Тема занятия: Сценическая речь. Упражнения для разработки голосового диапазона.

Копылова Ольга Валерьевна

Знакомство с разделом техники речи - дикция.

Раздел техники речи, занимающийся рассмотрением вопросов произнесения каждого отдельного звука человеческой речи, называется дикцией. Когда мы говорим, что у человека хорошая дикция, это значит, что все звуки он произносит правильно (т.к. они должны произноситься в соответствии с законами русского языка) и ясно. Если человек шепелявит, картавит, гнусавит, неверно или нечетко произносит те или иные звуки, мы говорим, что у него плохая дикция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_3.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

План занятий

Тема занятия: Сценическая речь. Упражнения для разработки голосового диапазона.

 Цели занятия:

Образовательная:

Тренировка в артикуляции гласных и согласных.

Воспитательная:

развивать познавательный интерес, творческие способности

Развивающая:

Активизировать артикуляционную деятельность посредством тренировки мышц, участвовавших в процессе произношения.

Оборудование:

Листочки с заданиями

Ход занятия

Организационные вопросы. Повторение пройденного материала. 5мин.

Знакомство с разделом техники речи - дикция 5 мин.

Работа со скороговорками, чистоговорками 12мин.

Выполнение упражнений 15 мин

Итог занятия 5 мин

Содержание учебного материала

Повторение изученного материала:

1. Из каких частей состоит речевой аппарат человека?

2.Какие упражнения вы знаете для

А. губ

Б. нижней челюсти

В. языка 

Знакомство с разделом техники речи - дикция.

Раздел техники речи, занимающийся рассмотрением вопросов произнесения каждого отдельного звука человеческой речи, называется дикцией. Когда мы говорим, что у человека хорошая дикция, это значит, что все звуки он произносит правильно (т.к. они должны произноситься в соответствии с законами русского языка) и ясно. Если человек шепелявит, картавит, гнусавит, неверно или нечетко произносит те или иные звуки, мы говорим, что у него плохая дикция.

Дикция – вежливость актера. Воспитание дикционных навыков направлена на то, чтобы активизировать артикуляционную деятельность, посредством тренировки мышц, участвовавших в процессе произношения. Весь тренировочный комплекс при выработке ясной дикции должен строиться на принципе- сочетание двигательных упражнений, с произнесением слогов, слов, фраз.

- А сейчас рассмотрим гласные звуки. Они делятся на твердые и мягкие:

ГЛАСНЫЕ

а, е, е, о, у, ю, э, и, я, ы

ТВЕРДЫЕ

у, о, а, э, ы, и

МЯГКИЕ

е, е, я, ю, и

ЙОТИРОВАННЫЕ

я=й+а; е=й+о; ю=й+у; е=й+э

Йотированные представляют собой сочетание двух звуков: согласного=й(йот)+гласного

я=й+а; е=й+о; ю=й+у; е=й+э

Для тренировки в артикуляции гласных и согласных берутся упражнения, основанные на слоге:

- Возьмем звуки:

Б – П

Би-бэ-ба-бо-бу-бы; Пи-пэ-па-по-пу-пы;

- Прочитать  с мягкими гласными в слух.

Би-бе-бя-бе-бю-би; Пи-пе-пя-пе-пю-пи;

Каждое сочетание – это снежок, который необходимо «докинуть» в разные точки аудитории. Сначала это рядом партнер, а затем все дальше.

Учащиеся «докидывают» словосочетания.

Для достижения подлинной выразительности речи необходимо научиться четко и ясно говорить с разной быстротой. Помочь в этом может работа над скороговорками.

Произносить отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу, например, сообщить, предупредить, приказать, похвастаться и т. д.

Работа со скороговорками, чистоговорками закрепление скороговорками, с тем же условием «добросить» их.

Скороговорки

  1. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
  4. У бабы от пуховика болят бока.

Выполнение упражнений

–Нужно представить Метание городков (бросок только на последний слог)

Бибибибибип Пипипипипип

Бэбэбэбэбэп Пэпэпэпэпэп

 продолжите с остальными гласными, твердыми звуками.

Тренировка пучков согласных.

- Вам нужно произнести следующие пучки:

Кпти-кптэ-кпта-кпто-кпту-кпты

Самостоятельная работа.

Пучки согласных Бдт, нужно продолжить.

Работа со скороговорками. (раздать всем скороговорки)

Нужно произнести скороговорку с открытым и закрытым ртом, сжав зубы

Ладонь перед ртом, произнести скороговорку медленно, затем убрать ладонь, произнести ее быстрее.

Работа с мягкими гласными звуками.

Пучок звуков Сфптл

Сфптли-сфптле-сфптля-сфптле-сфптлю-сфптли.

Каждый звук следует отрабатывать до тех пор, пока не будет достигнута нужная четкость, правильность и беглость произнесения, которая будет даваться без особых усилий.

При отработке звуков следует обратить внимание на те, которые вы произносите неправильно: уделять больше времени их тренировке, придумывать больше слов с этими звуками, тщательно следить за произнесением всех звуков.

В заключение хочется прочесть слова К. С. Станиславского:

«Каждый из звуков, слагающихся в слово, каждая гласная, как и согласная, являются как бы особой нотой, занимающей свое место в звуковом аккорде слова, и выражают ту или иную частицу просачивающейся через слово души. Вот почему и работа над усовершенствованием фонетической стороны речи не может ограничиваться механическими упражнениями речевого аппарата, но должна быть направлена на то, чтобы научиться ощущать каждый отдельный звук слова, как орудие художественной выразительности. Подведение итогов занятия