"Театр Древней Греции, его особенности и структура. Мистерии - праздники в храмах Древнего Востока." - Технологическая карта занятия.
Детское объединение: театр «Синтез».
Группа: №1 (возраст обучающихся 11-12 лет).
Автор: педагог дополнительного образования Машенцева Татьяна Петровна.
Тема учебного занятия: Театр Древней Греции, его особенности и структура. Мистерии - праздники в храмах Древнего Востока.
Продолжительность учебного занятия: 1 час, 30 минут (2 часа по 45 минут).
Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методические приёмы: высказывание великих, подводящий диалог, интеллектуальная разминка, мультимедийная театрализация, театрализация, кроссворд, отсроченная отгадка.
Цели занятия:
Содержательная: опираясь на впечатления и полученную информацию, мотивировать к дальнейшему самостоятельному знакомству с культурой и искусством Древней Греции.
Деятельностная: пробудить интерес к театральному искусству, стремление быть участниками театральных действ, через разыгрывание театрализованных празднеств – мистерий.
Задачи:
Образовательная: дать детям представление об истоках театрального искусства, через знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
Развивающая: развитие творческого воображения, яркой эмоциональной монологической речи; навыков самоанализа и самоконтроля обучающихся; обогащение активного словаря терминами данной эпохи.
Воспитательная: духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры; воспитание уважительного отношения к истории культуры, традициям других народов.
Методическое оснащение занятия:
Накопительная папка «Древо познаний»
Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося.
Приложение №2. Термины и дата рождения театра в печатном виде.
Приложение №3. Презентация «Театр Древней Греции».
Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.
Приложение №5. Кроссворд.
ТСО: слайд-проектор, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1. Театр Древней Греции.. | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 2.1.
Детское объединение: театр «Синтез».
Группа: №1 (возраст обучающихся 11-12 лет).
Автор: педагог дополнительного образования Машенцева Татьяна Петровна.
Тема учебного занятия: Театр Древней Греции, его особенности и структура. Мистерии - праздники в храмах Древнего Востока.
Продолжительность учебного занятия: 1 час, 30 минут (2 часа по 45 минут).
Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методические приёмы: высказывание великих, подводящий диалог, интеллектуальная разминка, мультимедийная театрализация, театрализация, кроссворд, отсроченная отгадка.
Цели занятия:
Содержательная: опираясь на впечатления и полученную информацию, мотивировать к дальнейшему самостоятельному знакомству с культурой и искусством Древней Греции.
Деятельностная: пробудить интерес к театральному искусству, стремление быть участниками театральных действ, через разыгрывание театрализованных празднеств – мистерий.
Задачи:
Образовательная: дать детям представление об истоках театрального искусства, через знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
Развивающая: развитие творческого воображения, яркой эмоциональной монологической речи; навыков самоанализа и самоконтроля обучающихся; обогащение активного словаря терминами данной эпохи.
Воспитательная: духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры; воспитание уважительного отношения к истории культуры, традициям других народов.
Методическое оснащение занятия:
Накопительная папка «Древо познаний»
Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося.
Приложение №2. Термины и дата рождения театра в печатном виде.
Приложение №3. Презентация «Театр Древней Греции».
Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.
Приложение №5. Кроссворд.
ТСО: слайд-проектор, компьютер.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД | |
| ||||
Цель: выработка на личном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | (Организация начала занятия. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность). Педагог предлагает прочитать эпиграфы, написанные на доске (для того, чтобы в конце занятия выявить их логический смысл, объяснить, как они характеризуют особенности древнегреческого театра). “Счастлив тот, кто это видел, Перед тем, как в могилу сойти…” “Каждое произведение искусства неизбежно должно носить в себе черты своего времени”. - Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего занятия очень важна, она раскрывает не только истоки возникновение театра, но и поможет нам понять особенности развития театрального искусства. | Приветствуют педагога, поверяют свою готовность к занятию. | 1) Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию. 2)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. 3)Регулятивные: волевая саморегуляция; принятие и сохранение учебной задачи. | |
| ||||
Цель этапа: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | (Педагог организуют диалог с обучающимися, в ходе которого подводит их к теме занятия). - Ребята, вы любите театр? Кто из вас был в театре? Что в вашем понимании означает слово «театр»? Ребята, а как вы думаете, с чего же началось развитие театра? Где его корни? Конечно же, театр всегда начинался с игры, с перевоплощения человеком в какой-либо образ. А родоначальником театра является Древний Восток. На сегодняшнем занятии, мы уточним, когда и где именно, зародился театр, как он развивался. Во время наших занятий вы узнаете значение многих новых и уточните смысл уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять, у каждого из вас будет заведён словарик (староста раздаёт таблицы-словарики, заранее подготовленные педагогом). Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося. | Отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы. | 1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 2)Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 3)Личностные: смыслообразование (умение находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»; развитие мотивационной сферы личности: сдвиг мотива на цель). | |
| ||||
Основная цель этапа -организованность анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей. | - Как я уже сказала, театр зародился на Древнем Востоке, а может быть, кто-нибудь из вас знает, в каком именно государстве? - Правильно, ребята. Догадались, о теме нашего занятия? - Конечно же, тема нашего сегодняшнего занятия: театр Древней Греции, его особенности и структура А ещё мы проверим, ваши артистические способности, насколько хорошо вы владеете своим голосом, выразительностью речи. | Отвечают на вопросы, исходя из знаний, приобретённых на уроках МХТ, информации, полученной из других источников. | 1)Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
| ||||
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Педагог, совместно с обучающимися конкретизируют тему, формируют цель и определяет ход занятия. - Сегодня мы с вами начинаем новый, очень важный для нас раздел – «История театра». А что вам интересно узнать о театре Древней Греции? | Обучающиеся сами определяют ряд вопросов, на которые хотели бы получить развёрнутый ответ, ставят цель проекта, определяют средства, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | 1)Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; постановка и формулирование проблемы. 2)Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; планирование; прогнозирование. 3)Коммуникативные: умение задавать вопросы; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; планирование учебного сотрудничества. | |
