Сценарий спектакля "Маленький принц" по одноименному произведению А. де Сент-Экзюпери

Бондаренко Татьяна Валерьевна

Спектакль по предлагаемому сценарию был поставлен учащимися 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon afisha.pdf238.9 КБ
Файл stsenariy_spektaklya_malenkiy_prints.docx59.07 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сцена 1. Летчик и МП

Летчик выходит на сцену, достает свернутый листок бумаги и показывает зрителям:

Л: Посмотрите!!!

(включается аудиозапись: «Какая милая шляпа!»)

Л: Неужели вам не страшно?

(включается аудиозапись: «Разве шляпа страшная?»)

Л: Это не шляпа!!! Это удав, который заглотил слона!!!

(включается аудиозапись: «Антуан, вам следует больше интересоваться   географией,   историей,   арифметикой  и правописанием…»)

Л: Вот  как  случилось,  что  шести  лет  я  отказался  от блестящей карьеры художника.  Потерпев неудачу с рисунками,  я утратил веру в себя.   Взрослые никогда ничего не  понимают сами, а  для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.      Итак,  мне  пришлось  выбирать  другую  профессию,  и я выучился на летчика.   Облетел  я  чуть  ли  не  весь  свет.  И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить  Китай от Аризоны.  Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

     На своем  веку я  много встречал  разных серьезных  людей.  Я долго жил среди взрослых.  Я видел  их совсем близко. И от этого,  признаться, не стал думать о них лучше.

     Когда я   встречал   взрослого,  который  казался  мне  разумней  и понятливей других,  я показывал ему свой рисунок,- я его  сохранил и всегда  носил  с  собою.  Я хотел знать,  вправду ли этот человек что-то понимает.  Но все они отвечали мне:  "Это шляпа".  И я уже не говорил  с ними  ни  об  удавах,  ни  о джунглях,  ни о звездах.  Я применялся к их понятиям.  Я говорил с ними об игре в бридж и  гольф,  о  политике  и  о галстуках.  И  взрослые  были очень довольны,  что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

 Так я жил в одиночестве, и  не с кем было мне поговорить  по душам. И вот шесть  лет тому назад  пришлось мне сделать  вынужденную посадку в Сахаре.

Музыкальное сопровождение: звук падающего самолета, Вагнер «Танго смерти»

Хореография: летчик падает, пытается встать на одно колено и снова падает (3 раза), встает, кружится, держась за голову, и падает на пол.

 Что-то сломалось в моторе  моего самолета.  Со мной не  было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить,  хоть это и очень трудно.  Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды  у меня едва хватило бы на неделю.

     Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья.  Человек,  потерпевший кораблекрушение  и затерянный  на  плоту  посреди  океана,  -  и  тот был бы не так одинок.

 Выходит МП.

МП Пожалуйста. нарисуй мне барашка.

Летчик пугается. Оглядывает все вокруг.

Л: А?

МП Нарисуй мне барашка...

Л: Но… что ты здесь делаешь?

МП Ну пожалуйста...

Л: Я не умею рисовать…

МП Все равно. Нарисуй барашка. Это важно!

(Летчик достает рисунок с удавом)

МП Нет, нет!   Мне не надо слона  в удаве!  Удав  слишком опасен,  а слон  слишком  большой.   У  меня  дома  все  очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.

 (летчик потрясен. Достает лист и рисует барашка)

МП Нет, этот слишком хилый он не выживет у меня.

Л: Ну, ладно. Вот тебе другой.

МП Я просил барашка, а это взрослый баран, видишь, у него даже рога есть.

(Летчик рисует другого барашка)

МП Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Л: Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.

МП Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?

Л: А что?

МП Ведь у меня дома всего очень мало...

Л: Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

   П :Не  такой уж он маленький...  -Смотри-ка! Он уснул...

Л: Малыш, расскажи мне, где все взрослые, с которыми ты сюда приехал?

МП Я не приехал, а прилетел.

Л: На чем?

МП Просто так - захотел и прилетел. Только прилетел я один. Все взрослые, с которыми я встречался, были очень скучными. Их, как и тебя, всегда занимали странные вопросы. На моей планете нет взрослых, и я не знал, что все взрослые скучные.

Л: Значит, ты с другой планеты?

МП Да, и на моей планете нет барашка.

Л: Ну и что?

МП Жалко. Если бы барашки ели кусты, то мой наверняка съел все баобабы, а так мне нужно каждое утро их выпалывать.

Л: Какие баобабы?

МП Ну, как ты не понимаешь! Если не выпалывать баобабы, то они вырастут и заполнят всю планету. А их корни пройдут насквозь и даже могут разорвать планету на части. Жаль, что барашки не едят баобабы... А пока они еще маленькие, пока они еще ростки? Может быть, барашки едят маленькие баобабы?

