Конспект открытого занятия "Город Золотой ключик"
Конспект открытого занятия в детском театре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_zolotoy_klyuchik.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в детском театре
Педагог дополнительного образования
МБУДО Центр внешкольной работы
Викулова Светлана Ивановна,
руководитель образцового детского
коллектива театра «Золотой ключик»
г. Инта, республика Коми
Открытое занятие в рамках промежуточной аттестации воспитанников театра
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Год обучения: 1 год обучения
Тема занятия: «Город творчества – Золотой ключик»
Тип занятия: комбинированное
Время занятия: 1 час 30 мин.
Конспект итогового открытого занятия театра
План занятия:
Вступительная беседа – 5 мин.
Теоретическая часть – 5 мин.
Практическая часть – 1 час 10 мин.
Подведение итогов – 10 мин.
Цель занятия: Проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами, закрепление на практике.
Задачи
Образовательные:
1. проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики.
2. снять мышечные и психологических зажимы;
3. формировать способности к импровизации;
4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.
Развивающие:
1. развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению;
2. развить способность к перевоплощению через создание этюдов;
3. развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
4. развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного общения, коммуникабельности
Воспитательные:
1. воспитать умение работать в коллективе;
2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
3. мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.
Методическое обеспечение
Методы:
Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных игр. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т.е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи.
Метод физических действий
Этот метод используется в работе над пьесой, сущность которого заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд, разбив ее на цепь событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до самых мелких. Это процесс познания материала. Этот метод вполне применим в работе над этюдами.
Голосо-речевой тренинг — освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствованию речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.
Метод ритмического воспитания - «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.
Актёрский тренинг - это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.
Метод игровой импровизации - применяется на разных этапах обучения актера: в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения.
Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.
Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех;
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Метод усложнения заданий - от простого к сложному обязателен в обучении.
Упражнения:
«Хлоп-топ ритм»
«Хлопки» («Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание».
«Ходьба по сцене»
«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»
«Коробка передач — 5 скоростей»
«Повтори движение»
«Движение в предлагаемых обстоятельствах».
«Мостик»
«Воздух, жале, камень»
«Пристройка»
Этюды:
«Новости»
«Прогноз погоды»
«Интервью»
«Репортаж»
«Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина, спички)
«Животный мир» (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки)
«Профессии» ( художник, модель, рыбаки, стоматолог)
«Цвета» (серый, оранжевый, зелёный, красный, розовый)
Традиции:
Исполнение «Гимна актёра» всеми обучающимися.
Рефлексия:
Анализ данного мероприятия самими учащимися через упражнение: «Свободный микрофон»
Формы работы: Групповая, в мини-группах (по индивидуальному заданию)
Наглядно-дидактические материалы: фото- и видео-презентация.
Музыкальное сопровождение;
Подборка музыкальных отрывков;
Заставка «Новости», «Прогноз погоды», «Музыкальные отбивки», «Jazzbit”, “Games tubes”, Оффенбах «Парижский балет» (галоп), Штраус «Трик-трак полька», Моцарт «Симфония №40», Бетховен «Симфония №5», «Begin-Ing» Boris Covac.
Условия проведения занятия, оборудование:
- Учебная аудитория со сценой, ширмами, стульями;
- форма одежды детей: футболки, чёрные брюки, удобная обувь.
- обязательное отсутствие колющих предметов, булавок, волосы у девочек собраны на резинку.
- театральные костюмы и атрибуты.
ТСО:
- музыкальный центр; usb — накопитель с музыкой, фото, видео — материалом,
Ноутбук, мультимедийное оборудование
Сценарий проведения открытого итогового занятия
Вступительная беседа
Педагог:
Здравствуйте уважаемые родители, гости!
Театр «Золотой ключик» приветствует вас на открытом аттестационном занятии воспитанников.
Сегодня для студийцев 1 года обучения состоится первое совместное выступление перед зрителем. Поприветствуем юных актеров.
Педагог:
Сейчас я хотела бы познакомить вас с тем чему обучает и что реализует образовательная программа театра «Золотой ключик».
Сама идея создания театра родилась от желания создать такое объединение единомышленников, где каждый смог бы развить свои творческие возможности, свою индивидуальность, самореализоваться по средствам театрального искусства.
Отсюда и цель образовательной программы - создание условий для развития творческих способностей, самовыражения, социализации детей и подростков, приобщения их к миру искусства через обучение основам театральной деятельности.
Современный мир диктует нам свои условия: что бы добиться успеха в жизни, надо уметь общаться. Значит, учить детей общению необходимо. Занятия актёрским мастерством в студии развивают в детях коммуникабельность. Не маловажно учить детей думать и видеть мир самостоятельно. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы видим, и не чувствуем окружающих, а театр - это всегда партнёрство, работа в коллективе.
