Методическая разработка. Сценарий музыкального спектакля "По щучьему велению"
Сказка о добром и любимом всеми детьми сказочном герое, который однажды, набирая воду из проруби, выловил волшебную щуку, пообещавшую выполнить все его желания и прихоти, в обмен на свободу. А дальше - ведра идут домой сами, печь доставляет героя, куда он пожелает и другие чудеса. Но, однажды сбежавшая от скуки царевна Марья Гороховна встречает в лесу Емелю, преследуемого воеводами…Музыка, песни и танцы придают представлению истинно народный колорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.stsenariy_muzykalnogo_spektaklya_po_shchuchemu_veleniyu_2019.docx | 33.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Музыкальный отдел. Музыкально-театральная секция
Методическая разработка сценария.
Музыкальный спектакль
«По щучьему велению»
Детский музыкальный театр «Кантабиле»
Авторы – составители:
Ровенских Елена Олеговна–
педагог доп. образования,
заведующая музыкально-театральной секцией
Воронович Валентина Геннадьевна–
педагог доп. образования;
Федорова Гульнара Радиковна
педагог-организатор
музыкально-театральной секции
Санкт-Петербург 2018
Пояснительная записка
Идея: Основная идея сюжета спектакля – любовь, которая возвышает человека и делает лучше, благодаря настоящим чувствам и вопреки противостоянию обстоятельств.
Форма: Сценарий детского музыкального спектакля (мюзикл)
Цель:
- Побуждение детей и родителей верить в прекрасное. Показать детям разные стороны жизни.
Задачи:
- Изменить отношение детей к музыке, как к объединяющему фактору лучших ценностей;
- Создать условия для изменения мотивации к обучению музыкой;
- Побуждение к активной организации содержательного музыкального досуга детей и их родителей;
- Создать условия для формирования слушательской культуры, развивая общий и музыкальный кругозор воспитанников.
Методы:
- Наглядный метод (показ театральных декораций, костюмов и видеозаписей);
- Наглядно-слуховой метод (исполнение музыкальных произведений);
- Метод положительного примера;
- Метод эмоционального воздействия и стимулирования;
- Метод побуждения к сохранению семейных ценностей.
Результат:
• Дети расширят представление о музыке, как о возможности формирования эстетического вкуса;
• Дети в большей степени проявят увлеченность и любовь к занятиям, будут сориентированы на позитивное отношение извечным ценностям;
• Родители повысят культуру воспитания ребенка и приобретут возможность организовать совместный семейный досуг.
Особенности реализации программы:
1. Место проведения – актовый зал Дома детского юношеского творчества Московского района;
2. Временные рамки – 1 час;
3. Целевая зрительская аудитория: дети от 7лет и их родители.
Сцена 1
Зачин
1к.: Эх, Емеля, ты камаринский мужик
Задрал ножки да на печеньке лежит
Он лежит, лежит, приплясывает
Небылицы нам рассказывает.
2к.: Как безрукий поросеночка украл
Поросеночка за пазуху забрал.
Он у пояса выглядывал
Небылицы он послушивал.
3к.: Эх. Емеля, наш камаринский мужик,
Он собрался, по дорожке бежит.
Он бежит, бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.
4к.: Как пойду я младешенька плясать
Жениха себе я буду подбирать
Эх, плясать, плясать я буду, паренек
Ноги крепкие, хоть тоненький умом.
5к.: Аты-баты наш Емеля дорогой
Умный, ловкий да такой молодой
Он вздыхает, словно лебедь на печи,
Наше сердце к нему пташечкой летит.
6к.: Он и пляшет и наигрывает
Нашим девушкам подмигивает
А девчата ленты в косы заплетут
За Емелей в след опять плясать пойдут.
Брат 1: Вы послушайте друзья сказ про то, как жить нельзя! Про Емелю-дурака, что отлеживал бока.
Брат 2: Жил-был на свете наш Емеля, на печи всю жизнь лежал, потолок лишь изучал.
Невестка 1: Были братья у Емели, те – работали, как звери.
Невестка 2: А Емеля не работал, а зевая громко выл.