Летчик: Он ест все, что попадается.

МП: Даже такие цветы, у которых шипы?

Летчик: Да, и те, у которых шипы.

МП: Тогда зачем шипы? … Зачем нужны шипы?

Летчик: Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.

МП: Вот как! Не верю я тебе! Цветы слабые и простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них шипы, их все боятся… А ты думаешь, что цветы…

Летчик: Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.

МП: Серьезным делом? Ты говоришь как взрослые! Все ты путаешь, ничего не понимаешь! … Я знаю одну планету. Там живет такой господин… Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду. Он никогда, никого не любил. Он занят одним, он складывает цифры, и с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» На самом деле он не человек. Он – гриб.

Летчик: Что?

МП: Гриб. … Миллионы лет у цветов растут шипы, и миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом. … А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете. А маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его. И даже не будет знать, что он натворил? И это, по-твоему, не важно?… Там живет мой цветок… Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! (плачет)

Летчик: Не плачь, малыш. Цветку, который ты любишь, ничего не грозит. Я нарисую твоему барашку намордник, а цветку – броню… Лучше расскажи мне про свою планету, малыш, и про все свои путешествия.

Летчик садится в сторону, МП хлопает в ладоши. Входят герои сказки и встают на отдалении по кругу. МП начинает рассказ.

Сцена 2. Роза

На сцене МП. Просыпается. Потягивается. Встает. Он убирается, поправляет цветы. Вдруг обнаруживает новый росток. В зеленом плаще с головой укутана Роза.

МП: Ах, ну вот, чуть-чуть не пропустил. Хотя этот росток не очень похож на росток баобаба!... (рассматривает его) Но может быть это их новая разновидность? Пожалуй, я все таки выполю его. (тянется к ростку)

Р: (только ее голос) Вы сделали мне больно! Какой вы, право, неуклюжий.

Роза падает, МП подхватывает девочку на руки и несет в центр сцены.

МП: Простите, но я думал, что вы - баобаб.

Р: (голос) Вы не только грубы, но еще и не умны. Разве я похожа на баобаб?

МП: Но вы - еще такой маленький росток, и я не знал...

Р: (голос) Вместо того, чтобы попусту болтать, лучше позаботились бы обо мне.

МП: Конечно, сейчас. (убегает, прибегает с лейкой, поливает)

Р: (голос) Брр, вы что не могли согреть воду на солнышке? Ну, что же вы стоите! Мне холодно. Ну, скорей же, принесите какую-нибудь ширму, у вас ужасные сквозняки.

Р: (голос) Если вы и впредь будете так нерасторопны, я , пожалуй, никогда не расцвету, и вы никогда не увидите, какая я прекрасная.

МП: А кто вы такая, и что я должен делать, чтобы вы поскорее расцвели?

Р: (голос) Я - Роза. Самое красивое и нежное создание во всей вселенной. А вы должны оберегать меня и заботится обо мне.

МП: И тогда вы расцветете?

Р: Я расцвету, когда сочту нужным.

Роза отворачивается от МП, он опускается на колено и целует ей руку. Роза благосклонно поворачивается, МП встает с колен, развязывает завязки плаща, тот падает, открывая красивую девочку в красном платье.

МП: Какая вы прекрасная!

Музыка: «Белый шиповник» из оперы «Юнона и Авось» (1 куплет и припев)

Хореография: МП приглашает Розу на танец. Под первый куплет – фигура менуэта, под припев – медленный вальс.

По окончании танца МП протягивает руку, чтобы погладить Розу по волосам и накалывается на шип.

МП: Ой, у вас шипы!

Р: Конечно! В этом мире нельзя без шипов. Зато я никого не боюсь!

Пусть приходят тигры! Мне не страшны их когти!

МП: Но здесь нет тигров. И потом тигры не едят траву.

Р: Я не трава!

МП: Извините...

Р: Ты неблагодарный, и совсем обо мне не заботишься. А когда обо мне не заботятся, я чахну и увядаю.

МП: Но я правда не хотел вас обидеть.

Р: И все равно обидел! И поскорее убери эту дурацкую ширму, разве не видишь, что она заслоняет мне солнечный свет?

Р: Ну, вот. Хорошо. Но раз уж ты меня все равно обидел, то я пока не буду с тобой разговаривать... Пока не прощу.

МП пытается ей что-то сказать, но роза отворачивается от него (так пару раз), он обижается и выходит на первый план.

МП: Сначала она просит поставить ширму, потом обижается на то, что я ее не убрал. Она очень капризная! И все ее слова, они - пустые! Пусть живет, как хочет. (пауза) Мне как-то грустно! (пауза) Наверное, я и впрямь - неблагодарный! Напрасно я ее слушал! Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Ведь она наполнила благоуханьем все вокруг... Ничего я не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она подарила мне свой аромат, свою красоту, она озарила всю мою жизнь, а я...

