РАБОЧАЯ ПРОГРАММА театральной студии «Диалог» для _5-6 классов
Данная программа поможет организовать работу педагога по развитию творческого потенциала обучающихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_studiya.docx | 43.81 КБ |
teatralnaya_studiya.docx | 43.81 КБ |
teatralnaya_studiya.docx | 43.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС Зам. директора по УВР Директор МОАУ СОШ №1
протокол от 29.08.16 №1 _______ С.С. Караульных _______ О.Г. Отраднова
30 августа 2016г приказ от «30» августа 2016г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театральной студии «Диалог»
для _5-6 классов
на 2015-2016 учебный год
Учитель В.В.Захаренко
___1___ квалификационная категория
2015 год
Введение
Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь доброе и светлое, высокое и благородное. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, происходит знакомство школьников с содержанием определенных литературных произведений, они учатся воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны, где развиваются и совершенствуются самые разные способности. И поэтому можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это в полном объеме может дать театрализованная деятельность.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).
2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
4. Учебного плана МОАУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.
Театр - это прекрасный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Основная цель программы - развитие сценического творчества детей среднего
школьного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Воспитательно-образовательные задачи:
- Закрепить у школьников первоначальный интерес к театральному искусству;
- Максимально раскрыть творческие возможности школьников и развить артистические возможности;
- Развить сферу чувств, соучастия, сопереживания;
- Активизировать познавательные интересы ребят, расширить горизонты познаний;
- Добиться свободного общения между детьми.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – единение многих видов искусства, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-6 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса «Диалог» отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, просмотр экранизаций литературных произведений. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
-Театральная игра
-Культура и техника речи
-Ритмопластика
-Основы театральной культуры
-Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Алгоритм работы над пьесой.
-Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
-Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
-Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
-Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
-Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита, с музыкальным оформлением.
-Репетиция всей пьесы целиком.
-Премьера.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
-правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
-виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
-чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
-произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
-строить диалог с партнером на заданную тему;
-подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Виды учебной деятельности | Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Основы театральной культуры | 2 | 1 | 1 |
3. | Мастерство актера | 7 | 2 | 5 |
4. | Сценическая речь | 6 | 1 | 5 |
5. | Ритмопластика | 4 | 1 | 3 |
6. | Работа над репертуаром | 2 | - | 2 |
7. | Репетиции | 9 | - | 9 |
8. | Премьера | 3 | - | 3 |
Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы
Программа состоит из 8-ти разделов:
1 раздел - Вводное занятие.
Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел - Мастерство актера.
Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет, как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся, чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения, воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.
3 раздел - Сценическая речь.
Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простые рифмы.
4 раздел - Ритмопластика.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
5 раздел - Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Рождение спектакля.
- Театр снаружи и изнутри.
- Культура зрителя.
6 раздел - Работа над репертуаром.
Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- Знакомство с пьесой.
- Работа от этюда к спектаклю.
Основные этапы работы:
- Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпоритма спектакля.
7 раздел - Репетиции.
Сводная репетиция.
Перед педагогами ставится задача, сложился ли весь спектакль в целом. Просматривается насколько правильно и динамично выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный вначале режиссерский замысел, правильное ли развитие получили характеры героев. Разрешение этой задачи требует проведения таких репетиций всего спектакля. Их надо проводить без остановок, от начала до конца.
Монтировочная репетиция.
Эта репетиция проводится для того, чтобы переставить декорацию, вынести или убрать со сцены мебель, ширмы и другие детали. Это довольно сложно, так как перемена должна быть быстрой, бесшумной, точной.
Генеральная репетиция.
Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи.
8 раздел - Премьера.
Это итог всей работы всего коллектива, момент наивысшего напряжения. Выявление всех творческих способностей детей.
Знания, умения и навыки.
1. Иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра.
2. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
3. Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.
4. Уметь пользоваться важными средствами выразительности, мимикой, жестами.
5. Уметь свободно ориентироваться на сцене, площадке.
6. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.
