Дополнительная образовательная программа «ТЕАТР И ШКОЛА»

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_i_shkola.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«ТЕАТР И ШКОЛА»

Для детей 7 – 11 лет.

Срок реализации 3 года

                                                         

Автор: Протопопова  Марина Михайловна,

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                   высшей квалификационной категории

                                   

                           

Пояснительная записка 

   Направленность программы «Театр и школа»

по содержанию является художественной;

по функциональному предназначению  - общекультурной;

по форме организации – групповой;

по времени реализации – трехгодичной.

Новизна программы состоит в том, что воспитание детей и подростков  средствами театрального искусства осуществляется преимущественно в учреждениях дополнительного образования. Для вовлечения в процесс творчества во внеурочное время учащихся на базе общеобразовательной школы разработана  программа обучения «Театр и школа». Данная программа способствует  созданию условий для систематических занятий театральным искусством, с целью раскрытия и развития творческих способностей учащихся  начальных классов.

Автором  подобраны,  систематизированы средства и методы театральной педагогики,  разработаны  комплексы  разнообразных игр, адаптированные  для младшего школьного возраста с учетом занятости учащихся во внеурочное время в школе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современная система  школьного образования находится в  поиске и разработке новых образовательных технологий, применяемых  во внеурочной деятельности детей.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Именно театральная  деятельность, а в частности программа «Театр и школа»   дает возможность созданию ситуации успешности, комфортности и мотивации учащихся к учебе.

На занятиях,  по данной  программе используются театральные  игры и упражнения  по актерскому мастерству,  сценической  речи, физическому развитию, направленные, прежде всего на снятие физических и психологических зажимов, на развитие памяти, воображения, произвольного внимания, на формирование четкой, грамотной речи, что является одной из основных проблем развития и воспитания детей младшего школьного возраста.

        Педагогическая целесообразность программы   объясняется тем, что для автора  принципиально важно  эмоциональное  благополучие учащихся школы во внеурочное время, поэтому театральная деятельность  рассматривается, как средство общего развития, способное сформировать художественно-творческие способности младших школьников,

поэтому основными принципами являются:

- развивающий характер учебного материала;

- комфортность;

- активность учащихся;

- коммуникативная эффективность.

Игровой принцип является ведущим. В процессе выполнения разнообразных игр  повышается продуктивность занятий, интерес у учащихся  к учебному процессу.

Игровая деятельность проходит в трех направлениях:

  1. Развитие и тренировка личности.
  2. Развитие и тренинг психофизического аппарата.
  3. Развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества.

         Игры и упражнения всех трех направлений в практике  взаимосвязаны. Последовательность их выполнения имеет внутреннюю логику, которая предполагает своеобразное движение от самых простых игр - упражнений,  (направленных, прежде всего на развитие  у учащегося свободного психофизического физического самочувствия, снятия различного напряжения, развитие основных элементов сценической грамоты), к «сложным упражнениям» (с включением волшебного «если бы»), которые являются  началом и основой творчества.  

Присутствие игровых форм на занятиях позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Регулярные разминки, смена положения и рода занятий способствуют быстрому  усвоению материала и сохранению физического здоровья.

        Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей учащихся, без интеллектуальных и  физических перегрузок. Активное использование здоровьесберегающих технологий  на практике позволяет автору решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, создать условия, в которых каждый чувствуют себя комфортно, и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от собственной деятельности.

        В целях здоровьесбережения учащихся автор активно использует метод релаксации. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены. Умение расслабиться помогает одним учащимся снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.

Цель:  формирование  и совершенствование познавательных  и творческих способностей,

сохранение и укрепление психофизического здоровья  младших школьников, их адаптация в социальной среде через вовлечение  в театрально - игровую деятельность.

Задачи:

  1. Создать условия для раскрепощения (снятия зажимов и комплексов).
  2. Сформировать четкую, грамотную речь.
  3. Развивать произвольное внимание, память.
  4. Развивать творческое мышление, воображение, словотворчество.
  5. Создать  условия, способствующие  активизации и интереса учащихся,  к  учебной  деятельности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

Отличительными  особенностями  программы является формирование группы не по степени подготовки, а по годам обучения  актерскому мастерству, которое применяется  в жизнедеятельности отдельного  класса, в  общеобразовательной школе,  позволяя учащимся  в полной мере показать себя, раскрыть  свои нераскрытые  увлечения и способности.

