ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Арлекины»
У младших школьников одним из ведущих типов деятельности все еще является игра. И театральная деятельность данной программы строится на различных видах игры – игровые тренинги, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта обучающихся. Данная программа через игровой процесс в театральной деятельности развивает у обучающегося творческие и художественные способности, формирует умение четко выражать мысли и владеть своим вниманием, дает возможность для раскрытия артистических навыков, в которых самое важное – суметь воплотить образ на сцене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_arlekiny_2016_.docx | 99.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное бюджетное учреждение
лицей № 408
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического совета №___
от _____________________ 20___ года
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ ___________
___________ И.О.Фамилия
__________________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Театральная студия «Арлекины»
возраст обучающихся 7—11 лет,
срок реализации — 2 года
Автор-составитель:
Рябцева Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественное искусство, особое место в котором занимает театральная деятельность, является одной из лучших возможностей раскрытия художественно-творческих способностей человека, ведь театр - это синтез искусств, впитавший в себя то, что помогает развиваться полноценной личности: литературу, изобразительное искусство, хореографию, музыку и другие виды искусства. Занятия театром способствуют эстетическому и интеллектуальному развитию ребенка, формируют творческое отношение ребенка к действительности, приобщают его к общечеловеческим духовным ценностям.
Театральная деятельность детей начальных классов (особенно коллективная) целостно воздействует на личность ребенка: на его раскрепощение, на вовлечение в коллективное действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Обучение и творчество на занятиях в театральной студии способствуют расширению эстетического диапазона обучающихся, повышению культуры поведения, прививают обучающемуся чувства коллективизма, чувство ответственности и перед партнерами по сцене и перед зрителями.
У младших школьников одним из ведущих типов деятельности все еще является игра. И театральная деятельность данной программы строится на различных видах игры – игровые тренинги, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта обучающихся. Данная программа через игровой процесс в театральной деятельности развивает у обучающегося творческие и художественные способности, формирует умение четко выражать мысли и владеть своим вниманием, дает возможность для раскрытия артистических навыков, в которых самое важное – суметь воплотить образ на сцене.
Дополнительная образовательная программа театральной студии «Арлекины» является:
- по тематической направленности - художественно-эстетической (на занятиях театральной студии осуществляется межпредметная связь со следующими видами дисциплин: литература, музыка, хореография, риторика, изобразительное искусство),
- по целевой направленности - общекультурная (методы и формы театральных занятий погружают детей в присущую им атмосферу игры; выступления на массовых праздниках, показы спектаклей, литературно-музыкальных композиций дает возможность ребятам набраться опыта публичных выступлений)
Отличительными особенностями и новизной программы являются следующие специфические её стороны:
- использование принципа игрового познания (упор на психологическую особенность детей младшего школьного возраста, заключающуюся в том, что игра – это основной вид деятельности ребенка 7-11 лет; через игровые моменты происходит насыщение процесса обучения и образовательной среды положительными эмоциональными стимулами: эмоциями интереса, удивления, необычности, уверенности, успеха, достижения; принцип основывается на том, что дети любят играть, особенно с взрослыми, которые заинтересованы привнести в игру новые свежие неожиданные элементы, что будит детскую фантазию и придает игре большую привлекательность и продуктивность);
- использование принципа вживания в роль и перевоплощения с позиций реалистического театра школы переживания (т.н. «метод физических действий» К.С.Станиславского - когда подлинное сценическое переживание может возникнуть только от совершения физических действий, умело подобранных актером (в данной программе – актером-ребенком) в сотрудничестве с режиссером (в данной программе – режиссером-педагогом);
Актуальность данной программы обусловлена потребностью современного общества в развитии как этических, так и эстетических качеств личности. И именно тесное общение с театральным искусством способствует развитию таких качеств, а также формирует и развивает коммуникативную культуру каждого обучающегося данной программы, систему ценностей в человеческом общении, учит гордиться ребенка достижениями отечественной культуры и искусства.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Арлекины» определена возрастными особенностями школьников начальных классов: так, основным видом деятельности для них является игра ( т.е легко перевоплощается в самые различные образы); ребенок 7- 11 лет очень быстро и охотно переключает внимание, он любознателен, инициативен. Данная программа призвана посредством театральной деятельности активизировать интерес обучающихся к искусству театра и искусству вообще, развить воображение, память, внимание; сформировать у обучающегося устную речь; обогатить словарный запас.
