конспект занятия "Азбука театра"
План конспект открытого занятия "Азбука театра" в объединении "Театральная шкатулка" для обучающихся 1 года обучения. Цель занятия: продолжить знакомство с развитием театрального искусства; развить познавательные интересы детей через расширение представлений о театральных профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chapurina.doc | 69.5 КБ |
azbuka_teatra.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по театральному искусству для обучающихся ШТО «Калейдоскоп»
Подготовила: Чапурина Надежда Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска».
Дата проведения: 27.01.2015 года
Объединение «Театральная шкатулка»
Тема занятия: «Азбука театра»
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: урок-игра.
Цель: Продолжать знакомить с развитием театрального искусства; развить познавательные интересы детей через расширение представлений о театральных профессиях.
Задачи:
Обучающие: Изучение истории театра, знакомство детей с театром, как с разновидностью искусства, изучение театральных терминов, перевоплощение в роли, знакомство с профессиональным театром нашего города.
Развивающие: Развивать у детей навыки и способности к совместной деятельности, чувство общности, творческие способности, импровизацию, взаимодействие с партнером, воображение и фантазию. Развивать психо-физический аппарат с помощью актерского тренинга, обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность, дружелюбие, уверенность в себе, чувство коллективного творчества.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, слайды о театре, костюмы скоморохов, таблички с театральными терминами.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Ход урока-игры.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Приятно, что на занятии присутствуют все. Ребята, на нашем открытом уроке присутствуют гости, ведь не зря же он называется открытым, прошу вас не отвлекаться и не волноваться, работаем в обычном режиме.
Тема нашего занятия « Азбука театра». Мы продолжаем с вами разговор о театре, его истории, еще больше узнаем о театральных профессиях, познакомимся с новыми театральными терминами.
Как обычно наше занятие мы начнем с актерского тренинга, сегодня проведем сокращенный вариант актерского тренинга.
Упражнения на дыхание.
Вдох-выдох (руки на ребрах, спинка прямая)
Волшебные буквы (медленно, под хлопки)
Упражнения на расслабление шеи.
«Ой, ой, я больной»
«Часики»
«Любопытная Варвара»
Упражнения на артикуляцию.
«Носик ёжика»
«Гребенка»
Упражнения на сцен. движение.
«Снежки»
«Лыжи»
Присаживаемся. Молодцы!
(Звучит музыка «Приходи, сказка»)
Открылся занавес,
И мы в чудесный мир попали!
Здесь декорации, и музыка и свет.
Актеры сказку добрую сыграли…
Куда пришли мы? Кто же даст ответ?
Правильно, мы с вами пришли в театр.
(Слайд 1. Театральные маски)
Посещение театра – это праздник, праздник-встреча с прекрасным, необычным, добрым и светлым, это большое удовольствие. Я очень люблю театр. А вы, ребята? Кто любит театр, ребята, поднимите руки. Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить о театре, узнаем его историю.
Театр – слово греческого происхождения, означало «место для зрелищ» (повторяют хором)
Словно по мановению волшебной палочки мы попадаем с вами в Грецию.
У бога Греции Зевса было 9 дочерей - богинь-покровительниц искусств и наук. Вскоре Мельпомена стала не только музой трагедии, но и покровительницей театра.
(Слайд 2. Мельпомена)
Мельпомена изображается с маской в одной руке и с кинжалом в другой руке. Этим кинжалом она поражает человеческие недостатки, которые показывали актёры в греческом театре.
А каким был греческий театр?
Афинский театр вмещал одновременно 17 тысяч зрителей.
(Слайд 3. Древний театр)
Это гораздо больше, чем в современных театрах. Располагался театр не в помещении, а на вершине холма, на открытом воздухе. Входными билетами служили пластинки небольшого размера из обожжённой глины.
(Слайд 4.Афинский акрополь)
Местами для зрителей были не мягкие кресла современного театра, а каменные скамьи. Первые места были для почётных гостей, остальные места можно было занимать. Выступления актеров сопровождала музыка, пел хор.
А для того чтобы актёров было лучше видно, они надевали на ноги специальные деревянные подставки – котурны
(Слайд 5. Котурны).
Актеров в представлении было не более трех, они играли по нескольку ролей. Спектакль в древнегреческом театре начинался довольно рано – около семи часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актёрам работать только при солнечном свете.
А когда на Руси ещё театров не было, это было еще в 11 веке, только бродячие Скоморохи ходили по городам, устраивали свои представления прямо на улицах, площадях и ярмарках.
(Слайд 6 Скоморохи)
Скоморохи плясали, шутили со зрителями, пели песенки, разыгрывали шутливые сценки, показывали акробатические номера и дрессированных животных, высмеивали глупых бояр.
А теперь давайте поговорим об истории театра на Руси. Впервые настоящий театр появился в городе Ярославле. Его организовал актёр Фёдор Волков, которого называют отцом русского театра.