Р: Ну, ладно, на сегодня я тебя прощаю.

МП: Я рад, как я рад, что вы снова заговорили со мной, я был неправ, я подумал и понял это.

Р: Это хорошо. (пауза) Мне скучно, поговори со мной.

МП: Хорошо, но я не знаю о чем.

Р: Расскажи мне о себе, чем ты тут занимаешься?

МП: Я? Вечером я смотрю на закат. Я очень люблю закат, он очень красивый.

Р: Что, красивее, чем я?

МП: Нет, что вы! А еще я забочусь о своей планете. Потому что здесь больше никого нет, а кто будет заботиться о ней, если не я?

Р: И что же ты делаешь?

МП: Я убираю мусор и выпалываю ростки баобабов. Если их не выпалывать, то их вырастет очень много и они заселят всю округу, а всем остальным цветам будет расти негде. Есть такое правило - встал утром, умылся - и приведи в порядок свою планету!

Р: И ты всю жизнь собираешься этим заниматься - какая пустая трата времени!

МП: Нет, я уже давно хотел отправиться в путешествие и посмотреть, что твориться в других местах...

Р: Значит ты хотел бросить меня?

МП: Нет, как только появились вы, моя жизнь приобрела совсем другой смысл!

Р: Не обманывай! Ты хотел бросить меня! Ну что ж, я совсем тебя не держу. Если ты думаешь, что где-нибудь есть еще более красивые цветы, то пожалуйста - ищи. Можешь сейчас же отправляться в путь.

МП: Но теперь я вовсе не хочу путешествовать!

Р: Не притворяйся, ты снова обидел меня. И я хочу, чтобы ты отправился в путь и сам убедился в моей правоте. А сейчас полей меня и оставь в покое, я хочу спать.

МП Прощайте...

Немая сцена, принц отворачивается, но роза тянется за ним, он ждет, что она ему что-то скажет, но она молчит.

МП Прощайте.

Р: Я была глупая. Прости меня и постарайся быть счастливым. Да, да, я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым... Оставь колпак, он мне не нужен.

МП Но, ветер...

Р: Не так уж я простужена. Ночная свежесть пойдет мне на пользу, ведь я же цветок.

МП Но, насекомые...

Р: Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. А то кто же будет меня навещать. Ты же будешь далеко...

МП...

Р: Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти, так уходи!

МП: Цветы так непоследовательны. Но я был еще слишком молод, я не умел любить. Мне тяжело ее оставлять, но я уже решил... Я буду скучать по тебе. До свидания, Роза!

Роза уходит со сцены. МП в центре, закрывает лицо руками. Под музыку Шнитке (Сказка странствий) выходят Король, Честолюбка, Пьяница, Фонарщик, Географ, Деловой  человек. Они кружатся вокруг МП, по завершении музыкального фрагмента все уходят, кроме Короля.

Сцена 3. Король

К: А вот и подданный! Подойди, я хочу тебя рассмотреть!

МП зевает.

К: Этикет не позволяет зевать в присутствии монарха... Я запрещаю тебе зевать.

МП Я нечаянно. Я долго был в пути и совсем не спал...

К: Ну, тогда я повелеваю тебе зевать. Многие годы я не видел, чтобы кто-нибудь зевал. Мне это любопытно. Итак, зевай! Таков мой приказ!

МП Но я робею... я больше не могу...

К: Гм, гм... Тогда... тогда я повелеваю тебе то зевать, то не зевать.

МП А можно мне сесть?

К: Повелеваю, сядь.

МП Ваше величество, можно вас спросить?

К: Повелеваю, спрашивай!

МП Ваше величество ... где же ваше королевство?

К: Везде!

МП Везде? И это все ваше?

К: Да!

МП И звезды вам повинуются?

К: Ну, конечно. Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания!

МП Тогда, тогда... Мне бы очень хотелось поглядеть на заход солнца... Я очень люблю смотреть на закаты... Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться!

К: Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я?

МП Вы, ваше величество!

К: Совершенно верно. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.

МП А как же заход солнца?

К: Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правления.

МП А когда условия будут благоприятные?

К: (роется в мантии. достает тетрадь смотрит в нее) Это будет... сегодня это будет ровно в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполниться мое повеление.

МП Ладно, мне пора.

К: Останься! Я назначу тебя министром.

МП Министром чего?

К: Ну... министром юстиции.

МП Но здесь некого судить!

К: Как знать. Я еще не осмотрел всего моего королевства. Я очень стар, для кареты у меня нет места. а пешком ходить так утомительно...

МП (оглядывается вокруг, заглядывает за кулисы) Но здесь, правда, никого нет.... Кроме вас!

К: Тогда суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить - это куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить, значит ты поистине мудр.