ЦЕЛЬ данной образовательной программы:
Создание условий для приобщения ребенка к театральному искусству посредством его участия в малых формах театрализации (мини-спектакли, инсценировки, актерские этюды);
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Воспитательные задачи:
1.Воспитать художественный вкус;
2. Воспитать уважение к театральному искусству;
3. Воспитать гармонически развитую личность в процессе сотрудничества и сотворчества;
4. Воспитать творческую инициативу
5. Воспитать ответственность перед коллективом
Развивающие задачи:
- Развить чувство ритма и координацию движений обучающегося;
- Развить речевое дыхание, дикцию, артикуляцию обучающегося;
- развить художественное и ассоциативное мышление обучающегося;
- Развить коммуникативную культуру;
- Развить творческие способности обучающегося, его воображение, речь, наблюдательность, память, эмоциональную отзывчивость средствами театрального искусства.
Обучающие задачи:
- Обучить основным качествам актерской техники;
- Сформировать речевую и пантомимическую выразительность (мимика и жесты);
- Сформировать основы театральной культуры;
- Обучить основам кукольной театрализации (приёмам кукловождения, сценическому движению, сценической речи, музыкальному оформлению пьесы).
Отличительной особенностью образовательной программы «Арлекины» является то, что она дает возможность каждому обучающемуся вживаться в образ персонажа в различных проекциях: как с позиции кукловода (овладение образом через куклу методом «оживления куклы»), так и с позиций реалистического театра школы переживания по системе Станиславского (по принципу вживания в роль методом «физически действий»). Таким образом, программа позволяет обучающемуся путем эксперимента выбрать приоритетное направление в театральном искусстве и реализовать себя в нем.
Программа адресована обучающимся начальной школы (возраст 7-10 лет). Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год.
Формы и режим занятий:
Режим занятий - занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа).
Форма занятий - групповая и индивидуальная, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, пластики, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, беседы, мини-лекции, актерские тренинги, спектакли и праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ»
Будут ЗНАТЬ:
- Виды театров (драма, кукольный театр, опера, балет, оперетта)
- Основные театральные понятия: действие, реплика, диалог, монолог, ремарка, акт
- Различные конструкции кукол, а также технику вождения куклы-перчатки
- Средства актерского искусства (мимика, жесты, динамика и темп речи)
- Грим и его виды: живописный и объемный
- Костюм и важность его соответствия воплощаемому образу
Будут ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:
- О нормах поведения вежливого зрителя и активного исполнителя
- Об элементарных технических средствах сцены (занавес, ширма)
- Об оформлении сцены
- Об искусстве гримирования
- О спецэффектах и искусстве света
Будут УМЕТЬ:
- Взаимодействовать с партнерами по сцене,
- Согласовывать свои действия с партнерами
- Выражать свое отношение к явлениям в жизни
- Говорить партнеру заданную фразу с разными подтекстами
- Концентрировать внимание
ПРЕОБРЕТУТ НАВЫКИ:
- Выразительного чтения,
- Движения в сценическом пространстве
- Чтения по ролям
- Выступать со сцены в роли ведущего
- Эмоциональной оценки
- Простейшего нанесения грима
ПОСЛЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ»
Будут ЗНАТЬ:
- Отличия театральных жанров друг от друга (драма, трагедия, комедия кукольный театр, оперный, балет, оперетта)
- Театральные термины актерской профессии : ремарка, акт , реквизит, динамика, резонанс, акустика
- Мимический и пантомимический вид театрального искусства, их сходство и отличие
- Язык жестов и специфику понятия «театра теней»
- Артикуляционные нормы;
- Дикционные нормы
Будут ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:
- О нормах поведения зрителя;
- О нормах поведения актера на сцене
- Об элементарных технических средствах сцены (занавес, ширма)
- О декорациях сцены;
- О реквизите и его необходимости в сценических постановках
Будут УМЕТЬ:
- Импровизировать во взаимодействии с партнерами по сцене,
- Согласовывать свои действия с партнерами
- Выражать свое отношение к явлениям на сцене
- Оценивать реалистичность исполнителя;
- Ставить этюды с партнером в разных вариантах прочтения сценария
ПРЕОБРЕТУТ НАВЫКИ:
- Грамотной артикуляции
- Выступать со сцены в роли актера малых драматических форм.
