Рабочая программа (модифицированная) дополнительного образования-творческого объединения "Сценическая пластика" для обучающихся 15-18 лет
Курс «Сценическая пластика» входит в блок дисциплин специализации и неразрывно связан с основными творческими дисциплинами специализации, прежде всего с такими, как: «Основы актерского мастерства», «Режиссура театрализованных представлений», «Режиссура эстрадных программ», а также «Танец в театрализованных представлениях», «Музыка в театрализованных представлениях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_plastike.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ В. ТАЛАЛИХИНА
«Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Председатель ______________________ Директор __________
Л.В. Буре Н.М.Снопко
Протокол №____ «_____» _______2012 г «___»_________2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(модифицированная)
Дополнительного образования –
Творческого объединения
Сценическая пластика
Для обучающихся 15-18 лет
Москва 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Сценическая пластика» составлена на основе примерной программы для специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», одобренной Учебно-методическим советом по группе специальностей среднего профессионального образования Министерства
культуры РФ (автор: Шумаров В.М., преподаватель Московского областного колледжа искусств – М., 2004). Программа адаптирована к условиям ее реализации для студентов МГТК имени Л.А. Филатова, обучающихся по специализации 07130210 «Постановкатеатрализованных представлений».
Курс «Сценическая пластика» входит в блок дисциплин специализации и неразрывно связан с основными творческими дисциплинами специализации, прежде всего с такими, как: «Основы актерского мастерства», «Режиссура театрализованных представлений», «Режиссура эстрадных программ», а также «Танец в театрализованных представлениях», «Музыка в театрализованных представлениях».
Цели программы:
- обучить будущих постановщиков театрализованных представлений создавать пластические номера и использовать сценическую пластику как одно из основных выразительных средств при постановочной работе;
- дать студентам специальные теоретические знания и практические навыки, необходимые для профессии;
- развить образно-пластическое мышление и фантазию;
- обучить студентов специальным навыкам выразительного движения на сцене,
- развить его пластическую культуру.
Основные задачи курса:
- изучение и развитие пластических возможностей тела, освоение составляющих «чувства движения» и законов построения пластической фразы как основы выразительного, завершенного по форме движения;
- формирование потребности в выразительном движении и умения использовать его в решении актерских и режиссерских задач;
- освоение методики построения пластического тренинга, приобретение опыта самостоятельного проведения урока сценической пластики.
Процесс обучения предполагает практические занятия, включающие в себя групповой тренинг, работу над этюдами, изучение видеоматериалов, выполнение других учебных заданий; самостоятельную работу студентов.
Курс изучается согласно учебному плану в течение одного года 4 часа в неделю.
Промежуточный контроль – показ этюдов на простые физические действия; сюжетных этюдов; этюдов с элементами пантомимы. Итоговая форма контроля – показ.
В результате реализации программы студенты должны:
- знать комплекс тренировочных гимнастических упражнений на гибкость и подвижность;
- овладеть всеми видами сценических падений, переносок, прыжков и т.п.;
- знать основные приемы сценического боя без оружия;
- овладеть техникой различных сценических ударов;
- иметь понятие о темпе и ритме в движении, уметь отразить в движении характер
музыкального произведения;4
- знать аналитический комплекс упражнений пантомимы, стилевые упражнения
пантомимы;
- овладеть техникой пантомимы; уметь работать с различными воображаемыми
предметами и объектами;
- на основе полученных знаний и навыков уметь создать пластический этюд на простые
физические действия;
- понимать сущность режиссерского замысла пластического номера и его идейно-
тематическую направленность;
- уметь использовать различные виды искусства (музыка, живопись, литературные
произведения и т.д.) в качестве материала для создания пластического номера;
- знать и уметь использовать основные выразительные средства для создания
пластического номера;
- уметь создавать на драматургической основе концертные пластические номера
различных видов и жанров;
- овладеть методикой проведения урока сценической пластики.
Условия реализации программы:
Наличие спортивного или танцевальном зала; гимнастические настилы и палки; стулья и столы; тренинговая одежда; музыкальный центр.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
160 часов
№ | Название разделов и тем | Кол-во занятий | Кол-во часов |
Введение | 1 | 2 | |
I. | Основы сценического движения | ||
1.1. | Практические навыки сценического движения | 5 | 10 |
1.2. | Основные приемы сценического боя без оружия | 7 | 14 |
II. | Основы пантомимы | ||
2.1. | Специфические особенности пантомимы как вида искусства | 10 | 20 |
2.2. | Техника пантомимы | 12 | 24 |
III. | Пластические выразительные средств театрализованном представлении | ||
3.1. | Пластический номер | 20 | 40 |
3.2. | Постановка сюжетного пластического представления | ||
IV. | Урок сценической пластики | 20 | 40 |
4.1. | Методика построения урока по сценической пластике | 5 | 10 |
ИТОГО | 80 | 160 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Задачи курса. Понятие «пластическая культура». Пластика в искусстве актера и постановщика театрализованных представлений. Сценическая пластика как одно из выразительных средств в постановочной работе. Соблюдение правил техники безопасности на занятиях по сценической пластике.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Тема 1.1. Практические навыки сценического движения
Тренинг подготовительный
Рабочее самочувствие. Связь сценического движения с другими спецпредметами. Основная задача – подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к активной работе на уроке.
