Рабочая программа СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рабочая программа "Сценическая речь в начальной школе". Первый год обучения. Предполагается, что заниматься по ней будут ребята, посещающие театральную студию. В моем конкретном случае все происходит именно так...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_.sts_.rech_._1god_obuch._.docx | 55.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №408 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА Решением Педагогического Совета ГБОУ лицея № 408 от ________________________ 20_______ протокол № ________ | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора ГБОУ лицея № 408 от ______________________20______№______ Директор_____________/Кураченкова И.Х./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
на 2016-2017 учебный год
для группы первого года обучения
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Сценическая речь» Рябцевой Е.А. с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с дополнительной программой.
Владеть искусством сценической речи очень важно обучающимся, занимающимся в театральной студии, участвующим в массовых школьных мероприятиях, праздниках, конкурсах – то есть выступающим на сцене. Им необходима постоянная тренировка своего речевого аппарата и умение выстраивать линию словесного действия в соответствии с исполнительскими задачами. Им важно научиться овладеть основами правильного дыхания, чёткого произношения, основами логики речи, а также расширять свой голосовой диапазон.
Программа обучения сценической речи направлена на развитие речевого дыхания, воспитание фонематического слуха, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие ощущений артикуляционных движений и коррекцию нарушений устной речи.
В процессе работы у обучающихся повышается культура поведения, расширяется словарный запас, развивается культура речевого общения , и как следствие этого - появляется свобода в общении с аудиторией.
Специфика рабочей программы «Сценическая речь» заключается в том, что она тесно связана с программой по театральному искусству: при выполнении комплексов по технике речи, педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра; при разборе сценария также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли.
Задачи программы предполагают комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня обучающегося.
Навыки и умения, которые получают обучающиеся на занятиях по предмету «Сценическая речь», способствуют грамотному, выразительному, ясному, логическому произношению текста театральных постановок, праздничных сценических выступлений, а также развивает творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.
РОЛЬ рабочей программы «Сценическая речь» заключается в формировании и коррекции грамотной и выразительной речи обучающихся, а также в приобретении обучающимися в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
В результате обучения по данной программе обучающийся должен
ЗНАТЬ:
- Основные понятия сценической речи: дыхание, дикция, артикуляция;
- Виды простой артикуляционной гимнастики
- Орфоэпические нормы современного русского языка
- Простейшие дикционные комплексы
- Правила фонационного дыхания
ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:
- О развитии речевого слуха
- О развитии фонематического слуха
- О нормах поведения вежливого зрителя и активного исполнителя
УМЕТЬ:
- Правильно владеть дыханием
- Правильно владеть современным литературным произношением
- Принимать требуемую артикуляционную позу
- Работать с простейшими дикционными комплексами
- Говорить партнеру заданную фразу с разными подтекстами
- Концентрировать внимание
ПРЕОБРЕСТИ НАВЫКИ:
- Говорить, выступать со сцены в роли ведущего, чтеца.
- Правильного и чёткого произношения звуков
- Принимать требуемую артикуляционную позу
- Правильного фонационного дыхания
Коллективного творчества
Рабочая программа рассчитана на 144 учебных часа.
Режим занятий - занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа).
Тип занятий – усвоение новых знаний, закрепление полученных знаний, умений и навыков, систематизация и обобщение знаний, повторение, комбинированное занятие, проверка и оценка знаний.
Основные формы проведения занятий: театральные игры, конкурсы, беседы, мини-спектакли; постановки сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений.
Описание учебно-методического комплекса
Список литературы, рекомендуемой учащимся:
- Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. / М.: Росткнига, 2007.
- Набор для творчества "Сказка из помпончиков" / Фан китс, 2009
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся выступать публично
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать музыку/ Кирилл и Мефодий, 2010
Список литературы рекомендуемой для педагога:
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007
- Васильев А.Ю., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи. Музыкально-ритмический тренинг / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2013
- Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. Учебно-методическое пособие. / М.: Центр педагогического образования, 2007
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. / М.: Флинта, 2010.