- Декоратора сцены перед конкретным спектаклем
- Импровизации в конкретном образе
- Эстетической оценки
- Коллективного творчества
Формы выявления результатов: прослушивание на репетициях, инсценирование сказок, постановка миниспектаклей
Формы фиксации результатов: видеозапись, фото, отзывы детей (родителей).
Формы предъявления результатов: выступление на школьных праздниках, родительских собраниях, классных часах, конкурсах городского и районного , фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Арлекины»:
- театрализованные постановки для школьных праздников;
- мини-спектакли для конкурсов, фестивалей, концертов, родительских собраний
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АРЛЕКИНЫ» на 144 часа
№ п/п | ТЕМЫ | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - | |
Знакомство с театром. | 18 | 6 | 12 | |
2.1 | Театр – это искусство. | 6 | 2 | 4 |
2.2 | История возникновения театра. Античные театры. | 6 | 2 | 4 |
2.3 | Театры вокруг нас: драма, опера, оперетта, балет, кукольный театр. | 6 | 2 | 4 |
3. | Техника и культура речи. Ритмопластика. | 28 | 10 | 18 |
3.1 | Формы словесного выражения: монолог и диалог. | 6 | 2 | 4 |
3.2 | Учусь красиво говорить: интонация, динамика, темп речи. | 12 | 4 | 8 |
3.3 | Сценическое движение. Пантомима. | 10 | 4 | 6 |
4. | Мы кукольники! | 42 | 18 | 24 |
4.1 | Виды кукол. Перчаточные куклы. | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Актеры театра кукол. | 4 | 2 | 2 |
4.3 | Техника кукловождения. Пальчиковый тренинг. | 6 | 2 | 4 |
4.4 | Этюды без ширмы. | 4 | 2 | 2 |
4.5 | Этюды на ширме. | 4 | 2 | 2 |
4.6 | Репетиция кукольного спектакля. | 16 | 6 | 10 |
4.7 | Кукольное представление | 4 | 2 | 2 |
5. | Театральная игра | 42 | 13 | 29 |
5.1 | Сценарий и правила работы с ним. | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Роли всякие нужны, роли всякие важны… | 6 | 2 | 4 |
5.3 | Актер работает над ролью | 8 | 2 | 6 |
5.4 | Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам) | 18 | 6 | 12 |
5.5 | Генеральная репетиция | 4 | 1 | 3 |
5.6 | Премьера | 4 | 1 | 3 |
6. | Фольклор | 12 | 4 | 8 |
6.1 | Знакомство с устным творчеством русского народа. | 4 | 2 | 2 |
6.2 | Частушки. Актерские импровизации | 6 | 2 | 4 |
6.3 | Итоговое занятие. Планы на будущее. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО ЧАСОВ | 144 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Раздел №1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
(всего 2 ч, теория 2 ч, практика 0 ч)
Теория. Беседа «Что такое театр?» Педагогическая игра «Как вести себя в театре». План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила техники безопасности.
Раздел №2. Знакомство с театром (всего 18 ч, теория 6 ч, практика 12 ч)
2.1.Тема: Театр – это искусство. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория. Игра «Мы идём в театр». Беседа «Театральное искусство и его особенности: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий».
Практика: Актёрский тренинг на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и физических действий. Постановка актерских этюдов.
- Тема: История возникновения театра. . (всего 6 ч, теория 2 ч, практика – 4 ч)
Теория. Мини-лекция о происхождении термина «театр» (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище). Беседа «Всё началось в первобытном обществе: Языческие обряды - истоки современного театра». Беседа «Античные театры».
Практика. Игра «Ритуальные танцы вокруг костра». Актерский тренинг «Маски». Упражнения на развитие творческого воображения. Актерские этюды в жанре «Мим».
- 2.3.Тема: Театры вокруг нас. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа «Какие бывают театры?» Театральный словарик: драма, опера, оперетта, балет, кукольный театр.
Практика: Актерский тренинг на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия. Упражнения на закрепление понятий театрального словаря. Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».