МП Сам себя я могу судить где угодно. Для этого мне незачем оставаться у вас.

К: Гм, гм... Мне кажется, где-то на моей планете живет старая крыса. Я часто слышу. как она скребется по ночам. Ты мог бы судить ее. Время от времени приговаривай ее к смертной казни. От тебя будет зависеть ее жизнь. Но потом каждый раз надо будет ее миловать. Надо беречь старую крысу, ведь она у нас одна.

МП Не люблю выносить смертные приговоры, и вообще, мне пора!

К: Нет, не пора!

МП Если вашему величеству угодно. чтобы ваши повеления беспрекословно выполнялись, вы могли бы отдать вполне благоразумное повеление. Например, вы могли бы повелеть мне пуститься в путь, не мешкая ни минуты... Мне кажется, условия для этого самые что ни на есть благоприятные... Ну, что ж всего доброго!

К: Назначаю тебя послом!...

МП: Странный народ, эти взрослые.

МП в центре, закрывает лицо руками. Под музыку Шнитке (Сказка странствий) выходят Король, Честолюбка, Пьяница, Фонарщик, Географ, Деловой  человек. Они кружатся вокруг МП, по завершении музыкального фрагмента все уходят, кроме Честолюбки.

Сцена 4. Честолюбка

Честолюбка

Ч: А вот и поклонник! Здравствуй. Вообще -то я редко позволяю так близко подходить к себе.
Поклонник. ведь в порыве страсти,

      Способен разорвать на части!

МП Нет-нет. Что Вы! Я совсем не собирался рвать Вас на части.

Ч: Да? Ну, хорошо. Раз уж ты пробрался сюда - можешь начинать восхищаться мной...

МП А как это, восхищаться?

Ч: Ну, говори мне, какая я красивая, безупречно обворожительная.

МП Вы очень красивая

Ч: Да, И ты тоже заметил? Что ж, я даже подарю моему маленькому поклоннику контрамарку на свой следующий концерт.

МП Спасибо. но...

Ч: Никаких но! Или ты уже прекратил восхищаться мной?

МП (безразлично жмет плечами) Нет...

Ч: Что? Что-то нее так с макияжем? Испортилась прическа?

МП Нет, вы просто пр...

Ч: Ну тогда начинай хлопать в ладоши. Ну что же ты стоишь? Хлопай в ладоши!.. Ну, скорее же.

МП А зачем нужно хлопать?

Ч: Какой ты несмышленый. Хлопать и восхищаться - это же так прекрасно. Это значит, что ты действительно признаешь меня, как самую красивую и талантливую на всем белом свете. Или ты видишь здесь кого-то более достойного?

МП Нет...

Ч: Вот видишь. Ну что же ты стоишь, приступай.

МП хлопает в ладоши.

Ч: Еще...

МП хлопает в ладоши, но ритм сбивается и замедляется.

Ч: Я поняла, наверное ты просто не умеешь. Cейчас я тебе покажу.

Честолюбка хлопает в ладоши, кричит "бис, браво, еще, еще, вы великолепны".

Ч: Понял, ну-ка попробуй сам.

МП пытается, но у него получается как-то вяло.

Ч: Я вижу, что ты вовсе не почитаешь меня...

МП А что значит почитать?

Ч: Почитать это значит признаешь, что лучше меня здесь никого нет.

МП Но здесь и так никого нет...

Ч: Глупый мальчик, если бы ты не был таким маленьким, то я подумала бы, что ты все это нарочно.

МП А позвольте спросить...

Ч: Но я могу преподать тебе пару уроков. Ты будешь хлопать и восхищаться мною, а я тем временем отвечу на все твои дурацкие вопросы, итак приступай.

Принц начинает хлопать, Честолюбка кланяется, посылает в зал воздушные поцелуи.

МП А почему так важно, чтобы Вас почитали?

Ч: Да, друзья мои, я снова с вами.

МП Вы не ответили. почему так важно...

Ч: Успех, какой успех!

МП Пожалуй мне пора...

Ч: Я не вижу ваших рук!

МП Странные люди эти взрослые, он заняты только собой, а думают, что кому-то нужны. Странные люди - эти взрослые...

МП в центре, закрывает лицо руками. Под музыку Шнитке (Сказка странствий) выходят Король, Честолюбка, Пьяница, Фонарщик, Географ, Деловой  человек. Они кружатся вокруг МП, по завершении музыкального фрагмента все уходят, кроме Пьяницы.

Сцена 5. Пьяница

Пьяница

МП: Эй, что это ты делаешь?

Пьяница: Пью.

МП: Зачем?

Пьяница: Чтобы забыть.

МП: О чем забыть?

Пьяница: Хочу забыть, что мне совестно.

МП: От чего же тебе совестно?

Пьяница: Пить совестно.

