Программа театрального кружка
Данная программа разработана для организации работы кружка "Теотральный" и внеурочной театральной деятельности с учащимися с 1 по 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 142.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
I
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяется своевременным освоением нравственно здоровых норм поведения и отношений личности, основанных на взаимоуважении, сотрудничестве и созидательности. Только высокий уровень развития эмоциональной сферы психики людей в любом возрасте обеспечивает устойчивость их нравственно здоровых отношений и поведения, являющихся не столько долгом, сформированным извне, сколько внутренним стремлением полноценно развитой личности. Дефицит же высших эмоций в отношениях людей неизбежно ведёт к усилению деструкции их поведения и деятельности.
Одним из значимых результатов дезадаптации (или отрицательной адаптации) детей и подростков является наличие у многих из них устойчивого «учебного конфликта» – острого противоречия между высоким уровнем интеллектуальных и вообще деятельностных запросов и полной неспособностью их реализовать. В этой ситуации любая активность, не меняющая сложившихся стереотипных отношений, приводит к тупику, лишь усиливающему порочный замкнутый круг.
Чтобы преодолеть эти этически негативные закономерности в молодёжных сообществах, характеризующихся дефицитом культурного развития, необходимо ввести (наряду с учёбой) такую деятельность, в рамках которой появилась бы возможность, опираясь на заинтересованность в её результате, построить систему межличностных и групповых отношений на последовательной доброжелательно-уважительной и творчески-деятельностной основе. Из разных возможностей выбора такой деятельности театр и музыка является, пожалуй, наиболее эффективным её вариантом.
Для учащихся школы театрально-музыкальныя деятельность
- увлекательна, что предполагает возможность удерживать и развивать мотивацию к деятельности;
- непривычна, что способствует торможению негативных поведенческих стереотипов;
- совместна (в перспективе коллективна), что предоставляет поле деятельности для коррекции межличностных и групповых отношений;
- разнообразна (актёрская деятельность, музыкальное и художественное оформление спектаклей, организационная деятельность и осуществление социальных контактов), что позволяет найти применение сил и индивидуальных творческих возможностей каждому участнику школьного театра.
Благодаря этим особенностям театрально-музыкальная деятельность позволяет поэтапно решить большой ряд задач в направлениях:
- овладения групповой и индивидуальной творческой деятельностью;
- развития каждой личности в этическом, эстетическом, интеллектуальном и волевом аспектах;
- оздоровления межличностных и групповых отношений.
Достигнутый в театральной артпсихокоррекции результат может быть перенесён в другие виды деятельности: быт, учёбу, труд, спорт и т.д. Эффект этого переноса зависит от согласованности деятельности и требований всего психолого-педагогического состава школы, чему также может способствовать школьный театр, не исключающий участия в нём сотрудников школы любого звена.
Направленность и значимость программы
Предлагаемая программа имеет культурологическую направленность.
Её реализация предполагает:
- развитие знаний, умений и навыков в области активного и пассивного художественного творчества, повышение уровня культурно-эстетического развития воспитанников школы и эрудиции в области художественной культуры:
- получение воспитанниками знаний по теории и истории театра;
- развитие их способностей к актёрскому мастерству и театральной режиссуре;
- исполнение разнообразных ролей в репертуаре музыкально-драматических спектаклей;
- нормализацию и нравственное оздоровление межличностных, групповых и общешкольных отношений на основе:
- уменьшения и снятия конфликтности групповых и межличностных отношений;
- навыка овладения и управления своими эмоциями, творческого партнёрства;
- принятия этических норм сотрудничества;
Цели программы
- общепедагогическая: всестороннее развитие культуры воспитанников (в процессе постижения ими сценического мастерства);
- развитие навыков нравственного поведения как коммуникативной способности строить межличностные и групповые отношения на основе продуктивного сотрудничества и взаимопомощи.
В соответствии с поставленными целями основными общепедагогическими задачами программы являются:
- овладение искусством актёрского мастерства, основами режиссуры;
- приобщение к творческой деятельности;
- знакомство с шедеврами драматического и музыкального театра;
- формирование ценностного (этико-эстетического) взгляда на людей и события;
- развитие у воспитанников школы мотивации к творческой деятельности;
- привитие навыков активной творческой деятельности, а также сотрудничества и взаимопомощи с обретением на этих основаниях лидерских качеств;
- освоение в качестве личностных новообразований ценностных ориентаций на основе общечеловеческих и прогрессивных культурно-исторических ценностей;
- укрепление способности к мужественному преодолению деятельностных, коммуникативных и социальных трудностей;
- развитие стремления к гуманистически-созидательной активности в трудностях реальной жизни;
- перенесение навыков позитивной социализации в другие сферы жизнедеятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения при проведении занятий в первом учебном году 1 раз в неделю по 2 часа (2 × 36 = 72).