7. Уметь сочинять этюды по сказкам.
8. Иметь представление о сценической культуре, иметь навыки выступления в спектаклях.
Календарно тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели | Практическая часть занятий | Дата |
Вводное занятие | 1 |
|
| ||
1
| Давайте познакомимся. | 1 | Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. | Беседа - игра | |
Основы театральной культуры | 2 |
|
| ||
2 | Здравствуйте, Ваше Величество Искусство. | 1 | Формировать представления о понятиях искусство, живопись, музыка, театр, музей, концерт артист и т. д. расширять общекультурный кругозор детей. | Экскурсии в ДКРА, РДК, просмотр фотоматериалов Сюжетно ролевые игры. | |
3 | Великое театральное царство. | 1 | Формировать представление о театре, как о виде искусства. Рассказывать об особенностях театрального искусства. Знакомить детей с видами театрального искусства. С театральной терминологией. Воспитывать представление в театральных профессиях. | Беседа, театральные игры - этюды. | |
3. | Мастерство актера | 7 |
|
| |
4/5 | В гостях у сказки. | 2 | Формировать творческую художественно- речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Беседа. Игровой - тренинг. Этюды. | |
6 | Веселые сочинялки. | 1 | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). |
| |
7/10 | Этюды. | 4 | Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. |
| |
4. | Сценическая речь | 6 |
|
| |
11/12 | Веселая гимнастика. | 2 | Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. | Игровой практикум. | |
13 | Зарядка для лица и языка. | 1 | Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании, голосо - речевой тренинг. | Беседа, практическое занятие. Упражнения на развитие речевого аппарата. | |
14 | Забавные чистоговорки. | 1 | Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. | Игры со словами. Заучивать чистоговорки. | |
15/16 | Игры - говорилки. | 2 | Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. |
| |
5. | Ритмопластика | 4 |
|
| |
17 | Разминка - тренинг | 1 | Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости. |
| |
18 | Музыкально-пластическая импровизация. | 1 | Развивать пластическую выразительность ( ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение. |
| |
19 | Язык жестов. Мимика. | 1 | Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. |
| |
20 | Психогимнастика. | 1 | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. |
| |
6. | Работа над репертуаром | 2 | |||
21/22 | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев | Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей. | Участие в проведении календарных и тематических мероприятий, в постановке спектаклей. Инсценировка. | ||
7. | Репетиции | 9 | |||
23/31 | Чтение произведений, репетиции | 1)Русские народные сказки 2)Г.Х.Андерсен «Свинопас» | Репетиции: сводная, монтировочная, генеральная. | ||
8. | Премьера | 3 |
|
| |
32/34 | Репетиции и показ спектаклей |
Список литературы
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
- Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-музыкальный центр;
-музыкальная фонотека;
-аудио и видео кассеты;
-СД– диски;
- декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
-элементы костюмов для создания образов;
-электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
-Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС Зам. директора по УВР Директор МОАУ СОШ №1
протокол от 29.08.16 №1 _______ С.С. Караульных _______ О.Г. Отраднова
30 августа 2016г приказ от «30» августа 2016г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театральной студии «Диалог»
для _5-6 классов
на 2015-2016 учебный год
Учитель В.В.Захаренко
___1___ квалификационная категория
2015 год
Введение
Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь доброе и светлое, высокое и благородное. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, происходит знакомство школьников с содержанием определенных литературных произведений, они учатся воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны, где развиваются и совершенствуются самые разные способности. И поэтому можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это в полном объеме может дать театрализованная деятельность.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).
2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
4. Учебного плана МОАУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.
Театр - это прекрасный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Основная цель программы - развитие сценического творчества детей среднего
школьного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Воспитательно-образовательные задачи:
- Закрепить у школьников первоначальный интерес к театральному искусству;
- Максимально раскрыть творческие возможности школьников и развить артистические возможности;
- Развить сферу чувств, соучастия, сопереживания;
- Активизировать познавательные интересы ребят, расширить горизонты познаний;
- Добиться свободного общения между детьми.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – единение многих видов искусства, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-6 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса «Диалог» отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, просмотр экранизаций литературных произведений. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
-Театральная игра
-Культура и техника речи
-Ритмопластика
-Основы театральной культуры
-Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Алгоритм работы над пьесой.
-Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
-Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
-Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
-Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
-Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита, с музыкальным оформлением.
-Репетиция всей пьесы целиком.
-Премьера.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
-правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
-виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
-чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
-произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
-строить диалог с партнером на заданную тему;
-подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Виды учебной деятельности | Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Основы театральной культуры | 2 | 1 | 1 |
3. | Мастерство актера | 7 | 2 | 5 |
4. | Сценическая речь | 6 | 1 | 5 |
5. | Ритмопластика | 4 | 1 | 3 |
6. | Работа над репертуаром | 2 | - | 2 |
7. | Репетиции | 9 | - | 9 |
8. | Премьера | 3 | - | 3 |
Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы
Программа состоит из 8-ти разделов:
1 раздел - Вводное занятие.
Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел - Мастерство актера.
Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет, как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся, чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения, воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.
3 раздел - Сценическая речь.
Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простые рифмы.
4 раздел - Ритмопластика.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
5 раздел - Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Рождение спектакля.
- Театр снаружи и изнутри.
- Культура зрителя.
6 раздел - Работа над репертуаром.
Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- Знакомство с пьесой.
- Работа от этюда к спектаклю.
Основные этапы работы:
- Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпоритма спектакля.
7 раздел - Репетиции.
Сводная репетиция.
Перед педагогами ставится задача, сложился ли весь спектакль в целом. Просматривается насколько правильно и динамично выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный вначале режиссерский замысел, правильное ли развитие получили характеры героев. Разрешение этой задачи требует проведения таких репетиций всего спектакля. Их надо проводить без остановок, от начала до конца.
Монтировочная репетиция.
Эта репетиция проводится для того, чтобы переставить декорацию, вынести или убрать со сцены мебель, ширмы и другие детали. Это довольно сложно, так как перемена должна быть быстрой, бесшумной, точной.
Генеральная репетиция.
Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи.
8 раздел - Премьера.
Это итог всей работы всего коллектива, момент наивысшего напряжения. Выявление всех творческих способностей детей.
Знания, умения и навыки.
1. Иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра.
2. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
3. Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.
4. Уметь пользоваться важными средствами выразительности, мимикой, жестами.
5. Уметь свободно ориентироваться на сцене, площадке.
6. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.
7. Уметь сочинять этюды по сказкам.
8. Иметь представление о сценической культуре, иметь навыки выступления в спектаклях.
Календарно тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели | Практическая часть занятий | Дата |
Вводное занятие | 1 |
|
| ||
1
| Давайте познакомимся. | 1 | Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. | Беседа - игра | |
Основы театральной культуры | 2 |
|
| ||
2 | Здравствуйте, Ваше Величество Искусство. | 1 | Формировать представления о понятиях искусство, живопись, музыка, театр, музей, концерт артист и т. д. расширять общекультурный кругозор детей. | Экскурсии в ДКРА, РДК, просмотр фотоматериалов Сюжетно ролевые игры. | |
3 | Великое театральное царство. | 1 | Формировать представление о театре, как о виде искусства. Рассказывать об особенностях театрального искусства. Знакомить детей с видами театрального искусства. С театральной терминологией. Воспитывать представление в театральных профессиях. | Беседа, театральные игры - этюды. | |
3. | Мастерство актера | 7 |
|
| |
4/5 | В гостях у сказки. | 2 | Формировать творческую художественно- речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Беседа. Игровой - тренинг. Этюды. | |
6 | Веселые сочинялки. | 1 | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). |
| |
7/10 | Этюды. | 4 | Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. |
| |
4. | Сценическая речь | 6 |
|
| |
11/12 | Веселая гимнастика. | 2 | Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. | Игровой практикум. | |
13 | Зарядка для лица и языка. | 1 | Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании, голосо - речевой тренинг. | Беседа, практическое занятие. Упражнения на развитие речевого аппарата. | |
14 | Забавные чистоговорки. | 1 | Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. | Игры со словами. Заучивать чистоговорки. | |
15/16 | Игры - говорилки. | 2 | Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. |
| |
5. | Ритмопластика | 4 |
|
| |
17 | Разминка - тренинг | 1 | Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости. |
| |