Упражнения:
– в потягивании, скручивании, прогибании, вращении;
– в ходьбе, прыжках, беге;
– в равновесии: наклоны, прогибы, вращения, прыжки, фиксированные позиции.
Тренинг специальный
Основная задача – развитие психофизических качеств актера, когда упражнения
становятся средством познания своих возможностей при решении двигательной задачи,
имеющей свое оправдание и внутренний импульс.
Упражнения:
– на развитие чувства равновесия;
– чувства пространства;
– чувства формы;
– чувства инерции;
– чувства партнера.
Индивидуальная акробатика
Задача – освоение акробатических навыков и развитие комплекса психофизических качеств, когда акробатический навык трансформируется из спортивного в сценический и исполнение его предполагает свою причинно-следственную связь.
Упражнения:
– подготовительные упражнения;
– пассивный и активный кувырок;
– боковой перекат;
–стойки: на плече, на руках, на локтях;
– колесо;
– упражнения на соединение элементов индивидуальной акробатики с
элементами подготовительного тренинга.
Взаимодействие с предметом
Решается целый комплекс задач, начиная с координации движений и заканчивая ловкостью в движениях. На заключительном этапе работы на основе полученных навыков студенты выполняют импровизацию – игру с предметом.
Упражнения:
– с мячом;
– с гимнастической палкой;
– со стулом;
– со столом: падения со стола, перевороты через стол, кувырки со стола и на стол;
– соединение элементов в комбинации.
Взаимодействие с партнером
Задача – развитие способности «видеть», чувствовать, понимать и контролировать движения партнера с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей в соответствии с задачей, поставленной в данном упражнении.
Упражнения:
– гимнастические – подготовительный тренинг с партнером;
– парная акробатика – перевороты, стойки, седы.
–на сопротивление и борьбу;
–с предметами – стол, стул, куб;
–на бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве;
пластическая композиция.
Работа с пространством
Задача – развитие чувства пространства; чувства ритма в движении и способности сохранять и изменять заданный темпо-ритм, распределяясь в пространстве, точно понимая его составляющие.
Упражнения:
– понятие темпа – движение в разных скоростях;
– понятие чувства времени – распределение движения во времени;
– понятие ритма – движение в ритмических рисунках.
Пластическая композиция.
Задача – творческая реализация пройденного материала в работе с партнером.
Темы:
– понятие – пластическая фраза;
– комбинация элементов.
Работа с музыкальным материалом.
Тема 1.2. Основные приемы сценического боя без оружия
Сценические падения
Задача – освоение техники различных падений, развитие способности управлять мышечным напряжением и расслаблением, инерцией движений, контролировать процесс движения, вызванного потерей равновесия.
Упражнения:
–подготовительные упражнения;
– падения на полу;
– падения с высоты;
– падения через препятствия;
– падения с предметом в руках;
– падения во взаимодействии партнером.
Техника нанесения и приема ударов
Упражнения:
– пощечина.
– удары кулаком: прямой в лицо, сбоку в челюсть, снизу в челюсть, в солнечное сплетение;
– удары ногами: коленом в живот, стопой в челюсть, стопой в живот, сзади по голове, сзади по спине;
–удар головой;
Техника защиты и озвучивания ударов
Упражнения:
– ракурс;
– беспредметный бой;
– работа со стулом;
– работа со столом.
Техника сценических переносок
Упражнения:
– групповые переноски;
– переноска на плече плечах;
– переноска на руках;
– переноска на спине.
Принципы построения и исполнения сценической драки
Упражнения:
– драка в паре;
– групповая драка;
–работа с музыкальным материалом;
–сценический бой на основе литературного материала.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ПАНТОМИМЫ
Тема 2.1. Специфические особенности пантомимы как вида искусства
Основные свойства и признаки пантомимы: максимальное обобщение содержания, стилизация формы, предельная целесообразность и точность движения. Жест как носитель действия в пантомиме и почва для рождения специфического поэтического языка.