МП: Почему же ты пьешь?

Пьяница: Чтобы забыть.

МП: Что забыть?

Пьяница: Что мне совестно пить.

МП: Да, право же, взрослые – очень, очень странный народ.

МП в центре, закрывает лицо руками. Под музыку Шнитке (Сказка странствий) выходят Король, Честолюбка, Пьяница, Фонарщик, Географ, Деловой  человек. Они кружатся вокруг МП, по завершении музыкального фрагмента все уходят, кроме Делового человека.

Сцена 6. Деловой человек

ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК

МП: Добрый день.

Деловой человек: Три да два – пять. Пять до семь – двенадцать. Двенадцать да три – пятнадцать.

МП: Добрый день.

Деловой человек: Добрый день. 15 да 7 – 22, да 6 – 28. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501 миллион, шестьсот двадцать две тысячи 731.

МП: 500 миллионов  чего?

Деловой человек: А? Ты еще здесь? 500 миллионов… уже не знаю чего… У меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7…

МП: 500 миллионов чего?

Деловой человек: Много лет я живу на этой планете  за все время мне мешали только три раза. В первый раз сюда залетел майский жук. Он поднял ужасный шум и я  тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз у меня был приступ ревматизма от сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда, я человек серьезный. Третий раз – вот он! Итак, стало быть, 500 миллионов…

МП: Миллионов чего?

Деловой человек: 500 миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

МП: Это что же, мухи?

Деловой человек: Да нет, такие маленькие, блестящие…

МП: Пчелы?

Деловой человек: Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй, как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный, мне мечтать некогда.

МП: А?! Звезды!

Деловой человек: Вот-вот. Звезды.

МП: 500 миллионов звезд? Что же ты с ними со всеми делаешь?

Деловой человек: 501 миллион 622 тысячи 731. Я – человек серьезный. Я люблю точность.

МП: Что же ты делаешь со всеми этими звездами?

Деловой человек: Что делаю?

МП: Да.

Деловой человек: Ничего не делаю. Я ими владею.

МП: Владеешь звездами?

Деловой человек: Да.

МП: Но я уже встречал Короля, который…

Деловой человек: Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же.

МП: А для чего тебе владеть звёздами?

Деловой человек: Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

МП: А как можно владеть звездами?

Деловой человек: Звезды чьи?

МП: Не знаю. Ничьи.

Деловой человек: Значит мои, потому что я первый до этого додумался.

МП: И этого довольно?

Деловой человек: Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого не хозяина, — значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он – твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент;  она – твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть.

МП: А что же ты с ними делаешь? Со звездами?

Деловой человек: Распоряжаюсь ими. Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я – человек серьезный.

МП: Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой. Если у меня есть цветок, я могу сорвать его и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды?

Деловой человек: Нет, но я могу положить их в банк.

МП: Как это?

Деловой человек: А так, пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

МП: И всё?

Деловой человек: Этого довольно.

МП: У меня есть цветок, и я каждый день его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы. … Нет, взрослые и вправду поразительный народ.

МП в центре, закрывает лицо руками. Под музыку Шнитке (Сказка странствий) выходят Король, Честолюбка, Пьяница, Фонарщик, Географ, Деловой  человек. Они кружатся вокруг МП, по завершении музыкального фрагмента все уходят, кроме Фонарщика.

Сцена 7. Фонарщик

ФОНАРЩИК

МП: Добрый день. Почему ты сейчас погасил свой фонарь?

Фонарщик: Такой уговор. Добрый день.

МП: А что это за уговор?

Фонарщик: Гасить фонарь. Добрый вечер.

МП: Зачем же ты опять его зажег?

Фонарщик: Такой уговор.

МП: Не понимаю.

Фонарщик: И понимать нечего. Уговор есть уговор. Добрый день. Тяжкое это ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.

МП: А потом уговор переменился?

Фонарщик: Уговор не менялся, в том-то и беда! Моя планета год от года вращается все быстрее, а уговор остается прежний.

МП: И как же теперь?

Фонарщик: Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

МП: Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

Фонарщик: Ничего забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

МП: Целый месяц?!

Фонарщик: Ну, да. Тридцать минут, тридцать дней. Добрый вечер.

МП: Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда только захочешь…

Фонарщик: Мне все время хочется отдыхать.

МП: Твоя планета такая крохотная. Ты можешь обойти ее в три шага. Нужно просто идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце. И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Фонарщик: Больше всего на свете я люблю спать.

МП: Тогда плохо твое дело.

Фонарщик: Плохо мое дело. Добрый день.

МП: Вот человек, которого стали бы презирать и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем, их них из всех он один не смешон. Может быть потому, что он думает не только о себе. Вот бы с кем подружиться. На этой планете можно любоваться закатами солнца тысячу раз.

