Исследовательская работа «Как влияет театральная деятельность на развитие наших творческих способностей»

Самотаенкова Ирина Петровна

Целью организации исследовательской работы воспитанников театральной студии «Маленькие звёзды» является формирование образованной, гармонически развитой, творческой личности, способной добывать свои знания самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

Исследовательская работа

«Как влияет театральная деятельность на развитие наших творческих способностей»

Выполнили:

воспитанники театральной студии «Маленькие звёзды»        

Дорофеева Софья;

Мамонтова Елизавета;

Сергеев Степан.

Руководитель:

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Маленькие звёзды»

И.П. Самотаенкова.

г. Вихоревка, 2017

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Основная часть……………………………………………………………..4
  1. Теоретическая часть…………………………………………………...4
  2. Практическая часть……………………………………………………7
  1. Заключение…………………………………………………………………9
  2. Список литературы………………………………………………………10
  3. Приложение………………………………………………………………11

1.Введение

Художественно-творческая деятельность детей получила многостороннее освещение в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Г. В. Лабунской, В. А. Левина, Б. П. Юсова и др.  Ученые доказали, что художественно-творческая деятельность ребенка в различных сферах искусства положительно влияет на их развитие. Однако, мы усомнились в выводах ученых и решили самостоятельно изучить, как влияет театральная деятельность на развитие творческих способностей детей.

Театр – искусство синтетическое, одновременно воздействующее на зрителей звучащим словом, действием и пластикой актера, цветом, светом, музыкой, изобразительно-художественным решением сценического пространства и другими средствами. Синтетичность театрального искусства определяет возможность многостороннего его воздействия на детей.

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Но не стоит забывать и о существенном воспитательном и обучающем влиянии театра на ребенка и, тем более, на начинающего свой творческий путь юного артиста.

Формирование основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности закладывается на всем протяжении развития ребенка. Воспитание и развитие этих качеств личности определяют дальнейшее отношение ребенка к общечеловеческим ценностям: доброте, гуманности, справедливости, любви, патриотизму, гражданственности, ответственности и другим.

Детская театральная студия имеет большие преимущества в сравнении с другими видами студий по силе непосредственного эмоционального воздействия на личность ребенка. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, ребенок вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка. Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в этом возрасте, жизненной позиции.

 Актуальность проблемы исследования заключается в следующем: современный ребенок недооценивает влияние театрального творчества на свою жизнь. Интернет, телевидение занимают все его внимание. С развитием информационных технологий дети перестали читать книги, изучать живопись, слушать классическую музыку. Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение.

Цель исследования – выявление влияния театральной деятельности на развитие творческих способностей детей.  

Задачи:

1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Освоить исследовательские навыки.

3. Найти тесты по выявлению творческих способностей детей.

4. Провести тестирование среди воспитанников театральной студии и учащихся школы.

5. Сравнить и сопоставить результаты тестов.

Объектом исследования являются воспитанники театральной студии «Маленькие звёзды» и учащиеся школы в возрасте от 9 до 14 лет.

Предметом нашего исследования является процесс выявления творческих способностей у детей.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по теме исследовательской работы.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что у детей, которые занимаются театральной деятельностью, творческий потенциал развит намного выше, чем у ребят, которые не посещают занятия в театральной студии.

Структура исследовательской работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы, приложение.

Этапы исследования:

1. Подготовительный этап (апрель – май 2017г.) – анализ литературы по проблеме исследования; опытно-поисковая работа.

2. Основной этап (сентябрь 2017г.) – проведение тестирования, направленного на определение творческого потенциала и артистических способностей у детей. Обработка результатов.

3. Заключительный этап (октябрь – ноябрь 2017г.) – обобщение результатов тестов, обработка данных, проверка, уточнение отдельных теоретических и методических положений исследований, создание компьютерной презентации.

Базой исследования являлись театральная студия «Маленькие звёзды» и школа. Экспериментом было охвачено 65 учащихся от 9 до 14 лет.

