Публикация на тему: «Работа над образами на уроках ритмики»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого - либо персонажа с характерными для него особенностями - пластики и мимики.

Первоначальное обучение детей приёмам образного перевоплощения проводится на материале этюдов, каждый из которых прорабатывает один и образ. Знакомство с этюдом начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, в её выразительные особенности, ученики пытаются определить, про кого «рассказывается» в музыкальном произведении, каков характер персонажа, каковы его движения и пластика. Далее составляется образный рассказ по этюду, идёт поиск и самостоятельные пробы выразительных средств заданного образа.

Следующий этап - погружение в образ (по наводящим вопросам педагога о характере и обстоятельствах действия героя, об особенностях его пластики).

Дальнейший этап - прямой показ движения или отдельных его фрагментов учителем. На завершающем этапе - выразительное, эмоциональное, оригинальное исполнение этюдов детьми. Они могут выступить по очереди друг перед другом для развития навыка самооценки.

На стадии, когда разрозненные эпизоды, этюды собираются воедино, важно дать понять детям, что успех всей работы зависит от стараний каждого участника (чувство коллективизма), что неточность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей может непоправимо испортить общий танец.

Эта методика предусматривает обучение таким жестам как «прошу», «не надо», «иди сюда», «уходи», «плач», «ласка», «клич» (в пространство), «шептание» (на ухо) и «прислушивание», составляющим основные «блоки» обучения элементам пантомимы. Эти движения дополняют положения корпуса, некоторые изобразительные движения рук, а также жесты, выражающие согласие, несогласие, приглашение, благодарность, приветствие, агрессию и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_obrazami.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Публикация на тему:

«Работа над образами на уроках ритмики»

           

   

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                                     

                                                                                                                 

                                                 Магнитогорск 2025г

 Разнохарактерные персонажи в детском танце - это образы различных животных, растений, фантастических существ, людей разного возраста. Следовательно, чтобы дети могли исполнять сюжетные танцы, необходимо соблюдение двух условий:

-        овладеть приёмами игрового взаимодействия;

-        уметь перевоплощаться в образы разных персонажей.

Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого - либо персонажа с характерными для него особенностями - пластики и мимики.

Первоначальное обучение детей приёмам образного перевоплощения проводится на материале этюдов, каждый из которых прорабатывает один и образ. Знакомство с этюдом начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, в её выразительные особенности, ученики пытаются определить, про кого «рассказывается» в музыкальном произведении, каков характер персонажа, каковы его движения и пластика. Далее составляется образный рассказ по этюду, идёт поиск и самостоятельные пробы выразительных средств заданного образа.

Следующий этап - погружение в образ (по наводящим вопросам педагога о характере и обстоятельствах действия героя, об особенностях его пластики).

Дальнейший этап - прямой показ движения или отдельных его фрагментов учителем. На завершающем этапе - выразительное, эмоциональное, оригинальное исполнение этюдов детьми. Они могут выступить по очереди друг перед другом для развития навыка самооценки.

На стадии, когда разрозненные эпизоды, этюды собираются воедино, важно дать понять детям, что успех всей работы зависит от стараний каждого участника (чувство коллективизма), что неточность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей может непоправимо испортить общий танец.

Эта методика предусматривает обучение таким жестам как «прошу», «не надо», «иди сюда», «уходи», «плач», «ласка», «клич» (в пространство), «шептание» (на ухо) и «прислушивание», составляющим основные «блоки» обучения элементам пантомимы. Эти движения дополняют положения корпуса, некоторые изобразительные движения рук, а также жесты, выражающие согласие, несогласие, приглашение, благодарность, приветствие, агрессию и др.

Выразительность исполнения упражнения зависит также от умения использовать соответствующую мимику: менять ласковое выражение лица на испуганное, настороженное. При этом важное значение имеют образы создаваемые педагогом, ведь ему, в свою очередь, подражают дети.

При выполнении этого упражнения учащиеся допускают ряд ошибок. Одна из самых распространенных - дети не умеют фиксировать свой взгляд на партнёре, к которому обращаются с жестом, они отвлекаются на соседние пары. Кроме этого увлеченные игрой, дети не могут «выйти» из образа, награждая своего персонажа «мультяшным» голосом, мимикой. Или напротив, быстро теряют настрой, допускают неточности в исполнении движений.

Таким образом, «работа над ошибками» помогает придать движениям детей нужный характер, а также преодолеть собственное смущение и мышечную «зажатость», вызывает у учащихся прилив положительной эмоциональной активности. На этом фоне работа над развитием у учащихся соответствующей мимической выразительности проходит более эффективно. Музыкально - ритмическая деятельность включает в себя: музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение ребёнка.

В основе музыкально - ритмической деятельности лежит моторнопластическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей:

-       восприятие музыки у детей имеет ярко выраженный моторный характер. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее двигательно он воспринимает музыку, т. к. движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее;

-      двигательная природа свойственна воображению дошкольников (Л.С. Выготский). Многие игры детей являются продуктом двигательного воображения, которым часто присущи пантомимические и танцевальные движения.

В сюжетно ролевых играх, играх-драматизациях ребёнок создает художественный образ действующих персонажей, прежде всего посредством движений собственного тела.

Сила и преимущество музыкально - ритмической деятельности, для формирования детского художественного творчества, состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально - пластического образа.

Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Драматизация предусматривает развитие сюжета, действия танцевальных композиций и спектаклей. Развитие действия складывается в мимических рассказах, в разнообразных пантомимах - выразительных движениях и позах тела, с помощью которых человек создает художественный образ и выражает свои эмоции. Раскрытие смысла поступков действующих лиц, характер персонажей передаётся через музыку и пластику человеческого тела.

Танец, пантомима и пластика, являющиеся формами музыкально хореографической драматургии, представляют собой двигательные выразительно изобразительные средства поэтического содержания музыки, посредством которых создается художественный образ.