Поэтому одной из важнейших задач образовательной программы театра является создание дружного, творческого коллектива.
Образовательная программа предусматривает следующие дисциплины:
основы театральной культуры
актёрское мастерство
сценическая речь
пластика
грим
работа над спектаклем
хореография
На первом году обучения педагог театра определяет главные задачи обучения, такие как:
Раскрытие и развитие творческих способностей ребёнка;
Снятие зажатости и эмоциональное раскрепощение;
Развитие навыков свободного общения и коммуникабельности;
Формирование умения концентрировать внимание
Развитие памяти, фантазии, воображения,
Воспитание наблюдательности, волевых качеств, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;
Формирование способности выступать перед аудиторией
Воспитание личности, способной к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью.
Постановка голоса, дыхание.
Умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.
Теоретическая часть
Педагог: А сейчас слово предоставляю ребятам!
Практическая часть
Помощник режиссёра (сообщает из-за кулис): 1 минута до эфира!!
Выглядывает, видит, что ведущей нет на месте. В панике ищет выход из ситуации, но тут вбегает опоздавшая ведущая, садится за стол. Судорожно ознакамливается со сводом новостей.
Помощник режиссёра: 3 секунды, 2…1. Эфир!
Звучит заставка «Новости»
Ведущая случайно роняет лист, не успев ознакомится с текстом, пытается импровизировать! Но как только ей удалось поднять его, она уверенно и с улыбкой продолжает новости!
Этюд «Новости»
Этюд «Прогноз погоды» муз. заставка «Погода»
Ведущая приглашает в студию жителя города Золотой ключик, который даёт короткое интервью.
Этюд «Интервью»
Репортаж из города Золотой ключик
Видео на экране. В это время на сценической площадке делается перестановка, убираются стулья.
ВИДЕО на экране:
Репортёр: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте уважаемые телезрители! Я веду свой репортаж с одной очень удивительной и необычной страны! Имя этой страны ЦВР «На Сумском». И как в любой другой стране, здесь очень много городов. Деятельность людей, живущих в этих городах совершенно различная, кто поёт, кто танцует, кто рисует! А сегодня мы посетим один из таких городов, имя которому «Золотой ключик». Я здесь не бывал, но наслышан! Так что предлагаю всё увидеть своими глазами!
Открывает дверь.
Видео прекращается, в дверь заходит репортёр и оператор.
В этот момент выходят воспитанники театра, каждый занят своим делом: кто то читает, кто репетирует, кто пишет…и т.д.
Этюд
Репортёр: Вот мы на месте, говорят, это театральный город, посмотрите, каждый занят своим делом! А давайте спросим, чем они занимаются!
Скажите, вы что то репетируете?
Воспитанник 1: Это актёрский тренинг. Я готовлюсь к репетиции. А тренинг помогает раскрепоститься, снять зажимы, освободить мышцы от напряжения, развить внимание, фантазию, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства и.т.д.
Репортёр: Скажите пожалуйста, а чем ещё вы занимаетесь?
Воспитанник 2: Формы наших занятий совершенно разные: это беседы, совместное прочтение литературного материала, упражнения, этюды, репетиции, просмотр спектаклей, коллективное посещение и участие в мероприятиях Центра.
Репортёр: А как давно вы живёте в этом городе?
Воспитанник 3: Мы здесь первый год!
Воспитанник 4: А давайте мы вам покажем, с чего всё начиналось и чему мы научились!
Репортёр: А нам с вами можно?
Все воспитанники: Конечно!!
Уходят за кулисы
5. Ритмическая зарисовка «Хлоп-топ ритм»
Дети показывают часть ритмического тренинга в форме ритмического номера. От простого ритма к сложному, от одного человека к группе.
«Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.
Ритмический тренинг – один из вариантов развития внимания. Он не только заставляет собирать внимание, а так же слух, чувство ритма, приучает слушать других, что помогает сплочению коллектива.
Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения — это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое.
Итак, следующее упражнение называется «Хлопки».
«Хлопки»
Педагог предает хлопок.
Задача воспитанников — поймать и вернуть его педагогу.
2 хлопка: 1-ый - поймали, 2-ой - отдали.
От участников требуется внимание и соблюдение ритма.
1. «Хлопки — ускорение»
2. «Хлопок-ответ»
3. «Хлопки хаотичные»
4. «Хлопки – внимание»
Педагог:
Ни одно из упражнений предыдущих и последующих, конечно, не может быть верно, выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания.
Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувство локтя, ощущения себя в коллективе.
«Ходьба по сцене»
Итак, внимание наше сосредоточено, теперь необходимо физическое и психологическое раскрепощение, снятие внутренних и внешних зажимов, освободить мышцы от лишнего напряжения. Тоже существует множество упражнений, построенных как на статике, так и на динамике. Мы покажем цикл упражнений, построенных на постоянном перемещении в пространстве, хаотичном или упорядоченном.
