Доклад на тему: «Роль конкурсных и фестивальных мероприятий в танцевальном коллективе»

Мирошниченко Ирина Владимировна

В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает большое значение для коллективов народного художественного творчества. Максимальный охват участников разных возрастных групп, разного уровня подготовки, поиск и развитие талантов, обеспечение возможности творческого роста и самореализации, наиболее одаренных детей и молодежи, способных внести весомый вклад в художественную сокровищницу общества своего времени, - вот главные цели и задачи конкурсов и фестивалей. 

Многие любительские коллективы работают целый учебный год, а в итоге выступают только на традиционном творческом вечере или отчетном концерте. Большие финансовые затраты на костюмы, подбор музыкального материала, вся репетиционная работа направлены на единственное серьезное выступление, что совсем не рационально. Как правило, существует большое количество концертных выступлений, но там демонстрируются отдельные номера, не всегда лучшие и новые, часто сделанные специально к определенной дате или празднику. Они не требуют продуманной композиции, серьезной лексики, интересных костюмов, главная задача таких постановок – соответствовать тематике концерта.  Рост и развитие коллектива, соответствие современному уровню хореографического искусства обеспечивают поездки, где можно представлять свои постановки на суд компетентного жюри. Детям необходимо постоянно совершенствоваться, показывать себя, учиться побеждать и проигрывать, общаться со сверстниками, узнавать мир. Участвуя в конкурсе, дети не только могут оценить свои силы, но и многому научиться, найти новых друзей, а руководитель - услышать мнение профессионалов высокого уровня о своей работе и своих постановках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_meropriyatiy.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Роль конкурсных и фестивальных мероприятий в танцевальном коллективе»

                       

                                                                                                               Составитель: педагог

                                                                                                дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна                                      

                                                 

                                        Магнитогорск 2025г                                                                                   

Фестиваль - конкурс: понятие, история возникновения, классификация

В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает большое значение для коллективов народного художественного творчества. Максимальный охват участников разных возрастных групп, разного уровня подготовки, поиск и развитие талантов, обеспечение возможности творческого роста и самореализации, наиболее одаренных детей и молодежи, способных внести весомый вклад в художественную сокровищницу общества своего времени, - вот главные цели и задачи конкурсов и фестивалей.  

Многие любительские коллективы работают целый учебный год, а в итоге выступают только на традиционном творческом вечере или отчетном концерте. Большие финансовые затраты на костюмы, подбор музыкального материала, вся репетиционная работа направлены на единственное серьезное выступление, что совсем не рационально. Как правило, существует большое количество концертных выступлений, но там демонстрируются отдельные номера, не всегда лучшие и новые, часто сделанные специально к определенной дате или празднику. Они не требуют продуманной композиции, серьезной лексики, интересных костюмов, главная задача таких постановок – соответствовать тематике концерта.  Рост и развитие коллектива, соответствие современному уровню хореографического искусства обеспечивают поездки, где можно представлять свои постановки на суд компетентного жюри. Детям необходимо постоянно совершенствоваться, показывать себя, учиться побеждать и проигрывать, общаться со сверстниками, узнавать мир. Участвуя в конкурсе, дети не только могут оценить свои силы, но и многому научиться, найти новых друзей, а руководитель - услышать мнение профессионалов высокого уровня о своей работе и своих постановках.

Существует очень большое количество фестивалей - конкурсов детского и юношеского творчества, где среди многих направлений представлена номинация - хореография. Все они интересны, проходят в разных городах и странах. Многие из них имеют свои традиции, определенный статус, своих поклонников, свои положительные и отрицательные стороны. Творческим коллективам очень сложно определиться, на какой конкурс лучше поехать, какие произведения представить, как совместить подготовку к конкурсу и концертную деятельность,  отдых детей и сложное выступление. Коллективам хочется  встретить достойных соперников и услышать серьезный разбор всех хореографических постановок.  Но самым важным остается вопрос о подготовке коллектива к конкурсу и само выступление на нем. Конкурс - это соревнование, а не концерт, здесь очень важен результат. Можно проделать огромный путь, затратить большие деньги, сшить дорогие костюмы и не получить желаемого результата, так как  участники не сделали того, что делали в зале. Волнение, с которым не смогли справиться, переживания, страх перед жюри и другими участниками не позволили выиграть.  Между Гран - При и Лауреатом первой степени один шаг, но он кажется пропастью, так как можно постоянно быть Лауреатом первой степени и ни разу не получить Гран-При. А кто - то постоянно получает вторые места, только мечтая о первом. Попробуем определить основные этапы подготовки коллектива к конкурсу и предложить ряд рекомендаций, советов, даже секретов, которые помогут сделать ваше выступление успешным.