На занятиях активно  используются театральные игры и упражнения, этюды, направленные  на развитие творчества учащихся, сплоченности коллектива, способствующие  развитию рефлексии, самопознания, поддерживая  интерес к процессу обучения.  

Наиболее эффективным  методом обучения для овладения основными элементами актерского мастерства  является метод показа.  Дети младшего школьного возраста, имея маленький жизненный опыт,  особенно часто нуждаются в показе педагога. Показ, проведенный педагогом в определенных обстоятельствах, может служить как первичная визуальная информация, а может служить, как иллюстрация к устной информации. Разнообразие показа на занятиях учит оценивать показ с точки зрения жизненной правды, дает возможность учиться на чужих ошибках и значительно сокращает подготовительный период процесса  овладения основными элементами актерского мастерства.

Для формирования  у учащихся позитивного отношения к себе, ощущения радости, получения удовольствия от  творческой  деятельности практически на  каждом занятии  педагог  большую часть времени отводит на создании ситуации успеха через ряд упражнений и игр.

        Занятия построены так, чтобы были доступны и интересны учащимся, вызывали положительные эмоции в процессе обучения. Имеют четко разработанную структуру и состоят из трех частей:

1 часть. Вводная. Эта часть занятия включает в себя приветствие,  игры на снятие первичной физической, речевой  и эмоциональной зажатости. Для того чтобы узнать эмоциональное состояние, уровень активности учащихся, каждое занятие начинается с разминочных игр – упражнений.

2 часть. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Основную часть занятий составляет система театральных игр - упражнений,  этюдов,   направленных на приобретение основных навыков актерского мастерства, на развитие и совершенствование психофизического аппарата учащегося. Каждое новое занятие в основной части несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру.

3 часть. Завершающая. Цель этой части занятий —  закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Используется разминки, подвижные игры и ритуалы прощания. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми.

        Содержание всей программы   подчинено принципу «от простого к сложному» и представлено в двух общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, но с каждым новым годом, на более высоком уровне.

Основной раздел «Мы будем играть!»  делится на три темы.

1.«Разминочные игры» (Разминка). Данная тема объединяет учебно-тренировочные  игры и упражнения направленные на речевое и физическое развитие. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность и включает в себя игры - упражнения по сценическому движению, и игры - упражнения по сценической речи.  Одни упражнения  разминки позволяют  активизировать учащихся, другие – снять эмоциональное напряжение и проводятся в начале любого занятия, это так называемые «настроечные  игры - упражнения».

        2.«Развивающие игры». Тема включает в себя  игры, упражнения,  направленные на развитие внимания и памяти, воображения и образного мышления,  создание  атмосферы свободного общения, сплоченности коллектива, способствующие  развитию рефлексии, самопознания, поддерживая  интерес к процессу обучения.

        3.«Театральные игры». Для  освоения сценической грамоты тема начинается с  простых театральных игр – упражнений,   которые готовят учащихся к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. В дальнейшем перерастают в тренировочные этюды, затем в этюды. Работа над этюдами развивает  способность быстро реагировать  на условия вымысла конкретными действиями, умение передавать эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных средств.

        Итоговый раздел  «Мы играем!» рассчитан на постановочный результат. В процессе подготовки к спектаклям, театрализациям у детей  не только развивается  и тренируется  память, мышление, фантазия,  но и  вырабатывается  чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививается  чувство коллективизма. Основой для итоговой работы являются удачные этюды или сценическое воплощение литературного произведения. Заканчивается итоговым  занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.

На первом году обучения дети получают первые элементарные представления о театральной деятельности, знакомятся со сценической грамотой на практике, учатся владеть своим телом, ориентироваться в пространстве через определенные игры и упражнения.

        На втором, третьем  годах обучения перед учащимися  ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество игр, упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.  Активно ведется этюдная  работа, в которой   используются  игры, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах. Для развития творческого воображения и эмоционального мира учащихся активно используется сочинительство сказочных сюжетов на основе различных игр и упражнений. Во время занятий обучающиеся   придумывают сказочные сюжеты, невероятные истории,  которые потом воплощают с помощью театрального представления.

        Результатом  практической творческой деятельности становится постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, или  инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-11 лет.  Учащиеся младшего школьного возраста отличаются подвижностью,  неустойчивостью  внимания, любознательностью и эмоциональной впечатлительностью. Поэтому при организации занятий большее время занимают игры,  направленные  на развитие внимания и памяти, воображения и образного мышления,  имеющие  познавательный характер.

