Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир театра" 6 класс
Данная программа внеурочной деятельности составлена с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересами для занятий внеурочной деятельностью. Итоговым результатом программы планируется постановка сказки-спектакля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир театра" | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11с углубленным изучением отдельных предметов»
Курская область г. Железгогорск
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебный мир театра»
Составитель Гришина Ирина Егоровна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир театра». 6 класс.
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» для 6 классов разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов основного общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №11 суглубленным изучением отдельных предметов»;
учебного плана МОУ «СОШ №11г.Железногорска Курской области с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Железногорска Курской области
Цели программы:
- способствование развитию умений создавать драматические произведения, анализировать драматические произведения собственного сочинения и других авторов через знакомство с аспектами театрального мастерства;
- формирование компетентности в области театроведения;
- развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
- формирование способности освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного и драматического творчества;
- развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
- формирование способности и готовности обучающихся к литературному драматическому творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации;
- формирование способности к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
− формирование способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.
Общая характеристика курса «Волшебный мир театра»
.
Программа «Волшебный мир театра», представляя дополнительный образовательный курс общекультурного направления, позволяет и в рамках внеурочной деятельности осуществлять работу, направленную на формирование личности школьника и развитию его творческих способностей.
Содержание программы курса «Волшебный мир театра» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, МХК, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова.
Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Волшебный мир театра» выделяет приоритетные направления, среди которых:
- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Место курса внеурочной деятельности «Волшебный мирмир театра» в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» в 6 классе согласно учебному плану отводится 2 час в неделю (всего 70 часов в год).
Особенности организации курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»
Литературное драматическое творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. Детское драматическое творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания, служащее в первую очередь общему развитию личности. Поэтому основными функциями курса являются:
- расширение, углубление предметных знаний;
- приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
- расширение коммуникативного опыта.
Принципы организации работы:
- добровольность, сознательность и активность учащихся;
- регулярность занятий;
- постепенность изучения материала;
- наглядность в работе;
- индивидуализация.
В процессе занятий примеряются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, декламация, беседа, анализ, обсуждение своих действий и действий одноклассников);
- наглядный (учебные фильмы, видеофильмы, схемы, таблицы, презентации, фотографии, аудиозаписи);
- практические (работа с источником информации, анализ художественного текста, создание собственных произведений, представление ).
Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы, литературные вечера, сбор и оформление материалов, проектная деятельность, спектакль.
Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»
- приобретение общих знаний о культуре поведения;
- преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе;
- усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях;
- осознание общепринятых ценностей;
оценка своих способностей и потребностей.
- перенятие опыта переживания;
- преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы;
- получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых;
попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества.
- получение опыта самостоятельного действия;
-овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни;
- представить собственные проекты сверстникам, родителям ,учителям.
Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности являются публичные чтения произведений собственного сочинения, участие в различных конкурсах, школьные спектакли.
Критериями эффективности занятий при этом выступают: повышение уверенности в себе и своих возможностях; расширение литературного кругозора, формирование грамотной речи, расширение лексикона.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
- формирование адекватной самооценки собственного читательского кругозора;
- формирование целостного мировоззрения;
− формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.
Метапредметным результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- анализировать условия и пути достижения цели;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- составлять план решения учебной проблемы;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
− уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Предметными результатами изучения курса являются:
- умение работать с источниками информации;
- умение классифицировать драматические произведения;
- умение создавать образ ;
- умение создавать собственное произведение;
- умение анализировать драматическое , музыкальное произведение ;
- умение наблюдать за окружающим миром.
Содержание курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»
Основы театральной культуры (5 ч)
Театр как вид искусства. Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Культура поведения в театре.
Театры на все времена (11 ч)
Историей зарождения театрального искусства в разных странах. Законы творческого подхода разных народов. Самые известные театры мира, выдающиеся драматурги и их пьесы. Замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла.
Гимнастика чувств и пантомима (6 ч)
Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Общеразвивающие игры. Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.
Культура и техника речи (6 ч)
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Речевая гимнастика. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом.
Рождение спектакля (21 ч.)
Выбор пьесы. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом. Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов). Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля. Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Основы театрадьной культуры (5ч.) Введение. Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи курса | 2 | |
2 | Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры. Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Словарь театральных терминов. | 3 | |
3 | Театр на все времена (11 ч) Виды театров. Творцы сценического чуда. Актёрское мастерство. Спектакль и зрители | 2 | |
4 | Театры на все времена: история развития театрального искусства в разных странах. Самые знаменитые театры. Презентация | 2 | |
5 | Словарь театральных терминов. Сообщение о знаменитых актёрах. Почему их все любят и ценят их творчество. | 2 | |
6 | Особенности театров разных эпох. Словарь терминов. Понятие пантомимы | 2 | |
7 | Сообщение о К.С. Станиславском и его системе. | 2 | |
8 | Гимнастика чувств и пантомима (6ч) Действие как главное выразительное средство актёрского искусства. Понятие мизансцены. | 3 | |
9 | Мимика и жесты | 2 | |
10 | Культура и техника речи (6 ч Диалог и монолог. | 2 | |
Голос – главный инструмент актёра. Сила голоса, динамика, диапазон звучания, темп речи, тембр голоса. | 3 | ||
Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов. | 2 | ||
Рождение спектакля (21 ч) Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле | 3 | ||
Музыкальное оформление спектакля. Применение различной техники | 2 | ||
Творим самостоятельно. Режиссёр и его роль в спектакле. Автор и его замысел. Воплощение режиссёром замысла автора. | 2 | ||
Театральный словарь: афиша, анонс, премьера | 2 | ||
Становимся актёрами, режиссерами, декораторами, костюмерами, осветителями, работниками сцены и т.д. | 4 | ||
Актёрское мастерство. Пробы на роль. | 4 | ||
Режиссерское мастерство | 2 | ||
Создание правдивого образа | 2 | ||
Работа над отдельными эпизодами. | 4 | ||
Постановка танцев для отдельных эпизодов. Включение в пьесу песен | 2 | ||
Репетиции | 4 | ||
Костюмы | 2 | ||
Музыка | 2 | ||
Атрибуты | 2 | ||
Генеральная репетиция | 4 | ||
Оформление сцены | 4 | ||
Премьера спектакля Итоги нашего содружества: чему мы научились за год, что узнали, было ли интересно. | 2 2 |