Влияние театрализованной деятельности на социализацию ребенка и раскрытие его творческого потенциала.

Волонцевич Галина Александровна

Секрет успеха каждого человека в умении общаться. От того, насколько хорошо мы можем выразить свои мысли  и чувства, понимаем чужие – зависит наше  личностное становление и реализация. Исследования современных ученых показали, что дети 5-7 лет не всегда адекватно возрасту могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является  существенным препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Нельзя обучить детей общению, не включив их в активное  взаимодействие друг с другом, не совместив речевое действие с другим (логическим, физическим). Среди  наиболее действенных форм взаимного контакта, направленного на развитие ребенка, психологи называют театрализованную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности на социализацию ребенка и раскрытие его творческого потенциала.

Секрет успеха каждого человека в умении общаться. От того, насколько хорошо мы можем выразить свои мысли  и чувства, понимаем чужие – зависит наше  личностное становление и реализация. С рождения и до последнего дня мы подвержены непрерывному процессу социализации, так как человек и общество не разделимы. Хотим мы этого или нет, явления действительности  в политической, социальной и культурной сфере не оставляют нас  равнодушными, мы не можем ни при каких условиях отстраниться от них.

Физиологи и психологи утверждают: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения и эмоции. Стремление к самосовершенствованию, самообразованию и  творческому развитию заложено в каждом из нас социальной историей. В этом плане театрализованная деятельность  позволяет как нельзя лучше раскрыть  творческий потенциал каждой личности.

С рождения до юношеской поры главной деятельностью ребенка является игра. В раннем возрасте она помогает ребенку в осмыслении и познании окружающего мира. Детские игры не только  развивают в ребенке память, внимание, воображение, интеллект, фантазию, и язык, но воспитывают трудолюбие, милосердие, честность. В процессе игры перед детьми возникают проблемы, которые они решают в процессе экспериментов, прорабатывая различные решения. Игра, словно волшебная палочка, при помощи которой можно научиться думать, рассуждать, изобретать и постигать новое. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Его высказывание можно дополнить: игра – вид деятельности в вымышленных условиях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором познаются и оттачиваются основы саморегуляции поведения. Именно в игре дети постигают социальные роли, готовятся к взрослой жизни, примеряя на себя близкие и понятные: отца, матери, брата, сестры, врача, учителя и т.д. В играх  они всегда непосредственны и искренни. Необходимо помнить, что главное  назначение игр – развитие ребенка,  безболезненная коррекция того, что в нем заложено и проявлено, выход ребенка на творческое поведение.

Исследования современных ученых показали, что дети 5-7 лет не всегда адекватно возрасту могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является  существенным препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Нельзя обучить детей общению, не включив их в активное  взаимодействие друг с другом, не совместив речевое действие с другим (логическим, физическим). Среди  наиболее действенных форм взаимного контакта, направленного на развитие ребенка, психологи называют театрализованную деятельность. Её разностороннее влияние позволяет ребенку формировать собственный опыт  нравственного поведения, умения поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Причиной близости данной формы воспитательной работы театра для ребенка является связь всякой игры с театрализацией. Каждая театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества, где дети сочиняют, импровизируют, придумывают костюмы, создают выдуманные сказочные, рисуют, лепят, вырезывают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл только тогда, когда их творчество является частью общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Игра становится хорошей жизненной школой ребенка, воспитывающей его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего одновременного напряжения его психики.

Кроме того, театрализованная деятельность закладывает в детях любовь к чтению, наблюдательность, креативное мышление, основы ораторского искусства и коммуникативные навыки. А осознание предлагаемых обстоятельств  сюжетно – ролевой игры  в ходе предложенного сюжета помогает  им просчитать  развитие конфликтной ситуации и найти пути её решения. При грамотно продуманном обучении ребенок в работе над ролью, не задумываясь, автономно использует все ресурсы своего организма,  синхронно приведя в работу  физический, эмоциональный, нравственный, психический и интеллектуальный уровни  личности, реализуя себя наиболее плодотворно. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн организма является  залогом дальнейшего успешного развития человека.

Интеграционный момент воспитания театральной деятельностью особо актуален сейчас, когда общество узконаправленно на развитие профессионального образования, забывая порой о духовных и нравственных ценностях, часто оставляя школьника наедине с собою. Благодаря  воплощению задумок театрализации, ребенок  постоянно находится в дружном коллективе единомышленников, способный вместе с ними  на чудеса самореализации и самосовершенствования. Через игровое действо можно провести диагностику психического состояния ребенка, его личностного развития, провести коррекцию различных недостатков и отставания в развитии.

В последнее время всё чаще можно столкнуться с так называемыми «трудными детьми», которые не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя в обществе должным образом. С ними не хотят работать, ведь гораздо проще обучить чему-либо  послушного и усидчивого ученика. В разряд таких «неисправимых» детей часто заносят и социально запущенные дети. А ведь  наибольшая трудность ребенка в том, что его не понимают, не слышат, не видят, а порой и вовсе отказываются замечать, забывая, что он не будущая личность – он уже ЛИЧНОСТЬ и требует  востребованности и самореализации. Особенно важно помнить, что в детском и подростковом возрасте особо важно позитивное представление о себе. Если этого не происходит, начинается нарушение психологического и психического развития детей, и как итог – «трудный ребенок».

Занятие театрализованной деятельностью позволяет  разрешить все «трудности» личности, подобрав ему занятие по душе и способностям, благодаря которым самооценка  обучающегося быстро повышается, усиливаются тенденции к развитию, снижаются риски его изоляции в коллективе.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: театрализованная деятельность напрямую влияет на социальную адаптацию детей, их самореализацию, саморазвитие и коммуникативные навыки. Кроме того они начинают работать  в атмосфере сотворчества, совместно решая возникающие творческие проблемы; учатся действием преображать словесные образы; без принуждения погружаются в мир слова, литературы, музыки, живописи, хореографии, поскольку театр - синтетический вид искусства; и наконец,  раскрывают  свои новые способности, о которых порой не знают родители и педагоги, что создает предпосылки для успешной учебы и формирования  уверенной в себе и собственных знаниях личности.