Младшие школьники очень чувствительны к похвале, поощрению, вниманию к ним. Поэтому, практически на  каждом занятии большая часть времени отводится на создании ситуации успеха через ряд упражнений и игр, что  ведет к формированию у учащегося позитивного отношения к себе, получение удовольствия от  творческой  деятельности.

Формы занятий:

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:  

По количеству детей, участвующих в занятии – задания могут выполняться целой группой,  малыми группами, индивидуально.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся  –  игра, беседа, диалог, различные виды тренингов: речевые, физические, психофизические,  импровизация,  сотрудничество в продуктивной творческой деятельности.

        По дидактической цели – вводное занятие, практические занятия. Теоретические  сведения по актерскому мастерству, сценической речи, движению  даются в процессе практических занятий в форме педагогических комментариев.

 Режим занятий:

         Программа 1-го года обучения рассчитана  на целый учебный год и включает в себя 36  часов. Частота и длительность проведения: 1 раз в неделю, по 40 минут. Рекомендуемый возраст детей: 7-10 лет.  Классы делятся  на подгруппы по 12 - 15 человек.

        Программа 2-го,3-го  годов обучения рассчитана  на целый учебный год и включает в себя 72  часов. Частота и длительность проведения: 2 раза в неделю, по 40 минут. Рекомендуемый возраст детей: 9-11 лет.  Численностью в подгруппах по 10- 12 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения

Учащийся будет знать:

- приемы разминки и разогрева тела;

- 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;

- 3-5 упражнений речевого тренинга.

- виды внимания (произвольное и непроизвольное);

- культуру восприятия замечаний.

Учащийся будет уметь:

- ассоциативно мыслить;

- преодолевать нестойкость внимания;

- активизировать свою фантазию;

- уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;

- работать в коллективе.

Учащийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи:

- осознавать свое членство в группе, разделять радость,  успех и  неудачу;

- участвовать в общем действии;

- умению осознавать свои поступки.

Учащийся способен проявлять следующие отношения:

- дружелюбные отношения к театральной игре;

- партнерские отношения к игре;

- активное доброжелательное отношение к окружающим.

Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения

Учащийся будет знать:

- предлагаемые обстоятельства «если бы»;

- значение слов мимика, жесты, эмоции;

- что такое этюд;

- приемы подготовки и выполнения этюдов.

Учащийся будет уметь:

-  рассказывать о своих наблюдениях;

- находить средства выражения образа в мимике, жестах, пластике;

- сосредотачиваться и верить в то, что делаешь;

- уметь самостоятельно выполнять упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики;

- выполнять базовые упражнения на физическую подготовку;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- распределять себя в сценическом пространстве;

-  выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы, поступающие со стороны зрителей.

Учащийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи:

- организовать себя и свое время;

- анализировать совместную деятельность, обмениваться своими впечатлениями с другими.

Учащийся способен проявлять следующие отношения:

- способность к состраданию и сочувствию;

- быть чувствительным к потребностям других, не навязывая свою волю другим.

Ожидаемые результаты освоения программы третьего года обучения

Учащийся будет знать:

- знать различные способы сочинения сказочных историй;

- что такое мизансцена;

- основные законы построения этюда.

Учащийся будет уметь:

- уметь сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;

- уметь воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды,

- уметь произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на мышечную релаксацию;

- четко и быстро проговаривать скороговорки;

- самостоятельно создавать этюды.

Учащийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи:

- самостоятельно и организовано действовать в любой творческой работе (как индивидуально, так и в коллективе).

Учащийся способен проявлять следующие отношения: 

- проявлять уважение к художественной литературе и чтению;

- строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания.

Способы проверки результатов освоения программы первого года обучения:

Навыки и умения реализуются  в форме показа удачных этюдов или театрализации на творческом отчете  в конце учебного года.  Работа  оценивается зрителями, педагогами и родителями.

Способы проверки результатов освоения программы второго, третьего годов обучения:

Формой контроля является зрительский показ в конце учебного года открытого занятия или  театрализованного представления.

Учебно-тематический план

первый год обучения

Раздел, тема

Всего

Теор.

Практ.

1

Введение в программу «Театр и школа»

1.1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Мы будем играть!