Один из самых эффективных способов показать свои достижения - выступить на фестивале, принять участие в смотре или конкурсе. Фестивали - конкурсы дают прекрасную возможность хореографическому коллективу не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, но и сравнить ее с творческими достижениями других коллективов. Радость от победы даёт новые силы, вызывает желание творить, искать новые формы деятельности.

Участие в конкурсе - это новые эмоции, азарт, стремление к победе, желание быть лучшим, а значит совершенствование приобретенных навыков и новое развитие. Для юных танцоров понятие «хореографическое образование» всегда сочетается с праздником, путешествиями, новыми знакомствами, овациями зала и победами.

Понятие «фестиваль» - это массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.    Многогранность этого социокультурного явления даёт основания рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление. Фестиваль является стимулирующим средством для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды. Слово «фестиваль» имеет латинское происхождение, в переводе «festivus» означает «праздничный», «празднество».  «Фестиваль» в переводе с французского означает «веселый смотр достижений», поэтому в основе любого фестиваля заложено понятие праздника. Значение слова «фестиваль» по Ожегову - это широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.

На фестивале участник может проследить развитие хореографического творчества на современном этапе в различных регионах, краях, областях, странах. Он позволяет каждому коллективу и его участникам продемонстрировать свое мастерство, а руководителю выявить индивидуальные способности каждого участника.  Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950е годы. В это время в международных отношениях формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Это привело к формированию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.

Первые фестивали, которые появились в Великобритании, были музыкальными. С ХХ века становятся популярными международные (всемирные) фестивали.  Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, а также фирмами и частными лицами. Используя в планах своей деятельности такую форму культурно - просветительной работы как фестивали, работники культуры получают универсальное средство для пропаганды и развития различных жанров народного творчества.  

Фестиваль - синтетический вид массовых мероприятий. Он может включать в себя как концертные номера песен, танцев, инструментальных произведений, так и сопутствующие формы - различные выставки художественно - прикладного вида; в программу фестивалей могут быть включены мастер - классы, семинары, круглые столы, встречи, конкурсы и другое. Фестивали можно классифицировать по масштабам проведения и направлениям хореографического искусства.

                         Классификация фестивалей

Самые крупные творческие фестивали - это всемирные, проходят под каким - то лозунгом или девизом («за мир и дружбу между народами», «молодежь без наркотиков» и т.д.), объединены общей темой или проблемой. Участниками является большинство стран мирового сообщества. Самые распространенные фестивали сегодня - международные. Проходят под патронажем различных влиятельных организаций, творческих союзов. Организаторами выступает администрация или мэрия города, где проводится фестиваль, Министерство культуры и т.д. Например, крупнейший Международный фестиваль современной хореографии DanceInversion проводится в Москве. В программе смотра участвуют семь известнейших танцевальных компаний из разных стран мира. Для их выступлений предоставлены четыре столичные площадки: Большой театр, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Российский молодежный театр и Центр имени Мейерхольда. Танцевальный марафон длится более двух месяцев. Всю историю существования фестиваля, его цель остается неизменной и заключается в том, чтобы представлять актуальные работы знаменитых хореографов из США и Европы, а также достижения молодых, но быстро набирающих популярность компаний из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Летом в Москве пройдет уже VII ежегодный Международный Фестиваль исторического танца, в рамках которого профессионалы из России и стран Европы познакомят всех желающих с танцевальным искусством прошлых лет. Программа фестиваля включает в себя мастер-классы и семинары хореографов с мировым именем. На фестиваль съедутся преподаватели, специалисты, танцоры и просто поклонники бальной культуры XIX века. В рамках фестиваля пройдут тематические танцевальные вечера и закрывающий костюмированный Большой Бал в историческом особняке в центре Москвы. Среди приглашенных преподавателей фестиваля будет уникальный человек из Бельгии. Ливен Барт не просто много лет занимается историческими танцами, но и является директором Института старинного танца.

