«Слово, рожденное войной» Сценарий литературно - музыкальной композиции

«Слово, рожденное войной»

Сценарий литературно - музыкальной композиции

 

Пролог. «Далекая провинция-Война»

 

Звучит музыка. Свет в зале выключен, занавес закрыт.

 

Дикторский голос. У каждого поэта есть провинция.

                                  Она ему ошибки и грехи,

                                  все мелкие обиды и провинности

                                  прощает за правдивые стихи.

 

     И у  него  есть тоже неизменная,

                                  на карту не внесенная, одна,

                                           суровая его и откровенная,

                                  далекая провинция - Война...

 

Звучит музыка. Занавес открывается. Свет на сцене набирается. На сцену по очереди  выходят студенты - посетители музея. Они рассматривают предметы: книги, газеты, солдатскую каску, планшет военного журналиста.  Студент1.  подходит к патефону  и заводят его. Звучат звуки выстрелов, бомб. На экране проецируется видеоряд: хроника ВОВ.

 

Студент 1. Война… Как много в этом слове… Прошло уже 68 лет с тех пор как закончилась Великая Отечественная Война, но память до сих пор живет в наших сердцах.

Студент 2. Из глубины времен перед нами воскресают дни, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанной человеческой кровью и слезами.

Студент 3. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы,  но и сегодня они остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.

 

Студент 4. находит пластинку с записью голоса Всеволода Вишневского.

 

Студент 4. Всеволод Вишневского!

 

На экране высвечивается портрет В. Вишневского.

 

Студент 1. Военный корреспондент.

 

Все подходят к патефону.

 

Студент 3. Писатель.

Студент 2. Писал статьи, очерки, выступал на радио. Он поддерживал моральный дух жителей и защитников города Ленинграда.

 

Студенты ставят его пластинку и заводят патефон. Звучит голос Всеволода Вишневского - из выступления на Ленинградском радио 1942г. Затемнение, световым пятном высвечивается патефон и студенты слушающие запись голоса, в статичной мизансцене. На последних секундах записи голоса, световой луч переходит на  маскировочную сетку, за которой по очереди выходят солдаты. Звучит фоном песня «Десятый наш десантный батальон». Студенты расходятся по сторонам сцены. Солдаты в рапиде, строем выходят на авансцену.

 

Солдат 1. (Обращаясь к солдатам ) Разве не слышишь ты, как стучится месть в твоем сердце? Спроси свою совесть: разве расквитался ты с врагом? Отомстил ли полной мерой за  слезы наших жен, матерей, детей?

Солдат 2. Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины - гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Солдат 3. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Это не война, как бывало раньше, когда войны завершались мирным договором. В этой войне мирного завершения не будет. Россия и гитлеровская Германия бьются насмерть, и весь мир внимает гигантской битве.

Солдат 4. Не оглядывайтесь назад, товарищи! Смотрите вперед. Нам отступать нельзя. На нас теперь с надеждой смотрит вся Родина.

 

Солдаты отдают воинскую честь и замирают в статичной мизансцене. Свет  с солдат убирается. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен» Студенты выходят на авансцену.

 

Студент 3. Поэты-фронтовики, давали надежду и волю к победе каждому жителю нашей страны.

Студент 4. И большинство этих героев находили связь со страной с помощью радио.

 

Эпизод 1. «Советское информационное бюро»

 

Студент 1. Ведь радио для советских людей стало единственной нитью жизни. Соединявшей  замерзшие, без света и тепла, простреливаемые дальнобойной артиллерией и осыпаемые бомбами квартиры и их голодных обитателей с городом, согражданами, властью, фронтом, далеким тылом, Родиной. Измученных, на грани жизни и смерти.

Студент 2. В связи с необходимостью более оперативной передачи самых важных событий ВОВ, было создано Советское информационное бюро.

Студент 4. В задачу бюро, входила  оперативная и правдивая информация не только для солдат, советских людей, но и для зарубежных стран.

Студент 3. В структуру Совинформбюро входили военный отдел, отдел переводов, отдел пропаганды и контрпропаганды, отдел международной жизни, литературный отдел.

