Игра – как главный принцип начала обучения актёрскому мастерству.
в театральном самодеятельном коллективе необходимо с помощью игры научить детей играть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_aktyorskom_masterstve.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – как главный принцип начала обучения актёрскому мастерству.
В условиях гуманизации образования приоритетной становится такая его цель: формирование лич ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Проще говоря, современное образование носит личностно-ориентированный характер. Или, вернее, должно носить.
Так, в школе, например, особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке КАЖДОГО ученика, повышают авторитет знаний и ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ответственность школьников за результаты учебного труда.
И, что вполне естественно, внедрение новых форм, методов и целых технологий интенсивно идет в образовании дополнительном, поскольку именно дополнительное образование остается наиболее эффективным в нелегком деле развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
(Ведь часто содержание и методы работы основных образовательных учреждений зачастую не развивают компетенции, способствующие успешной социализации школьников)
Вместе с тем, именно в театральных коллективах применение именно игровых технологий сопряжено с необходимостью четкого разделения понятий «игра актера» и «игра как метод обучения». Строго говоря, в театральном самодеятельном коллективе необходимо с помощью игры научить детей играть. Именно это противоречие и послужило причиной создания данной методической разработки.
Особенности младшего школьного возраста.
В этот период (период так называемого «младшего школьного возраста») качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая «утрата детской непосредственности» (Л.С.Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы: появляется смысловая ориентировочная основа поступка – интеллектуальный момент между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Таким образом, если совсем маленькие дети (по моим наблюдениям лет до 8-9), если вдруг им пришлось актерствовать, либо делают это спонтанно, либо отказываются делать вообще. Не зря, между прочим, бытует мнение, что никакой, даже самый гениальный актер, не способен на сцене переиграть животных и детей. Тут мне хотелось бы уточнить еще раз: не всех детей. Есть дети, которые в принципе не способны играть на сцене.
Но! Именно начиная с определенного возраста (8 – 9 лет) и именно благодаря тому, что появляется смысловая ориентировочная основа поступка каждого ребенка (в большей или меньшей степени можно научить актерствовать.
Еще один немаловажный аспект, позволяющий учить детей младшего школьного возраста актерскому мастерству, - дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
Кроме того, эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. И этот опыт ребенок уже способен осмысливать и переживать. Важно научить детей обобщать переживания, делать из них выводы
Все доступные источники утверждают, что ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Конечно, с тех самых пор, как ребенок начинает посещать школу, он начинает и стремиться к знаниям тоже. Однако не стоит забывать, что еще совсем недавно его ведущей деятельностью была игра. Да, он хочет знать и уметь как можно больше. Да, он не желает быть хуже, чем его сверстники. Да, в младшем школьном возрасте формируется самооценка. Но не что иное, как игра, дает ему силы для учения, позволяет проявить себя. Отдохнуть. Что-то понять.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. (и младшего школьного возраста, в том числе)
- Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
- Игра –нормативная и равноправная деятельность младших школьников, меняющих свои цели по мере взросления.
- Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
- Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
- Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Абсолютно то же самое можно сказать и об игре актера. Это процесс переживаний, который вызван действиями.
Игровые педагогические технологии.
Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Педагогических технологий существует великое множество. Равно как и их классификаций.
Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы методов и приемов. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Для младших школьников наилучшие педагогические технологии, таким образом, это игровые педагогические технологии.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип -- педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
Игра в игре. Задачи, которые нужно решать при занятиях актерским мастерством с младшими школьниками.
Вот здесь-то и кроется проблема: актерство – тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И, если с верой и наивностью (как необходимыми условиями органичного сценического существования) у младших школьников все в порядке, то с самоконтролем (еще одним необходимым условием) дела обстоят не так хорошо. Значит, занятия по актерскому мастерству с младшими школьниками (для достижения наилучшего результата) должны этот самоконтроль развивать. Таким образом, одна из ключевых задач применения игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии – воспитание у учащихся самоконтроля эмоциональной сферы.
Следующая задача, которую нужно и можно решать при помощи игровых технологий – развитие креативности, раскрепощенности учащихся. Здесь также есть проблема: чем взрослее становится ребенок, тем больше от него требуется соответствия общепринятым в социуме нормам. Не только поведения, но и мышления. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают стараться быть «как все». Вот тут существенную помощь может оказать именно актерское мастерство. Потому что при создании образа (любого, пусть даже совсем крохотного) приветствуется как раз внутренняя свобода от стереотипов. Хвалят за то, за что зачастую ругают в школе. Важно (повторюсь), чтобы процесс фантазирования осуществлялся под собственным контролем ребенка и не перерастал в хаотичное буйство, разрушающее все вокруг.
Еще одна задача – в процессе игры как нельзя лучше реализуется на практике главный принцип театра – «Театр – искусство коллективное». Игра обычно приносит радость от совместных действий. Не зря игру называют школой общения. Ребенок, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для создания образа и, конечно, для жизни в обществе.
Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов»
В этом определении подчеркнуто наличие:
- Личных интересов каждого участника;
- «Возможной действительности» (иной реальности);
- Возможность действий в этой действительности (исследования);
- Группы (включенность в общение);
- Диалога (в тексте работы автор уточняет, что более точным было бы понятие «полилога»).
- Самостоятельности. (Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу.)Школьные же деятельности очень ограничены и немногочисленны.
- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить — в очень многих областях жизни.
А теперь представим себе, что в определении вместо слова «игра» написано слово «театр». Далее можно ничего не менять. Совпадение – стопроцентное.
Итак, выделим задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральной студии:
- Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы;
- Развитие креативности, творческого мышления, свободного от стереотипов;
- Принятие детьми аксиомы «Театр – искусство коллективное», формирование навыков общения.
Эти, а также бессчетное количество иных задач для развития личности и актерских способностей детей младшего школьного возраста, эффективно решаются при помощи игровых педагогических технологий.