«Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы практической работы над голосом». Интегрированное занятие.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ (Интегрированное занятие)
Детское объединение: театр «Синтез».
Группа: №3 (12-14 лет)
Педагог дополнительного образования: Машенцева Татьяна Петровна.
Соучастник - преподаватель русского языка и литературы: Хмелькова Ольга Александровна.
Тема учебного занятия: «Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы практической работы над голосом».
Продолжительность учебного занятия: 1 час, 30 минут (2 часа по 45 минут).
Тип учебного занятия: занятие открытия нового знания.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методические приёмы: высказывание великих, подводящий диалог, изучение текста, эвристическая беседа, практикум, демонстрация действий, самопроверка, взаимопроверка.
Цель занятия:
Содержательная: расширение понятий о художественном чтении, как исполнительском виде искусства.
Деятельностная: развитие речевых способностей учащихся и мотивация потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представления о чтении, как исполнительском виде искусства;
- систематизация и обобщение знаний;
Развивающие:
- формирование у обучающихся правильного произношение звуков;
- развитие речи (работа над дикцией, интонационной выразительностью речи, расстановкой логических пауз и ударений и т. п.)
Воспитательные:
- воспитание культуры речевого общения;
- формирование умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других.
Оборудование:
Приложение №1 Беседа «Художественное чтение».
Приложение №2 Карточки со скороговорками.
Приложение №3 Специальные упражнения для развития техники речи.
Приложение №4 Карточки для упражнений на расстановку логических ударений 1-7.
Приложение №5 Карточки для упражнений постановку психологических пауз 1-3.
Приложение №6 Памятка «Интонация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие | 66.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ (Интегрированное занятие)
Детское объединение: театр «Синтез».
Группа: №3 (12-14 лет)
Педагог дополнительного образования: Машенцева Татьяна Петровна.
Соучастник - преподаватель русского языка и литературы: Хмелькова Ольга Александровна.
Тема учебного занятия: «Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы практической работы над голосом».
Продолжительность учебного занятия: 1 час, 30 минут (2 часа по 45 минут).
Тип учебного занятия: занятие открытия нового знания.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методические приёмы: высказывание великих, подводящий диалог, изучение текста, эвристическая беседа, практикум, демонстрация действий, самопроверка, взаимопроверка.
Цель занятия:
Содержательная: расширение понятий о художественном чтении, как исполнительском виде искусства.
Деятельностная: развитие речевых способностей учащихся и мотивация потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представления о чтении, как исполнительском виде искусства;
- систематизация и обобщение знаний;
Развивающие:
- формирование у обучающихся правильного произношение звуков;
- развитие речи (работа над дикцией, интонационной выразительностью речи, расстановкой логических пауз и ударений и т. п.)
Воспитательные:
- воспитание культуры речевого общения;
- формирование умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других.
Оборудование:
Приложение №1 Беседа «Художественное чтение».
Приложение №2 Карточки со скороговорками.
Приложение №3 Специальные упражнения для развития техники речи.
Приложение №4 Карточки для упражнений на расстановку логических ударений 1-7.
Приложение №5 Карточки для упражнений постановку психологических пауз 1-3.
Приложение №6 Памятка «Интонация».
Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД | |
| ||||
Цель: выработка на личном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | «Просматривать, перелистывать книгу – это не чтение. Читать надо так, как слушать исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя. И ты постигнешь её прелесть». К.А. Федин Педагог дополнительного образования: Сегодня у нас необычное занятие - мы проведём его совместно с Ольгой Александровной, вашим преподавателем русского языка и литературы. Преподаватель: Здравствуйте ребята, сегодня я у вас в гостях. Мне очень интересно посмотреть, как вы будете работать на занятии. Надеюсь, что наш совместный труд принесёт пользу нам всем, и даст толчок к дальнейшему сотрудничеству. | Приветствуют педагога и учителя, поверяют свою готовность к занятию. | Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |
| ||||
Цель этапа: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | (Педагог и Преподаватель организуют диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируют тему занятия, формируют цель). Педагог д/о: - Ребята, вы любите читать? - Какую литературу? - Какие произведения произвели на вас наиболее яркое и неизгладимое впечатление? - А кто из вас любит читать, отрывки из понравившихся произведений или стихи вслух? Преподаватель: - Почему, как вы думаете на уроках литературы, мы не только отрабатываем технику речи (учимся читать бегло), но и читать выразительно? | Отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: умение определять цель деятельности на занятии. | |
| ||||
Основная цель этапа -организованность анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей. | Педагог д/о: - Что нужно соблюдать при таком чтении? - Правильно, ребята. Догадались, о теме нашего занятия? - Конечно же, тема нашего сегодняшнего занятия: Художественное чтение как вид исполнительского искусства. А ещё мы проверим, насколько хорошо вы владеете своим голосом, выразительностью речи. | Отвечают на вопросы. Нужно соблюдать: правильное произношение звуков, знаки препинания, логические ударения и паузы, дикцию, интонацию, выразительность речи). Речь пойдёт о (выразительном) художественном чтении. | Коммуникативные: умение высказывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. | |
| ||||
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Педагог д/о: - Сегодня мы с вами начинаем новый, очень важный для нас раздел - художественное чтение. Преподаватель: - Прочтите, пожалуйста, беседу «Художественное чтение» и перечислите минимум навыков, связанных с произносительной культурой речи. Назовите их. | Работают в группах. Читают беседу, обсуждают ответы. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Познавательные: умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные: умение работать совместно с партнёром, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |
| ||||
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Слушают ответы. Преподаватель: Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска. 1. Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи. 2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. 3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать ошибки. 4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и нашим к нему отношением. 5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа. Для формирования выразительного чтения, вы, ребята, должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности. Педагог д/о: Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют следующие:
Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения (например, стихотворения) или понять состояние героя включает в себя определенные навыки и умения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух. Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как вы будете стремиться донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам герой, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения, что важно по мнению автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух. | Отвечают на вопросы. (Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения). | Познавательные: осуществление поиска и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
| ||||
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Педагог раздаёт обучающимся карточки. Приложение №1 Карточки со скороговорками, чистоговорками и пословицами. Преподаватель: Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Скороговорки следует брать короткие, а потом постепенно их усложнять. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. (Выполнение упражнений) Педагог д/о раздаёт обучающимся карточки. Приложение №2 Специальные упражнения для развития техники речи. Педагог д/о: Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или выполнять упражнения. (Выполнение упражнений). | Выполняют упражнения. Отрабатывают технические навыки в работе над голосом, техникой речи. | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности. Коммуникативные: умение использовать свои знания, вырабатывать критерии оценки для своей работы. | |
| ||||
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная), достижение цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Приложение №3 Карточки для упражнений на расстановку логических ударений 1-7 Преподаватель: Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Выполним упражнение: Приложение №4 Карточки для упражнений постановку психологических пауз 1-3 Педагог д/о: Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами. Выполним упражнение: | Выполняют упражнения: определяют эмоциональные ударения; выполняют упражнение на становление смысловых пауз. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, а что подлежит усвоению. Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль и оценка процесса и результативности деятельности. | |
| ||||
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действия в систему знаний. | Педагог и преподаватель организуют работу обучающихся. Каждому даётся определённое упражнение на развитие художественного чтения. Помогают, демонстрируют правильное выполнение заданий, направляют, корректируют. | Выполняют упражнения, демонстрируют ЗУНы, компетентности. | Познавательные: осуществление смыслового чтения художественных текстов. Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу,использовать знания, полученные на занятии; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, педагогом и сверстниками Личностные: адекватное восприятие критики в свой адрес; проявление познавательной инициативы. | |
| ||||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание способа построения и границ применения нового способа действия. | Педагог и преподаватель организуют беседу: - Много информации вы получили сегодня на занятии? - Чему научились? - Что узнали нового? - Кто на этом пути испытал трудности? Какие? - Поняли вы суть и основы правильного художественного чтения? - Считаете ли вы полезными навыки, полученные сегодня на уроке? - Как и где они пригодятся вам в будущем? - Кто доволен сегодня своей работой? | Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу и работу товарищей. | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха. Коммуникативные: аргументация своего мнения и учёт разных мнений. | |
| ||||
Преподаватель: Ребята, к следующему уроку литературы, вы должны подготовить выразительное чтение отрывка прозы или стихотворения, используя навыки, полученные на сегодняшнем занятии. Педагог д/о: Ну, а теперь, если вы позволите, я буду гостьей у вас на уроке литературы и посмотрю, как вы выполнили домашнее задание, что дало нам сегодняшнее занятие и как вы его усвоили. Спасибо за плодотворную работу. До скорой встречи. | Определяются в выборе литературного произведения. (Подбор репертуара: басня, поэзия, проза). | Личностные: возможность выбора, понимание значимости предстоящей деятельности. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Приложение №1.
