Идейно-тематический анализ ученой сказки Феликса Кривина «Вынесение За Скобки»
Перед тем, как приступать с учащимися к практической работе над художественным чтением прозаического произведения, педагогу необходимо произвести идейно-тематический анализ выбранного материала. Чем полнее он будет, тем большими смыслами и подтекстами будет обладать в дальнейшем звучащее со сцены слово. Для примера анализа выбрана предельно короткая, но крайне содержательная сказка Феликса Кривина "Вынесение За Скобки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ideyno-tematicheskiy_analiz_korotkoy_prozy.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Идейно-тематический анализ ученой сказки Феликса Кривина
«Вынесение За Скобки»
Зато когда его вынесли за скобки, все сразу поняли, что это было за число.
- Это был наш общий множитель!
- Это был наш общий делитель!
Так число приобретает значение. После того, как его вынесут.
- Тема. Посмертные дифирамбы
- Идея. Нет пророка в своем Отечестве.
- Сверхзадача. Цените людей, пока они живы. Мертвым похвала не нужна.
Идейно-художественный анализ.
Сказки Феликса Кривина - аллегорические произведения, в которых автор пишет одно, а имеет в виду совсем другое.
На первый взгляд, сказки довольно забавные. Но их смысл вызывает грустную улыбку. В частности, это относится к сказке «Вынесение за скобки».
Под числом, которое вынесли за скобки, автор подразумевает человека, которого уже нет в живых, а окружающие награждают его словесными почестями и поют посмертные дифирамбы.
Грусть и боль автора, которая передается и читателю, заключена в первой фразе «…когда его вынесли за скобки, все сразу поняли…» То есть до этого никому и дела не было до человека. Его не ценили, игнорировали. То, что он делал, никому было не нужно. Он был одинок.
Зато после смерти он стал «общим достоянием». Все, наконец, увидели и признали его заслуги. Только кому они теперь нужны? Посмертные славословие только подчеркивает человеческое лицемерие, желание казаться лучше в глазах окружающих, и служит заглушкой совести, потому что ничего уже нельзя изменить.
Событийный ряд
Исходное событие: умер непризнанный гений науки.
Основное событие: в сослуживцах проснулась совесть.
Центральное событие: прощание превращается в турнир красноречия.
Финальное событие: непризнанный гений становится признанным общественным достоянием (посмертно).
Главное событие: на обшарпанной двери маленькой коморки, где работал ученый, устанавливается пышная огромная памятная доска. В это же время сослуживцы выносят из каморки все, что может иметь научную ценность.
Ведущее обстоятельство: похороны. Пора говорить последние слова.
Сквозное действие: борьба между внешней скорбью и внутренним равнодушием.
Действенные задачи чтеца:
Действенная задача 1: хочу вызвать сочувствие к жизненной ситуации, когда человека начинают ценить только после его смерти.
Действенная задача 2: хочу вызвать неприятие к равнодушию людей, пытающихся скрыть его за личиной сочувствия и оправдать себя в глазах окружающих.
Действенная задача 3: хочу вызвать внутренний протест абсурдностью ситуации соревнования в превозношении заслуг покойного
Действенная задача 4: хочу вызвать грустную улыбку от посмертного признания заслуг человека.
Действенная задача 5: хочу вызвать отрицание лицемерия.