Раздел №3. Культура и техника речи. Ритмопластика. (всего 28 ч, теория 10 ч, практика 18 ч)
3.1. Тема: Формы словесного выражения: монолог и диалог. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа «Монолог. Употребление монологической речи в жизни и в театре». Педагогическая игра «Диалог: ты и я»
Практика: Выразительное чтение по ролям монологов и диалогов (отрывки из худ. литературы (басни И.Крылова). Игра «Буриме». Актерский тренинг на развитие умения осуществлять сценическое действие вкупе с монологом и диалогом.
3.2.Тема: Учусь красиво говорить. (всего 12 ч, теория 4 ч, практика 8 ч)
Теория: Беседа «Мои интонации». Мини-лекция: «Динамика в нашей речи. Быстро или медленно говорить?»
Практика: Упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Актерский тренинг «Скороговорка». Игра: «Громко-тихо». Упражнение на воспитание сценического голоса.
3.3.Тема: Сценическое движение. Пантомима. (всего 10 ч, теория 4 ч, практика 6 ч)
Теория: Мини-лекция «Мимика – обойдемся без слов?». Беседа «Пантомима – язык жестов».
Практика: Игра «Пластические загадки». Мимический тренинг «Гримасы перед зеркалом». Упражнения на пантомимическую выразительность. Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.
Этюды-пантомимы.
Раздел №4: Мы - кукольники! (всего 42 ч, теория 18 ч, практика 24 ч)
4.1 Тема: Виды кукол. Перчаточные куклы(всего 4 ч, теория 2 ч, практ. 2 ч)
Теория: Беседа «Каких вы знаете кукол?» Театральный словарик: верховые куклы, низовые куклы (марионетки), срединные куклы. Показ кукол (экскурсия в театр кукол).
Практика: Упражнения «Кукольная зарядка» (кукловождение). Пальчиковый тренинг. Игра «Угадай, кто я?»
4.2 Тема: Актер театра кукол. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Беседа «Актер, невидимый зрителю», «Голос куклы».
Практика: Игра «Узнай по голосу». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, темп речи). Упражнения для развития речевой выразительности (дикция, интонация).
4.3Тема: Техника кукловождения. Пальчиковый тренинг. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа-инструктаж «Действия кукловода».
Практика: Простые этюды с перчаточными куклами: «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны». Упражнения по технике кукловождения: упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т.п.; упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»
4.4 Тема: Этюды без ширмы. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Беседа-инструктаж «Как оживить куклу».
Практика: Этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, звукоподражание), Упражнения «Речевые действия» (интонирование).
- Тема: Этюды на ширме. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Беседа «Умение использовать для сценических движений всё
пространство ширмы и ширину планшета»
Практика: Освоение новых движений кукольной головой: круговые движения, «барабан»; упражнения для тренировки кукольной «походки»: ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел — забыл — вернулся», «шел — споткнулся».
4.6. Тема: Репетиция кукольного спектакля.(всего 16 ч, теория 6 ч, практика 10 ч)
Теория: Распределение ролей. Пробы. Беседа «Что такое репетиция?»
Практика: Тренинг «Кукла - особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер». Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Генеральная репетиция будущего спектакля.
4.7.Тема: Кукольное представление. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2ч)
Теория: Сдача кукольного спектакля.
Практика: Показ кукольного спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями.
Раздел №5: Театральная игра. (всего 42 ч, теория 13 ч, практика 29ч)
5.1.Тема: Сценарий и правила работы над ним. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1ч)
Теория: Прочтение сценария. Беседа «Образы. Их развитие и выявление сюжетной линии». Деление на опорные сцены. Пересказывание сценария. Слушание сказки с музыкальным сопровождением.
Практика: Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Упражнения на воспитание сценической речи. Актерский тренинг «Движение и голос». Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.
5.2 Тема: Роли всякие важны…(всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4ч)
Теория: Беседа «Сказочные герои». Рассматривание иллюстраций с изображениями сказочных героев. Мини-лекция «Что такое роль?»
Практика: Чтение сценария по ролям. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа. Упражнения на развитие внешней техники, упражнение на актерское взаимодействие. Освоение сценического пространства.
5.3 Тема: Актер работает над ролью (всего 8 ч, теория 2 ч, практика 6ч)
Теория: Беседа «Как работает актер?»