Синтетичность пантомимы как вида искусства.
«Воображаемые миры» пантомимы. Жесткие, мягкие и «живые» предметы. Законы работы с воображаемыми препятствиями. Воображаемая среда. Воображаемый партнер.«Превращающиеся предметы».
Виды пантомимы: классическая, танцевальная, акробатическая, эксцентрическая.
Жанры классической пантомимы. Аллегорическая пантомима, ее основные свойства. Мимодрама, ее специфика. Клоунада. Сюжетная и бессюжетная пантомима.
Искусство беспредметной пантомимы (Этьен Декру, М. Марсо, Б. Дебюро и др.).
Мимы-«одиночки» (А. Елизаров, Л. Енгибаров, А. Жеромский) и театральная
пантомима (Московский театр мимики и жеста, «Лицедеи», Театр В. Полунина).
Тема 2.2. Техника пантомимы
Аналитический комплекс упражнений в пантомиме.
Классические стилевые упражнения в пантомиме. Техника исполнения
классических стилевых упражнений. Опыт выдающихся мимов в создании стилистических упражнений (Э. Декру, М. Марсо, И.Г. Рутберг). Соединение стилевых упражнений в этюде.
Различные техники движения как средства художественной выразительности в создании образа (марионетка, робот, компграфика, рапид, мультипликация и др.).
Упражнения на развитие гибкости опорно-двигательного аппарата; контролируемости движений любой части тела, устойчивости внимания, концентрации внимания на работающих и неработающих мышечных группах, комбинированного внимания (одновременно на нескольких объектах); способствующих развитию воображения, наблюдательности, фантазии и идеомоторики.
Осуществление локальных движений по задаваемым заранее траекториям:
- передвижения: «вперед – назад», «вверх – вниз», «кресты», «круги», «квадраты»,
«треугольники» и т. д.;
- на трех условных плоскостях «пишутся» слова или цифры, или «рисуются» фигуры («солнышко», «ромашка» и т.д.);
- движение от импульсов, задаваемых педагогом: легкие удары, толчки, прикосновения, которые указывают направление движения выбранной части тела; более сложные двойные импульсы, а также различные типы движения: равномерное, «с затуханием», «дробленное»;
- движения под «диктовку» представляемого образа (животных, предметов, явлений природы и др.);
- выполнение движения под «диктовку» одновременно с двумя и более воображаемыми объектами (например, стопа движется как «змея», а плечо как «муравей» и т.п.)
- выполнение этюдов, решаемых пластичностью всего тела и состоящих из упражнений типа «человек – предмет», «человек – животное».
Упражнения (работа с «воображаемыми предметами»), направленные на выработку умения точно передавать объем и форму несуществующего предмета.
- вылепите из воображаемого пластилина бусы, нанижите их на нитку; из того же «материала» – цепь, небольшую фигурку человека, животного и т.д.;
- сложите из воображаемой газетной бумаги: «птичку», «конверт», «треуголку», «лодку» и пр.
- различные манипуляции с воображаемой колодой карт;
- переведите стрелки у ручных часов и будильника, заведите и те и другие.
- раскройте перочинный нож, отточите карандаш; откройте: книгу, банку консервов, зонтик и др. предметы;
- выберите из крупы соринки, рассортируйте злаки;
- нарежьте: колбасу, сыр, лимон, кекс; отрежьте: кусок арбуза, ломоть хлеба и пр.;
- намотайте на локоть и кисть руки (не забудьте отвести при этом большой палец) длинную веревку.
- отмотайте с катушки нитку, оторвите ее, вденьте в иглу; заштопайте носок, пришейте пуговицу и пр.
Проделайте упражнения:
на характер поверхности (предмет твердый, мягкий, шершавый, волнистый, круглый, закругленный); на свойства предметов (предмет колючий, липкий, мокрый, острый);на температурные особенности (предмет горячий, холодный).
Упражнения на развитие мимической выразительности, сознательного управления своей
мимикой, тренировка мышц верхней и нижней части лица:
- «шторка» Марсо;
- «мышцы боли»;
- «мышцы угрозы»;
- «мышцы размышления»;
- «мышцы смеха»;
- «мышцы рыдания» и другие.
Упражнения – освоение основных стилистических приемов:
- «шаг на месте»;
- «бег на месте»;
- «лазание по канату»;
- «надломившееся тело»;
- «подъем и спуск по воображаемой лестнице»;
- «облокачивание».
РАЗДЕЛ III. ПЛАСТИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Тема 3.1. Пластический номер
Режиссерский замысел пластического номера и его идейно-тематическая
направленность. Драматургия номера. Принципы драматургии пластического концертного номера: «сжатость», лаконичность; создание самостоятельного и законченного произведения; мобильность; принцип идентификации.