МП в центре, закрывает лицо руками. Под музыку Шнитке (Сказка странствий) выходят Король, Честолюбка, Пьяница, Фонарщик, Географ, Деловой  человек. Они кружатся вокруг МП, по завершении музыкального фрагмента все уходят, кроме Географа.

Сцена 8. Географ

Географ

Принц выходит на сцену. Географ сидит сидит за столом и что-то пишет.

МП Здравствуйте.

МП Здравствуйте.

Г: Молодой человек, вы записаны?

МП Куда?

Г: Тогда подождите за дверью.

МП Куда я должен быть записан и за какой дверью я должен подождать?

Г: Записаны на прием?

МП Нет.

Г: Выйдите за дверь и подождите, пока вас позовут.

МП Но здесь нет никакой двери!

Г: Ну тогда просто встаньте в сторонку и помолчите. Вы разве не видите, что я занят.

Г: Ну-с, я вас слушаю. Имя, фамилия, род занятий?

МП Меня зовут МП.

Г: Молодой человек, грамотно отвечайте на поставленные вопросы. "Маленький" не может быть именем. а может быть только фамилией. Наука не терпит неточностей. Итак, имя - Принц, фамилия - Маленький. Чем вы занимаетесь, господин Маленький?

МП Я... Мне интересно, что происходит вокруг и я...

Г: Понятно, путешественник (записывает). Цель визита?

МП Я не понимаю.

Г: С какой целью вы записались ко мне на прием?

МП Я не записывался.

Г: Ну какая разница! Вы же здесь, значит, для чего-то это было вам нужно.

МП Мне просто было интересно.

Г: По личным интересам принимаем в понедельник и пятницу с 16 по 18.00. Следующий.

МП Но там больше никого нет.

Г: Да? Ну что ж. Только ради исключения я готов вас принят сейчас. Итак, опишите место, откуда вы прибыли.

МП А зачем вам это нужно?

Г: Для статистики. Я - географ. И мы, настоящие ученые, должны досконально исследовать все открытия происходящие в мире. Итак, я вас слушаю.

МП Там, где я живу есть три вулкана: два действующих, и один потухший.

Г: Чем вы докажете, что один действительно потухший?

МП Я не знаю...

Г: Плохо. Придется отправить туда научную экспедицию. Вы знаете сколько стоит научная экспедиция?

МП Нет.

Г: И вот, по вашей халатности мы должны тратить огромные средства только потому, что вы не удосужились представить доказательства.

МП А почему нельзя мне просто поверить?

Г: Если бы я верил всем, кто проходит через этот кабинет, я бы здесь не сидел.

МП Ну если вы мне не верите, то просто сходите и посмотрите.

Г: Я ученый, я изучаю и записываю фундаментальные факты, и это не моя работа, ходить и смотреть. Этим занимаются путешественники и научные экспедиции.

МП И вы ни разу ни где не были?

Г: Нет

МП А говорят, что ученые знают про все на свете.

Г: Это правда.

МП И вы тоже знаете?

Г: И я в первую очередь.

МП А как вы можете знать, если ничего не видели своими глазами?

Г: Я умный, я сижу, записываю и думаю. Поэтому я знаю что, где и как происходит. Знаю, потому что знаю!

МП Но если у вас записано, что где-то стоит гора, а на самом деле ее там нет, то...

Г: То это редкое исключение. К тому же, то, что ты говоришь, что ее там нет, вовсе не означает, что это действительно так! (пауза) Ну, что еще ты можешь рассказать?

МП Еще у меня есть цветок, он...

Г: Цветами мы не интересуемся.

МП Но почему, ведь это самое красивое, что у меня есть.

Г: Цветы эфемерны, а я занимаюсь только фундаментальными вещами.

МП Не понял.

Г: Вот поэтому-то я и сижу здесь, а ты стоишь передо мной. Фундаментальные вещи - это те, которые не изменяются с течением времени, а твой цветок - он сегодня есть, а завтра его уже нет. Он эфемерен.

МП Значит мой цветок должен скоро исчезнуть?

Г: Конечно.

МП Моя краса и радость недолговечна... Ей нечем защитить себя от мира, у нее есть только четыре шипа... А я бросил ее... И она осталась совсем одна... Но если я помню о том, что она есть, значит она не эфемерна. Если я помню и люблю ее, значит, она жива.

Г: Цветы эфемерны.

МП ... помню и люблю, значит жива...

Музыкальное сопровождение: Свиридов «Время, вперед!», МП с закрытым руками лицом.

Сцена 9. Змея

Звучит Моцарт «Реквием»

ЗМЕЯ

МП: Добрый вечер.

Змея: Добрый вечер.

МП: На какую планету я попал?

Змея: На Землю. В Африку.

МП: Вот как. А разве на земле нет людей?

Змея: Это пустыня. В пустыне никто не живет. Но Земля большая.

