Статья М.В. Жуковой "Освоение музейного пространства посредством театрально-игровой методики"

Жукова Маргарита Викторовна

Эта статья была написана на основе опыта работы с младшей группой театральной студии над стихами О.Тарутина "Что я видел в Эрмитаже?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Освоение музейного пространства посредством театрально-игровой методики

Занимаясь с детьми в театральной студии, я обычно брала для постановок литературные произведения, сказки или рассказы,  непосредственно с окружающим миром мало связанные. И однажды я почувствовала, что детям, вероятно, было бы интереснее, если бы их театральная деятельность была более тесно связана с тем миром, в котором они живут, с окружающей их культурной средой. Я стала искать материал, связанный с городом, с его улицами, с его историей, музеями. Случайно в своих поисках я наткнулась на книгу Олега Тарутина под названием «Что я видел в Эрмитаже» и поняла, что это подходящий материал для создания спектакля с второклассниками. В своих адресованных детям стихах об Эрмитаже поэт пишет о древних греках и римлянах, о египетских вазах и иероглифах, рыцарском и малахитовом залах, о героях 1812 года и многом другом. Когда читаешь его стихи, хочется с детьми тут же очутиться в Эрмитаже и всё это показать им. А почему бы и нет?..

Мы прочли с детьми эти стихи, они им понравились, мы их проанализировали и, поскольку их содержание напрямую связано с Эрмитажем, решили, что непременно нужно сходить туда и всё увидеть своими глазами. Конечно, кто-то уже был в Эрмитаже, видел некоторые скульптуры, залы, о которых мы прочли в стихах, но далеко не все, а тот, кто был, многое забыл.

Но вначале я детям показала на экране свои собственные фотографии экспонатов Эрмитажа, (предварительно я сама туда сходила в и сфотографировала необходимые нам объекты) и каждый, узнав «свою» статую, портрет, зал, чашу или другое, должен был выйти и прочитать то стихотворение, которое выбрал для заучивания. Стихи Олега Тарутина создают настолько выпуклые, зримые образы, что почти никто не ошибся – все сразу узнавали доставшиеся им экспонаты или залы. Кому-то я задавала наводящие вопросы. Дети читали стихи, и я видела, что их интерес к материалу возрастал.

Занимаясь с детьми в театральной студии мы, конечно, выполняем актёрские упражнения, и некоторые из них особенно пригодились для работы над стихами. Это «Скульптор и глина», «Статуя». Создавая собственными телами скульптуры, дети пытались уловить линию, форму, поймать настроение. Это опять же помогало им глубже прочувствовать тот литературный материал, над которым мы работаем. Такая работа над стихами не наскучивает детям, они с удовольствием играют, представляя себя то Гераклами, то Афродитами, то рыцарями, то героями двенадцатого года, а может быть статуей на Посольской лестнице или часами-павлином.

Затем на одном из занятий дети получают задание сходить с родителями в Эрмитаж, где их ждёт поиск «своего» объекта и, конечно, приключения. (Разумеется второкласснику сложно выполнить некоторые задания, поэтому я заранее даю разъяснения.)

На занятии перед походом в музей я познакомлю ребят с планом Эрмитажа, покажу как им пользоваться, мы изучим все этажи музея, выясним значения всех значков на плане, рассмотрим внимательно здания, входящие в Государственный Эрмитаж.

И на занятии они получат маршрутные листы с заданиями.

Маршрутный лист

На стойке у входа в музей возьми план Эрмитажа. Посмотри внимательно, какие экспозиции находятся на 1-ом этаже, какие на 2-ом этаже. Определи, где твой объект должен находиться. Если на плане есть изображение твоего объекта, запомни номер зала, в котором он находится.

1. Найди в Эрмитаже тот объект, о котором идёт речь в твоём стихотворении.

2. Найди табличку, которая со сведениями об экспонате или зале.

3. Сфотографируй объект.

4. Внимательно рассмотри объект и сделай записи в свой журнал наблюдений. (Что удивило, что непонятно, постарайся выразить первое впечатление от объекта).

5. Попробуй найти остальные перечисленные объекты, о которых идёт речь в нашем спектакле. Они перечислены ниже. (Объект, который особенно ждёт встречи с тобой, т.к. ты читаешь стихотворение именно о нём, отмечен в списке)

А. Посольская лестница

Б. Павильонный зал. Часы Павлин

В. Богиня Афродита

Г. Бюст Париса

Д. Зевс-Юпитер

Е. Античные вазы

Ж. Саркофаг полководца Ямхеса

З. Мумия жреца

И. Иероглифы

К. Малахитовый зал

Л. Выставка шпалер

М. Галерея 1812года. Кутузов и Барклай-де-Толли

Н. Галерея 1812года. Портрет Дениса Давыдова

О. Рыцарский зал, рыцарская перчатка

П. Египетский зал

Р. Древнегреческий зал.

6. Вернувшись из музея, постарайся найти как можно больше сведений о «своём» экспонате (прочитай пересказ мифов о богах или героях, узнай историю данного экспоната или зала и т. п.)

Задание для родителей:

Не мешать ребёнку самостоятельно найти свой объект, а помощь оказать только в случае необходимости.

Посетив музей, дети увидят экспонаты своими глазами, разузнают что-то дополнительно про них и, декламируя стихи Олега Тарутина, они будут рассказывать не о чём-то абстрактном, далёком, а о личном жизненном опыте, о том, что они сами изучили. На этом этапе очень важно включить ребёнка в игру, в которой проявится его самостоятельная деятельность, нацеленная на решение конкретной задачи – найти свой объект и узнать о нём как можно больше.

Затем дети будут на занятии рассказывать другим участникам студии о том, что они узнали в музее о своём объекте и дополнительно дома из книг и интернета. (Например, если это вазы, объяснить, рассказать, как получаются краснофигурные вазы, чёрнофигурные, почему они так разделяются).

После посещения музея дети обязательно напишут о своих впечатлениях, нарисуют, что захотят из увиденного в Эрмитаже.

И здесь для меня, конечно, важно не только в музей их послать, а прежде всего, чтобы они говорили со сцены о том, что они собственными глазами увидели, можно сказать, пощупали руками, о том, что они самостоятельно изучили. И в конечном итоге приобщали зрителя к своему собственному опыту. И важно, что при передаче своих впечатлений другим, эти впечатления заново переживаются и оттого становятся глубже, фундаментальнее. Именно такие глубокие культурные переживания, в конечном счёте, образовывают личность.