| ||||
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | По ходу беседы педагог демонстрирует презентацию. Приложение №3. Презентация «Театр Древней Греции». Запишите первое слово в ваши словарики: ТЕАТР – место для зрелищ. Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетание музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длились несколько дней и представляли собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими, и всё население города обязано было прийти на праздник. Один из учащихся зачитывает текст. В это время педагог показывает слайды и иллюстрации. Давайте запишем значения новых слов в словарик. ДИОНИС – бог виноделия. ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни. КОРИФЕЙ – предводитель сатиров (позже главный в хоре). САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.
Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеями сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки. Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до н.э. Эта дата сегодня нам известна как «День театра». Театральное здание обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя. Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек. Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от существительного «палатка»). Демонстрируется схема и макет театра. Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене, ее стали ограничивать двумя пристроенными по бокам флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру. Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов. Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям. Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов. Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д. В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку. Известны театры, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия. Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ. Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «зрелищных денег» - теорикон. Продолжаем заполнять наш словарик. ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров. ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»). СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»). ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги». 27 марта - День театра. Вам эти слова кажутся знакомыми? На какие слова они похожи? | Записывают в словарик новые слова. Обучающийся зачитывает текст. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и показывали маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть. | 1)Познавательные: умение извлекать информацию из текста. 2)Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. 3)Коммуникативные: умение воспринимать информацию; умение оформлять свои мысли в устной форме. | |
| ||||
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Педагог дает задание: - Составьте словесное описание внешности древнегреческого актера и его игру на сцене, используя новые термины. | Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). | 1) Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности. 2)Коммуникативные: умение использовать свои знания; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. 3)Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
ПЕРЕМЕНА | ||||
| ||||
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная), достижение цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Педагог осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы (консультирует, советует, помогает). Раздаются маски, тексты. Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий. Педагог в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию, организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки. | 1.Разыгрывают мистерии, определяют эмоциональный настрой, стараются передать колорит и особенности мистерий (демонстрируют ЗУНы, компетентности). 2.Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). 2.Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
| 1)Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение использовать свои ЗУНы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности. 2)Коммуникативные: умение работать совместно с партнёром, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 3)Регулятивные: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата). 4)Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; адекватное восприятие критики в свой адрес. | |
| ||||
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действия в систему знаний. | Педагог организовывает фиксацию нового содержания изученного на занятии. Ребята, ответьте, пожалуйста: - Какова история возникновения театра в Древней Греции? - Из каких частей он состоял, как они назывались? Предлагает разгадать обучающимся кроссворд. Приложение №5. Кроссворд. | 1. Дают развёрнутые ответы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). 2.Разгадывают кроссворд. | 1)Познавательные: умение использовать свои знания, обобщение. 2)Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3)Регулятивные: выполнение учебных действий в речевой и умственной форме | |
| ||||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание способа построения и границ применения нового способа действия. | Педагог организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. - Сегодня мы побывали в древнегреческом театре, узнали много о его архитектуре, деятельности актеров, сами побывали на месте древнегреческих лицедеев. Прочтите, пожалуйста, эпиграфы нашего занятия, как вы понимаете их смысловое значение? (Перечитываются эпиграфы, и выполняется задание, данное в начале урока). - Много информации вы получили сегодня на занятии? - Чему научились? - Что узнали нового? - Кто на этом пути испытал трудности? Какие? - Считаете ли вы полезными навыки, полученные сегодня на уроке? - Кто доволен сегодня своей работой? - Появилось ли желание более глубоко исследовать культурное наследие Древней Греции? | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). | 1) Познавательные: - умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результативности деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности 2) Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). 3) Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | |
| ||||
Цель: обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия. | (Педагог объявляет и комментирует домашнее задание). Ребята, дома прочтите, пожалуйста, внимательно миф «Осирис и Исида». На следующем занятии мы попробуем разыграть мистерии - на взятые из литературного источника сюжеты. И, конечно же, повторите значение слов и термины, которые мы записали в наши словарики на сегодняшнем занятии. Всего доброго. До свидания. | Обучающиеся выбирают задание из предложенных, с учётом индивидуальных возможностей. | 1) Личностные: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности. 2)Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и в том числе во внутреннем плане 3)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Приложение №1. Таблицы-словарики для каждого обучающегося.