МП: Хотел бы я знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою. Смотри! Вот моя планета, прямо над нами… Но как до неё далеко…!

Змея: Красивая планета. А что ты будешь делать здесь, на Земле?

МП: Я поссорился со своим цветком…

Змея: А, вот оно что…

МП: А где же люди? В пустыне все-таки одиноко.

Змея: Среди людей тоже одиноко.

МП: Странное ты существо… Маленькое…

Змея: Но могущества у меня больше, чем у Короля.

МП: Ну, разве ты такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь.

Змея: Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль. Всякого, кого я коснусь, я возвращаю Земле, из которой он вышел… Но ты чист и явился со звезды. Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой Земле, жесткой как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею помочь тебе. Я могу…

МП: Я прекрасно понял… Но почему ты всё время говоришь загадками?

Змея: Я решаю все загадки.

Музыкальное сопровождение: доносятся звуки Канкана, звук нарастает, вбегают три актрисы в красных юбках и исполняют канкан.

Сцена 10. Розы

МП: Добрый день!

Розы: Добрый день!

МП: Кто Вы?

Цветок: Мы – розы…

МП: Вот как… Кто Вы?

Цветок: Мы – розы – розы – розы – розы.

МП: Нет!!! Моя роза говорила, что  подобных ей нет  во всей вселенной.  И вот передо  мною пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

    Как бы она рассердилась, если бы увидела их!  Она  бы ужасно раскашлялась и  сделала вид, что умирает,  лишь бы  не  показаться  смешной.  А  мне  пришлось  бы ходить за ней, как за больной, ведь  иначе она  и вправду  бы умерла,  лишь бы  унизить и меня тоже...

     Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком,  какого  больше  ни  у  кого  и  нигде  нет,  а  это была самая обыкновенная роза.  Только всего у меня и было что простая роза  да  три вулкана  ростом  мне  по колено,  и то один из них потух и,  может быть, навсегда... какой же я после этого принц...

МП закрывает лицо руками. Со всех сторон к нему начинают подходить все персонажи, проговаривая свою коронную фразу. Круг смыкается, МП не видно. Вбегает Лис и разрывает круг. Герои уходят на места, остается МП и Лис.

Сцена 11. Лис

Лис: Здравствуй!

МП: Здравствуй.

Лис: Я здесь… Под яблоней.

МП: Кто ты? Какой ты красивый!

Лис: Я – Лис.

МП: Поиграй со мной. Мне грустно.

Лис: Не могу я с тобой поиграть. Я не приручен.

МП: А как это – приручить?

Лис: Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?

МП: Людей ищу. А как это – приручить?

Лис: У людей есть ружья, они ходят на охоту. Это очень неудобно. И еще они разводят кур. Только эти они и хороши. Ты ищешь кур?

МП: Нет. Я ищу друзей. А как это – приручить?

Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает «создать узы»

МП: Узы?

Лис: Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.

МП: Я начинаю понимать… Была одна Роза… Наверное, она меня приручила…

Лис: Очень возможно. На Земле чего только не бывает.

МП: Это было не на Земле.

Лис: На другой планете?

МП: Да.

Лис: А на этой планете есть охотники?

МП: Нет.

Лис: Как интересно! А куры есть?

МП: Нет.

Лис: Нет в мире совершенства! Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мной. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но, если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других шагов. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, словно музыка… Пожалуйста, приручи меня!

МП: Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис: Узнавать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупаю вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтоб у тебя был друг, приручи меня!

МП: А что для этого надо делать?

Лис: Надо запастись терпением. Сперва сядь вот там, поодаль… Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… ближе.

Играют, катаются как дети

Лис: Лучше приходи всегда в один и тот же час… Вот, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. Нужно приходить всегда в назначенное время, я буду уже знать, к которому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.

МП: Так я приручил Лиса

Скучает МП, Лис видит

Лис: Я буду плакать о тебе.

МП: Ты сам виноват… Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

Лис: Да, конечно!

МП: Но ты будешь плакать!

Лис: Да, конечно.

МП: Значит, тебе от этого плохо.

Лис: Нет, мне хорошо!… Вот мой секрет, он очень прост! Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

МП: Самого главного глазами не увидишь.

Лис: Твоя Роза дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

МП: Я отдавал ей всю душу.

Лис: Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою Розу.

МП: Я в ответе за мою Розу.

Сцена 12. Летчик

Принц и Летчик

МП садится утыкивается головой в руки. К нему подходит летчик и садиться рядом.

Л: Вот такую историю поведал мне МП. Я смотрел на него. и не мог понять, откуда в этом маленьком человечке столько мудрости. Однако одного МП все же не понимал. Он никогда не испытывал ни голода ни жажды. Ему было довольно солнечного луча, а меня, тем временем, уже почти кончилась вода. До конца ремонта было еще далеко и я постепенно готовился умереть от жажды.