 

Студент 4. Берет пластинку и показывает всем остальным.

 

Студент 4. В составе Советского информбюро была образована литературная группа, в которую входили Вера Инбер, Борис Полевой, Константин Симонов.

Студент 1. Николай Тихонов, Алексей Толстой

Александр Фадеев.

Студент 2. Константин Федин, Корней Чуковский, Михаил Шолохов,

Студент 3. Илья Эренбург и Ольга Берггольц.

 

Студенты идут ставить пластинку  Ольги Берггольц. Звучит запись голоса Ольги Берггольц - Сообщение о прорыве блокады Ленинграда. На последних секундах записи голоса, световым луч переходит на  маскировочную сетку, из-за которой на теневом театре виден силуэт Ольги Берггольц. На экране проецируется фотография поэтессы. Студенты расходятся по сторонам сцены и слушают запись.

 

Ольга Берггольц.  Покуда небо сумрачное меркнет,

                        мой дальний друг, прислушайся, поверь.

                                  Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,

                                  мы, смертью попирающие смерть.

                                  Мы защищаем город наш любимый,

                                  все испытанья поровну деля.

                                  Клянусь тебе, что мы неистребимы,

                                  за нами — наша русская земля.

                                  Она могучая, она у нас большая.

                                  Припомни-ка простор ее сплошной.

                                  Клянусь тебе, мы подвиг совершаем

                                  во имя всей земли своей родной.

                                  Клянусь тебе, мы страшно будем биться,

                                  клянусь тебе — мы скоро победим,

                                  и даже смерть отступит, устрашится

                                  и рухнет наземь остовом своим.

 

Свет  убирается. Звучит фоном минус песни «Ленинград» Студенты выходят на авансцену.

 

Студент 2. Ольга Берггольц ! Имя этой великой женщины – поэта, писателя, публициста зазвучало в полную силу 70 лет тому назад и навсегда вошло в героическую историю нашей страны.

Студент 3. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Этот голос звучал в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу.

Студент 4. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.

Студент 1. Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах.

 

Эпизод 2. «Советская пресса»

 

Звучит фоном минус песни «От героев былых времен». Студент 2. Берет в руки листовки  и агитационные плакаты, подходит к студентам. Студенты берут в руки плакаты.

 

Студент 2. Поэты-фронтовики вдохновляли народ на подвиги не только с помощью стихов.

Студент 3. Но также с помощью лозунгов, листовок и агитационных плакатов.

 

Зачитывает лозунги. На экране проецируются плакаты.

 

Вперед к победе!

Будь героем!

Студент 4. Наши силы неисчислимы!

Студент 1. Ни шагу назад!

Студент 2. За родину, за честь, за свободу!

Все вместе. Не будут крылья черные над Родиной летать!

 

Звучит шипение в патефоне, студенты подходят к нему и заводят его. Световым пятном высвечивается патефон. Звучит запись  голоса Алексея Суркова – «В громе яростных битв». Из разных кулис выходят солдаты, напевая песню «Темная ночь». Студенты расходятся по сторонам сцены. Солдаты садятся в мизансцену «привал». Звучит фоном минус песни «Темная ночь».

 

Солдат 5. Светает... По земле побежали робкие серые тени. Никогда еще не казалась мне жизнь такой прекрасной, как в этот предрассветный час. Смотрите, как похорошела донецкая степь, как заиграли под лучами солнца меловые горы, стали серебряными.

 Да, очень хочется жить. Увидеть победу. Прижать к шершавой шинели кудрявую головку дочери (обращаясь к солдатам).

Я очень люблю жизнь - и потому иду сейчас в бой. Я иду в бой за жизнь. За настоящую, а не рабскую жизнь, товарищи! За счастье моих детей. За счастье моей Родины. За мое счастье.

Солдат 6. И  я тоже люблю жизнь, но щадить ее не буду и  смерти не испугаюсь. Жить, как воин, и умереть, как воин, - вот как я понимаю жизнь.

