Методическая разработка по театрализованной деятельности (художественно-эстетическое направление "Театр "Колобок"

Пояснительная записка.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи

личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки

зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план

выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется

потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.

Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии

организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда

 она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.

В настоящее время учёные обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни

детей, ей не находится места в режиме детского сада. Не понимается

важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как

самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде

всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из

 самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус

детей.

Методическая разработка «Театр Колобок» разработана на основе   программы:

«Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной

и методических пособий:

Большева Т.В. «Учимся по сказке». Санкт-Петербург. Детство-Пресс-2000

Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду». М. .Школьная пресса-2008.

Данная методическая разработка  направлена на художественно – эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, связной речи, речевой активности.Использование нетрадиционной мнемотехники значительно упрощает и одновременно ускоряет усвоение материала.

«Театр – волшебный край,

в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир».

Мерзлякова С.И.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Развивающие задачи:

-Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

-Формировать у детей интерес к театрализованной игре (разыгрывание стихов, песенок, потешек, небольших сказок)

-Формировать эстетический вкус.

-Обогащать театральный опыт, знание детей о театре, костюмах, атрибутах.

-Развивать психофизические способности (мнемотехника, пантомима); психофизических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышление, внимание, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль)

Основными принципами работы с детьми являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной,изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей, принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

 

Ожидаемые результаты:

-Развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

-Эмоциональная отзывчивость на литературное произведение.

-Развитие памяти, внимания, воображения, связной речи.

Формы работы:

-Театрализованные игры

-Организация небольших спектаклей

-Чтение литературных произведений, беседа

-Рассказывание сказки с помощью мнемотехники

-Показ представлений, вечер развлечений

-Театральный фестиваль

-Театральная гостиная.

Программа состоит из нескольких разделов:

  1. «Чтение художественной литературы». Знакомство детей с устным народным творчеством, приобщение к русскому фольклору (сказки, потешки). Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка.
  2. «Коммуникативная деятельность» с помощью мнемотехники. На данных занятиях Т.В. Большева предлагает через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и обучать правильному звукопроизношению, выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.
  3. «Практические действия детей» направлена на воспитание эмоционально – образного восприятия художественной литературы, помогают детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах, интонациях. Воспитывают партнерские отношения в игре.
  4. «Рефлексия» помогает детям выйти из данного вида деятельности, подвести итоги
    • Что нового сегодня узнали?
    • Что было трудно? Что было легко?
    • Что больше всего понравилось, запомнилось?

Игровые театральные часы  по данной программе проводятся с детьми 3-4 лет один раз в неделю (вторник – 16.10-16.25) с сентября по май месяц.  Длительность театральных игровых часов -15 минут.Продолжительность освоения программы 1 год.

Для выявления результатов реализации программы  «Театр Колобок» проводится диагностика два раза в год: входящая – в сентябре, итоговая – в мае с использованием тестовых заданий.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

 

Ф.И.ребёнка

 

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Основы коллективной творческой деятельности

 

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

Темы

Количество практических часов

 

1.

2.

3.

4.

Сентябрь

Сказка «Аленушка и Лиса»

Вспомним сказку по коллажу.

Волшебный сундучок.

Знакомство с настольным конусным театром.

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Октябрь

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (1 часть)

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (2 часть)

Вспомним сказку по коллажу.

«Курочка и цыплята».

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Ноябрь

Сказка «У страха глаза велики» (1 часть)

Вспомним сказку по коллажу.

Сказка «У страха глаза велики» (2 часть)

Знакомство с театром на магнитах.

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Декабрь

Сказка «Маша и Медведь» (1 часть)

«Зимушка – Зима»

«Мы катали снежный ком»

Сказка «Маша и Медведь» (2 часть)

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Январь

Знакомство со сказкой «Рукавичка»

Вспомним сказку по коллажу.

«Кто играет с нами в прятки?»

Театр «Шагающие пальчики»

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Февраль

Сказка «У солнышка в гостях»

Вспомним сказку по коллажу.

Скажи и покажи

Расскажи стишок руками.

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Март

Сказка «Заюшкина избушка»

«Мишка косолапый»

Поможем снеговику

«Кто в доме живет?»

 

 

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Апрель

Сказка «Коза-дереза»

«Как у нашего кота»

Зайкины помощники

Настольный баночный театр

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

1.

2.

3.

4

Май

Сказка «Теремок»

Угадайте, что я за зверь?

Работа над образом

Сказка со счастливым концом

 

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

 

 

Итого театральных игровых часов: 36 часов

 

 540 мин=9 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Перспективное планирование

                                                     театрализованной программы

                                                                        «Колобок»

                                              с детьми младшего дошкольного возраста.

Тема

Программное содержание

Литература

Сентябрь

  1.  

Сказка «Аленушка и Лиса»

 

  • Ознакомление со сказкой.
  • Обучение четкой и правильной артикуляции
  • Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной), внимания
  • Имитационные упражнения (лиса, медведь)

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Вспомним сказку по коллажу.