2.1

Игра-путешествие в мир "Театр"

1

0,5

0,5

2.2

Разминочные игры

3

3

2.3

Развивающие игры

3

3

2.4

Театральные игры

17

1

16

3

Мы играем!

3.1

Мы играем Чуковского!

10

1

9

3.2

Итоговое занятие

1

1

Итого

36

3,5

32,5

Содержание

Раздел 1.  Введение в программу  «Театр и школа»

Тема 1.1. «Вводное занятие»

Содержание материала: Ознакомление с программой обучения. Творческое начало «Мы будем играть!».  Инструктаж по ТБ.  Правила поведения на сцене, за кулисами, в общественных местах.

Формы занятий:  Вводно-организационное занятие.  Теоретическая часть – ознакомительная беседа. Практическая часть – театральные игры на знакомство, раскрепощение.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: игровой метод. Подборка игр и упражнений, художественный материал о театральном искусстве.

Раздел 2. Мы будем играть!»

Тема 2.1. «Игра-путешествие в мир "Театр"».

Содержание материала: Практическое знакомство с актерским мастерством. Путешествие по творческим станциям: «Речевая», «Пластическая», «Игровая».

Форма занятий: Игра-путешествие.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: игровой метод, метод показа. Сценарий открытого занятия. Презентация.

Тема 2.2. «Разминочные игры»

Содержание материала: Снятие  речевых и физических  зажимов. Дыхание. Артикуляция. Четкость и выразительность речи. Работа с помощью скороговорок. Снятие   физических  зажимов.  Развитие свободного физического и психического самочувствия. Творческие задания на развитие пантомимики.

Форма занятий: тренинг, групповые практические занятия  в форме движенческой и речевой разминок.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы:  метод игрового содержания, метод полных нагрузок. Учебный материал - комплекс разминочных упражнений для развития  сценической речи  и сценического движения. «Копилка скороговорок».  Магнитофон. CD.

Тема 2.3.«Развивающие игры»

Содержание материала: Выявление  способностей и возможностей каждого учащегося.. Произвольное  внимания, сосредоточенность,  зрительная память, наблюдательность, ассоциативное мышление. Коллективное взаимодействие и творчество.

Форма занятий: Беседы, игровые, практические.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  Учебный материал – подборка  развивающих игр.

Тема 2.4. «Театральные игры»

Содержание материала:  Ознакомление с основными элементами актерского мастерства: фантазия,  внимание, эмоциональная память, актерская смелость. Тренировочные этюды. Выбор и репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых упражнений.

Форма занятий: Игровые, практические. Задания могут выполняться целой группой, подгруппой и индивидуально.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: метод показа, метод полных нагрузок, этюдный метод, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал:  учебный материал – подборки театральных игр, этюдов.

Раздел 3. Подведение итогов

Тема 3.1. «Мы играем Чуковского!»

Содержание материала: Знакомство с произведением. Сказки К.Чуковского. Выбор произведения. Краткие сведения о выбранном произведении. Знакомство со сценарием по произведению. Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение сказочных героев, особенности речи, костюмы. Чтение сценария по ролям.  Репетиции по сценам театрализованного представления.

Форма занятий:  Групповые практические  занятия творческого характера. Репетиции.  

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок, импровизации. Дидактический материал: сказки Чуковского.  Сценарий.  Магнитофон. Реквизит. Элементы декораций. Элементы театральных костюмов.

Тема  3.2. Итоговое занятие

Содержание материала:  Показ на «доброго зрителя». Показ театрализованного представления «Играем Чуковского!».

Форма занятий: Групповое, практическое занятие творческого характера. Подведения итогов: Показ. Совместное обсуждение и самооценка.

Методическое обеспечение: учебный материал, реквизит, элементы декораций и костюмов. Музыкальное сопровождение.

Учебно-тематический план

второй год обучения

Раздел, тема

Всего

Теор.

Практ.

1

Введение в программу  «Театр и школа»

1.1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Мы будем играть!

2.1

Разминочные игры

10

10

2.2

Развивающие игры

6

6

2.3

Театральные игры

26

3

23

3

 Мы играем!

3.1

Мы играем «Цирк на сцене»

28

2

26

3.2

Итоговое занятие

1

1

Итого

72

6

66

Содержание

Раздел 1.  Введение в программу «Театр и школа»

Тема 1.1. «Вводное занятие»

Содержание материала: Ознакомление с содержанием программы второго года обучения. Творческое начало «Мы будем играть!».  Инструктаж по ТБ.  Правила поведения на сцене, за кулисами, в общественных местах.