Солдат 1. Рассвет... Загрохотали гаубицы. Артподготовка. Сейчас мы и пойдем.

 

Встают все солдаты.

 

Солдат 2. Товарищи! Над родной землей  встает солнце. Солнце боя. Под его лучами я торжественно клянусь! Я не дрогну в бою!

Солдат 3. Раненный - не уйду из строя.

Солдат 4. Окруженный врагами - не сдамся.

Солдат 5. Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу - только ненависть. Лютая ненависть. Сердце жжет...

Все. Это - наш смертный бой. Идемте Товарищи!

 

Затемнение. Солдаты оставляют газету на сцене и уходят за кулисы.  Студент1. Замечает газету, подбегает и берет ее в руки. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен».

 

Студент 1. Из газет советский народ узнавал о наступательных операциях в ходе ВОВ и о бессмертном подвиге бойцов, защищавших нашу Родину.

Студент 2. Главной задачей советской прессы было показать коварные замыслы врага, раскрыть его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснить населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Студент 3. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны.

 

Студенты зачитывают из газет о корреспондентах. На экране проецируются фотографии известных военных писателей-корреспондентов.

 

Студент 4. Генерал-майор Андрей Иванович Бескоровайный в годы Великой Отечественной войны, работал в армейской газете «Часовой Севера».

Студент 1. После войны он решил написать о тех, кто оборонял Мурманск. Сначала о своих товарищах – полиграфистах и журналистах. Позже о тех, с кем встречался на войне.

Студент 2. Так возникла документальная повесть «Строки – тоже оружие», книги «По дорогам войны», «Встреча с героями», «Герои рядом».

 

На экране проецируются слайд писателя-корреспондента.


Студент 3. Анатолий Мефодьевич Хорунжий.

Студент 4. Был фронтовым корреспондентом газеты Второй воздушной армии «Крылья Победы» Первого Украинского фронта.

Студент 1. Главная тема его повестей и рассказов – это героизм и мужество советских летчиков в годы минувшей войны и в мирные дни. В основе большинства его произведений лежат подлинные события и факты.

 

Студент 1. сворачивает газету.

 

Студент 2. Именно благодаря им и многим фронтовым писателям, Советская пресса формировала духовный мир человека, укрепляло в нем уверенность в победе над врагом, воспитывало стойкость и мужество.

Студент 3. Она была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей.

Студент 4. На службу Родине были поставлены лучшие писательские и журналистские силы.

 

            Студент 4. подходит к пластинкам и ищет записи голосов поэтов-фронтовиков.

Студент 1. Они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат.

 

Студент 1. подходит к пластинкам.

 

Студент 2.  О трудностях и мужестве людей.

 

Студент 4. подходит к пластинкам.

 

Солдат 3. Их стойкости и любви к Родине.

 

Студент 4. подходит к пластинкам.

 

Эпизод 3. «Поэты-фронтовики»

 

Студент 1. Все переживания, чувства и эмоции солдат во время военных действий раскрывали поэты-фронтовики, которые на себе испытали все тяготы военного времени.

 

На экране проецируются слайды поэтов-фронтовиков.

 

Студент 2. Алексей Сурков,

Студент 1. Илья Сельвинский.

Студент 4. Илья Эренбург.

Студент 3. Семен Гудзенко и Константин Симонов.

 

Студенты идут к патефону ставить пластинку. Световым пятном высвечивается патефон. Звучит запись  голоса Константина Симонова «Жди меня и я вернусь».

Со второй строфыстихотворения «Жди меня и я вернусь», звучит песня «Жди меня и я вернусь. Из разных кулис по очереди выходят солдаты. На проекционном экране идут фотографии солдат, на которых написано - Жди меня и я вернусь. После песни затемнение. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен». Свет набирается, студенты выходят на авансцену.

 

Студент 3. Поэты-фронтовики создали сильные поэтические произведения, убеждавшие людей в грядущей победе.

Студент 4. Рождавшие в них патриотические порывы.

Студент 2. Поддерживали веру и уверенность в несокрушимости нашей армии.

