ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Лаборатория художественного слова»

Горновская Елена Ефимовна

Элективный курс «Практикум по основам сценической речи» рассчитан  на 68 занятий в течение учебного года для учащихся 7 - 11 классов.

Элективный курс «Практикум по основам сценической речи» построен на интеграции с литературой, русским языком, историей.

Изучение курса осуществляется в форме практических занятий, групповой и индивидуальной работы под руководством преподавателя, самостоятельной внеаудиторной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursalaboratoriya_khudozhestvennogo_slova.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации г.Улан - Удэ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 46

Обсуждена                     Утверждаю                                                 Утверждаю

на заседании МО          Председатель МС       Директор МОУ СОШ № 46

_____________                ______________               __________________

____________2011 г.    ___________2011 г.          _______________2011 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

факультативного курса

«Лаборатория художественного слова»

(ПРАКТИКУМ ПО ОСНОВАМ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ)

Разработана учителем театра

Горновской Е.Е.

Пояснительная записка.

Элективный курс «Практикум по основам сценической речи» рассчитан  на 68 занятий в течение учебного года для учащихся 7 - 11 классов.

Элективный курс «Практикум по основам сценической речи» построен на интеграции с литературой, русским языком, историей.

Изучение курса осуществляется в форме практических занятий, групповой и индивидуальной работы под руководством преподавателя, самостоятельной внеаудиторной работы.

Цели: совершенствовать навыки свободного владения голосом на основе грудобрюшного типа  дыхания, способствующего воспитанию лучших качеств речевого голоса: силы, полетности, легкости, красоты тембровой окраски; развивать умения, формирующие необходимые качества речи – четкую артикуляцию, ясную дикцию, умение логично, образно, эмоционально действовать словом, «заражать» им своих слушателей.

Задачи:

  • знакомство с основами пассивной и активной релаксации;
  • знакомство со статической и динамической дыхательной гимнастикой;
  • профессиональное освоение и воспитание голоса;
  • знакомство с основами артикуляционной гимнастики;
  • ознакомление с основами тренировки гласных и согласных звуков;
  • углубление знаний по вопросам логики речи;
  • углубление и расширение знаний правил литературного произношения;
  • развитие навыков выразительного чтения.

Дисциплина ориентирована на учебно-воспитательный и культурно-просветительский виды деятельности. Ее изучение способствует решению следующих задач:

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;
  • использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
  • воспитание как формирование у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
  • применение современных педагогических технологий;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области социально-педагогической деятельности:

  • оказание помощи в социализации учащихся;

в области культурно-просветительской деятельности: 

  • формирование общей культуры учащихся.

Требования к уровню освоения программы.

Ученик, изучающий дисциплину, должен

знать:

нормы литературного произношения, основы анализа художественного текста и стихотворного произведения;

уметь:

  • проанализировать любой заданный текст, независимо от жанра, с точки зрения выделения интонационно смысловых и логических центров;
  • исполнять литературный текст, используя все средства выразительности художественного чтения;

владеть навыками:

  • формирования правильной осанки, грудно-брюшного типа дыхания и всех качеств звучания голоса;
  • овладеть артикуляцией губ, языка, нижней челюсти, ясной и четкой артикуляцией гласных и согласных звуков, орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Календарно-тематический план.

Тема

Количество часов

1. Введение в предмет.

2

2. Подготовительные упражнения

4

3. Воспитание навыков правильного дыхания

6

4. Постановка и воспитание голоса

14

5. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия

8

6. Работа над текстом. Выразительное чтение

26

7. Логический анализ текста

8

Всего:

68

Содержание разделов курса.

Тема I. Введение в предмет.

Вводная беседа о значении и взаимодействии всех разделов курса.

Понятие «Творческая мобилизация»

Тема II. Подготовительные упражнения.

Настройка голосового аппарата.

Практическое освоение правильной осанки.

Самомассаж: гигиенический, согревающий, тонизирующий, вибрационный

Тема III.  Воспитание навыков правильного дыхания.

Постановка грудобрюшного дыхания.

Дыхательная гимнастика: в статике – лежа, сидя, стоя. В динамике – (так называемые косвенные упражнения) полунаклоны вперед, в стороны, полные наклоны, приседания, ходьба и бег на месте и т.д., направленные на воспитание фонационного дыхания – короткий, непроизвольный вдох и продолжительный выдох.

Динамическая дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой для укрепления дыхательной мускулатуры.

Воспитание носового дыхания.

Тренировка фонационного дыхания со звуком, звукосочетанием по таблице гласных, при произнесении слов, пословиц, коротких текстов, гекзаметра, текстов на удлиненный выдох, речевых периодов.

Тема IV. Постановка и воспитание голоса.

Ротоглоточная гимнастика.