Формы занятий:  Вводно-организационное занятие.  Теоретическая часть – ознакомительная беседа. Практическая часть –  развивающие игры.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: игровой метод. Подборка игр и упражнений, художественный материал о театральном искусстве.

Раздел 2. «Мы будем играть!»

Тема 2.1. «Разминочные игры»

Содержание материала: Снятие  речевых  зажимов. Дыхание. Артикуляция. Четкость и выразительность речи. Работа с помощью скороговорок. Снятие   физических  зажимов Развитие свободного физического и психического самочувствия. Отработка выразительности рук. Выразительность  движений. Координация движений.

Форма занятий: тренинг, групповые практические занятия  в форме движенческой и речевой разминок.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы:  метод игрового содержания, метод полных нагрузок. Учебный материал - комплекс разминочных упражнений для развития  сценической речи  и сценического движения. «Копилка скороговорок».  Магнитофон.  CD.

Тема 2.2.«Развивающие игры»

Содержание материала: Снятие эмоционального напряжения. Внимание, память, наблюдательность. Создание атмосферы свободного общения. Развитие и тренировка  навыков коллективного взаимодействия и творчества. Выразительные средства – эмоции.

Форма занятий: Игровые, практические. Задания могут выполняться целой группой, подгруппой и индивидуально.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  Учебный материал – подборка  развивающих игр.

Тема 2.3. «Театральные игры»

Содержание материала:  Создание соответствующего эмоционального настроя. Познание  мира природы через обучение сценической грамоте: тренировка произвольного внимания, сосредоточенности, скорости внимания, внутреннего видения, артистической смелости,  воображения. Работа над внешней техникой образов. Поиски внешней характеристики через пластику, звукоподражание. Имитация  простейших движений  животных и насекомых. Этюды  на основе литературных произведений. Наблюдение за рыбами, птицами, животными. Показ своих наблюдений. 

Форма занятий: Игровые, практические. Задания могут выполняться целой группой, подгруппой и индивидуально.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: метод игрового содержания, метод импровизации.  Учебный материал – подборки театральных игр, тренировочных этюдов, этюдов. Магнитофон.  CD.

Раздел 3. Мы играем!

Тема  3.1. «Мы играем «Цирк на сцене»

Содержание материала. Беседа об  эстрадном искусстве и цирке. Просмотр  презентации

«Цирк». Выбор конкретных ролей: клоуны, конферансье, дрессированные звери, дрессировщик, фокусник и т.д. Импровизированные этюды. Использование фонограмм.

Форма занятий:  Групповые практические  занятия творческого характера. Репетиции.  Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и самооценка.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок, импровизации. Дидактический материал: учебный материал. Магнитофон. Реквизит. Элементы декораций. Элементы театральных костюмов.

Тема  3.2. « Итоговое занятие»

Содержание материала: Творческий отчет в форме открытого занятия «Этюдная работа»  или театрализованного представления,  для сверстников, педагогов, родителей.  

Форма занятий: Групповые, индивидуальные и практические занятия творческого характера.

Методическое обеспечение: Учебный материал, реквизит, элементы декораций и костюмов. Музыкальное сопровождение.

Учебно-тематический план

третий год обучения

Раздел, тема

Всего

Теор.

Практ.

1

Введение в программу  «Театр и школа»

1.1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Мы будем играть!

2.1

Разминочные игры

10

10

2.2

Развивающие игры

1

1

2.3

Театральные игры

13

0,5

12,5

2.4

Сказочные игры

14

1

13

3

 Мы играем!

3.1

Мы играем сказки

32

0,5

31,5

3.2

Итоговое занятие

1

1

Итого

72

3

69

Раздел 1.  Введение в программу «Театр и школа»

Тема 1.1. «Вводное занятие»

Содержание материала: Ознакомление с содержанием программы второго года обучения. Творческое начало «Мы будем играть!».  Инструктаж по ТБ.  Правила поведения на сцене, за кулисами, в общественных местах.

Формы занятий:  Вводно-организационное занятие.  Теоретическая часть – ознакомительная беседа. Практическая часть –  развивающие игры.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: игровой метод. Подборка игр и упражнений, художественный материал о театральном искусстве.

Раздел 2. «Мы будем играть!»

Тема 2.1. «Разминочные игры»

Содержание материала: Снятие  речевых  зажимов. Дыхание. Артикуляция. Четкость и выразительность речи. Работа с помощью скороговорок. Снятие мышечного напряжения.

