Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир театра" 6 класс

Гришина Ирина Егоровна

Данная программа внеурочной деятельности составлена с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересами для занятий внеурочной деятельностью. Итоговым результатом программы планируется постановка сказки-спектакля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11с углубленным изучением отдельных предметов»

                            Курская область г. Железгогорск

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Волшебный мир театра»

Составитель Гришина Ирина Егоровна,

учитель русского языка и литературы

2017 год

                     

Программа внеурочной деятельности «Волшебный  мир театра». 6 класс.

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» для 6 классов разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемых результатов основного общего образования;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №11 суглубленным изучением отдельных предметов»;

 учебного плана МОУ «СОШ №11г.Железногорска Курской области с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Железногорска Курской области

Цели программы:

- способствование развитию умений создавать драматические произведения, анализировать драматические произведения собственного сочинения и других авторов через знакомство с аспектами театрального мастерства;

- формирование компетентности в области театроведения;

- развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

- формирование способности освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного и драматического творчества;

- развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;

- формирование способности и готовности обучающихся к литературному драматическому творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации;

- формирование способности к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

формирование способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.

Общая характеристика курса  «Волшебный мир театра»

.

Программа «Волшебный мир театра», представляя дополнительный образовательный курс общекультурного направления, позволяет и в рамках внеурочной деятельности осуществлять работу, направленную на формирование личности школьника и развитию его творческих способностей.

Содержание программы курса «Волшебный  мир театра» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, МХК, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова.

Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Волшебный  мир театра» выделяет приоритетные направления, среди которых:

- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Место курса внеурочной деятельности «Волшебный мирмир театра» в учебном плане

На изучение курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» в 6 классе согласно учебному плану отводится 2 час в неделю (всего 70 часов в год).

Особенности организации курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Литературное драматическое творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. Детское драматическое творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания, служащее в первую очередь общему развитию личности. Поэтому основными функциями курса являются:

- расширение, углубление предметных знаний;

- приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

- расширение коммуникативного опыта.

Принципы организации работы:

- добровольность, сознательность и активность учащихся;

- регулярность занятий;

- постепенность изучения материала;

- наглядность в работе;

- индивидуализация.

В процессе занятий примеряются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, декламация, беседа, анализ, обсуждение своих действий и действий одноклассников);

- наглядный (учебные фильмы, видеофильмы, схемы, таблицы, презентации, фотографии, аудиозаписи);

- практические (работа с источником информации, анализ художественного текста, создание собственных произведений, представление ).

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы, литературные вечера, сбор и оформление материалов, проектная деятельность, спектакль.

Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности «Волшебный  мир театра»

 

- приобретение общих знаний о культуре поведения;

- преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе;

- усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях;

- осознание общепринятых ценностей;

 оценка своих способностей и потребностей.

- перенятие опыта переживания;

- преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы;

- получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых;

 попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества.

- получение опыта самостоятельного действия;

-овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни;

 - представить собственные проекты сверстникам, родителям ,учителям.

Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности являются публичные чтения произведений собственного сочинения, участие в различных конкурсах, школьные спектакли.

Критериями эффективности занятий при этом выступают: повышение уверенности в себе и своих возможностях; расширение литературного кругозора, формирование грамотной речи, расширение лексикона.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса являются:

- формирование адекватной самооценки собственного читательского кругозора;

- формирование целостного мировоззрения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметным результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- анализировать условия и пути достижения цели;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

- составлять план решения учебной проблемы;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УУД:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Предметными результатами изучения курса являются:

- умение работать с источниками информации;

- умение классифицировать драматические произведения;

- умение создавать образ ;

- умение создавать собственное произведение;

- умение анализировать драматическое , музыкальное произведение ;

- умение наблюдать за окружающим миром.

Содержание курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Основы театральной культуры (5 ч)

Театр как вид искусства. Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Культура поведения в театре.

Театры на все времена (11 ч)

Историей зарождения театрального искусства в разных странах. Законы творческого подхода разных народов. Самые известные театры мира, выдающиеся драматурги и их пьесы. Замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла.

Гимнастика чувств и пантомима (6 ч)

Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Общеразвивающие игры. Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.

Культура и техника речи (6 ч)

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Речевая гимнастика. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом.

Рождение спектакля (21 ч.)

Выбор пьесы. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом. Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов). Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля. Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Основы театрадьной культуры (5ч.)

Введение. Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи курса

2

2

Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры. Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Словарь театральных терминов.

3

3

Театр на все времена (11 ч)

Виды театров. Творцы сценического чуда. Актёрское мастерство. Спектакль и зрители

2

4

Театры на все времена: история развития театрального искусства в разных странах. Самые знаменитые театры. Презентация

2

5

Словарь театральных терминов. Сообщение о знаменитых актёрах. Почему их все любят и ценят их творчество.

2

6

Особенности театров разных эпох. Словарь терминов. Понятие пантомимы

2

7

Сообщение о К.С. Станиславском и его системе.

2

8

Гимнастика чувств и пантомима (6ч)

Действие как главное выразительное средство актёрского искусства.

Понятие мизансцены.

3

9

Мимика и жесты

2

10

Культура и техника речи (6 ч

Диалог и монолог.

2

Голос – главный инструмент актёра. Сила голоса, динамика, диапазон звучания, темп речи, тембр голоса.

3

Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов.

2

Рождение спектакля (21 ч)

Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле

3

Музыкальное оформление спектакля. Применение различной техники

2

Творим самостоятельно. Режиссёр и его роль в спектакле. Автор и его замысел. Воплощение режиссёром замысла автора.

2

Театральный словарь: афиша, анонс, премьера

2

Становимся актёрами, режиссерами, декораторами, костюмерами, осветителями, работниками сцены и т.д.

4

Актёрское мастерство. Пробы на роль.

4

Режиссерское мастерство

2

Создание правдивого образа

2

Работа над отдельными эпизодами.

4

Постановка танцев для отдельных эпизодов. Включение в пьесу песен

2

Репетиции

4

Костюмы

2

Музыка

2

Атрибуты

2

Генеральная репетиция

4

Оформление сцены

4

Премьера спектакля

Итоги нашего содружества: чему мы научились за год, что узнали, было ли интересно.

2

2