Невестки: Но за это не лентяем, а лишь дураком прослыл.
Брат1: Эй, Емеля, хватит спать! А то только спишь да сопишь!
Брат2: Ты своим сопением всю хату закоптил! Эгей, брат, ты давай-ка вставай!
Емеля: Братцы, сил нет вставать, да и зачем? Все равно ж вечером снова лягу.
(братья машут рукой. Уходят)
Невестка 1: Как зачем?
Невестка 2: А воды кто натаскает?
Трио Емели с невестками
Невестки: Мы Емеле не враги,
Нам, Емеля, помоги.
Работенка есть одна,
Воду выбрали до дна.
Ты с печи слезай, Емеля.
За водой иди немедля,
Братья с ярмарки придут
И подарки принесут.
Емеля: Мне не нравится работа
На печи лежать охота,
Тай, даридарай, даридарай, даридариндада.
Невестки: Ну, лежи на печи,
Пролежал все кирпичи,
Братья с ярмарки придут
И гостинцев не дадут.
Нет так нет, нет так нет
Расстегаев на обед.
Нет так нет, нет так нет
Ни изюма, ни конфет.
Емеля: Это как это? Это как без расстегаев и без конфет? Да я…!!!! Ах, вон вы как… Ну, ладно, принесу я воды. Да не ведро, а два ведра!!!
Невестка 1: Молодец, дружок!
Невестка 2: Обещал, так иди.
Невестка 1: И поживей, лентяй!
Невестка 2: Ты давай нас не зли!
Картина 2
Колыбельная щуки
1к.: Маленький сыночек,
Сколько дней и ночек
Сон твой охраняет
Ласковая мать!
Вот такая шутка,
Знает мама Щука,
Чтоб росли детишки, нужно много спать.
Припев: Баю-бай, баю-бай,
Нужно много спать.
2к.: Тихо в нашем доме, все в безмолвье тонет,
Белою, холодной, вьюгой замело,
Ты еще малечек,
Баю-бай, сыночек,
Нам на дне с тобою
Подо льдом тепло
Припев:
Емеля: Что за странности такие – не понять: где-то сына убаюкивает мать. На певицу поглядеть охота мне – Аль не диво, что живет она на дне?
(долбит лед. Набирает в ведра воду)
Емеля: Ух, ты, щука! И кто теперь дурак? Кто щуку ведром поймал? Кто ухи теперь наварит, а? Вот так удача! Емеля – лентяй, да зачем мы его кормим? Это еще посмотреть нужно, кто из нас кормилец! Эх, а глаза то какие печальные… Ладно, плыви-ка ты лучше ко своим щурятам. (выливает воду из ведра)
(появляется Щука)
Щука: Ох, Емеля – молодец! За доброту твою, за бескорыстие – отблагодарю тебя. Как только чего-нибудь пожелаешь, скажи «По щучьему веленью, по моему хотенью!», и желание твое вмиг исполнится!
Емеля: Чего-сь? Это кто сказал?
Щука: Эх, Емеля – дурачок, лежишь себе на печке и про чудеса не ведаешь. Ступай с миром. Да помни слова заветные!
Емеля: Вот те раз, вот те два, идет кругом голова! Как же быть? О чем просить? Эх, по щучьему велению, по моему хотению, ступайте ведра в дом, да воды не расплещите!
Частушка Емели
Ой, ты, скука, скукотище,
Рядом бродишь ты всегда,
Я один такой на тыщу,
Раскрасавец хоть куда,
Мне б невесту побогаче,
Во дворце доходный пост.
Птицу счастья на удачу,
Ухватить ее за хвост.
Тринди, бринди, балалайка.
Ты Емеле поиграй-ка.
Картина 3
Девушка1: Вы думаете тут и кончился сказ?
Девушка 2: Э, нет, тут все только начинается!
Девушка 3: Во дворце жил царь Горох, славный был мужчина!
Девушка 4: Только дочка у него чересчур слезлива!
Выход царя.
Царь: Солнце всходит и заходит
По веленью моему.
Слуги: Все на свете происходит
По веленью твоему.
Царь: Птицы по небу летают
По веленью моему.
