Влияние театрализованной деятельности на социализацию ребенка и раскрытие его творческого потенциала.
Секрет успеха каждого человека в умении общаться. От того, насколько хорошо мы можем выразить свои мысли и чувства, понимаем чужие – зависит наше личностное становление и реализация. Исследования современных ученых показали, что дети 5-7 лет не всегда адекватно возрасту могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является существенным препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Нельзя обучить детей общению, не включив их в активное взаимодействие друг с другом, не совместив речевое действие с другим (логическим, физическим). Среди наиболее действенных форм взаимного контакта, направленного на развитие ребенка, психологи называют театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_statya.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние театрализованной деятельности на социализацию ребенка и раскрытие его творческого потенциала.
Секрет успеха каждого человека в умении общаться. От того, насколько хорошо мы можем выразить свои мысли и чувства, понимаем чужие – зависит наше личностное становление и реализация. С рождения и до последнего дня мы подвержены непрерывному процессу социализации, так как человек и общество не разделимы. Хотим мы этого или нет, явления действительности в политической, социальной и культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем ни при каких условиях отстраниться от них.
Физиологи и психологи утверждают: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения и эмоции. Стремление к самосовершенствованию, самообразованию и творческому развитию заложено в каждом из нас социальной историей. В этом плане театрализованная деятельность позволяет как нельзя лучше раскрыть творческий потенциал каждой личности.
С рождения до юношеской поры главной деятельностью ребенка является игра. В раннем возрасте она помогает ребенку в осмыслении и познании окружающего мира. Детские игры не только развивают в ребенке память, внимание, воображение, интеллект, фантазию, и язык, но воспитывают трудолюбие, милосердие, честность. В процессе игры перед детьми возникают проблемы, которые они решают в процессе экспериментов, прорабатывая различные решения. Игра, словно волшебная палочка, при помощи которой можно научиться думать, рассуждать, изобретать и постигать новое. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Его высказывание можно дополнить: игра – вид деятельности в вымышленных условиях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором познаются и оттачиваются основы саморегуляции поведения. Именно в игре дети постигают социальные роли, готовятся к взрослой жизни, примеряя на себя близкие и понятные: отца, матери, брата, сестры, врача, учителя и т.д. В играх они всегда непосредственны и искренни. Необходимо помнить, что главное назначение игр – развитие ребенка, безболезненная коррекция того, что в нем заложено и проявлено, выход ребенка на творческое поведение.
Исследования современных ученых показали, что дети 5-7 лет не всегда адекватно возрасту могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является существенным препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Нельзя обучить детей общению, не включив их в активное взаимодействие друг с другом, не совместив речевое действие с другим (логическим, физическим). Среди наиболее действенных форм взаимного контакта, направленного на развитие ребенка, психологи называют театрализованную деятельность. Её разностороннее влияние позволяет ребенку формировать собственный опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Причиной близости данной формы воспитательной работы театра для ребенка является связь всякой игры с театрализацией. Каждая театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества, где дети сочиняют, импровизируют, придумывают костюмы, создают выдуманные сказочные, рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл только тогда, когда их творчество является частью общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Игра становится хорошей жизненной школой ребенка, воспитывающей его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего одновременного напряжения его психики.
Кроме того, театрализованная деятельность закладывает в детях любовь к чтению, наблюдательность, креативное мышление, основы ораторского искусства и коммуникативные навыки. А осознание предлагаемых обстоятельств сюжетно – ролевой игры в ходе предложенного сюжета помогает им просчитать развитие конфликтной ситуации и найти пути её решения. При грамотно продуманном обучении ребенок в работе над ролью, не задумываясь, автономно использует все ресурсы своего организма, синхронно приведя в работу физический, эмоциональный, нравственный, психический и интеллектуальный уровни личности, реализуя себя наиболее плодотворно. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн организма является залогом дальнейшего успешного развития человека.
Интеграционный момент воспитания театральной деятельностью особо актуален сейчас, когда общество узконаправленно на развитие профессионального образования, забывая порой о духовных и нравственных ценностях, часто оставляя школьника наедине с собою. Благодаря воплощению задумок театрализации, ребенок постоянно находится в дружном коллективе единомышленников, способный вместе с ними на чудеса самореализации и самосовершенствования. Через игровое действо можно провести диагностику психического состояния ребенка, его личностного развития, провести коррекцию различных недостатков и отставания в развитии.
В последнее время всё чаще можно столкнуться с так называемыми «трудными детьми», которые не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя в обществе должным образом. С ними не хотят работать, ведь гораздо проще обучить чему-либо послушного и усидчивого ученика. В разряд таких «неисправимых» детей часто заносят и социально запущенные дети. А ведь наибольшая трудность ребенка в том, что его не понимают, не слышат, не видят, а порой и вовсе отказываются замечать, забывая, что он не будущая личность – он уже ЛИЧНОСТЬ и требует востребованности и самореализации. Особенно важно помнить, что в детском и подростковом возрасте особо важно позитивное представление о себе. Если этого не происходит, начинается нарушение психологического и психического развития детей, и как итог – «трудный ребенок».
Занятие театрализованной деятельностью позволяет разрешить все «трудности» личности, подобрав ему занятие по душе и способностям, благодаря которым самооценка обучающегося быстро повышается, усиливаются тенденции к развитию, снижаются риски его изоляции в коллективе.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: театрализованная деятельность напрямую влияет на социальную адаптацию детей, их самореализацию, саморазвитие и коммуникативные навыки. Кроме того они начинают работать в атмосфере сотворчества, совместно решая возникающие творческие проблемы; учатся действием преображать словесные образы; без принуждения погружаются в мир слова, литературы, музыки, живописи, хореографии, поскольку театр - синтетический вид искусства; и наконец, раскрывают свои новые способности, о которых порой не знают родители и педагоги, что создает предпосылки для успешной учебы и формирования уверенной в себе и собственных знаниях личности.