Практика: Актерский тренинг «Речевые действия». Упражнения на развитие внутренней техники «Если бы…». Этюды на воплощение образов сказочных героев.
5.4 Тема: Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам). (всего 18 ч, теория 6 ч, практика 12ч)
Теория: Мини-лекция «Образ моего персонажа: внешность, поведение, речь, характер». Беседа «Костюм героя». Инструктаж «Актерский поклон»
Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Практикум «Актерский поклон». Работа с реквизитом.
- Тема: Генеральная репетиция (всего 4 ч, теория 1 ч, практика 3ч)
Теория: Беседа «Наше совместное творчество».
Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (сценическое взаимодействие). Практикум «Актерский поклон».
5.6 Тема: Премьера спектакля. (всего 4 ч, теория 1 ч, практика 3ч)
Теория: Беседа «Как приятно быть актером». Сдача спектакля
Практика: Показ спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями
Раздел №6. Фольклор(всего 12 ч, теория 4 ч, практика 8ч)
- Знакомство с устным творчеством русского народа. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2ч)
Теория: Беседа «Что такое УНТ?». Знакомство с традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа.
Практика: Игра «Хоровод», игра «Прыгаю через костер», упражнения на совершенствование речевой выразительности (русские народные скороговорки, чистоговорки). Этюды – эпизоды из русских народных сказок.
6.2.Тема: Частушки. Актерские импровизации. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4ч)
Теория: Беседа «Частушка — самый любимый жанр устного народного творчества». Знакомство со структурой частушки и её видами: пригудка, коротушка, скакуха, Семеновна, припевка, собирушка, вертушка, топтушка). Разновидности частушки по месту ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки.
Практика: Игра «Народное гулянье». Конкурс частушек. Игра «Смешной аккомпанимент для частушки». Упражнение на слияние музыки, действия и речи. Игра «Буриме-частушка»
6.3 Итоговое занятие. Планы на будущее. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1ч)
Теория: Беседа «Мы умеем быть актерами?»
Практика: Актерский этюд «Я хочу сыграть роль…».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АРЛЕКИНЫ» на 144 часа
№ п/п | ТЕМЫ | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
2 | Театр – наш друг. | 18 | 6 | 12 |
2.1 | Синтетическая природа театра. | 6 | 2 | 4 |
2.2 | История театра: театр Возрождения. | 6 | 2 | 4 |
2.3 | Театры вокруг нас: Театр теней. Театр пантомимы. | 6 | 2 | 4 |
3. | Техника и культура речи. Ритмопластика. | 28 | 10 | 18 |
3.1 | Формы словесного выражения: Реплики. | 6 | 2 | 4 |
3.2 | Учусь красиво говорить: интонация, динамика, темп речи. | 12 | 4 | 8 |
3.3 | Метод физического действия. Актерские жесты. | 10 | 4 | 6 |
4. | Готовим кукольное представление. | 42 | 18 | 24 |
4.1 | Театр Сергея Образцова: перчаточные куклы - просто или очень сложно? | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Актеры театра кукол. | 4 | 2 | 2 |
4.3 | Техника кукловождения. Пальчиковый тренинг. | 6 | 2 | 4 |
4.4 | Этюды без ширмы. | 4 | 2 | 2 |
4.5 | Этюды на ширме. | 4 | 2 | 2 |
4.6 | Репетиция кукольного спектакля. | 16 | 6 | 10 |
4.7 | Кукольное представление | 4 | 2 | 2 |
5. | Мы – актеры! | 42 | 13 | 29 |
5.1 | Выбор сценария: жанр, тема. | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Кастинг на роли. Утверждение на роль. | 6 | 2 | 4 |
5.3 | Актер работает над ролью | 8 | 2 | 6 |
5.4 | Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам) | 18 | 6 | 12 |
5.5 | Генеральная репетиция | 4 | 1 | 3 |
5.6 | Премьера | 4 | 1 | 3 |
6. | Фольклорное творчество. | 12 | 4 | 8 |
6.1 | Устное творчество русского народа. | 4 | 2 | 2 |
6.2 | Ярмарочные представления. Актерские импровизации | 6 | 2 | 4 |
6.3 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО ЧАСОВ | 144 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Раздел №1. Инструктаж по технике безопасности. (всего 2 ч, теория 2 ч, практика 0ч)
Теория. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила техники безопасности.