Развитие свободного физического и психического самочувствия. Отработка выразительности рук. Выразительность  движений. Координация движений.

Форма занятий: тренинг, групповые практические занятия  в форме движенческой и речевой разминок.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы:  метод игрового содержания, метод полных нагрузок. Учебный материал - комплекс разминочных упражнений для развития  сценической речи  и сценического движения. «Копилка скороговорок».  Магнитофон. CD.

Тема 2.2.«Развивающие игры»

Содержание материала: Снятие эмоционального напряжения. Внимание, память, наблюдательность. Создание атмосферы свободного общения. Развитие и тренировка  навыков коллективного взаимодействия и творчества.

Форма занятий: Игровая, практическая.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания.  Учебный материал – подборка  развивающих игр.

Тема 2.3. «Театральные игры»

Содержание материала: Игры на внимание. Театральные игры на воображение, фантазию. Театральные игры на развитие эмоциональной памяти. Театральные игры на развитие сенсорной  системы. Театральные игры на взаимодействие. Театральные игры на актерскую смелость. Этюдная работа. Моментальный спектакль (импровизация)

Форма занятий: Игровые, практические. Задания могут выполняться целой группой, подгруппой и индивидуально.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: метод игрового содержания, метод импровизации.  Учебный материал – подборки театральных игр, тренировочных этюдов, этюдов.

Тема  2.4. «Сказочные игры»

Содержание материала:  Сказочные «физминутки». Понятие сказка.

Игра - путешествие в «Сказкоград». Многообразие сказок. Фольклор (прибаутки, игры, небылицы, докучные сказки). Игра - «Добавь слово". Сказочные истории. На пути к образу. Жители сказочной страны. Портрет героя. Сказочные предметы. Воображаемые предметы. Сказочное время и сказочный транспорт. Винегрет из сказок. Этюды сказок. Сказочная анкета. Сочини сказку. Конкурс-викторина. Творческие задания.

Форма занятий: Игровые, практические. Задания могут выполняться целой группой, подгруппой и индивидуально.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: метод игрового содержания, метод импровизации. Сочинительство. Учебный материал – подборки театральных игр, творческих заданий. Магнитофон. CD.

Раздел 3. Мы играем!

Тема  3.1. «Мы играем сказки»

Содержание материала:  Чтение сценария и разбор текста по линии действия каждого персонажа. Распределение ролей. Работа с текстом сценария  в «выгородке». Выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте,  коллективная согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

Основная этюдно - постановочная работа по ролям. Постановочная работа над мизансценами. Соединение сцен, эпизодов. Репетиция в костюмах, с  реквизитом и бутафорией. Технический прогон. Генеральный прогон.

Форма занятий:  Групповые практические  занятия творческого характера. Репетиции.  Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и самооценка.

Методическое обеспечение: Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок, импровизации. Дидактический материал: учебный материал. Магнитофон. Реквизит. Элементы декораций. Элементы театральных костюмов.

Тема  3.2. « Итоговое занятие»

Содержание материала: Творческий отчет в форме театрализованного представления,  для сверстников, педагогов, родителей.  

Форма занятий: Групповые, индивидуальные и практические занятия творческого характера.

Методическое обеспечение: учебный материал, реквизит, элементы декораций и костюмов. Музыкальное сопровождение.

Информационное обеспечение программы

Литература

  1. С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств», М. 1967г.
  2. З.Я. Короготский «Этюд и школа», М. «Сов. Россия», 1975г.
  3. З.В. Савкова «Как сделать голос сценическим», М., «Искусство», 1975г.
  4.  «Я вхожу в мир искусств»- сборник (практические занятия №6 2001г. в детском театральном коллективе).

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Ю. Алянский, «Азбука театра», М, 1990г.
  2. Сентон –Томпсон Э. «Рассказы о животных» М., «Правда», 1983г.
  3. К.И. Чуковский «Сказки для детей», М., 1950г.
  4. «Сказочный алфавит», М.,«Учитель», 2005г.
  5. «Сказки народов мира» М., «Детская литература» 1987г.

Методическое обеспечение

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимы следующие средства и материалы:

-  музыкальный материал, магнитофон, CD – диски.  

- тексты художественных произведений;

-  элементы театральных костюмов;

-  стулья;

- желательно ширмы (стационарные, передвижные);

      Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале.