Исследовательская работа "РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА."
Работа проводилась в специальной коррекционной школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sutomina_i.n.docx | 68.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Сутормина Ирина Николаевна, воспитатель ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
П. Савинский, Плесецкий р – он.
«умственно отсталый ребёнок принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций»
Л. С. Выготский
Эмоциональная сфера детей с интеллектуальной недостаточностью нуждается в развитии и коррекции. Эмоции – постоянные спутники человека. Они оказывают влияние на всю его деятельность, на поведение. Под непосредственным влиянием эмоций формируется характер.
У детей с проблемами интеллектуального недоразвития способность саморегуляции ослаблена и проблемы несовершенства эмоциональной сферы проявляются с особой силой отчетливостью. Отставание в развитии эмоций носит резко выраженный характер. Детям свойственны нестабильность чувств, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья, ограничение диапазона переживаний – они испытывают только удовольствия и неудовольствия. Под воздействием отрицательных эмоций ребенок не может осуществить намерения, может ухудшиться состояние его здоровья. Сами переживания примитивны и полюсны. При адаптации в социуме эти дети испытывают неудачи. Отсюда возникает важность специального развития, коррекция эмоциональной сферы, как базы успешности.
Дети с ослабленным интеллектом проявляют в некоторых близких и понятных ситуациях сопереживание, отчетливо выраженное эмоциональное отношение, например, к родственникам, к друзья. И может показаться, что эмоциональная сфера их не нуждается в какой–либо коррекции. Недоразвитие личности проявляется наиболее ярко, когда перед ребенком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности, связанной с волевыми усилиями. Поскольку нарушена волевая сфера, то слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Интересы ситуативны, зависят от внешних раздражителей.
СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ:
*неусидчивость;
*раздражительность;
*повышенная возбудимость;
*длительность выхода из аффектного состояния.
Ярко выраженное наличие примитивных потребностей ведет к отсутствию тонких оттенков переживаний. Наряду с этим такие проявления эмоций как приветливость, доверчивость, оживленность отличаются поверхностностью и непрочностью. Дети либо легко переключаются с одного переживания на другое, либо подолгу обнаруживают настроения, не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, нежелание двигаться, действовать, утерю детских настроений и привязанностей. Дети проявляют несамостоятельность в деятельности. В поведении и играх копируют действия других детей. Критично оценить ситуацию самостоятельно не способны. У некоторых детей наблюдаются легкость и поверхностная оценка серьезных жизненных событий. Часто встречаются эмоции и чувства, не соответствующие внешним факторам.
Интеллектуальная недостаточность приводит к тому, что у детей с опозданием и трудом формируются чувстводолга, совесть, ответственность, самоотверженность и другие, так называемые высшие чувства.
Преобладающие и господствующие у детей переживания, постепенно накапливаясь, образуют те или иные оттенки свойств характера: раздражительность, угрюмость, гневливость, равнодушие, легкомыслие.
Развитие эмоций и чувств детей с нарушением интеллекта в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, выработке правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а так же позволяет детям контролировать свои эмоциональные проявления.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА.
На успешное развитие эмоциональной и социальной сферы детей с нарушением интеллекта влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами, эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от ее содержания и структуры. Одной из наиболее эффективных форм работы является театрализованная деятельность. В основу моего педагогического опыта положена система мероприятий, направленных на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта посредством театрализованной деятельности и формирование умений использовать полученный опыт.
ВКЛАД АВТОРА.
В марте 2010 года воспитатели готовили детей для отборочного тура конкурса чтецов по известной методике – дети заучивали стихи, затем педагоги пытались добиться выразительности – показывали жесты, которыми чтецы передавали эмоциональное состояние героев стихотворений. На конкурсе на сцене стояли «роботы», дети боялись забыть слова - глаза устремлены « в себя», жесты скованы, мимика отсутствует, интонация копируется. После конкурса ни один ребенок не смог сказать, о чем он рассказывал, какие чувства переживал герой стихотворения. Подобная ситуация происходила и при подготовке к театрализованным играм – дети заучивали слова, которые при выступлении боялись забыть, полностью копировали поведение педагога при передачи эмоционального состояния героев постановок. Поэтому я предложила детям театрализованную игру под фонограмму, где роли заранее были озвучены педагогами. В подготовительном этапе сразу оговаривалось, что «УЧИТЬ СЛОВА НЕ НАДО», «НЕ БОЙТЕСЬ ИХ ЗАБЫТЬ», «ПОКАЖИТЕ, ЧТО ЧУВСТВУЮТ ГЕРОИ…» Основное значение уделялось не заучиванию ролей, а передаче жестами, мимикой, движениями эмоционального состояния героев. На первом этапе работы при подготовке фонограммы для озвучивания ролей приглашались педагоги, которые передавали эмоциональное состояние героев при помощи интонации, а детям предлагалось изобразить то, что они слышали, представляли, видели в окружающей жизни. На следующем этапе, после отработки детьми жестов, мимики, движений, они озвучивали роли самостоятельно. Во время репетиций я просила детей проговаривать слова героев под фонограмму, чтобы у зрителей создавалось впечатление, будто слова произносит сам ребенок. К исполнению озвученных ролей приглашалисьдети с проблемами дикции, произношения, голосовых модуляций, и при проговаривании текста под фонограмму,во время театрализованной игры, дети получали дополнительные упражнения в выразительности речи через эмоциональные движения (видеоматериалы занятий см. на диске). Большой интерес у детей вызывает музыкальное сопровождение, для которого используются знакомые тексты и современные мелодии; поначалу трудности вызывают соотношение движений тела с текстом фонограммы. После многократного повторения дети свободно передают эмоциональное состояние героев мимикой и жестикуляцией, при этом полностью владеют словами своих героев. Для усвоения материала можно применять следующий прием: в ходе рабочего дня непринужденно обращаться к детям с ролевыми словами, чтобы ребенок либо продолжил фразу, либо ответил словами партнера, например: «Мишка, друг мой! Что с тобою? Ты больной?» Во время выступления перед зрителями с фонограммы убираются слова, и дети, выучив роли без принуждения, озвучивают их, сопровождая свое выступление жестами и мимикой.
В данной работе развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы детей с нарушением интеллекта представлена системой мероприятий, способствующих развитию у детей следующих умений и навыков: адекватное восприятие действительности и самого себя, распознавание эмоционального состояния человека по мимике, выразительным движениям и речи, адаптивность эмоций и поведения в соответствии с ролевым ожиданием других, признание собственных ошибок, контролируемое проявление гнева, сочувствие другим (своим сверстникам, взрослым и живому миру), сотрудничество, чувство единства, умение действовать согласованно, работать самостоятельно, в группах.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию эмоционально – волевой сферы посредством театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие ЗАДАЧИ:
-способствование формированию межкультурной коммуникации в системе социальной адаптации школьников;
-коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;
-развитие плавности и пластичности, соразмерности движений;
-воспитание умений работать в команде;
-воспитание умений выражать свои чувства мимикой и характерными двигательными реакциями.
НАУЧНОСТЬ.
В моей педагогической практике используется теоретическое положение известного педагога и психолога Л.С. Выготского, который отдает приоритеты культурному развитию детей с нарушением интеллекта и выработке у них высших психических функций.
*Э. Сеген (1812-1880) говорил, что «умственно отсталые индивидуумы могут достичь определенных результатов в своем развитии», отмечал социальную, а не биологическую обусловленность психического развития умственно отсталых детей.
*П.Я.Трошин считал, что развитие нормальных детей и детей с нарушением интеллекта идет по одним законам, разница заключается лишь в способах развития.
*А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин и др. отмечали, что игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
*Б.И. Айзенберг, Л.В. Кузнецова, Н.П. Вайзман, В.Н. Воронина, Г.М. Славушкина, Э.Л. Славина в своих работах представили материалы психотерапевтической коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.
*О.И. Карабанова видела в театрализованной игре развитие у детей способности к успешному разрешению проблемных ситуаций за счет умения увидеть и проанализировать ,продраматизировать ситуацию, сценарий с точки зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации.
* В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
*В моей воспитательной деятельности учитывается опыт работы студий арттерапии с использованием музыкотерапии (слушание музыки, передача настроения музыкального произведения мимикой, жестами,пантомимой,кинезитерапии (просмотр танцевальных движений, выбор их, постановка танцев (видеоматериалы занятий см. на диске) , имаготерапии ( проигрывание жизненных ситуаций (прил.1). ). Современные исследователи (В.Н.Коропулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева и др.) определяют арттерапию, как способ и технологию реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства и художественной деятельностью, базирующиеся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в любой художественной, символической форме.
В своей системе работы я опираюсь на следующие ПРИНЦИПЫ:
-Принцип целенаправленности.
-Принцип связи воспитания с жизнью, трудом, практикой.
-Принцип научности.
-Принцип коллективизма.
-Принцип рационального сочетания требовательности и уважения.
-Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
-Принцип культуросообразности и природосообразности.
-Принцип систематичности и последовательности.
-Принцип доступности.
-Принцип наглядности.
-Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков.
-Принцип целостности единства и воспитательного процесса.