2. Основное содержание исследования

2.1 Теоретическая часть

Театр – это древнее искусство, возникновение которого приходится на V- IV вв. до н. э. Развитие драматической поэзии повлекло за собой строительство театров. Афинские театры были гораздо больше современных и вмещали до 36000 человек, в то время как в Афинах было всего около 180000 жителей.

Постепенно театральное искусство развивалось, приобретая новые формы и значение. Театр имел успех во все времена. К началу XIX в. артистов и кукольников стали приглашать в аристократические дома. Зрителями были все домочадцы: и взрослые, и дети. Представление вносило в повседневную жизнь семьи радостное, жизнеутверждающее настроение, снимало эмоциональное напряжение, глаза детей сияли от счастья, и все это не оставалось незамеченным родителями. Видя благотворное влияние театрального действа на детские души, мамы и папы стали активно организовывать домашние спектакли, которые уже рассматривались не только как развлечение, но и как действенное педагогическое средство.

С привлечением в театр детей появилась необходимость подбора нового 
репертуара по темам более близким и понятным для юных зрителей и актеров. 
Так, наряду с религиозными спектаклями свое место в театре заняла инсценированная сказка, а рядом с шумными, озорными, резкими и непочтительными к властям народными героями появились новые герои, ставшие друзьями малыша, которые учили думать, чувствовать и сопереживать.

Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо. 

Вопрос о роли драматического театра в нравственном и эстетическом воспитании человека, в частности в воспитании детей и юношества, с давних пор привлекал к себе внимание виднейших общественных деятелей, представителей искусства и педагогической науки.

Этому вопросу уделяли место в своих трудах такие выдающиеся представители педагогической мысли, как Ян Амос Каменский, Песталоцци и др.

Мысль о большом воспитывающем значении театра горячо поддерживалась русскими просветителями XVIII в. О роли драматического искусства в деле просвещения, нравственного и эстетического воспитания писали поэты-декабристы, Пушкин и Гоголь, революционные демократы, положившие немало сил на борьбу за утверждение принципов идейности, реализма и народности в русском театре.

 «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов», - писал А. И. Герцен. Аналогичные взгляды высказывали такие прославленные деятели, русского дореволюционного театра, как М. С. Щепкин, А. Н, Островский, а также прямые продолжатели их дела, основатели Московского Художественного театра – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Говоря о силе воздействия театра, многие представители русского искусства и педагогической науки отмечали особое его влияние на подростков и юношество.

К. С. Станиславский сразу после Великой Октябрьской революции, говоря о новых невиданных возможностях эстетического воспитания народных масс, писал, что для этой цели театр имеет «самые сильные средства».

Видные  деятели русской педагогической науки XIX и начала XX в., такие, например, как Н. Пирогов, В. Острогорский, В. Шереметевский, Н. Бунаков, К. Ушинский, в отдельных своих статьях в той или иной мере непосредственно касались проблемы воспитания детей средствами театрального искусства, в одних случаях рассматривая более пристально «опасности» и трудности, связанные с решением этой задачи, в других, обращая главное внимание на большие воспитательные возможности театра, обусловленные самой его  природой, особой силой его эмоционального воздействия  на  детей. В предреволюционные годы большая группа русских педагогов ставила вопрос о необходимости планомерного систематического приобщения школьников к искусству театра, о важности связи этого вида художественной работы с процессом обучения и воспитания в классных занятиях, на уроках литературы.

 С первых лет существования советской власти вопрос о воспитании средствами театрального искусства был поставлен так широко и всесторонне, как ни в одной другой стране.

Наркомпрос при непосредственном участии А. В. Луначарского впервые же послереволюционные годы выдвинул целую программу разностороннего воспитания советских школьников средствами театра. Она должна была включать в себя и последовательное ознакомление учащихся с произведениями театрального искусства, и педагогически направленные театральные занятия (т. е. театральную самодеятельность учащихся). Для осуществления этих задач в нашей стране были созданы первые в мире специальные театры для детей (1918 – 1920 гг.) и начата разработка программ, театральных занятий с учащимися от начальных до старших классов школы.

В наши дни детский и самые различные формы школьной театральной самодеятельности, начиная с игр – драматизаций, драматических кружков и студий и кончая самодеятельными театрами, - занял прочное место в системе разностороннего воспитания современных детей.