Слуги: В поле хлеб произрастает
По веленью твоему.
Царь: Аты-баты, аты-баты
По веленью моему.
Слуги: На войну идут солдаты
По веленью твоему.
Царь: Гром гремит, земля трясется
По веленью моему
Слуги: Даже курица несется
По веленью твоему.
Царь: Да-да-да! По веленью моему! Только дочка вот грустит, я не знаю почему. Эге-гей, советники верные! Подхалимы бессовестные!
Воевода: Ать, два, царь батюшка, звал?
Царь: Да, звал! Советники мои хорошие, друзья мои верные, чиновники честные, а придумали ли вы, как нам царевну развеселить?
Царица: Или решили, что головы вам больше не нужны?
Воевода: Я думаю, что сердечными радостями, царь батюшка.
Царь: Чего это ты там бормочешь?
Царица: Это какими такими радостями?
Слуги: Дак замуж ее выдать нужно, матушка.
Царь: Как же это я раньше не догадался? Пишите указ: «Мое самодержавное Я, великое и ужасное, справедливое и беспощадное благородство и мудрейшество, царь – всех-всех - Горох, ответственно заявляю: тому, кто сможет рассмешить царевну, утолит ее естественное желание романтики, а также – исчерпает всю грусть ее молодого сердца, я – великое и беспощадное благородство и мудрейшество, царь всех-всех – Горох – отдам ее в жены…
Царица: И пол-царства в придачу!
Царь: Эх, и пол-царства в придачу».
Воевода: Дерзнувшим согласиться участвовать в авантюре, назад пути нет?
Царица: Дерзнувшим согласится участвовать в авантюре – назад пути нет! Подпись – Горох.
Царь: Уффф, осталось сил набраться и сидеть дожидаться. Надеюсь, до зимы успеем дело сладить?
Воевода: Уладим, царь батюшка, ать-два!
Царь: А иначе, лужи слез царевны замерзнут, и придется надевать коньки.
Слуги: Царевна проснулась!
Песня Несмеяны
1к.: Посею лебеду на берегу 2р.
Мою крупную рассадушку.
Мою крупную, зеленую.
2к.: Погорела лебеда без дождя 2р.
Моя крупная рассадушка.
Моя крупная, зеленая.
3к.: Кабы мне, младой, ворона коня 2р.
Я бы вольная царевна была. 2р.
4к.: Скакала бы, плясала по лугам 2р.
По зеленым лес-дубравушкам. 2р.
Царица: Доченька, хорошая, а к тебе свататься едут женихи заграничные с сюрпризами невиданными!
Царь: Ну, светик, улыбнись!
Царица: Ну, посмотри на них хотя бы. Негоже всех прочь гнать.
Царь: Люди ведь издалека приехали. Неудобно…
Невестка 1: Жених первый! Ибрагим Бей – заклинатель змей.
Невестка 2: Из-за семи морей!
Номер со змеей
Воевода: На царя покушаешься? Пошел вон со двора! Ать-два!
Слуги: Караул! Царевна сбежала!!!!
Царица: Что???? Найти!!!
Слуги: Есть!
Царь: Привести!
Воевода: Есть!
Царь и царица: вернуть!
Все: Есть! Есть! Есть!
Картина 4
Воевода: И куда же мне идти?
Девушка 1: К Емеле иди!
Девушка 2: У него ведра сами в дом с реки ходят.
Воевода: Ну, раз ведра идти заставил, может и царевну обратно во дворец приведет? Вперед, ать-два!
Воевода с народом
1к.: Воевода: Эх, кто бы, кто бы нам, ребята
Веселушку свеселил?
Все: Вот и ли да, любо, да люли
Веселушку свеселил!
Барабан громко бьет
Наша рота в строй идет
Наша рота в строй идет, идет, идет.
2 к.: Воевода: Свеселил бы нам беседу
Разудалый молодец.
Все: Вот и ли да, любо, да люли
Разудалый молодец!
Барабан громко бьет,
Наша рота в строй идет,
Наша рота в строй идет, идет, идет.
3 к.: Воевода: Разудалый, парень бравый
Воевода удалой!
