Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу"
Данный урок по ознакомлению с программой изучения основ актерского мастерства проводился на незнакомой аудитории на профессиональном конкурсе педагогического мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspkt_vvedenie_v_programmu.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимошенко Юлия Владимировна
МОУ ДОД "Жирновский Центр детского творчества"
Педагог дополнительного образования
Конспект занятия «Введение в образовательную программу»
Предмет – актерское мастерство
Тема урока – Введение в образовательную программу «Студия актерского мастерства»
Тип занятия – вводное
Вид занятия – занятие-путешествие
Цель: познакомить учащихся с миром театра. Заинтересовать образовательным процессом и приобщить к занятиям актерским мастерством.
Задачи:
- развивать кругозор и эмоциональную сферу учащизся;
- учить согласовывать действия с партнером в групповом этюде;
- развивать умение импровизации и актерского перевоплощения в работе над групповым этюдом;
- способствовать формированию важных личностных качеств, таких как трудолюбие, внимание, воображение и фантазия, и специфических: пластика тела, мышечная свобода, мимика.
- снять первичный эмоциональный зажим у детей.
Возраст детей – 10 лет (15 человек, 10 девочек и пять мальчиков)
Форма организации обучения: фронтальная, групповая.
Методическое оснащение:
- методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), наглядный (показ видеоролика «Презентация коллектива»), практический, игровой.
- техническое оснащение: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, заготовки бейджей, диск с записью видеоролика «Презентация коллектива», карточки с заданием для этюдной работы, карточки с изображением сказочных героев для игры «Найди себя».
- инвентарь, реквизит: дверь, золотой ключик, кукла-марионетка, вещи на куклу.
Основные источники информации:
1.Сорокина Г.Э., Тимошенко Ю.В. Студия актерского мастерства «Премьера» для детей 6-17 лет. Авторская программа дополнительного образования детей. – Жирновск, 2009.
2.Арлянский Ю.«Азбука театра», «Детская литература», Ленинград, 1990.
3. Гиппиус С.Г «Актерский тренинг»
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационно – подготовительный - 10 минут. Цель для учащихся – познакомиться в группе, подготовиться к продуктивной работе на занятии. Цель для педагога – способствовать созданию условий для эффективной работы на занятии. Задачи: - организовать рабочее пространство; - активизировать внимание к предстоящей учебной деятельности и создать положительный эмоциональный настрой; - вовлечь детей в постановку цели и задач занятия. Методы организации работы учащихся на начальном этапе занятия: - методы обучения: словесный (диалог, опираясь на имеющиеся знания у детей), игровой, наглядный (видеоролик). - методы организации учащихся – фронтальный. |
Педагог заранее оформляет кабинет наглядным материалом и необходимым оборудованием, расставляет стулья полукруг. Учащиеся рассаживаются на стулья 2. Подготовительный этап: 2.1. Приветствие. Здравствуйте! Меня зовут Юлия Владимировна Тимошенко. Я педагог Жирновского Центра детского творчества. Ко мне на занятия приходят дети, которые хотят стать актерами и выступать с различными спектаклями как в настоящем театре. А вы когда-нибудь были в театре? Ответ детей А какие же ассоциации у вас возникают со словом театр? Ответ детей. Ну и, конечно же, непременным атрибутом актерской жизни являются аплодисменты. Ими не только благодарят актеров за выступление, но еще и приветствуют, приглашают на сцену. Аплодисменты, которые звучат перед началом спектакля, говорят актерам о готовности зрителей внимательно слушать и смотреть происходящее на сцене. А вы готовы меня внимательно слушать? Тогда давайте и мы друг друга поприветствуем аплодисментами. Аплодисменты. 2.2. Создание эмоционального настроя на занятие. Теперь я вижу, что вы готовы! Ну что ж, я вам представилась, но как зовут вас пока не знаю. Чтобы нам познакомится чуточку ближе. Для этого немного поиграем: Игра «Одень куклу» Ребята, вы знаете, что я сейчас держу в руках? Ответ детей Совершенно верно! Это – кукла-марионетка! А где же можно встретить таких кукол? Ответ детей В кукольном театре. Но кукол там много и часто они мало чем отличаются друг от друга. Давайте сейчас вместе сделаем эту куклу уникальной, немного похожей на нас самих. Вот здесь, на подносе, много различных предметов, которыми можно украсить нашу обезьянку. Выберите такой предмет, который вы бы хотели надеть на себя. Вот, например, красивая заколочка. Я бы хотела, чтобы эта обезьянка была симпатичной. Выбирают предметы. А теперь по цепочке, представляясь, наденьте