Республиканские фестивали являются праздниками традиционной национальной культуры. Часто проходят в рамках большого праздника, собирают народные коллективы национального танца. Главной целью таких фестивалей является - сохранение и распространение традиционной танцевальной культуры. Многие коллективы привозят очень самобытные фольклорные танцы, стараются найти уникальные песни, частушки, игры и знакомят с ними зрителей. Получается настоящий праздник традиционный культуры. Областные (краевые) и региональные фестивали охватывают большую территорию и связаны с большими финансовыми затратами, поэтому не рационально проводить их просто, как фестиваль. Организаторы стараются в рамках этого мероприятия провести конкурс. Они стараются сохранить атмосферу праздника, поэтому поддерживают дальние территории, готовят для них специальные призы. Фактически все коллективы получают дипломы фестиваля - конкурса.

На уровне района или города для подведения итогов творческого сезона часто проводятся районные или городские фестивали. Они дают возможность выступить каждому коллективу, продемонстрировать новые постановки и получить поощрительные призы. Такие фестивали собирают все творческие коллективы, дают возможность пообщаться руководителям, поделиться опытом и информацией. Участников фестиваля всегда ждут интересные встречи, сюрпризы, приятные минуты общения. Нет момента соревновательности, для всех такой фестиваль - настоящий праздник, возможность выступить на хорошей сценической площадке. Часть финансовых затрат по транспорту, размещению и питанию участников берут на себя организаторы фестиваля, поэтому все любительские коллективы принимают участие. Фестиваль - стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды. Практика фестивалей - единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Они в немалой степени способствовали поддержанию культурного пространства страны и создавали условия для плодотворного профессионального общения работников творческих организаций. На фестивалях можно не только отдохнуть, но и увидеть что-то новое, интересное. Фестиваль - это эмоциональная разгрузка.

Организация концертной деятельности коллектива в рамках подготовки к фестивалю мало чем отличается от подготовки к обычному концерту. Для фестиваля выбирается уже готовая хореографическая постановка или новая, подходящая к теме фестиваля. Оттачивается исполнительское мастерство участников.

Конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников. Коллективам, совершенствующим свое мастерство народных танцев, предлагается участие в фольклорных конкурсах - фестивалях, где можно встретиться с различными культурными направлениями и выучить новые традиционные танцы или характерные движения. Организаторы фольклорных фестивалей предлагают участникам размещение в отелях и обеспечивают участников питанием во время проведения фестиваля. Заявки на участие в таких фестивалях принимаются, минимум за полгода до начала фестиваля, и организаторы сами отбирают коллективы для участия.

Конкурсы бальных танцев давно превратились в спорт и это целая отдельная индустрия со своими правилами. Чемпионаты по модерн - танцу также имеют черты спортивных состязаний.

Большинство хореографических конкурсов носят название конкурс -  фестиваль, включают в свою программу множество направлений, возрастных категорий, номинаций и дают возможность выступать как ансамблям, так и солистам, дуэтам, как группам одного возраста, так и смешанным группам, как дебютантам, так и опытным исполнителям. Именно поэтому они пользуются большой популярностью сегодня и собирают огромное количество участников.  Организаторами таких конкурсов являются бывшие танцоры, руководители собственных студий, знаменитые хореографы. Требования к участникам конкурса и исполняемым танцам определены положением, все постановки строго регламентированы по времени. Призами в таких конкурсах часто служат денежные премии, кубки, дипломы. Программа конкурсов предназначена для повышения технического уровня танцоров, содержит конкурсные выступления, мастер-классы и даже экскурсии.

Задача участников и руководителя - показать свое мастерство в преображении музыкального и сценического образа, моментального перевоплощения.

Подготовка творческого коллектива

к конкурсному выступлению

          Подготовка к конкурсу начинается задолго до его начала. Это большая работа, которая включает в себя: постановочный процесс, разного рода репетиции, организацию концертной деятельности, психологическую подготовку участников конкурса-фестиваля.

Во-первых, нужно определиться с датой выступления и местом. 

Знание точной даты дает возможность правильно и рационально рассчитать свои возможности и время, отведенное на подготовку.

Не стоит откладывать, даже если вы абсолютно уверены в себе и своих участниках. Могут возникнуть совершенно непредсказуемые обстоятельства, которые сыграют отрицательную роль (ребенок заболел, испорчен костюм и т.д.).

Во-вторых, необходимо знать, что основным документом для отправной точки является «Положение о проведении конкурса -фестиваля». 

