Сюжетный танец.

Крылова Виктория Алексеевна

Постановка сюжетных танцев на занятиях хореграфией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnyy_tanets.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                      В.А.Крылова ., педагог дополнительного образования

                                                                                                МБУДО « Юность»

                                                                                                       город  Белгород.

                                         Сюжетный танец.

                                                                                                   

В современном образовании интеграция выступает как важнейшая методологическая категория. Суть интеграции заключается в обеспечении целостности образовательного процесса. Ученые рассматривают  интеграцию как систему органически связанных дисциплин, построенную по аналогии с окружающим миром; и как движение системы к органической целостности ; и как процесс  сближения и связи наук наряду с с процессом дифференциации; и как ведущую форму организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира ; и как целенаправленное объединение, синтез дисциплин в самостоятельную систему целевого познания , направленную на обеспечение целостности знаний и умений.

Рассмотрим интеграцию дисциплин художественно-эстетического цикла: (театральная студия, хореография, изобразительная деятельность) . Так   возникла идея о включении в основу обучения  детей игрового начала в виде разучивания сюжетных танцев. Речь идет о том, чтобы сделать игру в форме театрализованного танца органичным компонентом занятия. Детскому танцу присуща образность с элементам драматургии,  воплощенными  в сюжете, во взаимоотношениях разнохарактерных персонажей, используя в качестве выразительной лексики танцевальных   движений. Образность и  сюжетность сближает танец с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению  Выготского  является « корнем» любого детского творчества. Но если сюжетно-ролевая игра представлена еще и в виде танцевального сюжета в основе ,  которого известные сказочные  персонажи, то она обеспечивает устойчивый интерес к танцевальному искусству. Занятия по танцам превращаются в театрализованное действие.  Для этого создается  особая  атмосфера, игровые и сказочные моменты занятия. Каждый педагог  –режиссер.  А его группа – это его труппа  . На занятиях дети осваивают разные способы выражения своей индивидуальности в  изобразительной деятельности, актерском мастерстве, хореографии, литературе. Так через танцы – игры получаются танцы с сюжетным построением, это очень яркая  форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей ,  как исполнителей так и зрителей. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись  к подбору репертуара для обучающихся, постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенности обучаемых детей определенные коррективы.        В работе разучиваются образно-сюжетные танцы (например, «Моряки», «Цыплята» и др.). В них, благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того или иного образа.

      Например, перед разучиванием танца «Моряки»:

Прослушивается и разбирается музыкальная композиция «Матросы». Какая она?   Анализируется    реакция детей  на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал.

 Составляется пантомима, из которой  в  последствии  рождается образ «моряка». В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения,   показывает движения, характеризующие этот образ, его настроение, мимику, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.

Для закрепления результата детям дается домашнее задание, где они рисуют мимику, костюм, образ моряка. Позже коллективно обсуждается, кто лучше всех справился с заданием. На следующем занятии, совместно с детьми, создается сюжет танцевальной композиции: просматриваются мультфильмы, фильмы, картинки с моряками, подбираем реквизиты. Детям очень нравится, если в танцевальную постановку включены декорации. Чрезвычайно важно воспитывать внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

Следующий этап - разучивание основных шагов, движений, которые плавно вытекают в хореографическую композицию. Огромную роль при обучении детей играет  рисунок танца, который не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Чтобы дети не теряли   интереса  к  изучаемому  материалу работа над каждым упражнением длится не дольше 2—4 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

В процессе обучения используются атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим отбирается яркий, эстетически-выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий.

Индивидуальный подход заключается в том, что учитывается разные способности детей,  поставленных в примерно одинаковые  ситуации, но достигающих различных успехов. Есть повод обратиться к понятию "способности". А.А. Мелик-Пашаев отмечает, что  "ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача:"  Основой содержания  обучения является включение детей в ведущие виды хореографической деятельности. То есть происходит деление на роли. Более сильные дети исполняют трюки, сложные танцевальные элементы, а остальные могут использовать реквизиты и более легкие танцевальные движения.

      Сюжетным называется танец, в котором основным элементом композиции является сюжет. Сюжет в танце — это последовательность изображаемых событий, происходящих в определенной ситуации. Под этим подразумевается не только изображение внешних движений, поступков персонажей, но и внутренние действия: развитие характеров, переживаний, взаимоотношений действующих лиц. В основе сюжета лежит конфликт, дающий импульс к развертыванию драматического действия. Породить такой конфликт может столкновение разнохарактерных персонажей, их несовпадающих и даже противоположных интересов, побуждений, стремлений. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общению между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, которая побуждает детей к музыкально-двигательному творчеству. Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание.  Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Маленький принц», я рассказываю о времени этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши предшественники, и выдумываю интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный «диалог» танца своими движениями. Также с удовольствием дети изображают «Веселых гномов» и «Гномов –  работяг », раскрывают образ самого горного короля. А танец «Кот Леопольд!» они готовы танцевать несколько раз подряд, при этом напевая любимую песню.

Таким   образом   принципы интеграции  содержания дополнительного образования рассматриваются как альтернатива предметному принципу построения образовательных  программ. Ян Каменский еще в 17 веке высказал идею о том , что все . и самое большое и самое малое , так должно быть соединено между собой, чтобы образовывать неразрывное целое.

Литература:

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М., 1991.

Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1992. -№ 1-2.

Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества.-М., 2005.

Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 199

Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические  упражнения и танцы для детей. - М., 1988.

Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества. - Орел, 2000.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

Горшков Е.В. «От жеста к танцу». Методика и конспекты занятий по развитию детей 5-7 лет творчества в танце. Москва издательство «Гном

Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Москва 2008