- Кириллова Е. И., Латышева Н. А. Сценическая речь в театре кукол / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009
- Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / Прайм-Еврознак, 2011
- Мантегацца П. Физиогномика и выражение чувств / Профит-Стайл, 2010
- Маркова Е. В. Уроки пантомимы / Планета музыки, 2010
- Рудакова Е.Б., Кузнецова С.В., Терских Е.А. "Комплексы творческих занятий для развития одаренности ребенка" / Феникс, 2011
- Савкова З. В. Монолог на сцене / ИВЭСЭП, 2009
- Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Как быть максимально естественным и убедительным. Телесная свобода, сценическое действие / АСТ , 2011
- Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуация / АСТ , 2011
- Черная Е. И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос / Планета музыки, Лань, 2012
- Эмихен Г. Греческий и римский театр / Либроком, 2012
- Всеобщая история театра / под ред. Терешиной М. / Эксмо, 2012
- В профессиональной школе кукольника. Выпуск 4. Антология / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009
Интернет-ссылки:
1.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
3. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
4. Учительская копилка. http://uchkopilka.ru/
5. Сценарии Олеси Емельяновой http://www.olesya-emelyanova.ru
6. Школа моей мечты http://shkolabuduschego.ru
7. Домовенок. http://domovenok-as.ru
8. Ваше чудо. http://vashechudo.ru
Нормативные документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16)
КОНТРОЛЬ обучающихся по программе
«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
№ п/п | Фамилия, имя | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация | ||
Форма аттестации | Оценка уровня выполнения | Форма аттестации | Оценка уровня выполнения | ||
НАЧАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (Метод диагностики – наблюдение, собеседование)
ФИО | Познавательная активность | Сформированность самостоятельности | Сформированность специальных ЗУНов | Коммуникативные умения |
-Низкий уровень -Средний уровень -Высокий уровень | -Низко -Средне -Высоко | Низкий уровень -Средний уровень -Высокий уровень | Низко -Средне -Высоко |
УРОВНИ ПОДГОТОВКИ учащихся проверяются посредством наблюдения и анализа выполненных заданий.
Уровни | Оценка | Теория | Практика |
низкий | уд. | овладел менее чем 1/2 объема знаний, избегает употреблять специальные термины | в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога |
средний | хор. | объем усвоенных знаний составляет более ½, сочетает специальную терминологию с бытовой | выполняет в основном задания на основе образца |
высокий | отл. | освоил практически весь объем знаний, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием | ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой |
ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ФИО ______________________________________________
№ | Критерии | I год обучения | II год обучения | Конец года | |
Полу годие | Конец года | ||||
1 | Отношение к занятию в целом: положительное | ||||
безразличное | |||||
негативное | |||||
2 | Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто | ||||
редко | |||||
почти никогда | |||||
3 | Внимание: отличное | ||||
среднее | |||||
легко отвлекается | |||||
4 | Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии: всегда | ||||
иногда | |||||
никогда | |||||
5 | Проявление творчества: всегда | ||||
иногда | |||||
никогда | |||||
6 | Общеучебные навыки освоены: отлично | ||||
хорошо | |||||
удовлетворительно | |||||
плохо |
Статус мероприятия | Название мероприятия | Кол-во участников | Кол-во победителей | Место | Фамилия, имя |
На уровне детского объединения | |||||
На уровне лицея | |||||
На уровне района | |||||
На городском уровне | |||||
На Всероссийском уровне | |||||
На международном уровне |
Формы контроля : выступление на школьных праздниках, родительских собраниях, классных часах, конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.
Формы выявления результатов на занятиях театральной студии «Арлекины»: прослушивание на репетициях, инсценирование сказок, постановка мини-спектаклей
Формы фиксации результатов: видеозапись, фото, отзывы детей и родителей.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы «Арлекины»:
- театрализованные постановки для школьных праздников;
- мини-спектакли для конкурсов, фестивалей, концертов, родительских собраний
Методы и приемы
Основные формы развития актерских способностей по данной программе - учебные упражнения, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта детей и драматизации по мотивам литературных произведений, сценические миниатюры и детские спектакли.
Данные формы предполагают использование комплекса методов обучения и воспитания: общих (по Ю.К. Бабанскому и С.А. Смирнову) и специфических.
ОБЩИЕ методы:
- Методы организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- получения новых знаний: беседа, мини-лекция, объяснение, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация;
- выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: прием «упражнение», практические работы, повторение.
- методы эмоционального стимулирования: создания ситуаций успеха, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности;
- методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным содержанием, метод выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета, метод создания ситуаций творческого поиска.
- Методы развития творческих способностей:
- творческое задание;
- игра и перевод игровой деятельности на творческий уровень.
3. Методы организации взаимодействия учащихся:
- прием взаимных заданий;
- создание ситуаций совместных переживаний.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ методы: метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод физических действий
- метод «оживления» куклы.
Важнейшими специальными методическими приёмами, применяемыми на занятиях по театральному искусству для детей младшего школьного возраста, следует считать:
- выполнение учебных упражнений и этюдов по словесному заданию режиссера-педагога;
- актерский тренинг;
- прием импровизации;
- прием создания нравственных переживаний
Тематическое планирование учебного материала по программе «Сценическая речь в начальной школе»