Методическая разработка занятия по теме: «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА» на примере работы с учащимися первого года обучения театральной студии «МЫ!»
Методическая разработка занятия по теме: «Специфические особенности театрального искусства» адресована педагогам дополнительного образования, руководителям театральных студий .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия по теме:
«СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
на примере работы с учащимися первого года обучения театральной студии «МЫ!»
Педагог дополнительного образования: Белова Ольга Станиславовна
2018 год, Санкт-Петербург
Цель – ожидаемый результат занятия:
После занятия обучающиеся будут:
- Знать специфические особенности театрального искусства.
- Знать понятия: театр, актер, режиссер, драматургия, спектакль, выразительные средства театра, театральный жанр.
- Способны проследить синтез искусств (драматургии и литературы, музыки, хореографии, сценографии в театре)
- Способны понимать значимость всех компонентов спектакля: декораций, костюмов, грима, реквизита, света.
- Уметь различать драматургический и литературный материал, театральные направления и жанры.
Задачи:
Образовательный аспект: Обобщение знаний о театре, составляющих театрального искусства, театральных жанрах и направлениях.
Воспитательный аспект: Формирование художественного вкуса и воспитание культуры театра.
Развивающий аспект: Развитие навыков художественного восприятия мира, развитие способности анализировать, видеть разницу реального и художественного мира.
Дидактическое обеспечение.
1. Музыкальный материал: «Я выхожу на сцену», музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского исполняет Андрей Миронов.
2. Презентация к занятию по теме: «Специфические особенности театрального искусства».
3. Сборник пьес, сборник рассказов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Приветствие. Звучит песня «Я выхожу на сцену», в исполнении Андрея Миронова.
Педагог: Вы вошли под музыку, ответьте, о чем поется в песне?
- О сцене, о театре, об актере.
2. Разминка
Педагог: Ребята, кто хотя бы раз в жизни был в театре?
А что это такое – театр?
- Театр – это такая игра, где у каждого актера есть своя роль!
- Здание, в котором показывают спектакли!
Педагог: В переводе с греческого - это место для зрелищ, а затем и само зрелище. Т. е. правы и те, кто имел ввиду здание театра, и те, кто говорил о действе, происходящим внутри этого здания.
А с чего начинается театр?!
Конечно, вы ответите «с вешалки»! Но прежде чем вы доберетесь до гардероба вам придется купить билет в театральной кассе, затем пройти через контролеров у входа в фойе театра, и только потом сдать свою одежу в гардероб –повесить на вешалку.
Дальше мы попадаем в красивый холл или фойе театра, где вниманию зрителя представлены портреты всех актеров театра – театральной труппы, макеты театральных постановок и костюмов. И только потом мы оказываемся в зрительном зале. После третьего звонка вход в зрительный зал воспрещен, потому, что на сцене начинается театральное действие – спектакль. Иногда в спектакле бывает несколько актов, и между ними обязательно бывает антракт, иначе перерыв. Он необходим для смены костюмов и перестановку декораций на сцене. За это время зритель может выйти из зала и даже сходить в театральный буфет, где за столиками можно перекусить и обменятся впечатлениями об увиденном. Звонок снова приглашает зрителей в зал и спектакль продолжается. По окончании спектакля зритель аплодисментами благодарит актеров и, всех тех, кто создавал этот спектакль. Можно подняться на сцену и подарить любимому актеру цветы.
3. Основная часть. Раскрытие сущности выразительных средств театра, синтеза искусств в театре, театральных жанров и направлений.
Педагог: А без чего не бывает спектакля?
-Без музыки!
- Кто пишет музыку?
- Композитор.
- А готовят ее к спектаклю и своевременно включают?
- Звукооператор и звукорежиссер.
А иногда в спектакле участвует настоящий оркестр под управлением дирижер, но нам оркестр не виден, потому, что он располагается в оркестровой яме сразу перед сценой.
- Еще без чего?
- Без декораций!
- А кто готовит декорации?
- Художники!
- Для этого существуют специальные декорационные цеха. Искусство оформления сцены называется сценографией.
Еще без чего?
- Без Костюмов!
Их создает художник по костюмам, а готовит к спектаклю костюмер.
Без света. Без особого сценического освещения. Этим занимается художник по свету или осветитель. Без грима. Чтобы перевоплотиться в образ с актером работает гример. Иногда в спектаклях бывают сцены с танцами. Над ними работает хореограф.
А еще в театре трудятся бутафоры и реквизиторы, рабочие и монтировщики сцены, электрики, уборщики, гардеробщики, билетеры, администраторы.
Но мы забыли еще об одном важном компоненте, без которого спектакля просто не может быть.
О чем идет речь?
Кто ответит, что лежит в самой основе спектакля?