Ожидаемые результаты
Знание:
- основных принципов работы актёра над ролью и некоторых принципов работы режиссера над пьесой и спектаклем;
- прозаических и поэтических текстов ролей в различных по жанру спектаклях со способностью их выразительного и эмоционального воплощения;
- некоторых вех и наиболее ярких моментов истории театра и театрального искусства;
- этических норм поведения и отношений в творческом коллективе: взаимная уважительность, доброжелательность, творческая активность.
Умение:
- анализировать образы и события произведений драматургии с их воплощением в сценическом действии (мизансценах) и интенсивном эмоциональном переживании.
- приготавливать к спектаклю элементы бутафории, костюмов и декораций;
- заниматься групповой (коллективной) театральной деятельностью в атмосфере партнёрства, требующего доброжелательно-уважительного стиля межличностных отношений;
- тормозить межличностные конфликты на основе групповых норм осуждения агрессивности, цинизма и равнодушия;
- развивать дружественные отношения на основе заинтересованности общим увлекательным делом и развиваемых установок на поддержание сотрудничества, взаимопомощи и творчески-деятельностной психологической атмосферы;
- поддерживать поле интенсивного переживания высших эмоций в процессе исполнения спектаклей.
Развитость интереса:
- к произведениям театральной и музыкальной, а также вообще художественной классики;
- к яркой коллективной и индивидуальной (театральной, музыкальной) творческой деятельности с развитием у наиболее активных воспитанников качеств положительного лидера группы.
Способы проверки результативности театрально-коррекционной деятельности:
- наблюдение за динамикой групповых отношений (в частности, за снижением уровня конфликтности и ростом сотрудничества) во всех сферах жизни воспитанников;
- анализ (сценических, оформительских и музыкальных) творческих достижений;
- учёт интенсивности и качества репетиций, выступлений и гастролей;
- анализ мнений и впечатлений воспитателей и учителей школы, а также зрителей о творческих достижениях и групповых отношениях детей и подростков.
Возраст обучающихся и режим занятий
Программа предусматривает охват театральной деятельностью детей, подростков и юношей (девушек) с дозированным распределением репетиционных нагрузок. Возраст обучающихся определяется границами от начальных до выпускных классов, то есть от 7 до 18 лет, что в перспективе не исключает вовлечение в театральную работу сотрудников школы и их детей любого возраста. Важнейшим принципом и перспективной задачей при постановке массовых спектаклей является разновозрастность их исполнителей, с одной стороны, соответствующая возрастному разнообразию ролей в спектаклях, с другой – способствующая развитию эмпатико-аффилиационных отношений между участниками театра разных возрастов с развитием семейственности и системы возрастной ответственности.
Театрально-музыкальная работа, будучи творческой деятельностью, предполагает собой сочетание разнообразных типов занятий:
- совместное чтение и обсуждение пьес;
- постановку спектаклей с дальнейшей отработкой (режиссёрских и актёрских) мизансцен;
- работу над дикцией и выразительностью речи;
- работу над элементами танца или музыкальной пантомимы;
- приготовление элементов театральных костюмов, бутафории и декораций;
- организацию выступлений и гастролей по мере расширения репертуара школьного театра;
- посещение спектаклей кукольных, драматических и музыкальных театров города;
- любые другие культурно-просветительные мероприятия, соответствующие запросам воспитанников школы и возможностям её психолого-педагогического состава.
III
Содержание программы
III - 1 (2-ой год обучения)
Вводное занятие
Теоретическая часть
Основные задачи школьной музыкально-театральной студии в первом году обучения.
Порядок подготовки к занятию и их проведения.
Основные этические требования к участникам театральных репетиций и музыкальных занятий.
Техника безопасности в репетиционном классе и актовом зале школы.
Практическая часть
Просмотр видеозаписей с игрой спектаклей школьниками (из предыдущего опыта работы психолога-режиссёра) с обсуждением перспектив в совместной творческой деятельности .
Введение в сценическую работу
Драматургическим материалом первого года обучения могут быть, например:
- «Белая дочь степей» Б.Кулунчаковой;
- «Снежная королева» Шварца;
- «Любовь к трём апельсинам» М.Светлова;
- «Синяя птица» М.Метерлинка;
- «Мимолётное видение» Л.Ленча и др.
- «Сказка про козла», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом» С.Маршака;
- «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка-путешественник» Н.Носова;
- «Зайка-зазнайка» С.Михалкова;
- «Петушиная мельница» М.Карима;
- «Ну, волк, погоди!» А.Е.Курляндского и др.
Эти пьесы сочетают яркость сценических ситуаций с большой амплитудой добрых эмоций и мудрых мыслей.
Теоретическая часть
Понятие о сценической работе и её компонентах (сценическое пространство и время, сценические события и персонажи, театральные мизансцены, публичное переживание).