Как правило, оно содержит основную информацию для руководителя, поэтому необходимо получить ксерокопию этого документа в личное пользование. В случае недоразумений с организаторами на руках будет документ, подписанный ими.  Далее следует изучить положение, очень внимательно. Возраст детей, количество исполняемых постановок - все это должно быть указано. Не стоит указывать неверный возраст исполнителей, готовить два произведения вместо требуемого одного, надеясь уговорить исполнить еще одно. Жюри этим не удивишь, а время на подготовку потратите. Нужно обратить внимание на требования к исполняемым постановкам. Как правило, они должны быть разнохарактерными. Задача участников и руководителя - показать свое мастерство в преображении музыкального и сценического образа, моментального перевоплощения. Рекомендуется использовать проверенные постановки - интересные по композиции, имеющие свой почерк, свою неповторимость, уникальность. Старайтесь подготовить к конкурсу позитивную постановку, слез и горя хватает нам в жизни, не стоит выносить их на сцену детского конкурса. Подбирайте для своих постановок качественный музыкальный материал, соответствующий возрасту исполнителей.

Это должна быть качественная балетмейстерская работа, а не концертный номер, пользующийся успехом у участников или зрителей, не номер, который был переснят с видео, т.е. чужой номер и, конечно, не подтанцовка к песне.

Можно специально к конкурсу сделать новую миниатюру, соло, дуэт, массовую композицию для разных возрастов, чтобы все  дети поучаствовали.

При подготовке к конкурсу  и выборе  произведения важно учесть  состав участников, так как не всегда могут поехать те дети, которых бы вы хотели поставить в танцевальные композиции.  Кроме того, все во многом зависит от возраста и уровня подготовки исполнителя.

Маленьким детям (до 10 лет) можно ограничиться двумя детскими миниатюрами. Не нужно брать для этой возрастной категории юношеские и взрослые постановки, даже если ребенок их хорошо исполняет. Это нарушение правил композиции, а значит, гарантированный проигрыш.  

Во время текущих концертов обратите внимание, какой номер наиболее удачно смотрится на сцене, в каком номере исполнители чувствуют себя уверенно, справляются с ним хорошо технически. 

Обратить внимание на недостатки, которые требуют доработки, как в композиции, так и в исполнении. Продумать о подаче произведения. При хорошей, грамотной подготовке успех гарантирован.

Если в ходе подготовки возникают вопросы по условиям конкурса, их

необходимо лично задать заранее по телефону, который обязательно указывается в положении. Надеяться на кого-то не стоит, информация часто бывает искажена.

Когда условия изучены, начинается непосредственная подготовка. Отбор конкурсантов.

Любому педагогу хочется, что бы все его воспитанники были победителями или лауреатами, но, к сожалению, так не бывает. Вам все равно придется выбирать лучших, если количество ограничено. На заявления родителей, что они очень хотят увидеть своего ребенка на сцене, в чьем успехе вы явно не уверены, нужно отвечать вежливо, корректно. Обещайте, но не голословно, что их дети обязательно выступят в концертах и конкурсах меньшего масштаба.

Ведь конкурсы для этого и существуют, чтобы выявить лучших.

 Во время подготовки конкурсантов не стоит переключаться на них полностью, так как остальные дети будут чувствовать себя брошенными, что недопустимо. Занятия стоит вести в привычном режиме, уделяя немного больше времени конкурсным произведениям. Не нужно проводить множество дополнительных изнуряющих репетиций для детей. Если коллектив ведет постоянную репетиционную работу и концертную деятельность, он в хорошей форме и лишние репетиции только добавят усталости детям. Если грамотно выстроить занятия, можно и новую постановку выучить, апробировать ее на сцене в ходе концертной деятельности коллектива.  Для остальных учеников конкурсанты станут неким эталоном, поэтому конкурсные произведения следует разучивать всем. Так остальные будут чувствовать себя будущими претендентами и работать с полной отдачей. 

Генеральную репетицию следует провести в костюмах на такой площадке, которая по размерам соответствует конкурсной. Это в первую очередь относится к детям младшей возрастной категории (до 10-11 лет) в силу их большой эмоциональной восприимчивости. Слишком сложный костюм, предметы реквизита, большая площадка могут отвлечь детей непосредственно на сцене, поэтому заранее по максимуму отрепетируйте все на своей сцене.

 В день конкурса прибыть к месту проведения следует минимум за 2-3 часа до своего выступления (прически должны быть уже сделаны).

Важно сделать разогрев, повторить отдельные части, сложных элементов, комбинаций, рисунков. Макияж, туалет, костюм  и за 30 минут уже все участники должны быть готовы.