Студент 2. Мы помним имена и тех поэтов, кто не дожил до дня победы и пал смертью храбрых в бою за нашу Родину.

 

На проекционном экране идут фотографии поэтов

 

Студент 3. Борис Смоленский, Михаил Кульчицкий.

 

За маскировочной сеткой выходят солдаты.

 

Студент 4. Владимир Аврушенко, Павел Коган.

Студент 2. Аркадий Гайдар, Георгий Суворов.

Студент 1. Николай Майоров.

 

Звучит трагичная музыка. Световым луч переходит на  маскировочную сетку. Солдаты  читают стихотворение.

 

Солдат 1. Есть в голосе моём звучание металла.
                  Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.
                  Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.
Солдат 2. Но только пусть под именем моим
                 Потомок различит в архивном хламе
                  Кусок горячей, верной нам земли,
                  Где мы прошли с обугленными ртами
                  И мужество, как знамя, пронесли.
Солдат 3. Мы были высоки, русоволосы.
                  Вы в книгах прочитаете, как миф,
                  О людях, что ушли, не долюбив,
                  Не докурив последней папиросы.
Солдат 4. Когда б не бой, не вечные исканья
                  Крутых путей к последней высоте,
                  Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
                  В столбцах газет, в набросках на холсте
Солдат 5. Мир, как окно, для воздуха распахнут
                  Он нами пройден, пройден до конца,
                  И хорошо, что руки наши пахнут
                  Угрюмой песней верного свинца.
Солдат 6. И как бы ни давили память годы,
                  Нас не забудут потому вовек,
                  Что, всей планете делая погоду,
                  Мы в плоть одели слово «Человек»!
 

            Свет с солдат убирается. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен». Студенты выходят на авансцену.

 

Студент 4. Муза Поэзии, носившая в годы войны на фронтах России военную форму, не страшилась снарядов и пуль.

Студент 1. Ритм поэтического слова помогал переломить ритм разрушения и хаоса, оберегал и очищал души бойцов.

Студент 2. Иными глазами смотрели на происходящее, как сам творец стиха, так и те, чьего слуха коснулись поэтические строки.

Студент 3. Фронтовая поэзия - трепетная память большого солдатского сердца, которая позволила советскому народу дойти до долгожданной Победы.

 

Финал «Победа слова»

 

Студент 1. Слушая записи военных лет.

Студент 2. Листая страницы газет и книг, написанных в дни военных потрясений.

Студент 3. Мы словно будоражим память своего сердца, вновь и вновь переживая те священные годы войны.

 

Звучит марш победы. На экране проецируется красное знамя СССР.  Световой луч переходит на  маскировочную сетку, из-за которой строем выходят солдаты.

На экране проецируется газета «Правда» (дата выпуска: четверг, 10 мая 1945 г.).

 

Студент 3.          Вождю, бойцам, стране родной,

Народу, вставшему за Родину стеной,
Поём восторженно мы славу!
Победа куплена великою ценой.

Солдат 3.   Враг не осилил нас преступною войной,
                    И отстояли мы Советскую Державу!

         Враг сломлен: сокрушён его военный пресс,

Солдат 4.   Посрамлена его военная кичливость.
                    Победу празднуют гуманность и прогресс,
                    И мировая справедливость.

Солдат 5.  Как радостно звенят сегодня голоса!
                   Как солнце щедро шлёт в столице, в сёлах, всюду,
                   Весенний яркий свет восторженному люду!           

Солдат 6.  Победный алый стяг взметнувши в небеса,
                   Ликует Родина. Живой воды роса
                   Упала на её поля, луга, леса.

 

Студенты подходят к солдатам.

 

Солдат1.   Победной гордостью полны -  её обличье,

                   Её могучая краса,

                   Её суровое величье!

                   Как многоцветен, как богат ее убор!

                   В победно-радостный, единый, братский хор

                   Слилось народностей её многоязычье!

Студент1. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных…

Студент2. Совестливых…

Студент3. Многое испытавших, одаренных личностей, перенесшие военные и послевоенные невзгоды.

