РЕФЛЕКСИЯ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
доклад на секции «Развитие потенциала ребенка
средствами художественного творчества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Огородников
«РЕФЛЕКСИЯ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ»
доклад на секции «Развитие потенциала ребенка
средствами художественного творчества»
Педагогика любительского театрального искусства - удивительный ключ к воспитанию и образованию детей. Выдающийся театральный педагог М.О.Кнебель подчеркивал: «Режиссура - это в первую очередь человековедение. Чтобы узнать человека, надо прежде всего уметь наблюдать и анализировать самого себя.» (Кнебель М.О. «Поэзия педагогики. Москва, издательство ВТО, 1976год). Театр, как синтетический вид искусства, вбирает в себя все многообразие искусств, придуманных человечеством за многовековую историю своего существования: музыку, живопись, скульптуру, пластику балета, литературу, все то, что составляет лучшие образцы творчества человека. В театральной педагогике театр называют художественным человековедением, он является древним и бесценным подспорьем педагогики. Современный театр подсказывает путь к самовыражению, к самовоспитанию.
Было бы большой ошибкой, если ремесло актера и воспитание - две составные части процесса разделять непосредственно в процессе творчества. Пробудить желание к творчеству, вызвать у воспитанника потребность в нем - вот первая задача педагога-руководителя театрального коллектива, а на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором бы сочетались собственно творческие и педагогические задачи. Это особенно важно при работе с детьми, осваивающими театральную игру. Так процесс обучения в детском театре становится и процессом воспитания творческой личности. Осмысливая собственную творческую деятельность, воспитанник акцентирует внимание как на «знаниевых» продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела к созданию данных продуктов.
Однако стоит помнить, что этот процесс достаточно сложен и неоднозначен, нельзя простым способом показа и иллюстрации научить ребенка театральному творчеству. В методологически ориентированной педагогике показано, что «ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет - не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения задач или рассуждений. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса». (Щедровицкий П.Г. «Очерки по философии образования: Статьи и лекции» - М., 1993. - с.52.)
Проблема, с которой чаще всего приходится сталкиваться при введении элементов эвристического обучения, состоит в том, что воспитанники часто не только не испытывает потребности в развитии, но и не осознают, когда и как это развитие происходит. Привыкнув к объяснениям педагога и необходимости последующего воспроизведения услышанного, увиденного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: если «материал» не объясняется, не показывается педагогом, то учебы якобы не происходит. В результате такой традиционной установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и не эффективно.
Рефлексия - мыследеятельности или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности.
Цели рефлексии:
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.) Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности, воспитанники не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет воспитаннику демонстрировать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его эвристической деятельности и ее продуктов, поскольку воспитанник проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. (А.В.Хуторский «развитие одаренности школьников»).
В обучении, начиная с младшего школьного возраста, особое внимание уделяется обучению детей осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Способы для этого применяются самые разные: устное обсуждение, этюдные пробы, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с воспитанником в течение занятия, дня или недели, в процессе работы над образом персонажа.
Для младших и средних возрастных категорий воспитанников эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное и невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной ситуации. Вначале ребята бывают немногословны, пишут, что чувствовали интерес, трудности, усталость, радость, нарастающее понимание и т.п. Мало кто пытался выяснить причины своих чувств, осознать связь получаемых результатов обучения с характером переживаний в ходе познания. Поскольку словами трудно адекватно передать чувства, применяются невербальные способы чувственной рефлексии, организующие деятельность с помощью рисунков, ассоциаций, музыки, игры в театр (бессловесные этюды) и других средств. Воспитанники в этом случае не переводят чувства в слова, а выражают чувства различными видами эмоционального языка.
Данная деятельность предполагает постановку воспитанником целей своего развития, их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.
Любое выступление творческого коллектива сопряжено со значительными энергетическими и эмоциональными затратами каждого участника представления - в этом особенность подлинного творческого предприятия, именуемого театральным действом, и этого требует специфика игры в театр. Исполнитель-ребенок становится в процессе представления не только автором своего собственного образа персонажа, представляемого им, но вместе с тем он является составной частью общего труда всех актеров, ансамбля, создающего образ спектакля, неповторимое художественное полотно. Поэтому в процессе представления многое зависит от единого «дыхания» всех актеров на сценической площадке, их правильного органичного взаимодействия, в музыке такое состояние называется - унисонным звучанием. Это зависит от правильной постановки целей как самого исполнителя-ребенка так и группы в целом, тогда с уверенностью можно сказать, что из просто творческой группы сложился живой органичный ансамбль, способный удерживать внимание и интерес зрителя на самом важном - на игре в театр.
Немаловажное значение при этом имеет обсуждение коллективного труда после спектакля всеми участниками действа, зачастую при правильной постановке задач педагогом воспитанники правильно оценивают свою игру и игру своих товарищей, тогда каждый ребенок, в том числе и педагог-режиссер видит перспективу дальнейшего качественного развития.
Как важно знать, что главная задача руководителя детского театрального коллектива - открывать талант личности ребенка. Талант не обязательно актерский, но талант Человека, Творца. Такой талант проявляется и в богатстве общения, и в той отдаче, с какой воспитанник берется за любую работу в коллективе, он уже осознает, что «черной» работы в любимом театре нет. В этом смысле педагог-режиссер должен быть блистательным диагностом. Ведь что может быть важнее и благородней, чем открывать в человеке то, что ему самому неведомо: чистоту, открытость, интеллектуальное богатство души.
Добиться этого может тот педагог-режиссер, который сам обладает глубокими знаниями, богатой эрудицией. Он, как художник-воспитатель, испытывает гражданскую ответственность за формирование активной творческой личности каждого обучающегося, культивирует у каждого юного театрала стремление к всестороннему саморазвитию, учебе, к ответственности за свое творчество.