня в жены тому, кто меня рассмешит!

Царица: Да он же мужик, обычный простофиля! Да где ж это видано? Такого, да на престол?

Все: Ты обещал!

Царевна: Впрочем, я все равно буду с ним с царством или без.

Емеля: Не на до мне царства, и ватрушек сладких не надо, если милая Марья рядом будет! И не в волшебных щукиных словах дело, а чтоб душа с тобою ввысь летела!

Царевна: По велению сердца будем вместе мы жить, а веленья другие можем мы исключить!

Емеля: Я и терем построю, и воды натаскаю!

Царевна: А я даже ватрушек приготовлю к чаю!

Финальный танец