Студент 1. Сквозь слово, писатель пронизывает человеческую судьбу, для того чтобы с точностью показать картину героизма, мужества и стойкости солдата в бою.

Студент 3. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_rozhdennoe_voynoy.doc94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Слово, рожденное войной»

Сценарий литературно - музыкальной композиции

Пролог. «Далекая провинция-Война»

Звучит музыка. Свет в зале выключен, занавес закрыт.

Дикторский голос. У каждого поэта есть провинция.

                                    Она ему ошибки и грехи,

                                   все мелкие обиды и провинности

                                    прощает за правдивые стихи.

     И у  него  есть тоже неизменная,

                                  на карту не внесенная, одна,

                                          суровая его и откровенная,

                                  далекая провинция - Война...

Звучит музыка. Занавес открывается. Свет на сцене набирается. На сцену по очереди  выходят студенты - посетители музея. Они рассматривают предметы: книги, газеты, солдатскую каску, планшет военного журналиста.  Студент1.  подходит к патефону  и заводят его. Звучат звуки выстрелов, бомб. На экране проецируется видеоряд: хроника ВОВ.

Студент 1. Война… Как много в этом слове… Прошло уже 68 лет с тех пор как закончилась Великая Отечественная Война, но память до сих пор живет в наших сердцах. 

Студент 2. Из глубины времен перед нами воскресают дни, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанной человеческой кровью и слезами. 

Студент 3. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы,  но и сегодня они остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.

 

Студент 4. находит пластинку с записью голоса Всеволода Вишневского.

Студент 4. Всеволод Вишневского!

На экране высвечивается портрет В. Вишневского.

Студент 1. Военный корреспондент.

Все подходят к патефону.

Студент 3. Писатель.

Студент 2. Писал статьи, очерки, выступал на радио. Он поддерживал моральный дух жителей и защитников города Ленинграда.

Студенты ставят его пластинку и заводят патефон. Звучит голос Всеволода Вишневского - из выступления на Ленинградском радио 1942г. Затемнение, световым пятном высвечивается патефон и студенты слушающие запись голоса, в статичной мизансцене. На последних секундах записи голоса, световой луч переходит на  маскировочную сетку, за которой по очереди выходят солдаты. Звучит фоном песня «Десятый наш десантный батальон». Студенты расходятся по сторонам сцены. Солдаты в рапиде, строем выходят на авансцену.

Солдат 1. (Обращаясь к солдатам ) Разве не слышишь ты, как стучится месть в твоем сердце? Спроси свою совесть: разве расквитался ты с врагом? Отомстил ли полной мерой за  слезы наших жен, матерей, детей?

Солдат 2. Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины - гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Солдат 3. Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Это не война, как бывало раньше, когда войны завершались мирным договором. В этой войне мирного завершения не будет. Россия и гитлеровская Германия бьются насмерть, и весь мир внимает гигантской битве.

Солдат 4. Не оглядывайтесь назад, товарищи! Смотрите вперед. Нам отступать нельзя. На нас теперь с надеждой смотрит вся Родина.

Солдаты отдают воинскую честь и замирают в статичной мизансцене. Свет  с солдат убирается. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен» Студенты выходят на авансцену.

Студент 3. Поэты-фронтовики, давали надежду и волю к победе каждому жителю нашей страны. 

Студент 4. И большинство этих героев находили связь со страной с помощью радио.

Эпизод 1. «Советское информационное бюро»

Студент 1. Ведь радио для советских людей стало единственной нитью жизни. Соединявшей  замерзшие, без света и тепла, простреливаемые дальнобойной артиллерией и осыпаемые бомбами квартиры и их голодных обитателей с городом, согражданами, властью, фронтом, далеким тылом, Родиной. Измученных, на грани жизни и смерти.

Студент 2. В связи с необходимостью более оперативной передачи самых важных событий ВОВ, было создано Советское информационное бюро.

Студент 4. В задачу бюро, входила  оперативная и правдивая информация не только для солдат, советских людей, но и для зарубежных стран.

