РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШ ТЕАТР» 1 – 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАШ ТЕАТР»
1 – 4 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_teatr_programma_vneurochnoy.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена протоколом № ___ педагогического совета от __________
«Утверждаю» ___________________ директор МБОУ ____________________________________ «___»________________ 2015 г. | «Согласовано» _________________ зам. директора МБОУ ____________________________________ «___»________________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАШ ТЕАТР»
1 – 4 КЛАСС
Автор-Разработчик: Каплун Ольга Владимировна
Г.Нерюнгри
2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программ начального образования по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Перспектива»), планируемых результатов начального общего образования.
Программа «Наш театр» дополняет курс литературного чтения и учебники по литературному чтению авторов Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская и др.; направлена на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом (отбирать необходимый материал для постановки на основе просмотрового и выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс внеурочной деятельности «Наш театр» направлен на достижение следующих целей:
- овладение выразительным чтением — декламацией; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании мини-спектаклей; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности.
Курс внеурочной деятельности «Наш театр» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека.
В процессе работы по курсу внеурочной деятельности «Наш театр» у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение.
Курс «Наш театр» пробуждает интерес к чтению художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического слова.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности рассматривается как систематический курс, призванный восполнить «дефициты» учебного времени при изучении курса литературного чтения.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения для разыгрывания в классе, в группе, в паре, индивидуально (инсценирование, драматизация, декламация, выразительное чтение). Это произведения устного народного творчества (сказки); произведения авторской литературы (сказки, рассказы, басни, стихотворения, пьесы).
Раздел «Виды читательской и речевой деятельности» включает работу над произведениями художественной литературы для подготовки к инсценированию, драматизации, декламации, выразительному чтению. Для этого учащимся необходимо провести работу над совершенствование техники чтения: овладением чтения вслух и про себя. Параллельно с совершенствованием навыка чтения формируется умение работать с художественным текстом: учатся соотносить заголовок и содержание текста; делят текст на фрагменты, картины, пересказывают текст, отбирают выразительные средства для его презентации.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности: учащиеся выступают в роли актёров, режиссёров, художников-оформителей; создают свои собственные произведения для постановки.
Раздел «Театральное искусство» предполагает освоение учащимися лексики театра, использование её в собственной жизни; знакомятся с видами театрального искусства; овладевают основами актёрского мастерства, сценической деятельности.
Место курса «Наш театр» в учебном плане
Курс «Наш театр» является составной частью внеурочной деятельности, дополняет программный курс литературного чтения (программа по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной УМК «Перспектива»). Количество часов составляет 136 ч. за четыре учебных года; по 34 часа в год, один раз в неделю.
Планируемые результаты изучения курса «Наш театр»
Личностные результаты:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
- развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
Содержание курса
Круг произведений, рассматриваемых в курсе
внеурочной деятельности «Наш театр»
1 класс
К. Чуковский. «Айболит»
Английская народная песенка. «Перчатка»
С. Михалков. «Сами виноваты»
С. Маршак. «Волк и лиса»
М. Пляцковский. «Солнышко на память»
2 класс
Н. Сладков. «Осень»
Русская народная сказка. «Лиса и журавль»
И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»
К. Чуковский. «Краденое солнце»
С. Маршак. «Двенадцать месяцев»
Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»
В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок»
С. Михалков. «Не стоит благодарности»
3 класс
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…»
Русская народная сказка. «По щучьему веленью»
М. Горький. «Воробьишко»
И. Крылов. «Квартет»
С. Михалков. «Упрямый козлёнок»
4 класс
Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома»
Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог»
И. Крылов. «Ворона и Лисица»
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу
внеурочной деятельности «Наш театр»
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.
