«Инсценировки и театральные постановки, как среда социализации воспитанников Центра» - статья
В жизни всегда найдется место неудаче, а взрослый всегда может создать ситуацию успеха, тем самым определив удачный старт ребенка и его самореализацию в дальнейшей жизни, что я и делаю вместе со своими воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инсценировки и театральные постановки, как среда социализации воспитанников Центра»
Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства. Особенно это значимо в период переориентации ценностей, которые существенно влияют на процесс формирования социального опыта у детей подростков и, особенно у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Театр – модель жизни. И, работая на сцене, ребенок учится не только основам актерского искусства. Уверенность в своих силах, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях, концентрироваться и собирать внимание, держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, самостоятельно мыслить, уметь созидать новое необходимы ребенку в жизни.
Воспитанники детских домов испытывают большие трудности в приобретении навыков успешной социализации это обусловлено рядом факторов:
- особенностями психического развития;
- условиями организации их жизнедеятельности в детском доме;
- обеднением и изменением характера влияния источников социализации.
Воспитательный процесс в детском доме в современных условиях должен быть направлен на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта, свободного самоопределения в социальном окружении. Именно в этом могут помочь средства и методы театрально-игровой деятельности, так как именно они, являются:
- благоприятной средой самовыражения и самореализации личности ребенка;
- необычной моделью жизни, сконструированной и сыгранной, в которой ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами; - механизмом формирования творческого коллектива;
- средством эмоционального и интеллектуального развития;
- местом развития творческих способностей каждой личности.
Кроме того, театральные постановки ставят каждого человека в активную жизненную позицию, помогают увидеть своё место в игре, заставляют чувствовать ответственность, дети “отыгрывают” свои проблемы.
Все это поможет детям через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями отрицательного жизненного опыта ребёнка, позволит реализовать свои, невостребованные ранее способности, чувствовать себя увереннее и в последствие более успешно адаптироваться в жизни.
Цели нашей работы - создать праздник в душе ребенка, познакомить с окружающим миром через образы, краски и звуки во всём его многообразии, научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению, формировать социально значимые качества личности ребенка, необходимые ему для успешной социализации средствами театрально-игровой деятельности.
Схема организации работы
Прогнозируемые результаты:
- Знать историю театра и театрального искусства; театральные термины; разновидности театров; театральные профессии; театральный этикет.
- Уметь общаться друг с другом; погружаться в коллективное дело; правильно выполнять упражнения, игры, слышать, понимать, видеть товарища; оказывать помощь, поддержку, сочувствовать и сопереживать; четко и правильно выполнять тренировочные упражнения; уметь слушать и слышать себя; самостоятельно выполнять сценические упражнения; добиваться эмоциональности и выразительности в работе; контролировать себя и предупреждать конфликтные ситуации; создавать яркие и точные актерские образы.
Здесь возможно применять следующие методы работы:
1. Беседа о театре.
На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей, осознают, что также будут играть на сцене. Проведено несколько походов в театр с последующим разбором увиденного спектакля.
2. Упражнение на память физических действий.
Цель упражнений – научить детей органично двигаться на сцене. Проводится в игровой форме. Детям предлагается выполнить ряд действий, например, выпить из воображаемой чашки чай, подмести воображаемым веником пол и т.п. Как только действия станут органичными, можно переходить к этюдам и подготовке к спектаклю.
3. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.
Элементы внимания, воображения и фантазии присутствуют уже в упражнениях на память физических действий. Без воображения и фантазии это невозможно. Необходимо добиться от детей, чтобы на сцене, да и в жизни, они действительно смотрели и видели, слушали и слышали, а не делали вид, что смотрят и слушают.
4. Занятия по технике речи.
На этих занятиях с помощью скороговорок и специальных упражнений отрабатывается ясная, четкая речь, дети учатся громко и отчетливо говорить со сцены и посылать звук в зрительный зал, а также выразительному чтению. Рекомендуется упражнения по технике речи проводить в начале каждой репетиции.
5. Индивидуальные и массовые этюды.
Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно.
6. Работа над драматургическим материалом.
Для детей младшего школьного возраста самое важное – работа над спектаклем и выступление. В работу над спектаклем входит разработка характеров героев, придумывание для них характерных черт, костюмов, придумывание и разработка декораций.
Лучше всего работать с разнообразными сказками известных писателей: А. Милна, Н. Носова, А. Толстого, Д. Родари, баснями А. Крылова, стихотворениями С. Маршака, К. Чуковоского, чтобы дети имели возможность изобразить известных всем любимых сказочных героев.
Итогом работы над драматургическим материалом является участие детей в концертах и отчетный спектакль в конце года.
7.Спектакль
В спектакле участвуют все дети без исключения. Желательно, чтобы не было дублеров на одну роль. Пьеса подбирается таким образом, чтобы все роли были небольшими, поскольку в этом возрасте трудно выучить большой текст, и примерно одинаковыми, чтобы дети чувствовали себя равными. Желательно обойтись без отрицательных персонажей. Оптимальная продолжительность спектакля – 20 мин, чтобы дети не уставали. На следующем занятии проводится обсуждение спектакля
Я выбрала это направление в работе, так как сценическая практика позволяет если не развить, то хотя бы выявить актерские способности практически у любого ребенка. В жизни наших воспитанников театральные постановки и инсценировки представляют собой комплексный педагогический прием, основная идея которого непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение жизни детей устойчивыми элементами положительного и эмоционального отношения к происходящему в Доме. Мои воспитанники являются постоянными и активными участниками всех групповых и общедомовских мероприятий и праздников, а ведь именно праздник является одним из древнейших феноменов социальной жизни человека, частью общечеловеческой культуры. Потребность в празднике – это потребность человека в разделенной с другими радости и именно превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное переживание за счет сопереживания других (или хотя бы другого), делает его общим.
В жизни всегда найдется место неудаче, а взрослый всегда может создать ситуацию успеха, тем самым определив удачный старт ребенка и его самореализацию в дальнейшей жизни, что я и делаю вместе со своими воспитанниками.
Литература:
- Алянский Ю. Л Азбука театра, 50 маленьких рассказов о театре.
- Алесандровна Э. Б Люблю театр! М. 1971.
- Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. 1992г.
- Брудный. Д. Л. С чего начинается театр. М. 1986г.
- Воспитание и развитие детей в детском доме. / Ред. И. П. Иванова, ТОО Трансервис, 1996, 109стр
- Гегель. О. Н. Ширма поднимается выше. Из опыта работы театрального кружка. Молодая гвардия 1964г.
- Голованова Н. Ф Социализация и воспитание ребёнка. С-Петербург, 2004.
- Ершова А. П. Самостоятельный детский театр. Сб. Театр. школы. 1980г.
- Ершова А. П. - Уроки театра. М. 1984.
- Жерицкая. И. Г. За порогом детского дома: образ жизни выпускника. М.: Дом, 1992, 80с.
Воспитатель СПб ГБ СУСО Центра № 53
Выборгского района
Архипова Т.В.