  • Обучение детей рассказыванию, с опорой на наглядный материал.
  • Развитие памяти, речевой активности.
  • Побуждение к интонационной выразительности.
  • Вовлечение в двигательную импровизацию.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Волшебный сундучок.

 

  • Обучение отгадывать загадки.
  • Ряжение, обучение создавать образ, посредством костюма (элементов).
  • Имитационные упражнения.
  • Развивать творческую фантазию.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Знакомство с настольным конусным театром.

  • Вызывать эмоциональный отклик на яркое зрелище.
  • Уметь вслушиваться в музыкальное сопровождение.
  • Обучение кукловождению на столе.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Октябрь

  1.  

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (1 часть)

  • Ознакомление с новой сказкой.
  • Приобщение детей к русскому фольклору (потешки).
  • Продолжать учить детей работе с мнемотаблицами.
  • Обучать четкой и правильной артикуляции.
  • Учить говорить и действовать от имени персонажа.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (2 часть)

  • Познакомить детей с домашними животными и их повадками.
  • Продолжить работу с мнемодорожкой.
  • Учить отгадывать загадки.
  • Дидактическая игра «Что изменилось?»

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Вспомним сказку по коллажу.

  • Продолжать развивать у детей умственную активность, наблюдательность, память.
  • Побуждать к двигательной активности.
  • Вовлекать в обыгрывание знакомого сюжета (мини-сценки)

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

«Курочка и цыплята».

  • Побуждать к двигательной активности.
  • Вызвать положительные эмоции в игре.
  • Учить четко произносить звук [O], развивать речевое дыхание.
  • Побуждать к импровизации художественного образа.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Ноябрь

  1.  

Сказка «У страха глаза велики» (1 часть)

 

  • Приучать детей внимательно слушать сказку и следить за ее сюжетом.
  • Обучать четкой и правильной артикуляции.
  • Приобщать детей к русскому фольклору.
  • Пластический этюд «Улитка».

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Вспомним сказку по коллажу.

 

  • Развивать у детей память и речевую активность с опором на наглядный материал.
  • Ряжение, обучение создавать образ, посредством костюма (элементов).
  • Двигательная активность.
  • Хороводная игра.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Сказка «У страха глаза велики» (2 часть)

 

  • Учить детей внимательно слушать текст.
  • Игра «Волшебный мешочек», развитие тактильной памяти.
  • Работа с мнемотаблицей «Осень»
  • Этюд «Падают, падают листья»

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Знакомство с театром на магнитах.

  • Познакомить детей с новым видом театра.
  • Учить основам работы с данными куклами.
  • Вызвать эмоциональным отклик, от увиденной постановки.
  • Двигательная активность.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Декабрь

  1.  

Сказка «Маша и Медведь» (1 часть)

 

  • Активизировать партнерское взаимоотношение в игре, побуждать к двигательной активности.
  • Обучать четкой и правильной артикуляции.
  • Приобщать детей к русскому фольклору (потешки).
  • Вовлекать в обыгрывание образа (Мышка-норушка).

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

«Зимушка – Зима»

 

  • Продолжать учить детей связной речи с опорой на наглядный материал.
  • Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы.
  • Этюды «Холодно» и «Зимние забавы».
  • Учить слушать музыку, ассоциировать ее с образом зимы

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

«Мы катали снежный ком»

 

  • Вызвать положительные эмоции от прослушивания сказки.
  • Заучивание стихотворения по мнемотаблице.
  • Побуждать к двигательной активности.
  • Вовлекать в обыгрывание мини-сюжетов по сказке, воспитывать партнерские отношения.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Сказка «Маша и Медведь» (2 часть)

  • Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Вырастала ёлка», коллаж
  • Игра «Чудесный мешочек» на развитие тактильной памяти.
  • Продолжить работу с мнемотаблицей.
  • Показ сказки «Театр на ложках»

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Январь

  1.  

Знакомство со сказкой «Рукавичка»

 

  • Приучать внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Работа с мнемотаблицей «Времена года»
  • Вовлекать детей в воображаемую ситуацию, учить импровизировать.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Вспомним сказку по коллажу.

 

  • Продолжать учить детей связной речи с опорой на наглядный материал.
  • Заучивание стихотворения. О. Высоцкая «Снежный кролик».
  • Игровое упражнение «Прыгаем как зайчики».

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

«Кто играет с нами в прятки?»

 

  • Игра «Что изменилось?», усложнение «Кто спрятался?»
  • Продолжать обучать работе с коллажем.
  • Игра «Угадай, кто позвал?»
  • Имитация голосов героев сказки «Скажи как лягушка, мышка, кабан и т.д.»

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Театр «Шагающие пальчики»

  • Познакомить детей с работой нового вида театрализации.
  • Поощрять активность в участии театрализации.
  • Вызвать положительные эмоции от самостоятельной деятельности.
  • Учить действовать слаженно, дослушивать партнера до конца.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Февраль

  1.  

