Тема занятия: Режиссура театрализованных представлений. Понятие этюд.

Копылова Ольга Валерьевна

Овладеть азбукой режиссуры возможно только через упражнения и основное из них этюд. С помощью этюда в нашем (театральном) творчестве можно практически осознать сценические основы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_2.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Режиссура театрализованных  представлений. Понятие этюд.

Цели занятия:

Образовательная:

Познакомить учащихся с понятием этюд, научить учащихся работать над этюдами.

Воспитательная:

Воспитание самостоятельности, творческой инициативы, активности.

Развивающая:

Развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

 План занятий

- Организационный момент

- Обсуждение темы занятия

- Изучение нового материала

-  Выполнение этюдов

-  Итог занятия

Содержание учебного материала.

«Нет упражнений без искусства,как и искусства без упражнений»

Обсуждение темы занятия

Овладеть азбукой режиссуры возможно только через упражнения и основное из них этюд. С помощью этюда в нашем (театральном) творчестве можно практически осознать сценические основы.

Этюд – это также «средство вспомнить жизнь».

(К. С. Станиславский)

Изучение нового материала

Это средство самовоспитания артиста и воспитание жизни роли. Через этюд тренируется актерская природа в разнообразных ситуациях сценической жизни. Определяющее значение этюда в том, что он подготавливает сценическую грамотность.

Этюд в любом его значении – это подспорье, тренировочный прием и, следовательно, он не может быть самоцелью. Он только творческое средство поиска себя в профессии, в роли и в спектакле.

- Вот сейчас давайте изучим стул, на котором сидит Аня. Это настроечное упражнение. Глаза, обоняние. Осязание – все направлено на то, чтобы, тщательно изучить стул. Ткань обивки, стыки клейки и перекос деталей, фактура дерева, щербинки на нем оцениваются через ощущения.

- Давайте каждый потрогает стул.

В работу включены все органы чувств – идет настройка.

Если же деликатно подсказать воображению – «А что, «если бы» в этом стуле были спрятаны драгоценности?» - то уже начинается тренинг, так как подключается вымысел.

- Давайте сейчас попробуем сыграть этот этюд

Работа над этюдом.

- Что же такое  этюд по вашему мнению?

Обсуждение

Обобщение ответов.

Этюд – это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением – «если бы». Воображаемое «если бы» питается живым опытом, живым чувством исполнителя. Если за этюдом не стоят живые наблюдения, и в нем нет процесса рождения, развития, завершения факта, то это не этюд. Этюд – событийный эпизод, как всякий жизненный факт, - возник, развился, исчерпался. Происшествие в этюде может быть маленьким, может быть грандиозным, но оно должно всегда присутствовать в нем.

Верная структура этюда обязательно включает происшествие, через которое выражается определенный смысл.

Если взять любой отрезок жизни, то мы увидим, что в нем одно событие порождает другое, в этом есть процесс движения. Такое движение – закон реальной жизни. Следовательно, оно должно стать законом и отрезка сценической жизни. Значит главное в этюде – движение. Упражнение, в котором нет движения истории, нельзя назвать этюдом.

Конечно, этюд только звено в сложном воспитательном и творческом процессе, но наисущественнейшее, так как оно помогает в самовоспитании актера, учти работать над ролью. И, наконец, через него строится спектакль, т . е. сценическое произведение.

Этюд в русскую реалистическую школу вошел с поздним Станиславским.

Этюд – это отрезок жизни, известный мне, может даже прожитый мною.

Поэтому первое задание – этюд на незнакомое дело: «а что, если бы» мы чистили зубы, надевали обувь, собирались в школу. Вспомним, как мы это делаем.

Условия: Первое этюдное задание должно быть на прожитое, на простой, скромный опыт, который известен вам.

Выполнение этюдов

Обсуждение

- Вспомните какую-то историю, которая у вас была первый раз в жизни.

Варианты: Первый звонок в школе

Мой первый новый год

Первый раз в зоопарке

Первый раз прокатился на аттракционе и т.д.

Первый раз в жизни – это всегда что-то острое, памятное, эмоциональное. Вспоминая, как это было, иду по пути своей памяти, своих ощущений, своих впечатлений.

Это задание работает на воспитание воображения, фантазии, оно возбуждает живое чувство, пробуждает у учащихся чувственное, эмоциональное отношение к прожитому.

Выполнение этюдов

Обсуждение

Итог занятия: В тренинге есть увлекательное упражнение – «интересный факт». Суть его в том, что на какой-нибудь интересный факт, который мы видели, слышали, вычитали, узнали, надо сыграть этюд.

Это будет вашим домашним заданием.

Результаты занятия

 Методы и приемы работы.

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

2. Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

3. Практические методы обучения

Домашнее задание:

Придумать этюд на тему «Интересный факт»