Взять с собой  на выступление нужно следующее:

  • фонограммы (на двух носителях, например, на флеш - карте  и  на телефоне). В случае выхода из строя одного из носителей вам не придется искать другой вариант;
  • положение о проведении конкурса, программу.  Вы будете вооружены документально на случай нарушения условий;
  • фотоаппарат и видеокамеру (задокументировать ваше выступление).

По прибытии разыщите организаторов конкурса и вежливо задайте любые вопросы, которые вас интересуют - они обязаны вам ответить, если даже предельно заняты. Помните: это их работа. 

Далее найдите план выступления конкурсантов и убедитесь, что вы есть в списке. Заранее подойдите к звукорежиссеру и передайте ему свои фонограммы. Убедитесь, что они воспроизводятся, даже если звукорежиссер уверяет вас, что у него всегда все в порядке.

В ходе подготовки коллектива к конкурсу возникают огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все: художественный уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, вкус у детей и руководителя. Он учит детей выражать свою точку зрения и отстаивать ее  в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций. Во-первых, занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность. Во-вторых, занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. В-третьих, приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы. В ходе подготовки коллектива к конкурсу возникают огромные возможности воспитательного характера.

У участников воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто кроме них не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.

Подготовка к конкурсу - фестивалю способствует разрешению возникающих проблем у детей: 

  • снимает закомплексованность в движении, поведении
  • воспитывает ответственность
  • убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей
  • бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни».

Педагог активно воспитывает в участниках порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, дух соперничества, волю к победе.

Приучает к аккуратности, подтянутости, исключает расхлябанность, распущенность, неопрятность.

 При подготовке к конкурсу - фестивалю одним из первых требований преподавателя является соблюдение дисциплины.

Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский. Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагогу необходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию перед встречей с детьми в классе.

Для участия в конкурсе важным аспектом является психологическая подготовка исполнителей к публичному выступлению - серьезная, ответственная и очень увлекательная работа самого артиста. Именно эта предварительная психологическая подготовка во многом помогает артисту в максимальной реализации его художественных задач на сцене, помогает раскрывать весь свой творческий потенциал перед аудиторией и получать удовольствие от своего выступления. Только обладая уверенностью в своих силах и осознавая свою творческую уникальность на глубинном психологическом уровне можно стать настоящим мастером-творцом, создающим неповторимый момент настоящего чуда.

Достаточно сложно найти артиста, который ни разу не испытал бы на себе негативные формы и последствия сценического волнения. Некоторые артисты переживают сильнейшие стрессы во время публичных выступлений. Естественно, что подобные переживания не проходят бесследно, и такой опыт, накапливаясь, негативно сказывается на самооценке человека, лишая его уверенности в себе и в будущем. Есть мнение о том, что чем больше исполнительский опыт и чем чаще артист выходит на сцену, тем реже он должен страдать от различных негативных проявлений сценического волнения. Было бы замечательно, если бы так было на самом деле. Но если в личном опыте артиста есть какая-либо ситуация, связанная с концертной деятельностью и носящая психотравматический характер, то всякий раз, находясь в похожей ситуации, ребенок будет запускать весь комплекс негативных, стрессовых состояний и моделей поведения, помочь избавиться от которых сможет только профессиональный специалист - психолог.

Недостаточная готовность к выступлению, сомнения в успехе, отсутствие веры в себя и свои возможности - способны действовать по-настоящему разрушающе и РЕБЕНОК НА СЦЕНЕ ВЫСТУПАЕТ ПЛОХО на творческий потенциал и карьеру артиста в целом.

Существует целый спектр проблем выступления на сцене:

  • волнение и повышенная тревожность перед будущим выступлением;
  • заниженная самооценка по поводу своих профессиональных возможностей;
  • боязнь неудачного выступления;
  • ожидание каких-либо технических затруднений при публичном исполнении произведения;
  • отсутствие «творческого запала» перед выступлением.

В связи с этим трудно переоценить роль педагога для молодого артиста. Именно педагог должен сформировать общую сценическую культуру, суметь создать адекватную и функциональную методику подготовки к публичному выступлению для каждого ученика индивидуально, с учетом его психологических особенностей.

Это очень плодотворный, кропотливый и тяжелейший труд. Нужно найти к ребенку свой особенный подход, так как все дети разные; заинтересовать их не только интересным выступлением на сцене в красивом костюме, но и морально подготовить к этому важному событию в жизни.