(Слайд 7.Портрет Ф. Волкова. )
Федор Волков родился в городе Костроме в купеческой семье. Отец мальчика вскорости умер. Отчим хотел, чтобы мальчик стал купцом и отправил его учиться в Москву, а потом в Петербург. В Петербурге Волков попал на спектакль, который давала иностранная труппа. После этого он ни о чём другом думать не мог, только о театре.
Переехав в Ярославль, он собирает своих друзей и предлагает им начать ставить спектакли. Выступления театра Волкова были очень успешными. Царица Елизавета Петровна, повелевает Волкову и его актёрам ехать в Петербург. Так, в 1756 году в России начал работу первый русский театр. Волков стал в театре главным актёром. Он играл и комедийные, смешные роли, и трагедии.
Ребята, а как называется профессиональный театр в нашем городе?
Молодежный горномарийский театр.
(звучит Горномарийская мелодия)
14 сентября 1994 года в Козьмодемьянске открылся профессиональный горномарийский молодежный театр. Это самый молодой театр в Республике Марий Эл и единственный театр в котором ставят спектакли на горномарийском языке. Директором является Алексей Николаевич Васканов. Вот несколько фотографий постановок на горномарийском языке.
(Слайды 8, 9, 10,11, 12,13)
(Звучит мелодия «Гимн музыкантов ». 1 куплет и припев)
Что это? Ребята, к нам кажется, пришли бродячие артисты скоморохи.
Все: Мы шли, шли, и сюда вдруг зашли.
Немихин Иван: И чего вы тут сидите? О театре говорите?
Кутумова Юля: Хорошо сидите вы ребятки,
А не хотите ли отгадать театральные загадки.
Поликанова Полина: Начинай Вавила,
Все: в бок тебе вилы.
Кисунина Полина: Отгадываем загадки скоро,
Все: Очень дружно, только хором.
Есть профессия такая,
Что известна с давних пор.
Роли человек играет.
Как зовут его?... (актер)
Кутумова Юля: Загадка вторая.
Кассирша в кассе вам его продаст.
А вдруг – подарит или так отдаст.
Его предъявишь контролеру ты.
Нет-нет, не думай, это – не цветы!
В театр запомни, нам прохода нет,
Коль не предъявишь ты входной… (билет)
Кутумова Юля:
А теперь загадку загадывай ты, Федот.
Все: Бублик тебе в рот.
Немихин Иван:
Пришел в театр – спеши раздеться,
А вещи не мешали чтоб,
Их сдай на время в …. (гардероб)
Кисунина Полина:
Соберитесь, не зевайте,
Загадки наши отгадайте.
Загадает вам Миклуха,
Все: Ребятушки, востро держите ухо.
Поликанова Полина:
Распахнуты глаза,
Подчеркнуты ресницы,
Румянец, пудра…
Это ты, актер?
Кто так помог тебе преобразиться?
Конечно, театральный наш…. (гример)
Кисунина Полина:
Костюмы в порядке,
Довольны актеры без меры,
За них отвечают умелые… (костюмеры)
Немихин Иван: А тетерь твоя загадка, Гаврила.
Все: Постарайся быть галантным и милым.
Кутумова Юля:
Он пьесу выбирает,
Он роли назначает,
И подчиняется ему любой актер,
Знакомьтесь, это…. (режиссер)
Поаплодировав актерам,
Уйдем домой. Пустеет зал.
Но ты окинь последним взором
То место, где ты побывал.
Волнует необыкновенно
Воображенье эта… (сцена)
Немихин Иван: Все загадки отгадали,
Смекалку, дружбу показали.
Со скоморохами играйте
Все: Песню громко подпевайте.
Поликанова Полина: Позабавиться пора- это древняя игра.
«У оленя дом большой»,
Становись и с нами пой!
(Звучит « У оленя дом большой». Не более 3 раз)
Педагог: Спасибо, вам, бродячие артисты, скоморохи. Присаживайтесь к нам.
Скоморохи: С удовольствием! (бегом убегают и присаживаются в конце класса)
Учитель: А не пора ли нам самим выступить в роли актеров и показать хотя бы маленький отрывочек из нашего спектакля «Петрушка и подушка», автор Владимир Лифшиц. На площадку выходит первый состав актеров.
(Звучит мелодия «Приходи, сказка»)
Показывается отрывок из пьесы В. Лифшица «Петрушка и подушка»
Спасибо, ребята. Сегодня вы действительно много узнали о театре. А теперь проведём фестиваль знатоков азбуки театра. Многие термины мы уже с вами знаем. Для ответа поднимайте руки.
Аплодисменты – высшая оценка зрителей.
Балет – это вид искусства, в котором содержание действия передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Водевиль - небольшая комедия, где артисты поют, пляшут, шутят
Декорация – это оформление сцены в спектакле художником.
Драма - Произведение с трагическим концом.
Зритель – человек, который приходит в театр, чтобы посмотреть спектакль.
Комедия – это пьеса, в которой смех учит правильным поступкам.
Маска – одевают на лицо с изображением какого-нибудь персонажа.