Для оценки реализации работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта мной были выбраны следующие КРИТЕРИИ:
В ХОДЕ РАБОТЫ мной были разработаны следующие УРОВНИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Уровни изменения эмоциональной устойчивости | |
Высокий | Активное желание участвовать в играх-драматизациях |
Умение различать оттенки эмоционального состояния партнёра | |
Умение передавать оттенки эмоционального состояния при помощи жестов, мимики | |
Умение импровизировать при создании образа | |
Умение передать настроение героя при помощи интонации | |
Свободно и раскрепощённо держаться при выступлении | |
Средний | Отсутствие желание участвовать в играх-драматизациях |
Умение различать оттенки эмоционального состояния | |
Умение передавать основные оттенки | |
Умение распознавать оттенки эмоционального состояния партнёра по мимике и жестам | |
Отсутствие средств выразительности при создании образа | |
Отсутствие импровизации | |
Низкий | Участие в играх-драматизациях под нажимом руководителя |
Отсутствие интереса к театральной деятельности | |
Умение различать основные эмоциональные состояния | |
Отсутствие использовать средства выразительности при передаче эмоционального состояния героев | |
Отсутствие интонации | |
Отсутствие импровизации |
После каждого выступления проводится обсуждение представления, выясняется отношение детей к постановке; анализ выбранных форм и методов работы. В начале и конце учебного года - диагностика изменения уровня эмоционального состояния (прил.2). Результат контроля позволяет определить эффективность проводимых занятий, внести изменения в учебно– воспитательную деятельность.
У детей с нарушением интеллекта отмечается недостаточная сформированность коммуникативных умений, что проявляется в низкой потребности в общении, слабым интересом к окружающей действительности, малым объемом знаний. Учитывая все эти особенности, я в своей работе отказалась от привычной методики театральных постановок и предложила детям инсценирование литературных произведений под фонограмму.
ПЛАН РАБОТЫ:
- Чтение произведения. Беседа по содержанию.Прослушивание фонограммы.
- Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
-(предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с двигательными трудностями, с речевыми проблемами;
- в драматизации участвуют все дети, если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев (прил.3)
- Работа с артистами:
а) игровые движения;
б)мимика;
Большой интерес у детей вызывает музыкальное сопровождение, для которого используются знакомые тексты и современные мелодии; во время разучивания движений, жестов прошу детей проговаривать реплики героев; поначалу трудности вызывают соотношение движений тела с текстом фонограммы. После многократного повторения дети свободно передают эмоциональное состояние героев мимикой и жестикуляцией.
- Индивидуальная работа:
а) по ролям с фонограммой;
б) разучивание танцев;
в) закрепление.
- Выбор костюмов и масок.
а) при изготовлении костюмов большое внимание уделяется мелким деталям, без которых костюм, по мнению ребенка, оказывается не совсем законченным (прил.7);
б)костюм (маска) могут скрыть эмоциональное напряжение, растерянность, скованность (прил.8);
в) костюм (маска) помогает соприкоснуться со своими чувствами, настроением, которые долгое время были скрытыми, запретными для демонстрации;
г) игровое действие и игровой предмет, костюм или атрибут облегчают принятие ребенком роли.
- Озвучивание ролей детьми.
- Генеральная репетиция.
- Премьера.(прил.9)
Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы детей с нарушением интеллекта. Она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, отлица какого- либо персонажа, помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, доступно сообщаемые и усваиваемые. Восприятие рассказа, сказки, ярких образных персонажей, их действия в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывают у детей непосредственный отклик. У детей могут возникнуть такие чувства и эмоции, как сочувствие к пострадавшим, неприязнь к персонажам, совершившим неблаговидные поступки. В этом процессе объединяются оценка персонажей с эмоциональным к ним отношением, формируется соответствующее нравственное эмоциональное отношение к действующим лицам. Теоретически, дети научены поступать правильно, но в жизненных ситуациях эти знания не применяются, так как практический опыт отсутствует. В театрализованной игре ребенок учится поступать в соответствии со своими представлениями о правильном поведении. Таким образом, на имеющиеся знания накладывается опыт, который впоследствии формирует навыки.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно объясняться, дополняя речь соответствующими жестами, мимикой, выражением лица. Таким образом, театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, тем самым позволяя решать вопросы развития социальных навыков у детей с нарушением интеллекта.
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ:
Данный опыт работы может быть реализован в других школах при соблюдении следующих условий:
-Целостный подход.
-Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества.
-Вовлечение учащихся в активную деятельность.
-Мотивация учащихся и родителей к совместной деятельности.
Использованная литература:
1.Гомилка Л.В. Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками. Дефектология.-1994.-№3.
2.Забрамная С. Д .Психолого - педагогическая диагностика умственно отсталых детей. -2-е изд., перераб.-М.: Просвещение : Владос , 1995.-112 с.
3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. 134с.
4.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.: ил.
5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994. –
6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
7. Петрова В. Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников-2 изд., стереотип.-М.: «Академия» 2004.-160 с.
8. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. 3-е изд.— М.: Просвещение 1986.-192 с.
10. Специальная психология: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Э.П.Кожевникова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006. – 187 с.
11. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности.-М., 2004.