свой предмет на эту милую обезьянку. Обязательно поясните свой выбор. Может, вы хотите подчеркнуть то качество, которое вам нравится в себе или, наоборот, хотите дать обезьянке такое качество, которое вы считаете важным и сами стремитесь его обрести. Одевают куклу по цепочке 2.3. Презентация коллектива А теперь, когда мы с вами немножко познакомились я бы хотела показать вам обращение моих учеников из детского коллектива «Школа актерского мастерства», которым я руковожу уже больше семи лет. Показ видеоролика 2.4. Постановка цели и задач занятия Скажите, ребята, а вы когда-нибудь были в театре? А какие именно спектакли вам удалось посмотреть? Мои ребята в своем видео-обращении создали несколько сказочных образов. Были ли эти образы узнаваемы? Как вы думает, а получится ли у вас сегодня создать несколько сказочных образов и продемонстрировать их в мини-спектакле – этюде? А что нам нужно для этого сделать? Конечно же! Нам нужно познакомится с миром театра, его основными законами и овладеть некоторыми основными актерскими приемами. Так давайте же начнем наше увлекательное путешествие и откроем волшебную дверь в мир театра. Перевоплощение педагога в Мальвину |
2. | Конструирующий этап: 2.1. Изучение учебного материала - 20 минут. Цель для педагога – создать условия для качественного освоения обучающимися предлагаемого материала. Задачи: - дать представление понятий «театр», «образ», «эмоция», «этюд»; - развивать познавательный интерес и кругозор учащихся; - развивать эмоциональную сферу; - развивать мышечную свободу (посредством упражнения «Куклы-марионетки»), - развивать пластику тела (упражнения «Куклы-марионетки», «Кукла, оживи» - учить использовать мимику, как средство выражения эмоций. Формы и методы изложения нового учебного материала: - словесный (объяснение, рассказ) - практический (упражнения: «Куклы-марионетки», «Кукла, оживи!», «Эмоциональные маски») Формы организации деятельности учащихся: - фронтальный; Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: - своевременное и правильное выполнение учебных задач всеми учащимися; - положительный эмоциональный настрой детей. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: - одобрение, похвала. | II этап: Конструирующий «От марионетки к сценической правде» Скажите, а вы знаете, где родился театр, в какой стране? Ответ детей В Древне Греции. Именно там проходили первые театрализованные программы. В нашей стране театральное искусство сначала было представлено бродячими артистами. Кто мне подскажет, как их называли? А в году в России был построен первый публичный театр. А какие еще существуют театры? Ответ детей. Кукольный театр. Именно с этой остановки мы и начнем свое путешествие. Куклы-актеры в таком театре сами не двигаются. Их движениями руководит кукловод. Упражнение «Куклы-Марионетки» (мышечная свобода) Помните куклу-обезьянку, которую мы с вами одели в начале занятия. Вот. Благодаря вот этим ниточкам кукловод и приводит куклу в движение. Представьте, что мы сейчас с вами Марионетки в кукольном театре Карабаса-Барабаса. Все конечности у нас закреплены на ниточки. Вот так (показать исходное положение - ноги врозь, руки и голова вверху). На счет «Раз» - наш кукловод отпускает руки в локтях, на счет «Два» - повисает голова, на «Три» - руки отпускают полностью, «Четыре» - сгибаемся в туловище, и на счет «Пять» - нас отпускают полностью. И затем упражнение выполняется в обратном порядке. Какие замечательные у нас получились куклы для первого представления в театре Карабаса-Барабаса. Но как мало в них жизни! Дернули за ниточку – кукла двигается. Но ведь хочется же и самими руководить своими движениями. Правда же, ребята? Ответ детей Карабас-Барабас полагаю сильно бы удивился узнав, что его куклы могут и сами двигаться. Каждый раз, когда кукловод засыпает – куклы оживают. Игра-упражнение «Кукла, оживи!» (внутренний позыв к действию, пластика тела) Ребята, перед вами много разных игрушек и я предлагаю вам поиграть с ними. Но не забывайте, что вы все еще марионетки. Но в знак свободы от кукловода, возьмите воображаемые ножницы и отрежьте ниточки. А теперь поиграйте, движения будут резкими и угловатыми. Играют Ну что ж, самое время продолжить наше удивительное путешествие. Нам теперь тесно в кукольном театре. Мы перестали быть безвольными марионетками, отрезали ниточки и сами решаем что нам теперь делать. Но чтобы отыграть какую-либо роль чего-то всё же не хватает. Как вы думаете, что мы будем искать на следующей остановке? Чего нам не хватало? Ответ детей Совершенно верно! Эмоций! Давайте попробуем показать различные эмоции только лицом, мимикой. Упражнение «Эмоциональные маски» (развитие эмоциональной