Этика поведения студийца:
- отсутствие сквернословия и конфликтности;
- наличие уважительно-доброжелательного отношения старших и младших, мальчиков и девочек, воспитанников и воспитателей в качестве условия пребывания на репетиции.
Информация об авторе пьесы и её художественном своеобразии.
Практическая часть
- выразительное чтение сцен из выбранной к постановке пьесы, анализ их персонажей, ситуаций и идейной направленности;
- мнение о персонажах, событиях и идее пьесы воспитанников; дискуссия об особенностях будущего спектакля;
- предложение исходных режиссёрских (задающих сценическую ситуацию) мизансцен и их наполнение актёрскими (вскрывающими мысли и чувства героев) мизансценами;
- поэтапная коррекция результатов сценической деятельности (от более существенных к менее существенным задачам);
- параллельная коррекция отклонений от принятых этических требований.
- Эмоциональное переживание музыкальных произведений
Особенности театрального искусства
Теоретическая часть
Понятие о театре как временном и синтетическом роде искусства; доступность драматического актёрского мастерства любому человеку.
Действия и переживания актёров, организуемые в мизансцены, – основа театрального искусства. Подвижные границы театральной условности. Актёрские задачи и сверхзадачи как способ вхождения в роль. Основные виды театра (пантомимический, драматический, музыкальный: опера, балет, оперетта). Основные жанры драматического театра (комедия, трагедия, драма). Качество сценической речи (громкость, эмоциональная выразительность, единство с мимикой, жестом и действием).
Спектакль как результат творчества автора и исполнителей (режиссёра, актёров, художника – декоратора и костюмера, музыканта и технического персонала театра).
Практическая часть
- постановка и отработка сцен из выбранного спектакля с достижением актёрского переживания ролей, постановкой актёрских задач и сверхзадач, разработкой режиссёрских и актёрских мизансцен, отработкой качества сценической речи;
- просмотр и анализ разных трактовок одного и того же драматургического материала.
Постановка и отработка сцен и спектаклей
Теоретическая часть
- Мизансцена – язык сценической деятельности.
- Различение режиссёрских (задающих сценическую ситуацию) и актёрских (способствующих яркости выражения сценических переживаний) мизансцен.
- Актёрские задачи (на конкретную сценическую ситуацию) и сверхзадачи (на перспективу).
- Понятие о концепции постановки (выявление наиболее значимых для исполнителей идей ставящейся пьесы и их воплощение в сценических решениях).
Практическая часть
- Чтение и анализ выбранной к постановке сцены, обсуждение предполагаемой постановки.
- Разработка режиссёрских мизансцен конкретных сцен (с текстами ролей в руках или под суфлирование).
- Постановка актёрских задач и сверхзадач в конкретных сценических ситуациях.
- Наполнение режиссёрских мизансцен актёрскими мизансценами.
- Работа над интонациями, мимикой, жестами в связи с поставленными перед исполнителями актёрскими задачами.
- Обсуждение негативов и позитивов сценических героев и событий с переносом анализа на реальных людей и реальные факты жизни.
- Фрагментарная работа над отдельными мизансценами и прогоны цельных сцен с непрерывным её проживанием исполнителями.
- Коллективное обсуждение результатов театральной деятельности, психологическое поощрение индивидуальных и групповых успехов.
- Дискуссии о проблемах жизни, затронутых ставящейся сценой.
Выразительность сценической речи
Теоретическая часть
Основные особенности сценической речи. Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция. Сочетание в сценической игре правды переживаний и ясности театральных средств в сценической речи и мизансценах.
Представление об особенностях системы гласных (редукция) и согласных (оглушение-озвончение) звуков русского языка.
Практическая часть
- речевой тренинг на каждой театральной репетиции: упражнения и шуточные скороговорки на развитие правильного произношения синтагм (типа «Наша река широка как Ока») гласных, согласных звуков и их сочетаний (типа «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима вы мне на линя. О любви ни меня ли вы мило молили и в туманы Лимана манили меня?»);
- отработка выразительности сценической речи в процессе сценической работы (устранение неправильного произношения слов, достижение чёткости и громкости артикуляции, подкрепление артикуляции эмоциональной выразительностью речи, достижение спокойного темпа речи с выдерживанием необходимых синтагм и пауз).
Индивидуальная работа над ролями, соответствующими личности актёра
Теоретическая часть
Жизненные цели и мотивы поведения персонажа спектакля в сопоставлении с особенностями личности исполняющего его воспитанника.
Практическая часть
- анализ персонажей пьесы и выбор роли;
- поиск в процессе постановки спектаклей режиссёрских и актёрских мизансцен;
- достижение органичного поведения и переживания в сценической ситуации;
- снятие чрезмерных психологических защит на основе сценического успеха, доброжелательной психологической обстановки и нарастающего интереса к театральной деятельности;
- коррекция межличностных и групповых отношений между партнёрами и дублёрами (погашение и недопущение межличностных конфликтов, поддержка и поощрение взаимопомощи и творческого сотрудничества и режиссёром, и самими участниками репетиций);
- развитие интереса к сценической деятельности (на основе личного успеха, а также всего комплекса культурных влияний).
