Конспект открытого занятия "Соединение танца и поэзии в инсценировке отрывка из сказки «Королевич Елисей и солнце,месяц и ветер».
В конспекте содержится материал соединения игры, движения и слова в постановке сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_zanyati_yakorolevich_e.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Олимп»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Образовательная программа «Театр поэзии и пластики «Синяя птица»»
1 год обучения
КОНСПЕКТ
открытого занятия
Соединение танца и поэзии в инсценировке отрывка из сказки «Королевич Елисей и солнце,месяц и ветер».
Стоянова Георгина Ариевна,
педагог дополнительного образования,
объединение «Театр поэзии и пластики «Синяя птица»»
Дата проведения 17 октября 2013г
Санкт-Петербург
2013
1. Тема занятия Соединение танца и поэзии в инсценировке отрывка из сказки «Королевич Елисей и солнце,месяц и ветер».
1 год обучения. Постановочная деятельность.
2. Использование современных педагогических технологий
- технология коллективной творческой деятельности
- здоровьесберегающая технология
- игровая технология
3. Возраст обучающихся, год обучения –-7-8 лет, 1 год обучения
Форма организации учащихся на занятии – групповая.
Форма занятия – открытое занятие. Тип занятия – интегрированное творческое выступление
.
4. Цель – способствовать развитию интереса к театру и танцу, развитие умений, обучение здоровьесберегающим технологиям
5. Задачи
- Образовательные
- научить органичному осмысленному движению, свободному и красивому
- научить слышать музыку, понимать о чём она,
-научить владению сценическим реквизитом
- научить выразительной и осмысленной речи
- научить понимать цель своего образа , его значение в сценич. произв.
- Развивающие
- развить речевую выразительность
- развить пдастические способности
- воображение
- многоплоскостное внимание
- мышечную свободу
- Воспитательные
- умение работать в коллективе
- уважение друг к другу
- целеустремленность
- трудолюбие
- дисциплина
- думать о жизни, понимать, что каждый поступок -выбор
6. Материалы, инструменты
- Техническое оснащение магнитофон, ленты, ткань, костюм.
7. Методическое оснащение
- Образовательная программа
- Рабочая программа
- Сценарий
- Описание танцев.
8. Методы обучения
- Словесно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
9. План занятия
- Организационный момент
- Инструктаж по правилам безопасной деятельности
- Сообщение темы занятия
- Сообщение информационного материала или краткая беседа, информация о том, что будет изучаться
- Повторение пройденного материала (повторение движений танца)
- Практическая работа Осмысление движений, работа над внутренней речью
- Подведение итогов (определить формы подведения итогов – выступление
- Формирование коллективной работы – исполнение танца, чтение сценария.
- Вводная часть.
Вступительное слово педагога о правилах поведения на сценической площадке, о соблюдении безопасности на площадке, ознакомление с планом работы на уроке.
- Основная часть. Разучивание движений, танцев, мизансцен и текстов заключительной части спектакля.
Музыка «Русская лирическая» в исполнении НАОНИР.
Ребята мы с вами уже проиграли основные события сказки и сегодня пройдём заключительные сцены как королевич Елисей находит добрую царевну и спасает её. Объехав весь свет он едет сначала к солнцу. Мы с вами много играли с лентами и вы очень любите эти игры. Давайте попробуем построить солнце из лент. Возьмите каждый по одной ленте из цветов радуги и станьте в колонну за Вероникой, которая у нас будет солнышком в порядке по цветам лент как у радуги. Возьмите концы своих лент и соберите их все в другой руке Вероники. Очень важно чтоб все ленты оказались по правую руку от вас. Когда заиграет музыка вы выходите за Вероникой на середину зала а затем по моему хлопку второй, стоящий за Вероникой пойдёт в сторону, чтоб растянуть ленту во всю длину, а затем по кругу,не доходя до колонны несколько шагов, присядет на одну коленку. Затем пойдет следующий, распределяясь по кругу. Когда вы все окружите Веронику, поиграем в такую игру, Вероника сядет на одно колено, вы встаёте и наоборот, постарайтесь делать это на сильную долю в музыке. Затем все встают и идут в одну сторону по кругу, пройдя круг на сильную долю поворачиваются и идут в другую сторону, затем Вероника отпустит концы ваших лент и вы пойдете по кругу играя лентами, описывая круги, спирали, зигзаги, горозонтальные восьмерки. Потом остановитесь в полукруге сзади, играя лентами. И тут к вам прибежит Елисей (это будет Артём) справа сядет на одно колено протянет руки к солнцу и задаст свой вопрос:
Елисей:
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Солнце: - "Свет ты мой
Скоморох:Красно солнце отвечало: -
Солнце: Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет,
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".
Елисей убегает влево, солнце идет вперед вступает в круг и уводит влево назад лучики.
Следующим персонажем к которому обратится Елисей будет месяц. Месяцем у нас будет Кирилл, а скоморохом Ира.
Выходит скоморох и начинает повествование:
Скоморох: Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
( Падает и засыпает).
Звучит музыка русской народной песни «Светит месяц» и на сцену выходят звёзды. Девочки идут на полупальцах. В начале руки на поясе. Правую руку они 4 раза развора-чивают в сторону и возвращают назад на пояс(как в русском танце), потом то же левой, выстраиваясь в круг. Движения рук – движения звездных лучей. Затем они сходятся в круг с руками на поясе и расходятся, разворачивая руки, в заключении этой фигуры повороты с развёрнутыми руками через правое, потом через левое плечо. Потом становятся в две колонны и расходятся на два круга. Эти круги сходятся и расходятся как и в большом кругу, затем повороты и друг за другом выходят, образуя созвездия на заднем плане площадки. Просыпается скоморох и выпаливает:
Скоморох
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался
( появляется месяц и обходит с приветствием звездные созвездия, звёзды приветствуют его, посыпая блестками, доставаемыми из серебристых сумочек). Скоморох показывает на месяц и, завидя военные доспехи обоих, убегает в дальний угол)
Месяц вынимает меч, видя приближающегося незнакомца. Елисей защищается щитом:
Елисей:
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченый рожок!