Беседа «Художественное чтение»
Речь – это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.
Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:
1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.
2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.
3. Просмотровое (ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения.
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:
тон голоса
сила голоса,
тембр высказывания,
ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление),
паузы (остановки, перерывы речи),
мелодика тона (повышение и понижение голоса),
логические и синтагматические ударения
Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую.
В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность).
Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений.
Понимание прочитанного подразумевает осознание значения всех слов. А это требует соответствующего словарного запаса, умения правильно строить предложения, уяснения смысловой связи между ними. Получается, что осознанность определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи. Это взаимосвязанный процесс: чем больше вы будете читать, тем лучше у вас будет развита речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и глубже осознание прочитанного.
Следовательно, работая над сознательностью, надо особое внимание уделять развитию речи. Следует отметить, что глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений. Поэтому одно и то же произведение может быть понято и осознано по разному взрослым и ребенком, а также людьми одного возраста. С этой точки зрения понимание прочитанного не имеет границ.
Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному.
Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл (известная фраза «Казнить нельзя помиловать» - «Двенадцать месяцев»).
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения.
Приложение №2 «Скороговорки на развитие речи»
Скороговорки на звук [Г]
На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
Скороговорки на звук [Ш]
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.
Скороговорки на звук [Ж]
Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.
Скороговорки на звук [Ч и Щ]
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.
Скороговорки на звук [Ч]
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.
Скороговорки на звук [Щ]
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Скороговорки на звук [Р]
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.
Скороговорки на звук [Р и Л]
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!
В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.
То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.
Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.
Как на горке, на пригорке
стоят тридцать три Егорки.
Скороговорки на звук [К и Л]
В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит.
Сшит колпак не по-колпаковски,
вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.
Скороговорки на звук [К и Г]
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб:
сено, граблями, краб, грабь.
Скороговорки на звук [К и П]
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
Скороговорки на звук [Б и П]
Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
Скороговорки на звук [Б и Л]
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.
Скороговорки на звук [В]
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Скороговорки на звук [Ф]
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Скороговорки на звук [Т]
Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
Скороговорки на звук [Ц]
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Скороговорки на звук [М]
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.
Скороговорки на звук [З]
Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул.
Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.
Скороговорки на звук [С]
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Приложение №3 Специальные упражнения для развития техники речи.
1) Упражнение «Прыжок»: - гибкость голоса
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. (Педагог просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту). Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться (рисунок 1).
2) Упражнение «Поход» - высота голоса
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. (Педагог говорит ученикам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки).Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
3) Упражнение «Пещера» - гибкость и высота
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос сядьте, пожалуйста поудобнее, закройте глаза и представьте себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.
Приложение №4 Карточки для упражнений на расстановку логических ударений 1-7
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.
Выполним упражнение:
1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
(Педагог спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения педагог просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа педагог просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем педагог еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса).
2. На доске записано предложение:
Скоро наступит жаркое лето.
Педагог предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
3. Педагог последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по бледному лицу.
4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
5. Педагог просит учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.
Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Педагог предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели педагог задает следующие вопросы:
Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
Кто читал сегодня повесть Пушкина?
Что делали сегодня учащиеся?
Что читали учащиеся сегодня?
Чью повесть читали учащиеся сегодня?
7. Педагог раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения.
Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.
Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником ребята обсуждают, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.
Приложение №5 Карточки для упражнений постановку психологических пауз 1-3
1. Педагог записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных
Как обрадовали | его успехи отца!
Как обрадовали | его успехи | отца!
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
2. Педагог выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Педагог раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело!
Приложение №6 Памятка «Интонация»
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.
Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
- Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.
- Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать ошибки.
- Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и нашим к нему отношением.
4. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.
Для формирования выразительного чтения, вы, ребята, должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют следующие:
- умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его героев, автора;
- умение представлять в своем воображении картины, события, лица на основе так называемых «словесных картин»;
- умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное отношение;
- умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и читателя.
Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения (например, стихотворения) или понять состояние героя включает в себя определенные навыки и умения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.
Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как вы будете стремиться донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам герой, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения, что важно по мнению автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.