Это пьеса! А пьесу пишет драматург. Драматургия – это особый жанр литературы, самый трудный. А знаете, почему? Потому, что каждое действующее лицо пьесы должно быть понятно зрителю только в результате его поведения, поступков и его слов. Другое дело в романе, рассказе или поэме. Герои, изображаемые автором, действуют при его помощи: писатель подсказывает читателю, как понимать героя, как его оценивать. Раскрывает самые заветные мысли персонажа, рассказывает о его настроении. Даже описание природы помогает писателю ввести нас в круг мыслей и чувств героя. В пьесе ничего подобного нет.
Задание 1.
У меня в руках книги. В одних напечатаны пьесы, в других – рассказы. Пожалуйста, разделите их на две стопки - с пьесами и рассказами.
Педагог. Что вам помогло справиться с заданием? Как вы отличили пьесы от рассказов?! Оказывается, их легко различить даже не вчитываясь!
Почему? Вы правы. Дело в способе написания!
Значит в спектакле есть звучащее слово, драматургический материал, музыка, танец, свет, звук, костюм… Все это является выразительными средствами
Но театры и театральные постановки очень отличаются друг от друга. Потому, что то или иное выразительное средство в них оказывается главенствующим.
Обратите внимание на экран.
Слайд №1.
Презентация «Театр и театральные жанры».
Я буду показывать вам знаменитые театры нашего города. Постарайтесь их назвать.
Слайд № 2
-Что это за театр?
-Большой драматический театр!
Проверим!
/На экране выплывает название театра/
- А где он расположен?
-На набережной реки Фонтанки.
- А почему он называется драматический? Кто попробует предположить?
- Потому, что в нем ставят драмы! А главное выразительное средство в этом театре – это слово.
Слайд №3
- Кто узнал этих актеров?
Это легендарные Алиса Френдлих и Олег Басилашвили. Они сыграли в Большом драматическом театре спектакль «Калифорнийская сюита».
Слайд № 4
- Как называется этот театр?
/На экране выплывает название театра/
- Малый драматический. Он расположен на улице Рубинштейна. В нем тоже главное выразительное средство – это слово.
Слайд № 5
Это актриса Малого драматического театра Ксения Раппопорт.
Слайд №6.
- Знакомый театр?
/На экране выплывает название театра/
Это Михайловский театр – театр оперы и балета. Главным выразительным средством в нем являются музыка (оперное пение) и классический танец.
Слайд №7.
В репертуаре театра есть балет на музыку Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро».
Слайд №8.
- Какой театр?
/На экране выплывает название театра/
Мюзик-холл! Это эстрадный театр. Спектакль такого театра состоит из отдельных номеров. Танцевальных, вокальных, эстрадно-акробатических.
Слайд 9.
Фрагмент танцевального номера представлен на слайде.
Слайд №10.
- Какой театр?
/На экране выплывает название театра/
Театр музыкальной комедии! В этом театре ставят оперетты. Главное выразительное средство в нем – музыка (оперетта), а спектакли веселые и даже смешные, потому, что в основу положена комедия.
Слайд №11.
На слайде отрывок из спектакля «Баядера»
Слайд №12.
- Какой театр?
/На экране выплывает название театра/
Большой театр кукол на улице Некрасова.
Слайд №13.
Здесь все роли играют куклы! Куклы бывают ростовые, перчаточные и марионетки.
Слайд №14.
Это тоже кукольный театр. Кто его узнал?
/На экране выплывает название театра/
Это театр марионеток имени Демени. Марионетки - это куклы на веревочках или прутиках. Куклами управляют люди-кукловоды. Их не видно, потому, что они прячутся за ширмой.
Слайд №15.
Еще один эстрадный театр находится на Большой Конюшенной улице Петербурга. Кто вспомнит название?
/На экране выплывает название театра/
Это театр эстрады имени Аркадия Исааковича Райкина.
Слайд №16.
На слайде – Аркадий Райкин исполняет эстрадный монолог.
Слайд №17.
Кто это?
Правильно. Вячеслав Полунин и его легендарный Асисяй.
А театр называется?
/На экране выплывает название театра/
Театр клоунады Вячеслава Полунина. В нем актеры рассказывают историю почти без слов, потому, что главным выразительным средством является пантомима - особая пластика актера.
Обобщение.
Теперь вам знакомы театральные направления и жанры театра, более того вы можете рассказать об отличиях театров нашего города своим друзьям и родителям.
4. Заключение
Педагог задает учащимся контрольные вопросы:
- Чем определяется жанр и направление театра?
- С какими выразительными средствами театра вы сегодня познакомились?
- Что означает выражение «синтез искусств в театре»?
- Какие искусства в себе объединяет театр?
- Что является главным компонентом театра?
Педагог благодарит обучающихся за работу на занятии, прощается.