Все: Вот и ли да, любо, да люли
Воевода удалой!
Барабан громко бьет,
Наша рота в строй идет,
Наша рота в строй идет, идет, идет.
4к.: Все: воевода удалой
Ведет войско за собой
Вот и ли да, любо, да люли
Ведет войско за собой!
Барабан громко бьет,
Наша рота в строй идет,
Наша рота в строй идет, идет, идет.
Воевода: Ты что ль мужик – Емеля, у которого ведра пляшут?
Емеля: Да, дружинник, я – Емеля!
Воевода: Послушай, кудесник, тебя желает видеть Великое, и Ужасное, Справедливое и….. короче, царь с царицей.
Емеля: Хм, да коли желают, пущай приходят. А то странно, видеть жеклают, а сами не пришли.
Воевода: Ану, цыц, ты должен найти царевну, явиться во дворец, рассмешить ее и получить барана на всю жизнь. До старости! Или на кол!
Емеля: Вот те раз, вот те два, идет кругом голова! Передай царю, что кола я не боюсь.
Воевода: А если я швырну тебя в темницу, чтоб ты подумал хорошенько над предложением царя! Что скажешь?
Емеля (хохочет) А вот что (показывает фигу). По щучьему велению, по моему хотению, выручай меня, печка!
(печка прогоняет Воеводу)
Воевода: Хватит! Сдаюсь! Но мы с тобой еще свидимся!
Картина 6
Невестка 1: Очутилась царевна в дремучем лесу.
Невестка 2: А в лесу – тишь, даже птицы не поют.
(Царевна бродит по лесу. Плачет. Появляется Емеля)
Емеля: Эй, девица – краса, что ж ты плачешь без конца?
Царевна: Ты кто такой?
Емеля: Я – Емеля! Будем знакомы!
Царевна: Емеля? Ты тот парень, у которого ведра сами на речку гуляют.
Емеля: И печь сама ходит, и дрова без топора колются.
Царевна: Врешь!
Емеля: Зачем же мне врать?
Царевна: Чтобы похвастаться передо мною.
Емеля: А зачем?
Царевна: Как зачем? Ты что, не знаешь кто я?
Емеля: Нет. А кто ты?
Царевна: Я – Марья Гороховна!
Емеля: А, царевна?
Царевна: Ага.
Емеля: А чего ты здесь делаешь?
Царевна: Прячусь.
Емеля: От кого?
Царевна: От дружины. Хотят меня найти и обратно в терем царский посадить. На женихов глядеть.
Емеля: А я вот тоже от дружины прячусь. Тоже хотят меня в терем посадить. Вот только, чтоб тебя развлекал.
(Емеля и Царевна смеются. Выбегает царь и воевода с разных сторон)
Царь: Доченька!
Воевода: Кудесник!
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью…!!!
(царь и воевода ударяются лбами и падают. Емеля и царевна смеются)
Царь: Я так сильно ударился, что мне показалось будто я слышу твой смех.
Царевна: Тебе не показалось, батюшка!
Царь: Все сюда! Царевна смеялась!!!! Какое чудо!!! Знал бы, что сработает – сделал бы раньше!
Царевна: Да, нет же! Это Емеля меня рассмешил!
Царь: Это что ли ты, Емеля? (Емеля кивает) Ну, что ж, по заслугам, обеспечить Емелю ватрушками чайными до конца жизни указом самодержавного Я, великого и ужасного, справедливого…!!!!
Царевна: Отец! Но ты обещал пол царства и меня в жены тому, кто меня рассмешит!
Царица: Да он же мужик, обычный простофиля! Да где ж это видано? Такого, да на престол?
Все: Ты обещал!
Царевна: Впрочем, я все равно буду с ним с царством или без.
Емеля: Не на до мне царства, и ватрушек сладких не надо, если милая Марья рядом будет! И не в волшебных щукиных словах дело, а чтоб душа с тобою ввысь летела!
Царевна: По велению сердца будем вместе мы жить, а веленья другие можем мы исключить!
Емеля: Я и терем построю, и воды натаскаю!
Царевна: А я даже ватрушек приготовлю к чаю!
Финальный танец