18 | Музыкально-пластическая импровизация. | 1 | Развивать пластическую выразительность ( ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение. |
| |
19 | Язык жестов. Мимика. | 1 | Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. |
| |
20 | Психогимнастика. | 1 | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. |
| |
6. | Работа над репертуаром | 2 | |||
21/22 | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев | Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей. | Участие в проведении календарных и тематических мероприятий, в постановке спектаклей. Инсценировка. | ||
7. | Репетиции | 9 | |||
23/31 | Чтение произведений, репетиции | 1)Русские народные сказки 2)Г.Х.Андерсен «Свинопас» | Репетиции: сводная, монтировочная, генеральная. | ||
8. | Премьера | 3 |
|
| |
32/34 | Репетиции и показ спектаклей |
Список литературы
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
- Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-музыкальный центр;
-музыкальная фонотека;
-аудио и видео кассеты;
-СД– диски;
- декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
-элементы костюмов для создания образов;
-электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
-Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС Зам. директора по УВР Директор МОАУ СОШ №1
протокол от 29.08.16 №1 _______ С.С. Караульных _______ О.Г. Отраднова
30 августа 2016г приказ от «30» августа 2016г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театральной студии «Диалог»
для _5-6 классов
на 2015-2016 учебный год
Учитель В.В.Захаренко
___1___ квалификационная категория
2015 год
Введение
Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь доброе и светлое, высокое и благородное. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, происходит знакомство школьников с содержанием определенных литературных произведений, они учатся воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны, где развиваются и совершенствуются самые разные способности. И поэтому можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это в полном объеме может дать театрализованная деятельность.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).
2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
4. Учебного плана МОАУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.
Театр - это прекрасный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Основная цель программы - развитие сценического творчества детей среднего
школьного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Воспитательно-образовательные задачи:
- Закрепить у школьников первоначальный интерес к театральному искусству;
- Максимально раскрыть творческие возможности школьников и развить артистические возможности;
- Развить сферу чувств, соучастия, сопереживания;
- Активизировать познавательные интересы ребят, расширить горизонты познаний;
- Добиться свободного общения между детьми.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – единение многих видов искусства, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-6 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса «Диалог» отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, просмотр экранизаций литературных произведений. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
-Театральная игра
-Культура и техника речи
-Ритмопластика
-Основы театральной культуры
-Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Алгоритм работы над пьесой.
-Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
-Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
-Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
-Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
-Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита, с музыкальным оформлением.
-Репетиция всей пьесы целиком.
-Премьера.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
-правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
-виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
-чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
-произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
-строить диалог с партнером на заданную тему;
-подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Виды учебной деятельности | Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Основы театральной культуры | 2 | 1 | 1 |
3. | Мастерство актера | 7 | 2 | 5 |
4. | Сценическая речь | 6 | 1 | 5 |
5. | Ритмопластика | 4 | 1 | 3 |
6. | Работа над репертуаром | 2 | - | 2 |
7. | Репетиции | 9 | - | 9 |
8. | Премьера | 3 | - | 3 |
Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы
Программа состоит из 8-ти разделов:
1 раздел - Вводное занятие.
Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел - Мастерство актера.
Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет, как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся, чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения, воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.
3 раздел - Сценическая речь.
Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простые рифмы.
4 раздел - Ритмопластика.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
5 раздел - Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Рождение спектакля.
- Театр снаружи и изнутри.
- Культура зрителя.
6 раздел - Работа над репертуаром.
Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- Знакомство с пьесой.
- Работа от этюда к спектаклю.