Студент 3. В структуру Совинформбюро входили военный отдел, отдел переводов, отдел пропаганды и контрпропаганды, отдел международной жизни, литературный отдел.

Студент 4. Берет пластинку и показывает всем остальным.

Студент 4. В составе Советского информбюро была образована литературная группа, в которую входили Вера Инбер, Борис Полевой, Константин Симонов.

Студент 1. Николай Тихонов, Алексей Толстой

Александр Фадеев.

Студент 2. Константин Федин, Корней Чуковский, Михаил Шолохов,

Студент 3. Илья Эренбург и Ольга Берггольц.

Студенты идут ставить пластинку  Ольги Берггольц. Звучит запись голоса Ольги Берггольц - Сообщение о прорыве блокады Ленинграда. На последних секундах записи голоса, световым луч переходит на  маскировочную сетку, из-за которой на теневом театре виден силуэт Ольги Берггольц. На экране проецируется фотография поэтессы. Студенты расходятся по сторонам сцены и слушают запись.

Ольга Берггольц.  Покуда небо сумрачное меркнет,

                        мой дальний друг, прислушайся, поверь.

                                  Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,

                                  мы, смертью попирающие смерть.

                                  Мы защищаем город наш любимый,

                                  все испытанья поровну деля.

                                  Клянусь тебе, что мы неистребимы,

                                  за нами — наша русская земля.

                                  Она могучая, она у нас большая.

                                  Припомни-ка простор ее сплошной.

                                  Клянусь тебе, мы подвиг совершаем

                                  во имя всей земли своей родной.

                                  Клянусь тебе, мы страшно будем биться,

                                  клянусь тебе — мы скоро победим,

                                  и даже смерть отступит, устрашится

                                  и рухнет наземь остовом своим.

Свет  убирается. Звучит фоном минус песни «Ленинград» Студенты выходят на авансцену.

Студент 2. Ольга Берггольц ! Имя этой великой женщины – поэта, писателя, публициста зазвучало в полную силу 70 лет тому назад и навсегда вошло в героическую историю нашей страны.

Студент 3. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Этот голос звучал в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу.

Студент 4. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.

Студент 1. Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах.

Эпизод 2. «Советская пресса»

 

Звучит фоном минус песни «От героев былых времен». Студент 2. Берет в руки листовки  и агитационные плакаты, подходит к студентам. Студенты берут в руки плакаты.

Студент 2. Поэты-фронтовики вдохновляли народ на подвиги не только с помощью стихов. 

Студент 3. Но также с помощью лозунгов, листовок и агитационных плакатов.

 

Зачитывает лозунги. На экране проецируются плакаты.

Вперед к победе!

Будь героем!

Студент 4. Наши силы неисчислимы!

Студент 1. Ни шагу назад!

Студент 2. За родину, за честь, за свободу!

Все вместе. Не будут крылья черные над Родиной летать!

Звучит шипение в патефоне, студенты подходят к нему и заводят его. Световым пятном высвечивается патефон. Звучит запись  голоса Алексея Суркова – «В громе яростных битв». Из разных кулис выходят солдаты, напевая песню «Темная ночь». Студенты расходятся по сторонам сцены. Солдаты садятся в мизансцену «привал». Звучит фоном минус песни «Темная ночь».

Солдат 5. Светает... По земле побежали робкие серые тени. Никогда еще не казалась мне жизнь такой прекрасной, как в этот предрассветный час. Смотрите, как похорошела донецкая степь, как заиграли под лучами солнца меловые горы, стали серебряными.

 Да, очень хочется жить. Увидеть победу. Прижать к шершавой шинели кудрявую головку дочери (обращаясь к солдатам).

Я очень люблю жизнь - и потому иду сейчас в бой. Я иду в бой за жизнь. За настоящую, а не рабскую жизнь, товарищи! За счастье моих детей. За счастье моей Родины. За мое счастье.

Солдат 6. И  я тоже люблю жизнь, но щадить ее не буду и  смерти не испугаюсь. Жить, как воин, и умереть, как воин, - вот как я понимаю жизнь.