Сказка «У солнышка в гостях»

 

  • Познакомить детей с новой сказкой.
  • Двигательная активность. Игровое упражнение «Снежки».
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Заучивание потешки «курица» по коллажу.
  • Музыкальная импровизация «Курица – красавица».

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Вспомним сказку по коллажу.

 

  • Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядный материал.
  • Двигательная активность. Игровое упражнение «Перейди ручеек».
  • Игра «Что не стало?»
  • Разыгрывание мини-сценок по сюжету сказки.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Скажи и покажи

 

  • Познакомить с новыми героями.
  • Учить говорить и действовать от имени персонажей.
  • Мнемотаблица «зима».
  • Учить фантазировать «Зимний лес».

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Расскажи стишок руками.

  • Заучивание стихотворения Е. Кохан «Ручей» с имитационными упражнениями.
  • Игра «Чудесный мешочек».
  • Развивать речевую активность и память (работа с мнемотаблицей).
  • Рисование ладошками «Солнышко»

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Март

  1.  

Сказка «Заюшкина избушка»

 

  • Знакомство с новой сказкой.
  • Обсуждение сюжета и героев сказки. Вовлекать детей в диалог.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Мини-сценки по сюжету сказки, поощрять каждого ребенка в выбранной роли.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

«Мишка косолапый»

 

  • Работа с мнемотаблицей по сказке «Заюшкина избушка».
  • Заучивание стихотворения «Мишка косолапый» с имитационными движениями.
  • Игра «Чего не стало?»
  • Побуждать выразительно действовать в роли зверей.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Поможем снеговику

 

  • Физкульт минутка «Умеют все ребята» Выполнение движений по тексту.
  • Работа по коллажу. Речевая активность.
  • Прослушивание аудиозаписей по теме «Весна».
  • Побуждать детей к решению проблемы «Снеговик тает».

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

«Кто в доме живет?»

  • Заучивание потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!» приобщение к русскому фольклору.
  • «Отгадай, кто в домике живет». Тактильная память.
  • Драматизация сказки. Учить проявлять себя в индивидуальной роли.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Апрель

  1.  

Сказка «Коза-дереза»

 

  • Увлечь детей художественно – образным преподнесением материала.
  • Физкультминутка. Упражнять детей делать движения по схеме.
  • Работа с мнемотаблицей.
  • Артикуляционная гимнастика.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

«Как у нашего кота»

 

  • Заучивание потешки «Как у нашего кота». Приобщение к русскому фольклору, выполнение имитационных движений.
  • Работа с мнемотаблицей по сказке, речевая активность.
  • Побуждать к активности в выборе роли, к принятию сверстника как партнера в игре.
  • Двигательная активность.
  • Учить говорить и действовать от имени персонажей.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Зайкины помощники

 

  • Физкультминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз», двигательная активность.
  • Речевая активность, пересказ сказки с опорой на коллаж.
  • Обыгрывание мини-сюжетов по сказке.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Настольный баночный театр

  • Познакомить детей с новым видом театра.
  • Вызвать положительные эмоции от просмотра инсценировки.
  • Побуждать к самостоятельной активности.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

Май

  1.  

Сказка «Теремок»

 

  • Познакомить детей с новой сказкой.
  • Обыграть ее в мини-сценках.
  • Побуждать детей к имитации знакомых образов героев.
  • Поощрять каждого ребенка, в выбранной им роли.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Угадайте, что я за зверь?

 

  • Вспомнить сказку по коллажу.
  • Вовлекать детей в диалог по сюжету сказки.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Двигательная активность, импровизация.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Работа над образом

 

  • Работа с мнемотаблицей по сказке.
  • Физкультминутка «Смотри скорей, который час».
  • Работа над образом. Учить детей входить в образ данного животного, учитывая его характерные повадки.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

  1.  

Сказка со счастливым концом

  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Вспомнить с детьми сюжет сказки, пересказ с опорой на коллаж.
  • Учить детей решать проблемы. Изменим конец сказки.

Т.В. Большева «Учимся по сказке»

 

Структура театральных игровых часов:

  1. Сообщение темы.
  2. Чтение, пересказ художественного произведения с использованием мнемокарт, коллажей, мнемодорожек.
  3. Физкультминутки.
  4. Практические действия детей, театрализованная игра.
  5. Рефлексия.

Методическое обеспечение программы.

Творческие игровые часы по данной программе проходит в игровой форме, с использованием наглядных пособий (мнемокарт, мнемодорожек, коллажей, игрушек, различных видов театра, атрибутов,костюмов). Техническое оснащение происходит аудиозаписями.

Заключение

Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного  возраста и направлена на развитие художественно – эстетического воспитания, развития творческих способностей. В основе программы лежит нетрадиционный метод мнемотехники, который значительно упрощает и ускоряет процесс усвоения материала. Театральная деятельность  развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Наполняет жизнь детей яркими впечатлениями, интересными деталями, радостью творчества.