Практика. Актерский тренинг «Скороговорки». Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.
Раздел №2. Знакомство с театром. (всего 18 ч, теория 6 ч, практика 12 ч)
2.1.Тема: Синтетическая природа театра. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория. Беседа «Театр – синтез множества искусств».
Практика: Игра «Многоликость» . Актёрский тренинг на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и физических действий. Постановка актерских этюдов.
- Тема: История театра: Театр Эпохи Возрождения (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория. Беседа «Драматургия эпохи возрождения». Мини-лекция «Особенности театра эпохи Возрождения: присутствие высокого героического начала, разделение понятий на добро и зло, свободного перехода от возвышенного к низменному, от трагического к комическому».
Практика. Игра «Веселые подмостки». Актерский тренинг «Маски». Упражнения на развитие творческого воображения. Актерские этюды «Городская площадь».
2.3.Тема: Театры вокруг нас: Театр теней. Театр пантомимы. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа: «Пантомима: Бессловесные интермедии и арлекинада. Лирическая поэтическая пантомима». Мини-лекция «Комедия дель арте».
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Арлекин и Пьеро». Актерский тренинг на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия. Упражнения на закрепление понятий театрального словаря.
Раздел №3. Техника и культура речи. Ритмопластика. (всего 28 ч, теория 10 ч, практика 18 ч)
3.1. Тема: Формы словесного выражения: Реплики. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа «Что такое реплика?»
Практика: Актерский тренинг: «Подай реплику». Упражнения на силу голоса, интонационную точность, упражнение на умение коллективных и парных взаимодействий.
3.2.Тема: Учусь красиво говорить: Интонация, динамика, темп речи (всего 12 ч, теория 4 ч, практика 8 ч)
Теория: Беседа – повторение пройденного материала «Мои интонации. Динамика речи».
Практика: Упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Актерский тренинг «Скороговорка». Игра: «Громко-тихо». Упражнение на воспитание сценического голоса.
3.3.Тема: Метод физического действия. Актерские жесты. (всего 10 ч, теория 4 ч, практика 6 ч)
Теория: Беседа «Метод физического движения - основа перевоплощения». Театральный словарик: мимика и жесты в актерском образе.
Практика: Актерский тренинг на жестикуляцию и ритмопластику. Игра «Пойми меня». Этюды-пантомимы.
Раздел №4: Готовим кукольное представление. (всего 42 ч, теория 18 ч, практика 24 ч)
4.1 Тема: Театр Сергея Образцова. Перчаточные куклы – просто или очень сложно? (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Мини-лекция «Эстрадные миниатюры С.В.Образцова». повторение понятий театрального словарика: верховые куклы, низовые куклы (марионетки), срединные куклы.
Практика: Упражнения «Кукольная зарядка» (кукловождение). Пальчиковый тренинг.
4.2 Тема: Актер театра кукол. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Мини-лекция «Петрушка на руке».
Практика: Игра «Узнай по голосу». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, темп речи). Упражнения для развития речевой выразительности (дикция, интонация).
4.3Тема: Техника кукловождения. Пальчиковый тренинг. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа – повторение изученного материала «Действия кукловода».
Практика: Этюды с перчаточными куклами: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»; упражнения для отработки движений куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни», «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».
4.4 Тема: Этюды без ширмы. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Беседа «Движения куклы вне ширмы».
Практика: Этюды с воображаемыми предметами в несколько действий: «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, звукоподражание).
4.5Тема: Этюды на ширме. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Беседа « Движения куклы на ширме»
Практика: Упражнение на освоение последовательности действий «бежала – вспомнила что-то – резко остановилась – вернулась»; упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу (кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи, кукла, которая слушает, неподвижна). Этюды на ширме - «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму».
4.6. Тема: Репетиция кукольного спектакля. (всего 16 ч, теория 6 ч, практика 10 ч)
Теория: Распределение ролей. Пробы.
Практика: Тренинг «Кукла - особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер». Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Генеральная репетиция будущего спектакля.
4.7.Тема: Кукольное представление. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Сдача кукольного спектакля.
Практика: Показ кукольного спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями.