Солдат 1. Рассвет... Загрохотали гаубицы. Артподготовка. Сейчас мы и пойдем.

Встают все солдаты.

Солдат 2. Товарищи! Над родной землей  встает солнце. Солнце боя. Под его лучами я торжественно клянусь! Я не дрогну в бою!

Солдат 3. Раненный - не уйду из строя.

Солдат 4. Окруженный врагами - не сдамся.

Солдат 5. Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу - только ненависть. Лютая ненависть. Сердце жжет...

Все. Это - наш смертный бой. Идемте Товарищи!

Затемнение. Солдаты оставляют газету на сцене и уходят за кулисы.  Студент1. Замечает газету, подбегает и берет ее в руки. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен».

Студент 1. Из газет советский народ узнавал о наступательных операциях в ходе ВОВ и о бессмертном подвиге бойцов, защищавших нашу Родину.

Студент 2. Главной задачей советской прессы было показать коварные замыслы врага, раскрыть его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснить населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Студент 3. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны.

Студенты зачитывают из газет о корреспондентах. На экране проецируются фотографии известных военных писателей-корреспондентов.

Студент 4. Генерал-майор Андрей Иванович Бескоровайный в годы Великой Отечественной войны, работал в армейской газете «Часовой Севера».

Студент 1. После войны он решил написать о тех, кто оборонял Мурманск. Сначала о своих товарищах – полиграфистах и журналистах. Позже о тех, с кем встречался на войне.

Студент 2. Так возникла документальная повесть «Строки – тоже оружие», книги «По дорогам войны», «Встреча с героями», «Герои рядом».

На экране проецируются слайд писателя-корреспондента.


Студент 3. Анатолий Мефодьевич Хорунжий.

Студент 4. Был фронтовым корреспондентом газеты Второй воздушной армии «Крылья Победы» Первого Украинского фронта.

Студент 1. Главная тема его повестей и рассказов – это героизм и мужество советских летчиков в годы минувшей войны и в мирные дни. В основе большинства его произведений лежат подлинные события и факты.

Студент 1. сворачивает газету.

Студент 2. Именно благодаря им и многим фронтовым писателям, Советская пресса формировала духовный мир человека, укрепляло в нем уверенность в победе над врагом, воспитывало стойкость и мужество.

Студент 3. Она была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей.

Студент 4. На службу Родине были поставлены лучшие писательские и журналистские силы.

         Студент 4. подходит к пластинкам и ищет записи голосов поэтов-фронтовиков.

Студент 1. Они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат.

Студент 1. подходит к пластинкам.

Студент 2.  О трудностях и мужестве людей.

Студент 4. подходит к пластинкам.

Солдат 3. Их стойкости и любви к Родине.

Студент 4. подходит к пластинкам.

Эпизод 3. «Поэты-фронтовики»

Студент 1. Все переживания, чувства и эмоции солдат во время военных действий раскрывали поэты-фронтовики, которые на себе испытали все тяготы военного времени. 

На экране проецируются слайды поэтов-фронтовиков.

Студент 2. Алексей Сурков,

Студент 1. Илья Сельвинский.

Студент 4. Илья Эренбург.

Студент 3. Семен Гудзенко и Константин Симонов.

Студенты идут к патефону ставить пластинку. Световым пятном высвечивается патефон. Звучит запись  голоса Константина Симонова «Жди меня и я вернусь».

Со второй строфыстихотворения «Жди меня и я вернусь», звучит песня «Жди меня и я вернусь. Из разных кулис по очереди выходят солдаты. На проекционном экране идут фотографии солдат, на которых написано - Жди меня и я вернусь. После песни затемнение. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен». Свет набирается, студенты выходят на авансцену.

Студент 3. Поэты-фронтовики создали сильные поэтические произведения, убеждавшие людей в грядущей победе.

Студент 4. Рождавшие в них патриотические порывы.

Студент 2. Поддерживали веру и уверенность в несокрушимости нашей армии.

Студент 2. Мы помним имена и тех поэтов, кто не дожил до дня победы и пал смертью храбрых в бою за нашу Родину.