слово | значение слова | слово | значение слова |
Приложение №2. Термины и дата рождения театра в печатном виде.
ТЕАТР – место для зрелищ. ДИОНИС – бог виноделия. ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни. КОРИФЕЙ – предводитель сатиров (позже главный в хоре). САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса. 27 марта - День театра. ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров. ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»). СКЕНА – пристройка около сцены (от существительного «палатка»). ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги». |
Приложение №3. Презентация «Театр Древней Греции».
Приложение №4. Маски и материал для театрализации с содержанием мистерий.
"Жизнь Эдипа. По мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип».
Сцена первая. Царь Лай: Я мойру знать свою желаю. Что уготовил мне Танатос, Я от оракула узнаю, Как я войду в врата Аида, Пусть он расскажет, Он все видит. Оракул : Великий Лай, наш царь из Фив, Ты так могуч, как бог, красив! Но ты жесток неукротимо. А совершивши преступленья, Ты прогневил богов Олимпа. Теперь тебе уж нет спасенья. А справедливая Фемида уж приготовила расплату, Какой страшнее нет на свете. Я расскажу, коль очень надо. |
Лай: Я знаю о грехах, но в этом мире Любой из смертных может в день единый Упасть и вновь подняться. Мил богам благочестивый. Гордый – ненавистен. А я смирил, Унял гордыню. Чист я. Оракул: Меж существами, что живут и дышат, Несчастнее нет человека изначально. А боги на Олимпе нас не слышат. Они одни пируют беспечально. Тебе же лучше было не родиться, Не видеть света, и не веселиться, Звездой не любоваться ночью длинной, Убитым быть тебе рукою сына. Лай: Нет, этому не быть, пройду катарсис, Иль, как Сизиф, Танатосу не дамся, Велю я сыну ноги проколоть, И выбросить подальше эту плоть. |
Сцена вторая. Эдип: Мне говорили, что нашел меня пастух В пустыне жалкой. Его тонкий слух Дал знать: ребенок плачет, уж охрип. Из-за опухших ног прозванье мне – Эдип. Оракул мне предскажет Андрастею Коль ужас уготовлен, я рукой своею покончу с жизнью. Оракул: Готов предречь тебе, о юный грек, Ананке. Ты –несчастный человек. Убить отца ты должен и жениться На матери своей. Уж лучше б не родиться! |
Сцена третья. Эдип: О горе мне! Я брошу все: Родителей и дом, Коль суждено убийцей Стать мне в нем. Отправлюсь в путешествие, Забуду о предсказанье, Счастлив буду… Бреду давно, Совсем без силы уж. Но что за гордый и бестактный муж Столкнул меня с дороги? Так отвечу: Ударю – сразу станет легче! О Зевс! Упал тот человек, Не встал! Танатос смерть ему Моей рукой послал. |
Сцена четвертая. Сфинкс: Эдип, постой! Послал меня Аид. Отцеубийц мне он карать велит. Я сфинкс… И для тебя задача, Что я задам – погибель, не иначе: Кто утречком на четырех ногах, А днем уже на двух шагает? А к вечеру на трех хромает? Коль скажешь ты ответ – погибну я. Эдип: Легка загадка для меня твоя. Ведь это человек! Исчезни ты, и пусть тебя во век никто не видит. |
Сфинкс: Я брошусь в пропасть! Сфинкса кто обидит, Не будет счастлив никогда. И ждет тебя, о царь, беда. Ты торжествуешь, но себя не знаешь! Все, что найдешь, ты потеряешь. Погибнет весь твой род в войне между собой. Погибнет даже разум твой. Ослепнут и глаза, но коль сумеешь, Душой безгрешною прозреешь! |
1 | Д | И | О | Н | И | С | |||||
2 | С | А | Т | И | Р | Ы | |||||
3 | М | А | С | К | А | ||||||
Д | Р | А | М | А | Т | У | Р | Г | |||
8 | 6 | 5 | С | К | Е | Н | А | ||||
О | Р | Х | Е | С | Т | Р | А | ||||
7 | Т | Е | А | Т | Р | ||||||
К | О | З | Л | О | В | ||||||
9 | Т | Е | О | Р | И | К | О | Н |
Приложение №5. Кроссворд.
10
4
По горизонтали:
- Бог виноделия.
- Лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.
- Часть древнегреческого театрального костюма, которая закрывала лицо актёра.
- Драматург
- Пристройка около сцены (от существительного «палатка»).
- Круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.
- Место для зрелищ.
- В чьи шкуры одевались участники шествий?
- «Зрелищные деньги».
Какое слово получилось у нас по вертикали?