Индивидуальная работа над ролями, не соответствующими личности актёра
Теоретическая часть
Выявление личных проблем воспитанников:
- излишек негативов (например, капризности, слабоволия, равнодушия, боязни окружающих, расторможенности, неадекватной самоуверенности или комплекса неполноценности и т.д.);
- недостаток позитивов: (например, душевного спокойствия, дееспособности, разнообразных интересов, мужества, самоконтроля, адекватной уверенности в себе и т.д.).
Практическая часть
- Исполнение контрастных ролей с целью психодрамного изживания личностных негативов (выявляемых на материале наблюдений за поведением воспитанников в процессе репетиций, а также индивидуальных и групповых бесед) и приобретения личностных позитивов.
- Проявление воспитанниками эмпатии к людям с разнообразными личностными особенностями (посредством сценического переживания разных персонажей, осмысления причин этих особенностей). Привлечение внимания к психологическим проблемам других людей (на материале не только пьес, но и реальных людей).
Итоговое занятие
- Подведение итогов года. Поощрение и награждение за активное участие в достижениях школьной театральной студии.
- Обсуждение основных задач будущего года. Дискуссия на тему: «Каким я желаю видеть школьный театр?».
- Пожелания друг другу и театральному коллективу в целом, школе, творческие планы на лето.
IV
Методическое обеспечение
Необходимость выбора того или иного типа занятий определяется текущей потребностью постановочной работы, а также психологическим статусом театрального коллектива в данный момент. Учёт психологического фактора состояния группы предполагает мобильность в выборе и переключения типов занятий.
В целях широкого охвата учащихся театральной работой предполагается работа одновременно над многими спектаклями, подбор которых осуществлялся по принципу увлекательности, позволяющей воспитанникам вовлечься в активную театральную работу.
Изобилие драматургического материала с ансамблевой и массовой занятостью участников школьной театральной студии даёт возможность всем участникам проявить себя в разнообразных ролях в соответствии с уровнем собственной активности. Предлагаемые роли направлены на укрепление положительных и психодрамное изживание отрицательных личностных качеств. Постановка маленьких пьес способствует сплочённости малых групп и возникновению соревновательности за скорость и качество результата сценической работы.
Средоточием решения как специальных театральных, так общекультурных и психокоррекционных задач является постановка и отработка сцен из спектаклей. Этому виду практической деятельности школьной театральной студии отводится наибольшее количество часов.
Отработка ролей происходит на фоне анализа сценических персонажей и событий, который целенаправленно и стихийно переносится на этико-эстетический анализ реальных людей и фактов частной и общественной жизни. Ближайшим к рассмотрению материалом оказываются факты взаимоотношения самих участников репетиции. Например, стереотипные вспышки грубости, капризности в процессе анализа героев и событий с их эмоционально сочным сценическим переживанием «высвечиваются» в общем сознании участников репетиции и поэтому присекаются самими воспитанниками путём самокоррекции. Притягательные красивые эмоции, сопровождающие положительные персонажи спектаклей, выявляют ограниченность будничных, неодухотворённых душевных движений людей. Сценическое переживание высших эмоций (любви, дружбы, творчества, созидательности) вызывает у детей желание не отказываться от них и в реальной жизни.
Техническое оснащение театральных репетиций:
- классная комната, позволяющая выгородить сценическое и зрительское пространство;
- набор крепких (на металлической основе) стульев (15-20) и столов (4-5) для организации сценического пространства (впоследствии сценический конструктор: кубы, пандосы, лестницы);
- сборные штативы для организации сценического пространства в любых условиях гастролей;
- полотна материала (в частности, цепляющихся к штативам) для эстетизации сценографических решений;
- звуковоспроизводящее устройство для создания и воспроизводства фонограмм к спектаклям;
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план «Театрально-музыкального кружка» МОУ «Никулинской СОШ»
№ | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Введение в сценическую работу | 3 | 1 | 2 |
3 | Особенности театрального искусства | 4 | 2 | 2 |
4 | Постановка и отработка сцен и спектаклей | 36 | 2 | 34 |
5 | Выразительность сценической речи | 5 | 2 | 3 |
6 | Индивидуальная работа над ролями, соответствующими личности актёра | 10 | 2 | 8 |
7 | Индивидуальная работа над ролями, не соответствующими его личности | 6 | 2 | 4 |
8 | Знакомство с композиторами и их произведениями. Посещение концертов. | 16 | 10 | 6 |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 |
Итого: | 72 | 23 | 49 |