Методическая разработка занятия для театральной студии: "Интонация. Учусь красиво говорить."
Работа с интонацией в нашей студии является одним из самых любимых и увлекательных работ: возможность попробовать перевоплотиться за считанные минуты из одного образа в другой только при помощи речи и интонации!
Моя методическая разработка опирается в первую очередь на возрастные особенности обучающихся: в детском возрасте от 7 до 11 лет очень интересно примерять на себя маски-характеры, маски-"типажи", особенно на втором году обучения, когда уже накоплен опыт работы в образе с осознанным использованием мимики и жестикуляции.
Особенно удачным в своей разработке я считаю упражнение "Скажи как..." или "Сыграю роль..." - в котором дети пытаются интонационно (при помощи мимики и жестов, конечно) воплотить заданный на карточке образ (Президента, волшебника, беззубой старушки, иностранца, военного и т.д.), и тем интереснее получается работа, чем неожиданнее выбор карточки (ребята тянут их "вслепую" - тоже любвый вариант игры на наших занятиях).
Место занятия в программе: предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов).
Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.
Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений.
Форма организации деятельности детей: фронтальная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка занятия | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ» НА ТЕМУ «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ: ИНТОНАЦИЯ»
Место занятия в программе: предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов)
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Вид занятия: учебное
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.
Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений.
Форма организации деятельности детей: фронтальная
Используемые технологии: игровые технологии, технология «Обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированные технологии
Электронные образовательные ресурсы:
- http://videoforme.ru
- Приветствие. Традиционное приветствие «Жест - Привет!» - каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым жестом, все хором повторяют, и так до завершения полукруга.
- Разминка. Упражнения на три вида выдыхания (http://nsportal.ru):
- Спокойное, плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…
- Волевое, но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
- Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
- Беседа «Интонация – что это» (краткий перечень вопросов):
- Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?
- Как это возможно??
- Можно при помощи голоса можно передать настроение?
(Правильно, нужно изменить интонацию).
Что же такое интонация? Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон.
4. Тренинг «Скороговорки» + Упражнение по карточкам на отработку интонации.
Вспоминаем скороговорку «Купила каракатица кружевное платьице», четко произносим её, с разной скоростью и громкостью. Отрабатываем коллективно и индивидуально. Отработав, начинаем попробовать произнести её с разной интонацией (вытягивание карточек, на которых обозначена заданная интонация):
- вежливо;
- строго;
- просяще;
- повелительно;
- умоляюще;
- весело;
- грустно;
- равнодушно;
- ехидно;
- зло.
5. Беседа «Виды интонации»
Какие вы знаете виды интонации? ( повествовательная, вопросительная, восклицательная)
Чем характерна повествовательная интонация? Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт.
Что называют вопросительной интонацией? Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?
Чем отличается восклицательная интонация? Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!
Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает говорящего отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций человека.
Основные элементы интонации. (Вспоминаем элементы интонации, даем им определения, записываем в тетради. Ударение - выделение слога в слове силой голоса. Пауза – это краткий перерыв в звучании, речи, тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность, темп – это скорость движения)
6. Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ»
Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов (по указанию преподавателя):
как робот,
как клоун-скоморох,
как беззубая древняя бабуся,
как президент страны,
как военный рапортует,
как колдунья колдует,
как иностранец с акцентом
7. Вывод. Подвести детей к выводу: «Изменяя интонацию голоса, одну и ту же фразу можно произносить по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение, это умения очень важно в актерском мастерстве» . Почему?
8. Рефлексия