Итак, движемся по аудитории, спокойный ритм, стараемся заполнять всю площадку, не оставляя пустых пятен.
«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»
У каждого человека свой жизненный ритм и темп. Эти понятия столь важные для сценической работы, лежат в основе тематической цепочки упражнений. Ритм – чередование каких либо элементов в звучании или движении, темп – степень быстроты в осуществлении чего-либо. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Объединяя эти два понятия, мы определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью. Актёру очень важно попасть в нужный темпоритм. Наш повседневный ритм жизни зависит от многих условий, как внутренних, так и внешних.
Итак, начнём упражнения с того, что заменим слово «темп» на «скорость»
Условно разделяем наше движение на 5 скоростей (как коробка передач).
«Коробка передач — 5 скоростей»
Упражнение на внимание, умение ориентироваться в пространстве, чувство партнёра, темпоритма, уже здесь вера в предлагаемые, фантазия, воображение, распределение мышечной энергии, умение быстро переключаться, чувство свободы.
Теперь упорядочим наше движение, идём по кругу, стараемся держать его ровным, расстояние на вытянутых руках.
«Повтори движение»
А сейчас мы добавим предлагаемые обстоятельства, плюс воображение. Зажим как излишнее физическое напряжение, доказывает нам К.С. Станиславский, парализует всякую творческую деятельность, сковывает психическую жизнь человека. Появления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Лучший способ борьбы с этими зажимами – увлечь игрой или предлагаемыми обстоятельствами. Необходимо проводить пластические тренинги на элементарном актёрском уровне, для некоторого овладения своим телом, что бы справиться не только с психологическими, но и с физическими зажимами.
«Движение в предлагаемых обстоятельствах».
Идём по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой досочке, через крапиву.…и.т.д.
А сейчас попробуем сконцентрироваться на одном из предлагаемых обстоятельств.
«Мостик»
И движемся с третьей, первой, второй, пятой, второй..и.т.д. скоростью. Сейчас по моему хлопку вы принимаете неожиданную для всех позу, так 3 раза. А сейчас попробуйте её оправдать., что бы вы делали в таком положении.
«Воздух, желе, камень»
Итак, третья скорость, игра «Воздух, желе, камень» Когда я говорю воздух – ваши движения становятся воздушными, лёгкими, камень – движения скованные , жёсткие, желе- движения плавные, пружинистые.
«Пристройка»
Воспитанник: Это и есть актёрский тренинг! А сейчас мы бы хотели познакомить вас с нашими самостоятельными работами!
2 БЛОК - самостоятельная работа студийцев.
Педагог:
К.С. Станславский сказал: «Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем.»
Я всегда поражаюсь и радуюсь детской фантазии. Он и могут придумать то, что взрослые никогда не догадаются. Но целенаправленной и организованной её назвать трудно. Поэтому фантазию нужно направлять в заданное русло. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому детям необходим тренинг для развития фантазии. В этом нам помогли этюды:
«Жизнь предметов»
(муз. «Jazzbit»)
Ребята показывают собственные одиночные этюды на задание «Предмет». Все предметы находятся в одной комнате и с ними взаимодействует человек (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина).
Этюд «Спички»
«Животный мир»
Показ собственных одиночных и групповых этюдов на тему «Животные» (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки).
«Профессии»
(муз. Оффенбах «Парижский балет» (галоп), Штраус «Трик-трак полька», Моцарт «Симфония №40», Бетховен «Симфония №5»)
Показ самостоятельных этюдов на тему «Профессия» (художник, модель, рыбаки, стоматолог)
«Цвета»
(«Begin-Ing» Boris Covac)
Показ самостоятельных этюдов на тему «Цвет»
Выходит репортёр
Репортёр: Вот мы и побывали в чудном городе Золотой ключик. К сожалению, наше путешествие заканчивается, и я прощаюсь с вами, передаю слово Екатерине. Екатерина?
Екатерина: спасибо Николай. Уважаемые телезрители, надеюсь вы узнали много нового и не скучали! Наша программа подходит к концу! С вами была я – Екатерина Стриженова! До свидания! До новых встреч!
Финальный номер «Маски» - Гимн актёра.
Пока затишье и пока,
Блестит во мраке капля света!
В огромном зале тишина,
Ещё не начался спектакль.
И холодна пустая сцена!
И холодна пустая сцена!
Актёр, иди туда, смелей!
По театральному закону
Плачь, смейся, сердце не жалей,
Слова любви, как дождь пролей,
Всё до последнего поклона!
Всё до последнего поклона!
Спектакль закончился, Пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал «вся жизнь-игра»,
Взошла актёрская звезда
И засияла ярким светом!
И засияла ярким светом!
Подведение итогов