Раздел №5: Мы - актеры! всего 42 ч, теория 13 ч, практика 29 ч)
5.1.Тема: Выбор сценария – жанр, тема. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1 ч)
Теория: Выбор и прочтение сценария. Деление на опорные сцены. Пересказывание сценария.
Практика: Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Упражнения на воспитание сценической речи. Актерский тренинг «Движение и голос». Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.
5.2 Тема: Кастинг на роли. Утверждение на роль. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа «Образ героя. Характер персонажа». Рассматривание иллюстраций с изображениями сказочных героев.
Практика: Чтение сценария по ролям. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа. Упражнения на развитие внешней техники, упражнение на актерское взаимодействие. Освоение сценического пространства.
5.3 Тема: Актер работает над ролью (всего 8 ч, теория 2 ч, практика 6 ч)
Теория: Беседа по пройденному материалу «Как работает актер?»
Практика: Актерский тренинг «Речевые действия». Упражнения на развитие внутренней техники «Если бы…». Этюды на воплощение образов сказочных героев.
5.4 Тема: Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам). (всего 18 ч, теория 6 ч, практика 12 ч)
Теория: Мини-лекция «Образ моего персонажа: внешность, поведение, речь, характер». Беседа «Костюм героя». Инструктаж «Актерский поклон»
Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Практикум «Актерский поклон». Работа с реквизитом.
- Тема: Генеральная репетиция (всего 4 ч, теория 1 ч, практика 3 ч)
Теория: Беседа « Актерство – благодарный труд?».
Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Практикум «Актерский поклон».
5.6 Тема: Премьера спектакля. (всего 4 ч, теория 1 ч, практика 3 ч)
Теория: Беседа «Мы – актеры!». Сдача спектакля
Практика: Показ спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями
Раздел №6. Фольклорное творчество (всего 12 ч, теория 4 ч, практика 8 ч)
- Устное творчество русского народа.(всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)
Теория: Беседа на повторение ранее изученного материала «Что такое УНТ?».
Практика: Упражнения на совершенствование речевой выразительности (русские народные скороговорки, чистоговорки). Этюды – эпизоды из русских народных сказок.
6.2.Тема: Ярмарочные представления. Актерские импровизации. .(всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)
Теория: Беседа «Ярмарка в жизни русского народа. Театральные представления на ярмарке».
Практика: Игра «Народное гулянье». Конкурс «Самый лучший скоморох». Игра «Буриме»
6.3 Итоговое занятие. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1 ч)
Теория: Беседа «Театр – великое искусство»
Практика: Тест-игра «Мои достижения».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога и беседу. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу обучающихся .
При обучении используются словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые способы организации и осуществления учебно-познавательной работы. Выбор способов обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся, темы и формы занятий.
Основные формы развития актерских способностей по данной программе - учебные упражнения, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта обучающихся и драматизации по мотивам литературных произведений, сценические миниатюры и детские спектакли.
Данные формы организации учебно-воспитательной работы предполагают использование комплекса методов обучения и воспитания: общих (по Ю.К. Бабанскому и С.А. Смирнову) и специфических.
ОБЩИЕ методы:
- Методы организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- получения новых знаний: беседа, мини-лекция, объяснение, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация;
- выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: прием «упражнение», практические работы, повторение.
- методы эмоционального стимулирования: создания ситуаций успеха, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности;
- методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным содержанием, метод выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета, метод создания ситуаций творческого поиска.
- Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся:
- творческое задание;
- игра и перевод игровой деятельности на творческий уровень.
3. Методы организации взаимодействия учащихся:
- метод взаимной проверки и критики;
- прием взаимных заданий;
- создание ситуаций совместных переживаний.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ методы:
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод физических действий
- метод «оживления» куклы.
Важнейшими специальными методическими приёмами, применяемыми на занятиях по театральному искусству для обучающихся, следует считать:
- выполнение учебных упражнений и этюдов по словесному заданию режиссера-педагога;
- актерский тренинг;
- прием импровизации;
- педагогической игры
- прием усложнения заданий;
- прием создания нравственных переживаний
- комплексность задач в занятии и каждом упражнении.