сферы) Ребята, вспомните пожалуйста видеоролик, который мы посмотрели в начале занятия. Как вы думает, что помогла моим ребятам сделать свои образы более узнаваемыми? Ответ детей Конечно же, это костюм и другие внешние атрибуты. Мы с вами прошли уже долгий путь от безвольной и безликой марионетки, научились владеть своим телом, мимикой и эмоциями. Нам осталось лишь выбрать для себя роль. Так наш образ обретет собственное сказочное лицо. Это будет ваша первая настоящая актерская работа, ваша роль. Сегодня вам позволено выбирать самим. Упражнение «Найди себя» (самостоятельный выбор образа) Перед вами разложены карточки. Н них нарисован персонаж и описаны ключевые характеристики этого образа. Розовые карточки – это образы для девочек, зеленые – для мальчиков. Выбирайте тот образ, который наиболее близок вам. Который вам, на ваш взгляд, будет проще сейчас изобразить. Выбирают карточки. |
3. | Контрольный - 10 минут. Цель для учащихся – создание сказочного образа в работе над групповым этюдом. Цель для педагога – создать условия для закрепления полученных знаний и умений по созданию актерского образа в работе над групповым этюдом. Задачи: - учить выражать эмоции в соответствии с заданным образом; - развивать смелость публичного выступления; - воспитывать умение взаимодействовать в группе. Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: - практический (работа над групповым этюдом); - словесный (объяснение педагога); Метод организации учащихся - групповой. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: - правильная эмоциональная подача образа в этюде; Пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: - провести повторно (но с другими ситуациями: другие этюды, другие упражнения) практическую часть работы; - включать в последующие занятия упражнения для закрепления этой темы (в качестве повторения). | Ну что ж! Вот и последняя остановка в нашем путешествии. Называется эта станция «Этюд». Сейчас вам предстоит создать и отыграть свой мини-спектакль – этюд. Сейчас нам нужно разделиться на две подгруппы/команды в соответствии с теми образами. Я прочитаю текст ваших мини-спектаклей. Ваша задача запомнить сюжет этюда и свои реплики. Затем я буду читать текст еще раз, а вы будете действовать в своих образах. Демонстрация этюдов Посмотрите, какие замечательные актерские образы вам удалось создать! Скажите, а вы помните, ради чего мы отправлялись в наше невероятное путешествие? Ответ детей Чтобы открыть для себя волшебную дверь в мир театра. Вот же эта дверь. А вот и золотой ключик. Раз, два, три, Разреши скорей пройти! Ой, что-то не получилось! Ребята, давайте все вместе: Раз, два, три, Разреши скорей пройти! Открываем дверь А теперь пройдите все по очереди сквозь эту дверь. Вы сегодня заслужили это право – войти в мир театра. В мир, где оживают сказки и сбываются мечты. Проходят через дверь А теперь встаньте в круг и возьмитесь за руки. Давайте также все вместе произнесем волшебные слова, которые наконец-то позволят нам перевоплотится в настоящих актеров Все похлопаем в ладошки!- хлопаем, Потанцуем мы немножко! – кружимся на месте, Улыбнемся! Крикнем: «Браво! Стал актером я по праву». |
4. | Итоговый этап - 5 минут. Цель для педагога – оценить деятельность учащихся по конечному результату. Метод организации: фронтальный Методы оценивания: похвала, одобрение присутствующих на занятии. Рефлексия. Цель для учащихся – осознать удовлетворённость своей деятельности на занятии. Цель для педагога – определить степень заинтересованности учащимися данным занятием. Методы оценивания: - самооценка результатов деятельности с помощью игры-упражнения «Мизансцена занятия».
- похвала; - аплодисменты. | - Наше занятие заканчивается, самое время подводить итоги! Скажите, вам понравилось наше путешествие? А какие образы вам удалось сегодня создать? А хотели бы вы продолжить заниматься и дальше актерским мастерством? Игра-рефлексия «Цветная цепочка» Посмотрите. Перед вами макет сцены. Вам сегодня удалось отыграть первую в своей жизни роль, значит вы уже актеры. Возьмите, пожалуйста, с моего стола картинку с тем образом, который вы сегодня создали. На сцене, как вы видите, уже стоят три актера. Они помогут вам выразить свое отношение к сегодняшнему занятию. Развешивают картинки Ну что ж, вот такая у нас получилась мизансцена сегодняшнего занятия. Давайте поаплодируем друг другу в знак благодарности за отличную работу! Аплодисменты. Мне было сегодня очень приятно с вами работать. И на память я хочу подарить вам вот такие маленькие ключики. Они помогут вам в любой момент снова открыть для себя эту удивительную дверь и вспомнить все, чему сегодня научились. Еще раз спасибо, ребята. И до свидания! |