Самое сложное для ребенка - это концентрация внимания на сцене. Волнение не позволяет сконцентрироваться на самом исполнении, поэтому участники часто теряются, что-то забывают, не могут передать характер и состояние образа, даже если всегда на репетициях все делали хорошо. Выступление на конкурсе и на концерте редко бывает лучше, чем в репетиционном зале. Виной всему  является неумение сконцентрироваться в момент выступления.

Над концентрацией внимания можно работать  и этот навык можно натренировать.

Еще одна проблема  участников выступления - публика, зрители, члены жюри. Любая зрительская аудитория вызывает волнение. Появляется страх, переживания, что ведет к снижению качества исполнения.

Могу предложить несколько советов, разного рода заданий и упражнений, которые помогут справиться с волнением на публике.

  1. Игры на доверие.  Во - первых, дети должны доверять друг другу в коллективе, уважать и слышать друг друга.  Можно использовать в работе различные игры в команде или в парах. Подойдут любые, вы можете самостоятельно выбрать их в интернете и менять на занятиях.  Например, всем коллективом со связанными руками перенести воздушный шарик из одного конца зала в другой. Имея по одной руке, вдвоем пришить пуговицу. Выбрать капитана и сделать какое-то задание, во время выборов руководитель наблюдает, кто из детей пользуется авторитетом, на кого можно положиться. Можно поставить всех детей лицом в круг и, не говоря ни слова, они должны по парам поменяться в кругу местами. Сначала у многих не будет получаться, но как только дети начнут друг к другу прислушиваться, понимать и чувствовать друг друга, процесс пойдет на много быстрее.
  2. Наличие зрительской аудитории. Во-вторых, дети должны танцевать для разных зрителей постоянно. Меняйте солистов, пусть каждый танцует по - одному, остальные смотрят, это очень собирает детей, они должны танцевать хорошо и без ошибок. Второй вариант - все танцуют для разной публики (пустой зал, важный гость, неожиданно, чужой зал),  даже родители, охранники, случайные люди – это зрители.
  3. Задания на развитие концентрации и внимания. В - третьих, дети должны уметь концентрироваться. Умение сконцентрироваться на выступлении - залог успеха. Существуют разного рода  задания на концентрацию и внимание (посмотреть и повторить буквы, хлопки, цифры),  повторить поговорки, скороговорки. Произнести по порядку буквы алфавита через хлопок по колену и порядковый номер (А-1, Б-2……). Рассказать стихотворение, выполняя простые танцевальные движения.
  4. Соревнуемся дома. В - четвертых, дети должны научиться в зале танцевать  мощно, дерзко, объемно, в «полную ногу». Это должны быть -  мини соревнования, с призами, аплодисменты, танцем победителя.  Нужно научиться доставать эмоции из себя в пустом зале.  Сначала индивидуально, потом  родителям, затем зрителям, в итоге любой аудитории.
  5. Домашнее здание. Дети должны получать задания на каждую репетицию. Отрабатывать дома те моменты, которые необходимы для выступления на конкурсе. Можно завести дневник, записывать задания, движения. Важно делать это постоянно и  проверять, как ребенок справился с заданием. Это может быть комбинация, одно движение, даже эмоция, ритм, счет.
  6. Постановка целей. Чтобы дети понимали, зачем все это они делают, проведите анкету и проанализируйте ее с каждым. Анкета: мои цели ближайшие, будущие, что не нравится, что нравится, чего жду от конкурса.
  7. Талисман на удачу. Перед поездкой сделайте каждому ребенку  – талисман, пусть возьмут с собой, они заколдованные, игрушки копеечные, конфеты на счастье. Талисман должен работать. Пусть он будет на репетиции, во время выступления возьмите его за кулисы.
  8. ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ  РАЗЫХ ДЕЙСТВИЙ  ПЕРЕД  ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ:
  1. Проговорить скороговорку, чтобы сосредоточиться.
  2. Съесть счастливую конфету, можно есть: халву, сыр, пить воду.
  3. Не смотреть на соперников.
  4. Разогреться прямо перед выходом.
  5. Проговорить все замечания.

Это лишь небольшая часть примерных упражнений, действий, правил, которые помогают при подготовке к конкурсному выступлению. Все они работают, проверены на практике, но они являются аксиомой. Их можно заменить, разнообразить, дополнить новыми. Главное, готовя детей к хореографическим конкурсам и фестивалям, всегда нужно наслаждаться процессом обучения танцу. Именно процесс, а не его конечный результат, есть сердце и совесть танца. Когда коллектив на конкурсе, его окружают тысячи таких же влюбленных в танец, желающих удивить своим искусством и, конечно же, победить.