( месяц, не видя опасности, убирает меч)
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
В это время скоморох на коленках подползает к ним:
Месяц - "Братец мой,
Скоморох (представляет, показывая на месяц):
Отвечает месяц ясный: -
Месяц:
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала". –
Оценка королевича, и ответ:
Елисей:
"Как обидно!" –
Скоморох( гладя и утешая его):
Королевич отвечал. (показывая на месяц)
Ясный месяц продолжал:
Месяц :
"Погоди; об ней быть может
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
Музыка(песня «Светит месяц».) Звёзды выстраиваются за месяцем. Месяц со звездами машут руками, поворачиваются и уходят, бросая последние лучи на королевича, королевич Елисей, плача отправляется к ветру, в другую сторону.
Музыка – русская песня «У зари-то, у зореньки» в исполнении ансамбля русских народных инструментов, переходящая в звуки завывающего ветра.
И последняя встреча королевича будет с ветром. Ветер у нас будут изображать четыре человека: Катя, Диана, Аня и Лиза. Вы возьмете голубую ткань 3х2 м, так чтоб обе руки дер-жали ткань по углам. Подбрасываем ткань вверх и выбегаем на середину зала. Подбрасываем ткань и Катя с Дианой подбегают к Ане и Лизе и отбегают назад, подбрасываем ткань и Аня с Лизой подбегают и отбегают к Кате с Дианой. Затем подбрасываем ткань и Катя и Диа-на ныряют пробегая между Аней и Лизой, затем то же самое делают Катя с Дианой. Затем все четверо подбрасывают ткань и бегут по кругу, сделав круг, останавливаются. В это время королевич Елисей выбегает и ныряет по ткань, произнося:
Елисей:"Ветер, ветер! Ты могуч, (выныривает и бежит по кругу, на следующую строку снова ныряет и так на каждую).
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного(здесь он садится на корточки и склоняет голову, а ветер тканью его накрывает, потом снова выныривает и продолжает)
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".
Ветер снова подбрасывет ткань вверх:
Ветер : "Постой, -
СКОМОРОХ:Отвечает ветер буйный: -
Ветер:Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,(ещё раз ткань подбрасывается вверх)
В ней глубокая нора;(ткань опускается вниз)
В той норе, во тьме печальной, (качают из стороны в сторону, как колыбель)
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;(подбрасывают и бегут по кругу)
В том гробу твоя невеста"(дети-ветер с тканью бегут к правой кулисе и пробегают прикрывая добрую царевну и ангелов, движущихся к колыбели, царевна ложится, а ангелы поднимают три конца положенной за колыбелью ткани, и качают её как колыбель).
Тут появляется королевич Елисей и подходит к царевне:
Скоморох: (стоя на авансцене)
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал,
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз. (звучит «Херувимская»)
И об гроб невесты милой (садится на одно колено и голову кладёт на гроб)
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг(царевна поднимается)
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
Царевна:"Как же долго я спала!"(тут королевич поднимает голову встает и подает ей руку)
Скоморох: И встает она из гроба...
Ах!...и зарыдали оба.
В руки он ее берет (ведёт царевну за руку на край сцены).
И на свет из тьмы несет…
Молодцы. Вы, конечно, вспомнили, что наши предыдущие игры были подготовкой к этой инсценировке. Как видите, играли мы не зря, сегодня вы порадовали своих родителей прекрасной репетицией, на которой каждый старался сколько мог, чтоб порадовать маму и папу.
- Заключительная часть. Поклон, Аплодисменты. Анализ.
А теперь давайте выйдем в линию перед родителями, поднесем правую руку к сердцу, говоря про себя «Я вам от всей души до земли кланяюсь, потому что я вас уважаю и себя то-же», поклонимся, рукой коснувшись пола. Уважаемые родители, похлопайте своим детям!
10. Приложение
- Текст инсценировки, раздаваемой детям, для разучивания по ролям.
Скоморох: За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
Елисей:
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Солнце: - "Свет ты мой
Скоморох:Красно солнце отвечало: -
Солнце: Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет,
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".
Скоморох: Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался,
Елисей:
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченый рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей". –
Месяц: "Братец мой,
Скоморох:Отвечает месяц ясный: -
Месяц: Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала". –
Елисей: "Как обидно!" -
Скоморох: Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
Месяц:"Погоди; об ней быть может
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
Скоморох: Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
Елисей:"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее". –
Ветер : "Постой, -
СКОМОРОХ:Отвечает ветер буйный: -
Ветер:Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста".
Скоморох: Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал,
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
И об гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
Царевна:"Как же долго я спала!"
Скоморох: И встает она из гроба...
Ах!...и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет…
11. Список использованной литературы
1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 2. Жизнь Пушкина,рассказанная им самим и его современниками. М., Правда, 1988
3.Непомнящий В., Поэзия и судьба, М., 1987
4.Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. М.,Художественная литература, 1985
5.Зуева Т. Сказки Пушкина, М., Просвещение, 1989.
6.Н.И.Грановская «Род Пушкиных мятежный…», С-П,ТИА-ЛИД,1992
7.С.Гейченко, Завет внуку, М., Детская литература, 1986
12. Наглядный материал
- С.Гейченко, Завет внуку, М., Детская литература, 1986 - Книга с иллюстрациями.
- Презентация с фотографиями о детстве поэта и рассказом о нём.
- Анкета для родителей.