Выведение голоса, во время звучания звука «МММММММ», в маску, опираясь на диафрагму.

Вибрационный массаж со звуками: «МММММММ», «ННННННН»,

 «ЛЛЛЛЛЛЛ», «РРРРРРР», «ЗЗЗЗЗЗЗ», «ЖЖЖЖЖЖЖ», «ГН», «ГМ»,

Голосовая гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой.

Упражнения по воспитанию голоса, его основных качеств: силы, высоты, благозвучности, полетности звука, тембровой окраски голоса через развитие регистров.

Закрепление правильного звучания голоса в отдельных словах, пословицах, цитатах, коротких высказываниях, байках, потешках, считалках, загадках и др. фольклорном материале, а также в специальных стихотворных текстах и в произведениях различных жанров.

Тема V. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия.

Гимнастика для губ, языка, нижней челюсти.

Постановка и автоматизация ясного и четкого звучания гласных звуков в отдельности; в определенной последовательности, интонирование знаков препинания: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, с переменным ударением, с интонацией вопроса – ответа, с повышением и усилением голоса, с понижением и ослаблением голоса. Произнесение таблицы гласных с одновременным выполнением психологической задачи на словесное действие: хвалю, осуждаю, поздравляю, утешаю, сплетничаю и т.д.

Автоматизация ясного и четкого звучания гласных звуков в словах, пословицах, текстах.

Постановка и автоматизация ясного и четкого произношения согласных звуков в отдельности, в слогах – прямых, обратных, закрытых, с двойным звучанием тренируемого согласного и др.

Автоматизация ясного и четкого произношения согласных звуков в словах, пословицах, скороговорках, долгоговорках, многоговорках, стихотворных текстах.

Автоматизация ясного и четкого произношения гласных и согласных звуков в текстах на заданный теморитм.

Нормы литературного произношения: анализ особенностей русской литературной речи; понятие о старой и новой норме московского произношения; понятие явлений: аканья, иканья, редуцирования гласных по отношению к ударным гласным, мен  гласных и согласных звуков, озвончение, оглушения согласных и т.д.

Упражнения по овладению навыками литературного произношения при анализе литературных текстов – письменная транскрипция текстов.

Упражнения по воспроизведению собственной речи, отработка и автоматизация навыка правильного литературного произношения.

Тема VI. Работа над текстом. Выразительное чтение.

Основы словесного действия в художественном слове.

Выявление идеи произведения.

Основная схема построения произведения: завязка; развитие действия; кульминация; заключение, развязка.

Воспитание умения действовать словом, опираясь на подтекст и киноленту видения, на материале литературных произведений разных жанров.

Овладение стилевыми особенностями произведения.

Объект внимания.

Основные задачи и принципы работы над текстом от первого лица.

Коллективный рассказ.

Общее в работе над прозаическими и стихотворными произведениями.

Отличие стиха от прозы.

Особенности работы над стихотворной речью поэтических литературных произведений разных жанров.

Практическое овладение навыками определять систему стихосложения, строковые паузы, цензуры, метр, клаузулу, рифму, ритмомелодику стиха.

Тема VII. Логический анализ текста.

Определение темы, идеи, цели, сквозного действия, задачи и сверхзадачи стихотворного или  прозаического текста независимо от жанра.

Речевой такт. Разновидности грамматических и логических пауз. Правила  деления текста на речевые такты. Дополнительные паузы в стихотворных текстах в отличие от прозы.

Знаки препинания, их интонирование.

Средства логической выразительности: логическое ударение, логическая пауза, логическая перспектива, логическая мелодия.

Перечень примерных контрольных заданий для самостоятельной работы.