Также в работе с обучающимися на всех этапах обучения в используется ДИАГНОСТИКА:
НАЧАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (Метод диагностики – наблюдение, собеседование)
ФИО | Познавательная активность | Сформированность самостоятельности | Сформированность специальных ЗУНов | Коммуникативные умения |
-Низкий уровень -Средний уровень -Высокий уровень | -Низко -Средне -Высоко | Низкий уровень -Средний уровень -Высокий уровень | Низко -Средне -Высоко |
УРОВНИ ПОДГОТОВКИ учащихся проверяются посредством наблюдения и анализа выполненных заданий.
Уровни | Оценка | Теория | Практика |
низкий | уд. | овладел менее чем 1/2 объема знаний, избегает употреблять специальные термины | в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога |
средний | хор. | объем усвоенных знаний составляет более ½, сочетает специальную терминологию с бытовой | выполняет в основном задания на основе образца |
высокий | отл. | освоил практически весь объем знаний, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием | овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой |
ДИАГНОСТИКА НА ПРОТЯЖЕНИИЕ ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»
ФИО ______________________________________________
№ | Критерии | диагностика I год обучения | диагностика II год обучения | диагностика конец года | |
Полу годие | Конец года | ||||
1 | Отношение к занятию в целом: положительное | ||||
безразличное | |||||
негативное | |||||
2 | Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто | ||||
редко | |||||
почти никогда | |||||
3 | Внимание: отличное | ||||
среднее | |||||
легко отвлекается | |||||
4 | Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии: всегда | ||||
иногда | |||||
никогда | |||||
5 | Проявление творчества: всегда | ||||
иногда | |||||
никогда | |||||
6 | Общеучебные навыки освоены: отлично | ||||
хорошо | |||||
удовлетворительно | |||||
плохо |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение:
- кабинет для занятий театральной студии, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, для представлений – зал со сценой и занавесом, местами для зрителей.
Приспособления, театральный реквизит:
- ширма (для театра кукол);
- пальчиковые куклы;
- занавес (кулиса);
- костюмы;
- гримировальные принадлежности;
- маски;
- декорации;
- музыкальный центр;
- микрофоны.
Дидактическое обеспечение курса: подборки рисунков со сказочными героями, фотографий из театров, видеосъемка представлений разных видов театров; тексты для этюдов, тексты сценариев.
ЛИТЕРАТУРА:
Список литературы, рекомендуемой обучающимся:
- Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. / М.: Росткнига, 2007.
- Набор для творчества "Сказка из помпончиков" / Фан китс, 2009
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся выступать публично
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать музыку/ Кирилл и Мефодий, 2010
- Савкова З. В. Монолог на сцене / ИВЭСЭП, 2009
- Шишова Н. А. Игра "Пантомима". 3-12 лет. 50 заданий для юного актера. Лерман, 2013 г.
- Чемодан юного актера. «Новый формат», 2014 г.
Список литературы, рекомендуемой для педагога:
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007
- Васильев А.Ю., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи. Музыкально-ритмический тренинг / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2013
- Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. Учебно-методическое пособие. / М.: Центр педагогического образования, 2007
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. / М.: Флинта, 2010.
- Кириллова Е. И., Латышева Н. А. Сценическая речь в театре кукол / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009
- Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / Прайм-Еврознак, 2011
- Мантегацца П. Физиогномика и выражение чувств / Профит-Стайл, 2010
- Маркова Е. В. Уроки пантомимы / Планета музыки, 2010
- Рудакова Е.Б., Кузнецова С.В., Терских Е.А. "Комплексы творческих занятий для развития одаренности ребенка" / Феникс, 2011
- Савкова З. В. Монолог на сцене / ИВЭСЭП, 2009
- Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Как быть максимально естественным и убедительным. Телесная свобода, сценическое действие / АСТ , 2011
- Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуация / АСТ , 2011
- Черная Е. И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос / Планета музыки, Лань, 2012
- Эмихен Г. Греческий и римский театр / Либроком, 2012
- Всеобщая история театра / под ред. Терешиной М. / Эксмо, 2012
- В профессиональной школе кукольника. Выпуск 4. Антология / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009
Интернет-ссылки:
1.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
3. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
4. Учительская копилка. http://uchkopilka.ru/
5. Сценарии Олеси Емельяновой http://www.olesya-emelyanova.ru
6. Школа моей мечты http://shkolabuduschego.ru
7. Домовенок. http://domovenok-as.ru
8. Ваше чудо. http://vashechudo.ru
Нормативные документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16)