Опера – это спектакль, в котором люди не говорят, а поют.
И мы с вами подошли к буковке Т.
Театр - место для зрелищ.
Заключение.
Молодцы все ребята! Каждый день актёры приходят в театр, на репетиции, исполняют роли, они делают всё, чтобы зритель был приобщён к великой силе театрального искусства. Спектакль закончился. Зрители покидают зал. Но они уносят с собой частичку чуда, под названием театр.
Сила аплодисментов является оценкой труда актера. Давайте аплодисментами оценим свою работу. Спасибо. А теперь оцените работу товарищей. Спасибо. Сегодня все заслужили отличную оценку. Открытый урок закончен. Что-то скоморохи хотят сказать, тянут руки.
Скоморохи выходят.
Поликанова Полина: Были мы в театре,
Были и в буфете
Там Вавила заприметил вкусные конфеты
В антракте посидели, да чайку попили.
И для вас, конечно,
Все: Конфеты прихватили!
(Звучит громко мелодия «Гимн музыкантов», скоморохи угощают детей конфетами)
4 экземпляра. (Звучит мелодия «Гимн музыкантов ». 1 куплет и припев)
Что это? Ребята, к нам кажется , пришли бродячие артисты скоморохи.
Все: Мы шли, шли, и сюда вдруг зашли.
Немихин Иван: И чего вы тут сидите? О театре говорите?
Кутумова Юля: Хорошо сидите вы ребятки,
А не хотите ли отгадать театральные загадки.
Поликанова Полина: Начинай Вавила,
Все: в бок тебе вилы.
Кисунина Полина: Отгадываем загадки скоро,
Все: Очень дружно, только хором.
Есть профессия такая,
Что известна с давних пор.
Роли человек играет.
Как зовут его?... (актер)
Кутумова Юля: Загадка вторая.
Кассирша в кассе вам его продаст.
А вдруг – подарит или так отдаст.
Его предъявишь контролеру ты.
Нет-нет, не думай, это – не цветы!
В театр запомни, нам прохода нет,
Коль не предъявишь ты входной… (билет)
Кутумова Юля:
А теперь загадку загадывай ты, Федот.
Все: Бублик тебе в рот.
Немихин Иван:
Пришел в театр – спеши раздеться,
А вещи не мешали чтоб,
Их сдай на время в …. (гардероб)
Кисунина Полина:
Соберитесь, не зевайте,
Загадки наши отгадайте.
Загадает вам Миклуха,
Все: Ребятушки, востро держите ухо.
Поликанова Полина:
Распахнуты глаза,
Подчеркнуты ресницы,
Румянец, пудра…
Это ты, актер?
Кто так помог тебе преобразиться?
Конечно, театральный наш…. (гример)
Кисунина Полина:
Костюмы в порядке,
Довольны актеры без меры,
За них отвечают умелые… (костюмеры)
Немихин Иван: А тетерь твоя загадка, Гаврила.
Все: Постарайся быть галантным и милым.
Кутумова Юля:
Он пьесу выбирает,
Он роли назначает,
И подчиняется ему любой актер,
Знакомьтесь, это…. (режиссер)
Поаплодировав актерам,
Уйдем домой. Пустеет зал.
Но ты окинь последним взором
То место, где ты побывал.
Волнует необыкновенно
Воображенье эта… (сцена)
Немихин Иван: Все загадки отгадали,
Смекалку, дружбу показали.
Со скоморохами играйте
Все: Песню громко подпевайте.
Поликанова Полина :Позабавиться пора- это древняя игра.
«У оленя дом большой»,
Становись и с нами пой!
(Звучит « У оленя дом большой». Не более 3 раз)
Учитель: Спасибо, вам, бродячие артисты, скоморохи. Присаживайтесь к нам.
Скоморохи: С удовольствием! (бегом убегают и присаживаются в конце класса)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заключение .
Молодцы все ребята! Каждый день актёры приходят в театр, на репетиции, исполняют роли , они делают всё, чтобы зритель был приобщён к великой силе театрального искусства. Спектакль закончился. Зрители покидают зал. Но они уносят с собой частичку чуда, под названием театр.
Сила аплодисментов является оценкой труда актера. Давайте аплодисментами оценим свою работу. Спасибо. А теперь оцените работу товарищей. Спасибо. Сегодня все заслужили отличную оценку. Открытый урок закончен. Что-то скоморохи хотят сказать, тянут руки.
Скоморохи выходят.
Поликанова Полина: Были мы в театре,
Были и в буфете
Там Вавила заприметил вкусные конфеты
В антракте посидели, да чайку попили.
И для вас, конечно, Все: Конфеты прихватили!
(Звучит мелодия «Гимн музыкантов», скоморохи угощают детей конфетами)
Напечатать на половинке листа крупно таблички. 1 экземпляр
Актер, Аплодисменты, Билет, Балет, Водевиль, Гример, Гардероб, Декорация, Драма, Костюмер, Комедия, Зритель, Маска, Режиссер, Сцена, Театр.