  1. Ежедневно отрабатывать и следить за правильной осанкой в положении стоя, сидя.
  2. На практике освоить все виды дыхательной гимнастики, используя грудобрюшной тип дыхания.
  3. Освоить все виды массажа.
  4. Освоить фонационное дыхание, используя мысленный счет, счет вслух, тексты на удлиненный выдох.
  5. Поставить и воспитать голос, используя голосовые упражнения со звуком, звукосочетанием, словосочетанием, специальные тексты для развития голоса и его лучших качеств.
  6. Отработать перед зеркалом четкую артикуляцию губ, языка и нижней челюсти, используя артикуляционную гимнастику.
  7. Поставить и отработать ясную и четкую артикуляцию и звучание гласных звуков в отдельности, в определенной последовательности, в словах, пословицах, текстах.
  8. Провести письменно орфоэпический разбор редукции гласных в заданных текстах и отработать их правильное звучание,  согласно литературным нормам русского языка.
  9.  Оставить и отработать ясную и четкую артикуляцию и звучание согласных звуков в отдельности, в слогах, словах, пословицах, скороговорках, текстах.
  10. Провести письменно орфоэпический разбор заданных текстов, согласно правилам литературного произношения в  русском языке, и отработать их в звучащей речи.
  11. Отработать и выучить заданные тексты, используя разный темпоритм, для чтения на лабораторном занятии.
  12. Провести анализ заданных прозаических текстов: определить жанр, тему, идею, цель, сквозное действие, задачу и сверхзадачу произведения  или отрывка произведения.
  13. Провести логический анализ текстов: расставить логические паузы с учетом их длительности и ударения со степенью повышения и понижения голоса на ударных словах, согласно правилам логического чтения. Подготовиться к чтению с листа, выбранного текста на лабораторном занятии, используя полученные навыки.
  14. Провести анализ стихотворений разных жанров: определить тему, идею, цель, сквозное действие, задачу и сверхзадачу произведения. Определить систему стихосложения, размер стиха, клаузулу, рифму. Произвести логический анализ стихотворного текста, расставив дополнительные строковые паузы и цензуры, в отличие от прозаического текста. Выучить стихотворение наизусть, для чтения на лабораторном занятии, используя навыки выразительного чтения.
  15. Провести анализ заданных басен, согласно правилам логического чтения, учитывая особенности стихосложения басни – вольный ямб – и соответствующую, в связи с этим, расстановку пауз.

Примерный перечень вопросов и практических заданий к зачету.

  1. Какова роль и значение осанки при постановке дыхания и голоса?
  2. Назовите виды массажа, используемые при постановке дыхания и голоса, и их назначение.
  3. Каков ведущий тип дыхания в технике речи?
  4. Каково значение косвенных упражнений в постановке дыхания и голоса?
  5. От чего зависит тембровая окраска голоса?
  6. Какие упражнения тренируют полетность звука?
  7. В чем заключается значение регистров в улучшении тембровой окраски голоса?
  8. От чего зависит сила голоса?
  9. Назовите упражнения, тренирующие силу голоса.
  10. Артикуляционная гимнастика в постановке гласных и согласных звуков.
  11. Каков принцип отработки гласных звуков.
  12. Каковы орфоэпические нормы звучания гласных  в русском литературном языке?
  13. Артикуляционная гимнастика в постановке согласных звуков.
  14. Каков принцип отработки согласных звуков.
  15. Темпоритм и его значение в работе над дикцией.
  16. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения.
  17. Назовите основные правила интонирования знаков препинания.
  18. Сквозное действие, кинолента видений, подтекст в работе над художественным произведением.
  19. Полный письменный разбор: орфоэпический и логический анализ текста (прозы, басни, стихотворения.)

Учебно-методическое обеспечение курса.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Жирмунский В. Поэтика русской поэзии. - СПб.: Азбука классика, 2001.
  2. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. – М.: ГИТИС, 2001.
  3. Сценическая речь: Учеб. / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой - 2-е изд. – М: ГИТИС, 2000.
  4. Шелестова З.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М., 2003.

Дополнительная:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд., перераб. И доп. – М., 1984.
  2. Агеенко Р.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио, телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. – 5-е изд. – М., Русский язык, 1984.
  3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978.
  4. Беседа Ю. Выразительное чтение. – М., 1991.
  5. Богачев Ю.П. Культура языка – культура общения. – М., 1997.
  6. Богачев Ю.П., Лапшин В.А., Посадскова Т.Ф., Шелестова З.А. Основы культуры и искусства речи, - М., 1999.
  7. Богачев Ю.П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. – М., 1995.
  8. Васильева Т.И. Упражнения по дикции (согласные звуки).- М., 1988.
  9. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. – М., 1963.
  10. 10.Выразительное чтение / Под ред. Б.С. Найденова и др. – М., 1985.
  11. Галендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. – Л., 1990.
  12. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
  13. Дементьев В. Грани стиха. – М., 1988.
  14. Журавлев Д.Н. Об искусстве чтеца // Искусство звучащего слова. Вып. 1. – М., 1995.
  15. Закушняк А.Я. Вечера рассказа. – М., 1984.
  16. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 1974.
  17. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М., 1959.
  18. Козлянинова И.П., Чарели Э.М.. Речевой голос и его воспитание – М., 1985.
  19. Леммерман Х. Учебник риторики / Пер. с немец. – М., 1997.
  20. Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – 6-е изд. – М., 1998.
  21. Легуве Э. Чтение как искусство. – М., 1986.
  22. Леонарди Е.И. Орфоэпия и дикция: Сб. упражнений и  текстов. – М. Просвещение, 1967; 1979.
  23. Линклейтер Кристин Освобождение голоса. – М.: ГИТИС, 1993.
  24. Матусевич М.И., Любимова И.А. Альбом артикуляции звуков русского языка.- М., 1963.