Примерное календарно-тематическое планирование
1 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 1 класса по литературному чтению с рубрикой «Наш театр» | 1 |
2 | Знакомство с театром. Театр как вид искусства. Театральное здание | 1 |
3 | Театральные профессии | 1 |
4 | Мы в театре: сцена, зрительный зал, оркестровая яма | 1 |
5 | Путешествие по театральным мастерским: бутафорская, гримёрная | 1 |
6 | Путешествие по театральным мастерским: костюмерная и художественная мастерская | 1 |
7 | Чтение произведения К. Чуковского «Айболит». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
8 | Подготовка декораций к инсценированию произведения К. Чуковского «Айболит» | 1 |
9 | Инсценирование произведения К. Чуковского «Айболит». Театральная игра | 1 |
10 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Айболит» | 1 |
11 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
12 | Чтение произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
13 | Подготовка декораций к инсценированию произведения «Перчатки» (английская народная песенка) | 1 |
14 | Инсценирование произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Театральная игра | 1 |
15 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Перчатки» | 1 |
16 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
17 | Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
18 | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Сами виноваты» | 1 |
19 | Инсценирование произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Театральная игра | 1 |
20 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Сами виноваты» | 1 |
21 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
22 | Чтение произведения С. Маршака «Волк и лиса». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
23 | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Маршака «Волк и лиса» | 1 |
24 | Инсценирование произведения С. Маршака «Волк и лиса». Театральная игра | 1 |
25 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Волк и лиса» | 1 |
26 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
27 | Чтение произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
28 | Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Пляцковского «Солнышко на память» | 1 |
29 | Инсценирование произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Театральная игра | 1 |
30 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Солнышко на память» | 1 |
31 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
32 | Подготовка к заключительному концерту | 1 |
33 | Заключительный концерт | 1 |
34 | Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Планирование работы на следующий год | 1 |
2 класс (34 часа)
3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» | 1 |
2 | История возникновения театра. Первые зрелищные мероприятия | 1 |
3 | История современного театра. Детские театры | 1 |
4 | Кукольный театр | 1 |
5 | Изготовление пальчиковых кукол | 1 |
6 | Цирк — зрелищный театр | 1 |
7 | Устройство зрительного зала | 1 |
8 | Чтение произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
9 | Подготовка декораций к инсценированию произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано» | 1 |
1ё0 | Инсценирование произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Театральная игра | 1 |
11 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Где это видано, где это слыхано» | 1 |
12 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
13 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | 1 |
14 | Чтение произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
15 | Подготовка декораций к инсценированию произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка) | 1 |
16 | Инсценирование произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Театральная игра | 1 |
17 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «По щучьему велению» | 1 |
18 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
19 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | 1 |
20 | Чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
21 | Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Горького «Воробьишко» | 1 |
22 | Инсценирование произведения М. Драгунского «Воробьишко». Театральная игра | 1 |
23 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Воробьишко» | 1 |
24 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
25 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | 1 |
26 | Чтение произведения И. Крылова «Квартет». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
27 | Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Квартет» | 1 |
28 | Инсценирование произведения И. Крылова «Квартет». Театральная игра | 1 |
29 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Квартет» | 1 |
30 | Чтение произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
31 | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок» | 1 |
32 | Инсценирование произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Театральная игра | 1 |
33 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Упрямый козлёнок» | 1 |
34 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью. Аннотация | 1 |
4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 4 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» | 1 |
2 | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра | 1 |
3 | Использование жестов мимики в театральной постановке | 1 |
4 | Дикция. Тренинг гласных и согласных звуков. Упражнения в дикции. Использование дикции в театральном спектакле | 1 |
5 | Темп речи. Использование темпа речи в театральной постановке | 1 |
6 | Интонация. Интонационное выделение слов, предложений | 1 |
7 | Развитие интонационной выразительности. Использование интонационной выразительности в театральной постановке | 1 |
8 | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Оживление неодушевлённых предметов | 1 |
9 | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Разыгрывание монолога | 1 |
10 | Внутренний монолог. Использование жестов и мимики во внутреннем монологе | 1 |
11 | Импровизация. Актёрские этюды. Разыгрывание мини-спектаклей | 1 |
12 | Чтение произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
13 | Подготовка декораций к инсценированию произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» | 1 |
14 | Инсценирование произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Театральная игра | 1 |
15 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Витя Малеев в школе и дома» | 1 |
16 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
17 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | 1 |
18 | Чтение произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
19 | Подготовка декораций к инсценированию произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог» | 1 |
20 | Инсценирование произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Театральная игра | 1 |
21 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Мафин печёт пирог» | 1 |
22 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
23 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | 1 |
24 | Чтение произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 |
25 | Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 |
26 | Инсценирование произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Театральная игра | 1 |
27 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Ворона и Лисица» | 1 |
28 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 |
29 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | 1 |
30 | Подготовка сценария заключительного концерта | 1 |
31 | Репетиция заключительного концерта | 1 |
32 | Заключительный концерт | 1 |
33 | Подведение итогов за 4 года | 1 |
34 | Планирование работы на следующий год | 1 |
Литература:
- Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.
- Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.
- Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1998.
- Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.
- Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.
- Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. — М.: Просвещение, 1976.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.