На проекционном экране идут фотографии поэтов

Студент 3. Борис Смоленский, Михаил Кульчицкий.

 

За маскировочной сеткой выходят солдаты.

Студент 4. Владимир Аврушенко, Павел Коган.

Студент 2. Аркадий Гайдар, Георгий Суворов.

Студент 1. Николай Майоров.

Звучит трагичная музыка. Световым луч переходит на  маскировочную сетку. Солдаты  читают стихотворение.

Солдат 1. Есть в голосе моём звучание металла.

                  Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

                  Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.

Солдат 2. Но только пусть под именем моим

             Потомок различит в архивном хламе

                  Кусок горячей, верной нам земли,

                  Где мы прошли с обугленными ртами

                  И мужество, как знамя, пронесли.

Солдат 3. Мы были высоки, русоволосы.

                  Вы в книгах прочитаете, как миф,

                  О людях, что ушли, не долюбив,

                  Не докурив последней папиросы.

Солдат 4. Когда б не бой, не вечные исканья

                  Крутых путей к последней высоте,

                  Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

                  В столбцах газет, в набросках на холсте

Солдат 5. Мир, как окно, для воздуха распахнут

                  Он нами пройден, пройден до конца,

                  И хорошо, что руки наши пахнут

                  Угрюмой песней верного свинца.

Солдат 6. И как бы ни давили память годы,

                  Нас не забудут потому вовек,

                  Что, всей планете делая погоду,

                  Мы в плоть одели слово «Человек»!

        Свет с солдат убирается. Звучит фоном минус песни «От героев былых времен». Студенты выходят на авансцену.

Студент 4. Муза Поэзии, носившая в годы войны на фронтах России военную форму, не страшилась снарядов и пуль.

Студент 1. Ритм поэтического слова помогал переломить ритм разрушения и хаоса, оберегал и очищал души бойцов.

Студент 2. Иными глазами смотрели на происходящее, как сам творец стиха, так и те, чьего слуха коснулись поэтические строки.

Студент 3. Фронтовая поэзия - трепетная память большого солдатского сердца, которая позволила советскому народу дойти до долгожданной Победы.

Финал «Победа слова»

Студент 1. Слушая записи военных лет.

Студент 2. Листая страницы газет и книг, написанных в дни военных потрясений.

Студент 3. Мы словно будоражим память своего сердца, вновь и вновь переживая те священные годы войны.

Звучит марш победы. На экране проецируется красное знамя СССР.  Световой луч переходит на  маскировочную сетку, из-за которой строем выходят солдаты.

На экране проецируется газета «Правда» (дата выпуска: четверг, 10 мая 1945 г.).

Студент 3.         Вождю, бойцам, стране родной,

Народу, вставшему за Родину стеной,
Поём восторженно мы славу!
Победа куплена великою ценой.

Солдат 3.   Враг не осилил нас преступною войной,
                   И отстояли мы Советскую Державу!

         Враг сломлен: сокрушён его военный пресс,

Солдат 4.   Посрамлена его военная кичливость.
                   Победу празднуют гуманность и прогресс,
                   И мировая справедливость.

Солдат 5.  Как радостно звенят сегодня голоса!
                  Как солнце щедро шлёт в столице, в сёлах, всюду,
                  Весенний яркий свет восторженному люду!            

Солдат 6.  Победный алый стяг взметнувши в небеса,
                  Ликует Родина. Живой воды роса
                  Упала на её поля, луга, леса.

Студенты подходят к солдатам.

Солдат1.   Победной гордостью полны -  её обличье,

                   Её могучая краса,

                   Её суровое величье!

                   Как многоцветен, как богат ее убор!

                   В победно-радостный, единый, братский хор

                   Слилось народностей её многоязычье!

Студент1. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных…

Студент2. Совестливых…

Студент3. Многое испытавших, одаренных личностей, перенесшие военные и послевоенные невзгоды.

Студент 1. Сквозь слово, писатель пронизывает человеческую судьбу, для того чтобы с точностью показать картину героизма, мужества и стойкости солдата в бою. 

Студент 3. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.