Принц просыпается.

МП Доброе утро!

Л: Не знаю насколько оно доброе, но все равно... Здравствуй!

МП Что ты делаешь?

Л: Что и вчера, чиню самолет.

МП Странный народ - взрослые. Они думают, что заняты самым серьезным делом, тогда, как не видят, что попусту тратят время...

Л: А что ты мне прикажешь делать?

МП Посмотри, как красиво всходит солнце! Разве это не важнее починки самолета, увидеть как всходит солнце?

Л: (коротко) Не знаю.

МП Странные люди - взрослые... Лис, с которым я подружился...

Л: Милый мой, да пойми же ты, мне сейчас не до Лиса!

МП Почему?

Л: Потому что придется умереть от жажды...

МП Хорошо, если у тебя есть друг, пусть даже надо умереть. Вот я очень рад. что подружился с Лисом... Ты очень хочешь пить?

Л: Да.

МП Мне тоже хочется пить... Пойдем поищем колодец.

Л: Что толку наугад искать колодец в бескрайней пустыне?

МП Пойдем...

Л: Значит ты тоже знаешь. что такое жажда?

МП Вода бывает нужна и сердцу... Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хотя его и не видно...

Л: Да, конечно.

МП Пустыня тоже красивая...

Л: Это правда. Мне всегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюне. ничего не видно. ничего не слышно. И все же тишина словно лучиться...

МП А знаешь. почему пустыня так хороша? Где-то в ней скрываются родники.

Да, будь то дом или звезды или пустыня. самое прекрасное в них то, что глазами не увидишь... Люди забираются в поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому и не знают покоя, бросаются из стороны в сторону... и все напрасно... Люди на твоей планете выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут...

Л: Не находят...

МП А ведь все то, чего они ищут можно найти в одной единственной розе... Но глаза слепы, надо искать сердцем... Ты все еще хочешь пить?

Л: Не знаю, наверное нет...

МП Тогда иди к самолету. У тебя все обязательно получится и ты улетишь обратно.

Л: А ты?

МП А я посижу здесь еще немножко... Посмотрю на пустыню.

Сцена 13. Смерть

Звучит Моцарт «Реквием» Появляется змея, пластично обходит вокруг МП и смотрит ему в глаза.

МП Ты пришла? Здравствуй.

З: Ты же звал меня!

МП А ты не заставишь меня долго мучиться? У тебя хороший яд?

З: Я сделаю так, что ты ничего не почувствуешь. Ты просто заснешь тихим и ласковым сном.

МП Спасибо... Мое тело стало слишком тяжелым, я не могу сам унести его, а мне очень надо вернуться...

Змея тянется к нему.

МП Подожди... Я хочу еще немного посмотреть на Землю. Наверное я уже никогда не вернусь сюда. Я хочу запомнить это место: эти пески и как лучиться солнце перед закатом. Ты знаешь, я боюсь...

З: Не надо бояться...

МП Сегодня исполнился ровно год, как я попал сюда. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал. Ты помнишь?

З: Да, помню...

МП Я очень устал... И я боюсь... Пожалуйста, сделай так, чтобы это было очень быстро... Я очень люблю тебя, и верю тебе...

З: Я тоже люблю тебя. (Целует его в шею) Лети, малыш.

Принц вскрикивает и опускается на землю. Змея поддерживает его голову.

МП Как хочется спать.

З: Спи...

Вбегает летчик.

Л: Малыш, я починил его, я сам не верю в это. Завтра мы улетим с тобой отсюда. Мы вернемся домой...

З: Спи...

Л: Малыш, что случилось?

МП Я тоже сегодня вернусь домой. Мне нужно вернуться.

Л: Очнись, малыш, очнись. Мне больно смотреть на тебя.

МП Тебе кажется, что я умираю, но это не правда...

Л: (безнадежно) Малыш...

МП Это все равно, что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального.

Л: (безнадежно) Малыш, не покидай меня.

МП Ты нарисовал мне барашка, и я уношу его с собой, а тебе оставляю свой подарок. Посмотри на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе ее показать. Так лучше, Она просто будет для тебя одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды... Все они станут тебе друзьями... Ночью, ты посмотришь на небо и увидишь много-много звезд. И среди них будет одна, где я живу, где я смеюсь. И ты услышишь, что все звезды начнут смеяться. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!
И ты утешишься, ( в конце концов всегда утешаются) ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда был мне другом. Тебе захочется посмеяться вместе со мною...

Л: Прощай, МП...

Сцена 14. Роза

МП лежит на руках Летчика и Змеи. Звучит «Белый шиповник», входит Роза, наклоняется к нему, гладит по лицу. МП открывает глаза, поднимается, они уходят вдвоем.