Основные этапы работы:
- Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпоритма спектакля.
7 раздел - Репетиции.
Сводная репетиция.
Перед педагогами ставится задача, сложился ли весь спектакль в целом. Просматривается насколько правильно и динамично выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный вначале режиссерский замысел, правильное ли развитие получили характеры героев. Разрешение этой задачи требует проведения таких репетиций всего спектакля. Их надо проводить без остановок, от начала до конца.
Монтировочная репетиция.
Эта репетиция проводится для того, чтобы переставить декорацию, вынести или убрать со сцены мебель, ширмы и другие детали. Это довольно сложно, так как перемена должна быть быстрой, бесшумной, точной.
Генеральная репетиция.
Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи.
8 раздел - Премьера.
Это итог всей работы всего коллектива, момент наивысшего напряжения. Выявление всех творческих способностей детей.
Знания, умения и навыки.
1. Иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра.
2. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
3. Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.
4. Уметь пользоваться важными средствами выразительности, мимикой, жестами.
5. Уметь свободно ориентироваться на сцене, площадке.
6. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.
7. Уметь сочинять этюды по сказкам.
8. Иметь представление о сценической культуре, иметь навыки выступления в спектаклях.
Календарно тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели | Практическая часть занятий | Дата |
Вводное занятие | 1 |
|
| ||
1
| Давайте познакомимся. | 1 | Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. | Беседа - игра | |
Основы театральной культуры | 2 |
|
| ||
2 | Здравствуйте, Ваше Величество Искусство. | 1 | Формировать представления о понятиях искусство, живопись, музыка, театр, музей, концерт артист и т. д. расширять общекультурный кругозор детей. | Экскурсии в ДКРА, РДК, просмотр фотоматериалов Сюжетно ролевые игры. | |
3 | Великое театральное царство. | 1 | Формировать представление о театре, как о виде искусства. Рассказывать об особенностях театрального искусства. Знакомить детей с видами театрального искусства. С театральной терминологией. Воспитывать представление в театральных профессиях. | Беседа, театральные игры - этюды. | |
3. | Мастерство актера | 7 |
|
| |
4/5 | В гостях у сказки. | 2 | Формировать творческую художественно- речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Беседа. Игровой - тренинг. Этюды. | |
6 | Веселые сочинялки. | 1 | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). |
| |
7/10 | Этюды. | 4 | Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. |
| |
4. | Сценическая речь | 6 |
|
| |
11/12 | Веселая гимнастика. | 2 | Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. | Игровой практикум. | |
13 | Зарядка для лица и языка. | 1 | Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании, голосо - речевой тренинг. | Беседа, практическое занятие. Упражнения на развитие речевого аппарата. | |
14 | Забавные чистоговорки. | 1 | Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. | Игры со словами. Заучивать чистоговорки. | |
15/16 | Игры - говорилки. | 2 | Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. |
| |
5. | Ритмопластика | 4 |
|
| |
17 | Разминка - тренинг | 1 | Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости. |
| |
18 | Музыкально-пластическая импровизация. | 1 | Развивать пластическую выразительность ( ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение. |
| |
19 | Язык жестов. Мимика. | 1 | Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. |
| |
20 | Психогимнастика. | 1 | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. |
| |
6. | Работа над репертуаром | 2 | |||
21/22 | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев | Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей. | Участие в проведении календарных и тематических мероприятий, в постановке спектаклей. Инсценировка. | ||
7. | Репетиции | 9 | |||
23/31 | Чтение произведений, репетиции | 1)Русские народные сказки 2)Г.Х.Андерсен «Свинопас» | Репетиции: сводная, монтировочная, генеральная. | ||
8. | Премьера | 3 |
|
| |
32/34 | Репетиции и показ спектаклей |
Список литературы
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
- Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-музыкальный центр;
-музыкальная фонотека;
-аудио и видео кассеты;
-СД– диски;
- декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
-элементы костюмов для создания образов;
-электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
-Сценарии сказок, пьес, детские книги.