Театр объединяет в себе ряд искусств – литературу, искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку и т. д. Именно такой синтез искусства определяет возможность «многостороннего» воздействия языка театра на сознание и чувства человека, в особенности ребенка, подростка.

Сценическое искусство – синтетическое, коллективное по своему характеру и требующее большой массы зрителей; оно способно вызвать такие сильные коллективные переживания. В свою очередь сила коллективных переживаний связана с потребностью в обмене мнений о пережитом и увиденном, что особенно важно иметь в виду при использовании театра как средства эстетического воспитания детей.

За годы существования детских театров накоплен большой опыт воспитания детей средствами театра. Передовые практики рассказывают о характере и особенностях воздействия театра на детей и подростков, о его роли в расширении их знаний, представлений, в воспитании их моральных чувств, художественных способностей и вкуса, а также о возможности связать задачу воспитания средствами театрального искусства со всей учебно – воспитательной работой школы и учреждений дополнительного образования детей.

2.2 Практическая часть

Нами было проведено исследование на базе театральной студии «Маленькие звёзды» и на базе школы. В основу исследования были положены: Психогеометрический тест, тест «Ваш творческий потенциал», тест «Артистические наклонности».

Сначала ребятам предложили пройти «Психогеометрический тест» (тест 1), для этого необходимо было выбрать одну фигуру, в отношении которой можно сказать «Это – я!».

Критериями оценки стали следующие:

Фигуру, которую ребята поместили на первое место – это основная фигура. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Если основной фигурой оказался квадрат, то ребенок – неутомимый труженик.

Треугольник символизирует лидерство, и многие дети ощущают в этом свое предназначение.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это дети, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Круг – искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди.

Зигзаг символизирует креативность, творчество. Если ребенок твердо выбрал зигзаг в качестве основной формы, то скорее всего он истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Очередное задание – это тест «Ваш творческий потенциал» (тест 2), который помогает определить границы любознательности, веру в себя, стремление быть независимым и выявить творческий потенциал. Необходимо выбрать один из вариантов ответов.

Критериями оценки стали следующие:

Если ребенок набрал 49 и более очков, то в нем заложен значительный творческий потенциал, который представляет ему богатый выбор возможностей. Если он на деле сможет применить свои способности, то ему доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У ребенка вполне нормальный творческий потенциал. Он обладает теми качествами, которые позволяют ему творить, но у него есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, его потенциал позволит ему творчески проявить себя, если он, конечно, этого пожелает.

23 и менее очков. Творческий потенциал у ребенка, увы, невелик. Но, быть может, он просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести его к мысли, что он вообще не способен к творчеству. Избавьте его от этого и таким образом решите проблему.

И, наконец, последний тест «Артистические наклонности» (тест 3), выявляющий есть ли в ребенке чувство красоты, свойственное натуре артистической.

Критериями оценки стали следующие:

Для некоторых людей искусство – украшение жизни. А есть такие, для которых область искусства – что-то совершенно ненужное и бесполезное. Нужно ответить на предлагаемые вопросы и узнать к какой группе относится ребенок.

Если ребенок набрал больше 16 очков, то можно сказать, у него есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

8 – 16 очков. Ребенок иногда витает в облаках, но, хотя красота ему и небезразлична, он скорее рационалист. Он всегда сочетает приятное с полезным.

Менее 4 очков. Такого ребенка, вряд ли остановит красота восхода или заката.

Во время исследования были получены следующие результаты:

В театральной студии «Маленькие звёзды» занимаются два класса – это 4 класс и 8 класс. Все учащиеся этих классов являются воспитанниками студии. А, вот 3 класс и 7 класс – совсем не интересуются театральным творчеством и не посещают занятий в театральном объединении.

По результатам «Психогеометрического теста» были выявлены следующие результаты (Таблица № 1. График № 1):

В 3 классе ЗИГЗАГ выбрали – 5 человек (38%), КРУГ – 2 человека (15 %).

В 4 классе ЗИГЗАГ выбрали – 9 человек (53%), КРУГ – 6 человек (35%).

