Методическая разработка по театрализованной деятельности (художественно-эстетическое направление "Театр "Колобок"
Пояснительная записка.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи
личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки
зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план
выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется
потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.
Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии
организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда
она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.
В настоящее время учёные обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни
детей, ей не находится места в режиме детского сада. Не понимается
важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как
самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания.
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде
всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из
самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус
детей.
Методическая разработка «Театр Колобок» разработана на основе программы:
«Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной
и методических пособий:
Большева Т.В. «Учимся по сказке». Санкт-Петербург. Детство-Пресс-2000
Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду». М. .Школьная пресса-2008.
Данная методическая разработка направлена на художественно – эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, связной речи, речевой активности.Использование нетрадиционной мнемотехники значительно упрощает и одновременно ускоряет усвоение материала.
«Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир».
Мерзлякова С.И.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Развивающие задачи:
-Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
-Формировать у детей интерес к театрализованной игре (разыгрывание стихов, песенок, потешек, небольших сказок)
-Формировать эстетический вкус.
-Обогащать театральный опыт, знание детей о театре, костюмах, атрибутах.
-Развивать психофизические способности (мнемотехника, пантомима); психофизических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышление, внимание, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль)
Основными принципами работы с детьми являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной,изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей, принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.
Ожидаемые результаты:
-Развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
-Эмоциональная отзывчивость на литературное произведение.
-Развитие памяти, внимания, воображения, связной речи.
Формы работы:
-Театрализованные игры
-Организация небольших спектаклей
-Чтение литературных произведений, беседа
-Рассказывание сказки с помощью мнемотехники
-Показ представлений, вечер развлечений
-Театральный фестиваль
-Театральная гостиная.
Программа состоит из нескольких разделов:
- «Чтение художественной литературы». Знакомство детей с устным народным творчеством, приобщение к русскому фольклору (сказки, потешки). Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка.
- «Коммуникативная деятельность» с помощью мнемотехники. На данных занятиях Т.В. Большева предлагает через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и обучать правильному звукопроизношению, выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.
- «Практические действия детей» направлена на воспитание эмоционально – образного восприятия художественной литературы, помогают детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах, интонациях. Воспитывают партнерские отношения в игре.
- «Рефлексия» помогает детям выйти из данного вида деятельности, подвести итоги
- Что нового сегодня узнали?
- Что было трудно? Что было легко?
- Что больше всего понравилось, запомнилось?
Игровые театральные часы по данной программе проводятся с детьми 3-4 лет один раз в неделю (вторник – 16.10-16.25) с сентября по май месяц. Длительность театральных игровых часов -15 минут.Продолжительность освоения программы 1 год.
Для выявления результатов реализации программы «Театр Колобок» проводится диагностика два раза в год: входящая – в сентябре, итоговая – в мае с использованием тестовых заданий.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Ф.И.ребёнка
| Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Основы коллективной творческой деятельности | ||||
| октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематический план
№ | Темы | Количество практических часов |
1. 2. 3. 4. | Сентябрь Сказка «Аленушка и Лиса» Вспомним сказку по коллажу. Волшебный сундучок. Знакомство с настольным конусным театром. |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Октябрь Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (1 часть) Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (2 часть) Вспомним сказку по коллажу. «Курочка и цыплята». |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Ноябрь Сказка «У страха глаза велики» (1 часть) Вспомним сказку по коллажу. Сказка «У страха глаза велики» (2 часть) Знакомство с театром на магнитах. |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Декабрь Сказка «Маша и Медведь» (1 часть) «Зимушка – Зима» «Мы катали снежный ком» Сказка «Маша и Медведь» (2 часть) |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Январь Знакомство со сказкой «Рукавичка» Вспомним сказку по коллажу. «Кто играет с нами в прятки?» Театр «Шагающие пальчики» |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Февраль Сказка «У солнышка в гостях» Вспомним сказку по коллажу. Скажи и покажи Расскажи стишок руками. |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Март Сказка «Заюшкина избушка» «Мишка косолапый» Поможем снеговику «Кто в доме живет?»
|
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Апрель Сказка «Коза-дереза» «Как у нашего кота» Зайкины помощники Настольный баночный театр |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
1. 2. 3. 4 | Май Сказка «Теремок» Угадайте, что я за зверь? Работа над образом Сказка со счастливым концом |
15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин.
|
| Итого театральных игровых часов: 36 часов
| 540 мин=9 ч. |
Перспективное планирование
театрализованной программы
«Колобок»
с детьми младшего дошкольного возраста.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
Сентябрь | |||
Сказка «Аленушка и Лиса»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Вспомним сказку по коллажу. |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Волшебный сундучок.
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Знакомство с настольным конусным театром. |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Октябрь | |||
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (1 часть) |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (2 часть) |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Вспомним сказку по коллажу. |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
«Курочка и цыплята». |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Ноябрь | |||
Сказка «У страха глаза велики» (1 часть)
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Вспомним сказку по коллажу.
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Сказка «У страха глаза велики» (2 часть)
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Знакомство с театром на магнитах. |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Декабрь | |||
Сказка «Маша и Медведь» (1 часть)
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
«Зимушка – Зима»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
«Мы катали снежный ком»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Сказка «Маша и Медведь» (2 часть) |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Январь | |||
Знакомство со сказкой «Рукавичка»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Вспомним сказку по коллажу.
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
«Кто играет с нами в прятки?»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Театр «Шагающие пальчики» |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Февраль | |||
Сказка «У солнышка в гостях»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Вспомним сказку по коллажу.
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Скажи и покажи
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Расскажи стишок руками. |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Март | |||
Сказка «Заюшкина избушка»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
«Мишка косолапый»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Поможем снеговику
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
«Кто в доме живет?» |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Апрель | |||
Сказка «Коза-дереза»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
«Как у нашего кота»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Зайкины помощники
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Настольный баночный театр |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Май | |||
Сказка «Теремок»
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Угадайте, что я за зверь?
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Работа над образом
|
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» | |
Сказка со счастливым концом |
| Т.В. Большева «Учимся по сказке» |
Структура театральных игровых часов:
- Сообщение темы.
- Чтение, пересказ художественного произведения с использованием мнемокарт, коллажей, мнемодорожек.
- Физкультминутки.
- Практические действия детей, театрализованная игра.
- Рефлексия.
Методическое обеспечение программы.
Творческие игровые часы по данной программе проходит в игровой форме, с использованием наглядных пособий (мнемокарт, мнемодорожек, коллажей, игрушек, различных видов театра, атрибутов,костюмов). Техническое оснащение происходит аудиозаписями.
Заключение
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста и направлена на развитие художественно – эстетического воспитания, развития творческих способностей. В основе программы лежит нетрадиционный метод мнемотехники, который значительно упрощает и ускоряет процесс усвоения материала. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Наполняет жизнь детей яркими впечатлениями, интересными деталями, радостью творчества.