Различные виды искусства (музыка, живопись, литературные произведения и т.д.) как материал для создания пластического номера. Основные выразительные средства для создания пластического номера.
Создание на драматургической основе (либретто) концертных пластических номеров различных видов и жанров.
«Синхронность и «контрастность» пластического действия при создании дуэтного (группового) пластического номера.
Тема 3.2. Постановка сюжетного пластического представления
Возникновение идеи – темы пластического представления. Создание сценария. Композиционный и музыкальный план. Работа с музыкальным материалом. Образное видение всего номера, декораций, костюмов и световой партитуры. Логика развития пластического рисунка и распределение его по сценической площадке. Применение законов драматургии в постановке представления (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминационный момент, финал) и роль пластических выразительных средств.
РАЗДЕЛ IV. УРОК СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКИ
Тема 4.1. Методика построения урока по сценической пластике
Специфика преподавания основ пластического воспитания. Задачи урока. Учет степени подготовленности обучающихся. Определение содержания занятий. Разнообразие содержания урока. Соразмерность длительности частей урока. Музыкальное оформление урока.
Изучение нового материала: показ движения преподавателем, проучивание движения, сочетание с другими движениями, дальнейшее совершенствование, закрепление усвоенного материала. Своевременная подача и четкая формулировка замечаний поправляющих и
предупреждающих ошибку.
Увеличение темпа исполнения проученного материала с усложнением координации. Совершенствование техники исполнения отдельных элементов и движения в целом. Отработка стиля, характера и манеры исполнения усвоенного и вновь проучиваемого
материала.
Пять основных принципов, заложенных в основе методики пластического обучения:
1. Выполнение упражнений по словесному заданию преподавателя.
2. Контрастность в подборе упражнений, составляющих урок, и в каждом упражнении.
3. Комплексность задач в уроке и в каждом упражнении.
4. Последовательный переход от легких упражнений (если они хорошо выполнены)
к трудным.
5. Выполнение упражнений целенаправленно, экономично, точно и с верным
мышечным напряжением.
Самостоятельная работа студентов
- Сочинение пластического этюда на свободную тему.
- Сочинение пластического этюда на заданную тему.
- Сочинение пластической композиции с применением законов драматургии.
- Сочинение сюжетного пластического номера с ярко выраженной кульминацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андроников С.Г. Сценическая пластика. – М., 1990.
2. Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. – М., 2003.
3. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. – М., 2001.
4. Волконский С.М. Мои воспоминания. – М., 1992.
5. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. – М., 1986.
6. Гринер В. А. Ритм в искусстве актѐра. – М., 1966.
7. Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. – М., 2003.
8. Декру Э. Слово о миме. – Архангельск, 1992.
9. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978.
10. Збруева Н. Ритмическое воспитание актѐра. – М., 2003.
11. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. – М., 1999.
12. Кожик Ф. Дебюро. – Л., 1973.
13. Кох И.В. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
14. Кох И.Э. Основы сценического движения: Учеб. пособие / Под ред. Кох И.Э. – М.,
1976.
15. Кудашева Т.Н. Руки актѐра. – М., 1970.
16. Лисицкая Т.С. Ритм, пластика: Учеб. пособие. – М., 1998.
17. Маркова Е. Марсель Марсо. – СПб., 1996.
18. Мешкова О.В. F.S.T. Барнаул, 2002.
19. Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера. – М., 1998.
20. Морозова Г.В. Понятие темпо-ритма сценического действия. – М., 1968.
21. Морозова Г.В. Сценический бой. – М.: Искусство, 1975.
22. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. – М., 1981.
23. Немировский А.В. Пластическая выразительность актѐра. – М., 1976.
24. Румнев А.А. О пантомиме. Театр. Кино. – М.: Искусство, 1964.
25. Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ. – М., 1981.
26. Рутберг И.Г. Пантомима. Опыты в аллегории. – М., 1978.
27. Рутберг И.Г. Пантомима. Опыты в мимодраме. – М., 1977.
28. Рутберг П.Г. Пантомима. Первые опыты. – М.: Искусство, 1972.
29. Славский Р.Е. Искусство пантомимы. – М.: Искусство, 1962.
30. Славский Р.Е. Леонид Енгибаров. – М.: Искусство, 1972.
31. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Работа актера над образом (любое изд.).
32. Чехов М. А. Путь актѐра. Жизнь и встречи. О технике актѐра. – М., 2001.
33. Шароев И.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений. – М.: ГИТИС, 1979.