В 7 классе ЗИГЗАГ выбрали – 4 человека (36%), КРУГ – 1 человек (9%).

В 8 классе ЗИГЗАГ выбрали – 12 человек (50 %), КРУГ – 8 человек (34%).

ЗИГЗАГ символизирует креативность и творчество.

 КРУГ – искреннюю заинтересованность в хороших межличностных отношениях.

По результатам теста «Ваш творческий потенциал» были выявлены следующие результаты (Таблица №2. График № 2):

В 3 классе – 49 очков набрали 2 человека (15 %), от 24 до 48 очков 4 человека (31 %), 23 очка – 7 человек (54 %).

В 4 классе – 49 очков набрали 11 человек (65 %), от 24 до 48 очков

6 человек (35 %), 23 очка – 0 человек (0 %).

В 7 классе – 49 очков набрали 0 человек (0 %), от 24 до 48 очков 9 человек (82 %), 23 очка – 2 человека (18 %).

В 8 классе – 49 очков набрали 11 человек (46 %), от 24 до 48 очков

13 человек (54 %), 23 очка – 0 человек (0 %).

49 очков – значительный творческий потенциал.

От 24 до 48 очков – нормальный творческий потенциал.

23 очка – маленький творческий потенциал.

По результатам теста «Артистические наклонности» были выявлены следующие результаты (Таблица № 3. График № 3):

В 3 классе – больше 16 очков набрали 0 человек (0%), от 8 до 16 очков набрали 13 человек (100%).

В 4 классе – больше 16 очков набрали 14 человек (82%), от 8 до 16 очков набрали 3 человека (18%).

В 7 классе – больше 16 очков набрали 0 человек (0%), от 8 до 16 очков набрали 11 человек (100%).

В 8 классе – больше 16 очков набрали 17 человек (70%), от 8 до 16 очков набрали 7 человек (30%).

Больше 16 очков – есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

8 – 16 очков – рационалист, хотя красота ему небезразлична.

3.Заключение

Таким образом, анализ результатов тестов показал, что у воспитанников театральной студии «Маленькие звёзды» высокий творческий потенциал, есть чувство красоты и артистические наклонности. К тому же большинство из них выбрали фигуры Зигзага и Круга, что говорит о их креативности, творчестве и искренней заинтересованности в хороших межличностных отношениях.

 У учащихся школы, которые не посещают занятия в объединении,

 в результате тестирования выявлены: нормальный и маленький творческий потенциал, они рационалисты и не обладают в должной мере артистическими наклонностями, хотя красота им не безразлична. «Психогеометрический тест» показал, что многие ребята находятся в состоянии поиска, их не увлекает театральное творчество, скорее всего, им нравятся другие направления в искусстве и спорте.

Отсюда следует вывод: в результате нашего исследования было выявлено следующее: что дети, посещающие театральную студию «Маленькие звёзды», отличаются высокой работоспособностью, большой познавательной активностью, открытостью в общении. У большинства воспитанников детского объединения на достаточно высоком уровне развиты творческие способности и такие важные личностные качества как ответственность и коммуникабельность. 

Также исследования показали, что занятия театральным творчеством помогает ребенку раскрыть свои таланты; понять себя и окружающий мир; обогатиться положительными эмоциями; найти новых друзей и, конечно, детская театральная студия способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Исследование помогло узнать много нового: мы освоили исследовательские навыки, научились проводить тестирование, строить таблицы и графики, сопоставлять результаты тестов. Нам понравился сам процесс исследования и путь поиска по которому мы прошли.

4. Список литературы

1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра. – М., Современник, 1998.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: Союз, 1997.

3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.

4. Касьянов С.А. Большая книга тестов. М., Олма-Пресс, 2001.

5. Левин В.А.  Воспитание творчества. М., 1977.

6. Лейсбон В.И. Природа как средство эстетического воспитания дошкольников. М., 2009.

7. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М., 2009.

8. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 2009.

9. Театр повышенной тревожности: Мастера театра для детей о театральном воспитании. - М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), №12(88), 2004г.

10. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Виды искусств и их взаимодействие». М., 2001.

 

5.Приложение 1.

Таблица № 1. Психогеометрический тест

 Фигуры

Классы

зигзаг

круг

квадрат

треугольник

прямоугольник

3 класс

5 чел. (38%)

2 чел. (15%)

2 чел. (15%)

3 чел.

(32%)

0 чел.

 (0%)

4 класс

9 чел. (53%)

6 чел. (35%)

1 чел. (6%)

1 чел.

 (6%)

0 чел.

(0%)

7 класс

4 чел. (36%)

1 чел. (9%)

2 чел. (18%)

1 чел.

(9%)

3 чел.

(27%)

8 класс

12 чел. (50%)

8 чел. (34%)

2 чел. (8%)

1 чел.

(4%)

1 чел.

(4%)

График № 1.

Таблица № 2.

Тест «Ваш творческий потенциал»

Баллы

Классы

49

и более очков  

от 24 до 48 очков

23

и менее очков  

3 класс

2 чел. 15%

4 чел. 31%

7чел. 54%

4 класс

11 чел. 65%

6 чел. 35%

0 чел. 0%

7 класс

0 чел. 0%

9 чел. 82%

2 чел. 18%

8 класс

11 чел. 46%

13 чел. 54%

0 чел. 0%

График № 2.

Таблица № 3.

Тест «Артистические наклонности»

Очки

Классы

больше 16 очков

от 8 до 16 очков

менее 4 очков

3 класс

0 чел. 0%

13 чел. 100%

0 чел. 0%

4 класс

14 чел. 82%

3 чел. 18%

0 чел. 0%

7 класс

0 чел. 0%

11 чел. 100%

0 чел.  0%

8 класс

17 чел. 70%

7 чел.  30%

0 чел. 0%

График № 3.

Приложение № 2.

  1. «Психогеометрический тест»

Взгляните на следующие фигуры:

http://azps.ru/tests/stest/image002.gif

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это – я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1.

Теперь прономеруйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место – это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности

КВАДРАТ.

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат – фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г…  Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами – техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами.

ТРЕУГОЛЬНИК. 
Эта фигура символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичные, сильные личности. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений.
ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГ.

Круг – это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди. Круг – самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги – лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда – в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Круг – нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор – ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГ.

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция – это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы.

Приложение № 3.

  1. Тест «Ваш творческий потенциал»

Выберите один из вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1; за ответ «в» - 2.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопрос 10 – амбициозность; вопросы 12 и 13 – «слуховую» память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Приложение № 4.

  1. Тест «Артистические наклонности»

Некоторые любят петь. Другие могут целыми днями слушать музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство – украшение жизни. А есть люди, для которых область искусства – что-то совершенно ненужное и бесполезное. Ответив на предлагаемые вопросы, вы узнаете к какой группе Вы относитесь.

1. Есть ли разница между словами тон и нюанс?

2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?

3. Вы любите рисовать?

4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

5. Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

6. У вас очень плохой почерк?

7. Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?

8. Любите ли вы посещать музеи?

9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?

10. Вы любите чертить геометрические фигуры?

11. Часто ли посещаете художественные салоны?

12. Склонны ли вы долго бродить по улицам?

13. Любите ли одиночество?

14. Кажется ли вам абсурдом, когда кто-то начинает декламировать стихи?

15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?

16. Надолго ли запоминаете красивые пейзажи?

17. Кажутся ли вам очень красивыми морские камни?

18. Любите ли новые встречи и знакомства?

19. Нравится ли вам читать стихи вслух?

20. Не было ли желания разрисовать картинами стены своей комнаты?

21. Часто ли меняете прическу?

22. Часто ли переставляете мебель у себя дома?

23. Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?

24. Пишете ли вы стихи?

Посчитайте себе одно очко за каждый ответ «да» на вопросы:

 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24

и ответ «нет» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 15, 18.

Больше 16 очков. Можно сказать, совершенно определенно одно: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

8 – 16 очков. Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы скорее рационалист. Короче говоря, вы всегда сочетаете приятное с полезным.

Менее 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката.